Портфолио
Возможно, для кого-то будет неожиданностью, что в наш век цифровых технологий классическое печатное портфолио живет припеваючи и имеет даже большую значимость, чем раньше. Практически все, кто постоянно просматривает работы фотографов, сходятся во мнении, что когда фотографии можно потрогать и повертеть в руках, они остаются в памяти гораздо дольше. Я не хочу сказать, что сайты или другие цифровые варианты портфолио фотографам не нужны, но отдавая в руки заинтересованному в ваших услугах человеку распечатанные работы, оригинально и красиво оформленные в альбоме, вы повышаете свои шансы быть замеченным.
Стандартное портфолио – это кожаная папка-альбом с прозрачными полиэтиленовыми файлами для хранения фотографий. Все, что вы решите сделать с вашим портфолио дальше, зависит от вашего вкуса, желаний и финансовых возможностей. На рынке представлены всевозможные варианты оформления ваших работ: от максимально лаконичных черных папок из кожзаменителя до удивительных вещей ручной работы, инкрустированные чем угодно, из натуральной кожи - папки-альбомы за сотни, а то и тысячи долларов. Основная масса таких папок выпускается в формате А4 (8 на 10 дюймов). Никто не ограничивает вас именно таким размером, но не забывайте, что кроме оптимального соотношения размера для просмотра и удобства в транспортировке в идеале в портфолио должны быть примеры ваших журнальных работ. Большинство журналов печатаются именно в таком или очень близком к нему формате.
Быть максимально самокритичным – самое сложное при составлении портфолио. Помните, что первое впечатление можно произвести только один раз. В портфолио не должно быть проходных работ. Терпение человека заканчивается гораздо быстрее, чем нам кажется. Мы сами можем просматривать свои работы часами, ведь большинство из них вызывает в нас какие-то воспоминания, связанные со временем, местом, моделью или событием, запечатленным на фотографии. Человеку постороннему все наше творчество, насколько гениальным бы оно не было, может очень быстро наскучить. Поэтому если у вас в портфолио не хватает отличных портретов, не надо «доводить» его хорошими портретами, надо пойти и снять еще один отличный. Даже самые востребованные профессионалы находят время, дабы постоянно дополнять свои портфолио новыми работами, повышая тем самым свой уровень.
Очень важно, чтобы первые и последние фотографии в вашем портфолио были вашими лучшими, а остальные расположились посередине. Начните с вашей второй самой хорошей фотографии, а закончите самой хорошей. Почему? Первая должна произвести впечатление и заинтересовать. А последняя подытожит все увиденное и оставит отпечаток в голове вашего зрителя. И важно, чтобы этот отпечаток сформировался из самого лучшего вашего материала.
Об оптимальном количестве фотографий в портфолио можно поспорить. Опрос своих знакомых из журналов и рекламных агентств показал: 20-30 работ для репортажных и портретных фотографов, и 30-50 для fashion и рекламных. Разница в количестве происходит из-за того, что последние должны продемонстрировать умение держать уровень на протяжении всей fashion story(editorial) или всей рекламной кампании, а не показать одно лучшее фото серии из 15 фотографий. (http://www.pixiq.com/article/creating-a-photography-portfolio). Акцентировать внимание в вашем портфолио стоит естественно на опубликованных работах. Обложки и наиболее «засветившиеся» журнальные фотографии в начале, а напечатанные максимально качественно персональные работы потом.
Количество портфолио у каждого фотографа зависит от разносторонности его работы. Если вы снимаете fashion и портреты celebrities, то соответственно будет логично посвятить отдельное портфолио каждой из тем. Ваши потенциальные клиенты хотят видеть работы, которые наиболее схожи с тем, что им от вас нужно. Как я уже писал выше, человеческое терпение не безгранично, и может получиться так, что потратив время на просмотр не имеющих отношения к делу фотографий, ваш клиент устанет. А дойдя до тех работ, что интересовали его изначально, уже не отнесется к ним с должным вниманием.
После просмотра вашего портфолио потенциальный клиент должен почувствовать, что знает вас. Рекламным агентствам, журналам и большинству остальных заказчиков не нужны сюрпризы. Все они, нанимая вас на работу, хотят видеть определенную стилистику и подход к фотографии. Поэтому постарайтесь подобрать работы так, чтобы все отличительные черты ваших фотографий были абсолютно четко видны. По возможности важно изучить пристрастия того человека, которому вы показываете ваши работы, и поменять порядок фотографий в портфолио соответствующим образом.
Но как же привлечь внимание именно к вам? Как выделиться из сотен портфолио, которые просматривают агенты, редакторы и арт-директоры рекламных агентств каждую неделю? PR-ходов и способов выделиться так же много, как и фотографов. В своем блоге Danielle Currier, автор книги No Plastic Sleeves:The Complete Portfolio Guide for Photographers and Designers http://blog.noplasticsleeves.com/?tag=portfolio-book, описал несколько вариантов нестандартных оформлений портфолио и способов их демонстрации. А если разобрать новшества, то в последние несколько лет из-за сравнительной доступности этих технологии стали очень популярны два решения. Первое – это книги-портфолио, которые можно оформить и распечатать в любом удобном вам формате, и они всегда имеют аккуратный и профессиональный вид. Такие сайты как www.blurb.com или www.lulu.com предлагают готовые основы для подобных портфолио, что ускоряет процесс подготовки к печати. По большому счету вам просто нужно закачать свои фотографии, написать свое имя и выбрать цвет обложки. Минусы в том, что обновлять работы в таком формате естественно невозможно, и через какой-то промежуток времени вам придется печатать эту книгу заново. Плюсы в том, что при правильном подборе фотографий и оформления такое портфолио оставляет впечатление законченной работы, а не просто фотоальбома; возможность тиражирования позволяет рассылать неограниченное количество экземпляров разным адресатам одновременно. Еще один положительный момент – это демонстрация своих работ на iPad. В США стало очень популярно высылать курьером свой планшетник с заранее подготовленной презентацией, которая запускается сразу по включению. Высокое качество экрана, удобные габариты и относительно доступная цена сделали этот способ демонстрации своих работ последним хитом.
Конечно, в идеале хорошо бы иметь свое портфолио в нескольких форматах. Не всегда получается встретиться с клиентом лично и показать ему ваши напечатанные фотографии, и тогда сайт, FTP, iPad или книга, которую можно выслать по почте, окажутся гораздо более удобным способом саморекламы, но ни один из них не произведет такого эффекта, как старая добрая кожаная папка!
Список наиболее популярных производителей стандартных папок-альбомов:
Prat Paris - www.pratfab.com
Silver print UK- www.silverprint.co.uk
Dick Blick- www.dickblick.com
Light Impressions- www.lightimpressionsdirect.com
House of Portfolios- www.houseofportfolios.com
Itoya- www.itoya.com
А вот тут уже более эксклюзивные папки ручной работы:
Shrapnel Design- www.shrapneldesign.com
Red Frog- www.redfrogmetaldesign.com/books.html
Powell Leather- www.powellleather.com
Комментарии:
насчет всех этих понтов с инкрустацией обложки, использованием стекла, золота, платины и прочей экзотики - зачем? главным-то всё равно остается содержание. никто из заказчиков не будет выбирать фотографа по принципу "у кого обложка круче". равносильно принципу "у кого камера круче". обложка-то, может, и запомнится, а запомнятся ли работы?)
пару слов по структуре статьи (субъективно:). первый абзац стоило бы разделить на два: вступление и основная часть статьи (со слов "Стандартное портфолио – это..."). да и в последнем блоке как-то всё налеплено. а еще картинок не хватает, скучно без них текст воспринимается. кстати, странно, что в статье ни раз не прозвучало слово "book")))
p.s. хотелось бы еще почитать толковую статью про съемку модельных тестов:)
Про статью по тестам - думаем об этом и начинаем уже готовить. По слову "бук" - все таки это более жаргонное слово, тем более у нас, если у моделей этот термин полностью вошел в обиход, то в фотографической среде - это не принято. Вообще, иметь не принято, а уж называть так тем более :-) Так что портфолио правильнее.
кстати, почему не выпускают альбомы с соотношением 2:3? неужто там никто на обычные зеркалки (Canon, Nikon) не снимает, у всех Hasselbald, в котором соотношение сторон как раз 3:4?