Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Концертная фотография. Обработка фото с концерта.

Аскар Ибрагимов. Концертная фотография

Введение

Концертная фотография — одна из сложных разновидностей репортажного фото, где   фотографа ожидает масса сложностей: малое количество времени на съемку, работа из толпы коллег либо слушателей,  отдельные приключения в поисках вожделенной аккредитации на концерт. Фотографических осложнений тоже хватает, даже по сравнению с другими видами репортажа: если днём на улице света будет достаточно, то на концерте его недостаёт; если на политическом митинге люди двигаются сравнительно медленно, то музыкант может перемещаться по сцене с огромной скоростью и совершает непредсказуемые жесты;  практически ничего из снимаемого нельзя проконтролировать и подстроить под себя.  И все же делать концертные фото очень интересно: они, как никакие другие, способны передать энергетику исполнителей и привести к действительно впечатляющим снимкам. Серьезные музыкальные фотографы — народ, преданный делу.

Прежде всего, определим, что такое действительно удачный кадр? Забудем на секунду про музыкантов и вообразим два пейзажных фото. Одно будет изображать красочные  голландские фермы тюльпанов. Второе − черно-белый мрачный снимок с воздетыми к  драматически облачному небу ветвями голого дерева. Как ни странно, второй снимок будет существенно более мастерской фотографией, чем первый. Почему так?

Первый снимок производит впечатление за счёт простого воспроизводства красивых объектов, но доносит до зрителя лишь сам факт, что тюльпаны цветные и красивые. Фотограф  только нажал на спуск, документально зафиксировав некий красивый объект, его участие в создании кадра лишь номинальное. На втором снимке посредством фотографических техник была создана  картинка с настроением, которая не только (и не столько) документирует наличие дерева и облаков, но находит эмоциональный отклик у зрителя. Не важно, кто посадил дерево и какого оно вида, документализм в данном случае отходит на второй план, а на первый выходит художественное впечатление.

Известный фотограф Илья Рашап однажды написал: «Фотография есть стихотворение.

Это может быть целая поэма, смысл которой можно долго раскрывать, рассказывать, обсуждать и т.д. А может быть короткое хайку, которое воспринимается на уровне ощущений, интуитивно.» (http://rashap.livejournal.com/200323.html). Если в снимке есть это «стихотворение» — снимок  имеет ценность с фотографической точки зрения.

Так как мы говорим о репортёрстве,  не следует ожидать, что куча снимков с концерта будет фотографическими шедеврами. Напротив, особо удачные снимки появляются редко: например, в моём портфолио оказываются 2-3 фотографии с фестиваля, который длится  три дня подряд по 8 часов.  Но есть еще несколько задач, которые должны быть выполнены на полноценном уровне помимо попыток снять новый шедевр.

Каковы эти задачи? Они вытекают из того факта, что как правило, фотограф может попасть  на концерт только в качестве репортера музыкального издания, а значит, должен предоставить этому изданию результаты работы. Фоторепортаж с обилием разных планов должен показать зрителю атмосферу концерта и дать возможность увидеть всех значимых музыкантов коллектива. Как правило, такая серия снимков — традиционный формат веб-сайтов, пишущих о музыке. Часто сами музыканты с удовольствием коллекционируют удачные фотографии и пере-публиковывают их в сети, в самых удачных случаях  — приобретают для  использования, разрешают вам посещать будущие концерты по прямой договоренности с группой. Если вы снимаете для печатного издания, вам потребуется учесть редакторские технические требования, то есть отснять крупные или средние планы самых важных музыкантов для иллюстративных целей.  

Мы снимаем интересный, яркий репортаж о событии, который полностью раскрывает атмосферу музыкального концерта и использует при этом фотографические выразительные средства.

Аккредитация

Аккредитация — она же «проходка», «фотопасс» — это ваше право осуществлять съемку на концерте.  Социальные связи, договорённости, взаимодействие с менеджментом групп и хозяевами изданий — интегральная часть процесса получения аккредитации. К счастью, этот механизм достаточно прямолинеен:    вы связываетесь с организаторами концерта либо с менеджментом выступающей команды и излагаете просьбу об аккредитации (либо это осуществляет редактор вашего издания). Аккредитация запрашивается за несколько дней до концерта. Запрос об аккредитации должен ясно давать понять, кто такой вы, что такое ваше издание, содержать краткую статистику тиража (посещаемости в сети), ссылки на примеры прошлых репортажей (особенно от этого же промотера). Язык общения должен быть формальным, предупредительно вежливым, деловым, исключены фамильярность и грубые формы общения.

Когда приглашение подтверждают (за 2-3 дня, реже — в день события), горизонт чист — приходите на концертную площадку, ищите  у входа человека, занимающегося пропуском по гостевым спискам. Он пропустит вас на концерт и выдаст атрибуты аккредитованного фотографа (бейдж или браслет). Как правило, вы имеете право снимать три песни из так называемого фотопита (пространства перед сценой, отделяющего музыкантов от аудитории). Если условия организаторов позволяют,  съемку потом можно продолжить из зала. Некоторые команды требуют на этом этапе подписать релиз, в котором может быть всё что угодно — от просьбы не торговать потом снимками до передачи всех прав на отснятый материал группе на веки вечные за бесплатно.

Хорошим тоном (а иногда и требованием) является отсылка опубликованного отчета организаторам — они несомненно  лучше запомнят вас и издание и легче пропустят на будущие события.

Фотосъемка

Несколько лет назад мы с опытными коллегами написали статью, которая подробно освещала все «азы» процесса. Дабы не повторяться и оставить больше места для ряда других полезных соображений, отошлю читателя к нашему материалу, который можно найти в моём блоге (http://users.livejournal.com/_tsukasa/608735.html). Для полноты изложения я, однако, изложу здесь необходимые базовые сведения.

Техническое качество  снимка

Когда я только начинал снимать концерты, три «съемочные» песни пролетали в непрерывном движении — я стремглав нёсся туда же, куда и фронтмен, и старался заполучить снимки «на лету». Адреналина было немеряно, а вот резких снимков — очень мало.

Как правило, из-за нехватки света концерт снимается на предельно допустимых параметрах, которые только могут обеспечить максимальную экспозицию без потери резкости. Ситуация разительно отличается от студийной, где можно проконтролировать все параметры. Оговорюсь, что есть ситуации, когда мы сознательно отказываемся от технически правильного кадра (намеренный смаз или нерезкость, намеренное отклонение от оптимальной экспозиции), но в первую очередь следует знать, как добиться резкого корректно экспонированного кадра. С диафрагмой всё просто: чаще всего вы будете держать её открытой, жертвуя глубиной резкости ради адекватной экспозиции. С чувствительностью особого выбора тоже нет: скорее всего, вам придется использовать максимальную рабочую чувствительность (как правило, в районе ISO 1600). Выбор выдержки диктуется получением резкой картинки, когда фотоаппарат держится нами в руках (присутствует «шевелёнка») и  объект тоже не стоит на месте. Классическое правило про исключение «шевелёнки» гласит, что выдержка должна быть короче обратного фокусного расстояния (то есть для фокусного расстяния 80 мм нам понадобится выдержка не длиннее 1/80 сек). Это значение должно быть сокращено ещё сильнее, так как даже при стабильной камере наш объект  будет смазываться за счет собственного движения. Практика даёт для активно движущегося музыканта выдержки короче 1/160 сек. Для фиксации «хедбенгинга» (размахивания длинными волосами) потребуется использовать выдержки короче 1/400.

Я всегда снимаю в мануальном режиме с точечным экспозамером (в моей камере экспозамер осуществляется по активной в данный момент точке фокусировки). Точкой фокусировки я управляю вручную, а в камере установлен следящий режим подстройки фокуса. Дело в том, что автоматика не может распознать, какая и деталей кадра важна, а какая нет, и может   некорректно сфокусироваться или ошибиться при экспозамере. Стойка микрофона всегда находится ближе самого музыканта и авторежим сфокусируется именно на ней. Сам музыкант  освещается гораздо ярче окружающей сцены, и усреднённая по всему полю экспозиция может привести к тому, что он окажется безнадёжно пересвечен. Единственное исключение из правила про мануальный режим — съемка в яркий солнечный день, когда нужно  попасть в экспозицию на ярко освещённом лице музыканта, в этом случае я использую приоритет диафрагмы.

Как правило, я стараюсь фокусироваться по глазам артиста, как это делается на портретах. При съемке я продолжаю отслеживать попадание в экспозицию по показаниям экспонометра в видоискателе и по гистограмме на дисплее камеры. Показ гистограммы я вывел на «быструю кнопку» на корпусе камеры. На другую быструю кнопку у меня выведен режим LiveView для оперативного доступа к визированию по экрану.  

Съемка в движении — порочная практика: на самом деле, следует делать всё возможное, чтобы камера в момент съемки была неподвижна. Привыкните фотографировать, стоя на месте (замерев) и обязательно задержав дыхание — пока вы дышите, вы шевелитесь. При возможности — обопритесь на статичный объект. Для повышения шансов на успех следует снимать сериями по несколько кадров — больше вероятности, что один из них окажется наиболее резким.

Стоит сделать пару оговорок. Фиксация камеры важна, но этот процесс должен отнимать минимум времени (доли секунды). Во-вторых, и с длинной выдержкой наподобие 1/40 вы можете сделать резкий снимок, если и вы, и музыкант почти не шевелитесь.

Аккуратность в построении кадра

Очередной важный аспект — это понимание того, к какому результату мы стремимся. Увы, огромный процент концертных фотографов удовлетворяется лишь техническим качеством снимка, но совершенно забывает о его экспрессивности. В силу собственной лени или воспитания они ошибочно полагают, что сносно проэкспонированный резкий кадр имеет некую ценность как таковой. Сеть заполнена «репортажами» о том, что у музыканта на сцене две руки, две ноги, музыкальный инструмент, кислое выражение на лице и высокохудожественная поза «я прислонился к микрофонной стойке и уныло смотрю в пространство». Для успешного результата требуется хорошо чувствовать, что происходит в кадре. Не всегда возможно сознательно поймать самый лучший момент (особенно если идёт охота за моментальными эффектами) — поэтому используется серийная съемка (заодно, увеличиваются шансы на резкий кадр). Последующий выбор результата позволит подвести итог усилий — выбрать «самую-самую» позу, «самый-самый» взмах волосами, «самое-самое» выражение лица. Но снимать лишь «наудачу» нельзя, ибо определённые вещи необходимо учитывать уже на этапе съемки.

Первое и главное, на что следует обращать внимание  — это свет.  Джое МакНэлли, известный американский фотограф, цитирует в своей книге Джоя Лоэнгранда, редактора LIFE: «Если вы хотите, чтобы что-либо выглядело интересно, не освещайте это полностью».

Как лучше воспользоваться падающим на музыканта освещением? Недавно довелось посетить Ny Carlsber Glyptotek, один из великолепных музеев Копенгагена. Скульптуры там освещаются жестким светом, выставленным с филигранной точностью. Эти снимки статуи городского головы шумерского города Лагаш  иллюстрируют, как можно с разных сторон показать одно и то же лицо.

image03.jpg

Свет очень жесткий, но при этом при съемке в фас (кадр справа) он плоско падает на фигуру и достаточно однородно освещает все детали. Тени хоть и присутствуют, но не очень заметны, нет «драмы» в портрете — это просто плоско и скучно освещенная фигура. Теперь мы, не меняя ничего в освещении, отойдём в сторону, противоположную той, откуда падает свет (примерно туда, куда зеркально отразится падающий свет — обратите внимание на блики от лампы). В этом положении получаются сильное драматическое освещение, отличные рельефы на фигуре, интересные обширные тени. Все эти детали оказались в центре внимания потому, что сейчас мы находимся заметно  ближе к линии, разделяющей освещенную и неосвещенную части объекта.  (Отмечу, что точно так же, с противоположной стороны от светового прибора, рекомендуют располагать камеру кинематографические учебники.) Аналогично, на концерте, если вы встанете со стороны, противоположной прожектору, освещающему лицо музыканта, он будет выглядеть интереснее, менее «плоско». Этот прием становится ключевым при концертах на открытом воздухе, где на сцену светит яркое, «жесткое» солнце — дополнительным плюсом съемки с такого ракурса будет  уменьшение сильно пересвеченных солнцем участков. При этом теневая сторона фигуры музыканта проработается, так как будет освещаться за счет «заполняющего»   солнечного света, отраженного от сцены.

Сравните, как плоско и чересчур ярко освещается лицо с солнечной стороны (врезка) и как хорош результат при съемке с теневой стороны.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Amorphis, Tuska 2011, Helsinki, Finland

Следующий снимок сделан на прямом солнце, и весь свет на музыканте и гитаре —  солнечный, прожекторы присутствуют только в качестве «декорации».

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Evocation, Jalometalli 2008, Oulu, Finland

Неплохой способ поймать что-то любопытное — попробовать упрятать свет за об

ект переднего плана, то есть поймать интересные контровые эффекты.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Die Apokalyptischen Reiter, FME 2012, Helsinki, Finland

Ключ к успешной съемке — сосредоточение, постоянное выхватывание из потока событий интересных моментов. Это требует максимальной концентрации и определенного авантюризма: уверенности, что вы поймаете момент, нет вовсе, пока вы не опустите камеру после серии кадров и не обнаружите, что результат достигнут. Например, если взять сцену на снимке выше — вспыхнул свет, гитарист взмахнул волосами — вы стараетесь запечатлеть ту фазу взмаха, которая наиболее эффектна. Пока «не развалился кадр», вы стараетесь поймать побольше дублей этого момента.

Соображать при съемке некогда: я стараюсь на ходу предположить какой-нибудь кадр и пытаюсь его реализовать на практике. Возможно, ничего не получится. А возможно, всё совпадёт — и тогда выйдет интересный кадр.

В процессе съемки важно «не терять голову» и постоянно следить, не портит ли неплохой кадр неучтенная деталь. Как правило, микрофон не должен заслонять рот музыканта полностью. Фотографы располагаются ниже музыканта, но это не должно приводить к снимкам, на которых виден только подбородок. До сих пор моя первая непроизвольная реакция на что-то интересное: подбежать ближе и снять покрупнее! Но возможно, что этого не следует делать вовсе: если лицо артиста некрасиво выглядит в ракурсе снизу вверх, надо наоборот отойти подальше. Стоит так же  учесть попадание в кадр конечностей и деталей музыкальных инструментов. В общем, ваше положение при съемке должно учитывать свет и ракурс.  Почти закон Мерфи: хороший ракурс почему-то очень часто предполагает особо неудобную позу у снимающего.

Фотографии начинающих репортажников обычно содержат лишь какую-то одну интересную деталь — например, артиста в интересной позе среди совершенно посторонних объектов. С опытом, интересных деталей в кадре оказывается больше: человек начинает обращать внимание на фильтрацию «мусора в кадре», на взаимодействие фона и переднего плана, начинает быстрее успевать за событиями. Мастерски выполненным я бы счел кадр, где уникальная, длящаяся доли секунды ситуация заснята с максимальным техническим качеством: такая картинка автоматически выделяется из серой массы.

Оговорюсь, что свои снимки я как мастерские не позиционирую. Но очень важно иметь представлении о том уровне, к которому стремишься приблизиться, чему очень помогает слежение за работой опытных коллег. Небольшой список хороших фотографов приведён в конце статьи.

На первых своих съемках я много размышлял, как выстроить стратегию съемки. Ведь есть только три песни — одеть ли мне телевик  или широкоугольник? Когда музыкант уже появился — снимать ли мне портреты крупным планом или среднийобщий план? Решения этих вопросов вполне поддаются логике. Если лицо музыканта заурядное, «не фактурное», отсутствует интересная мимика — крупные портреты вызовут только зевоту, а если перед вами музыкант из блек-металлической в жутком гриме, то это будет очень интересно рассматривать:

image21.jpg

Witchery, Tuska 2011, Helsinki, Finland

Если музыкант способен на эффектные позы — очевидно, наш выбор будет в пользу широкоугольной оптики, так как потребуется снимок в полный рост. Наличие на переферии кадра эффектных световых приборов (например, «световых вееров» из мощных прожекторов) так же говорит в пользу широкого угла. Работа на больших сценах часто не оставляет особого выбора: когда музыканты находятся в глубине сцены, приходится всё снимать только телеобъективом.

Некоторые примеры использования различной оптики показаны ниже. Широкоугольный объектив позволил не только заснять позу музыканта, но и захватить симпатичные прожекторы, «адскую» картинку на заднике и второстепенную фигуру энергично машущего шевелюрой  гитариста.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Edguy, FME 2012, Helsinki, Finland

Довольно эффектно получаются снятые в профиль портреты вокалиста на телевик:

Before the Dawn, 2009, Oulu, Finland

В общем случае — просто снимайте часть времени на один объектив, часть — на другой. Бывает, что интересные вещи можно снять одновременно на диаметрально различные фокусные расстояния. Именно по этой причине особо преданные делу репортажные фотографы носят вторую камеру, чтобы не тратить время на смену оптики.

То, что получается на снимке — отражение не только событий сцены, но и состояния фотографа. Лучшие результаты появятся на свет, когда вы будете подвижны и внимательны к происходящему, готовы реагировать моментально, но при этом сохраните способность спокойно и полноценно размышлять.

Большинство фотографов инстинктивно снимает в позе «с камерой у глаза». В то же время, камера на вытянутых руках даст нам взгляд под необычным углом и позволит сделать отличающийся от других кадр. Как снимать такие кадры?  Во-первых, в современных камерах есть режим LiveView (визирование по экрану), правда, на некоторых камерах в нём имеется запаздывание картинки. Во-вторых, полезно помнить, что даже если вы смотрите в видоискатель камеры на расстоянии вытянутой руки, вы всё равно можете увидеть маленький участок кадра. И это будет достаточный участок, чтобы поставить точку фокусировки куда надо (например, навести на глаза музыканта). Этот прием позволяет поднести камеру максимально близко и получить интересные широкоугольные карточки. Если высота сцены огромная, то подобный прием поможет сделать успешные снимки, невзирая на физические преграды.

Когда на сцене бьет ключом хорошо поставленное действо, вопрос лишь в том, чтобы успеть поймать максимум интересного. Что же делать, если хочется снять что-то этакое, а группа ведёт себя очень уныло? Боюсь, придется собрать волю в кулак и следить за обстановкой: если вы сделаете несколько сотен дублей музыканта, какие-то скорее всего будут удачными. Следите за световыми эффектами, возможно, причудливое освещение на музыканте скомпенсирует недостаток эмоций.

Снимки из толпы перед сценой, из глубины зала и с балкона (который есть на некоторых площадках) могут получиться очень интересными — прежде всего, за счёт видимых зрителей. Хотя снимать такие кадры тяжелее, они отлично иллюстрируют взаимодействие зрителей и музыкантов.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Parkway Drive, 2010, Istanbul, Turkey

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Kamelot, 2008, Teatria, Oulu

 

Брать ли вспышку?

Вспышка — однозначное зло, скажут вам фотографы «из большинства», по их мнению, она убьет атмосферу. На самом деле, правы они лишь отчасти — в случае использования мощной вспышки «в лоб». Но есть ряд тонкостей. Современные накамерные вспышки имеют вращающиеся «головы» и регулируемую мощность.  

Причин для использования вспышки может быть несколько:
- необходимость хоть как-то подсветить артиста. Бывает, что свет настолько плох, что не удается сделать ни одного снимка лица музыканта при имеющемся освещении. В этом случае вспышка, отраженная от потолка или стены, либо слабый импульс, направленный «в лоб», позволит выйти из положения. При съемке «в лоб»  мощность вспышки следует установить на значение, которое будет удачно сочетаться с имеющимся сценическим светом. Естественно (как при любой съемке с комбинацией импульсного и постоянного света) выдержка должна быть подобрана таким образом, чтобы сценический свет успел зафиксироваться — он нам нужен для создания эффектного заднего плана. Даже при длинной выдержке освещенная вспышкой часть кадра выйдет резкой, так как длительность вспышки  составляет ничтожную долю секунды. С другой стороны, при выдержках короче 1/250 часть кадра будет еще прикрыта шторкой в момент срабатывания вспышки, что приведет к браку.
- специальные эффекты съемки (см. следующий раздел)
- если вы дружны с музыкантами и вхожи в гримерку, вспышка поможет по ходу дела отснять технически качественный репортажный материал «из-за кулис». Разумеется, прежде чем приниматься за такую съемку, убедитесь, что никто из попадающих в кадр не против фотосъемки.

Следует оговориться, что на абсолютном большинстве серьезных концертов вспышка запрещена и единственным результатом её использования окажутся проблемы со службой безопасности. Начинающие клубные команды, вероятно, будут более лояльны. Если не уверены, просто уточните у ответственных лиц (охраны, лица, выдавшего аккредитацию), каковы сегодня правила насчёт вспышек. На рассуждения об "убитой атмосфере" я бы ответил просто - а что, если никакой атмосферы нет в помине? Вы пришли в тёмный клуб, где одиноко светят куда попало два прожектора, а группа играет в романтичной темноте, в которой сделать не то что интересный, а вообще любой снимок невозможно? Именно тогда эксперименты со вспышкой позволяют добиться достаточно сильных результатов, создать атмосферу своими силами.

 

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Before the Dawn, 2012, Helsinki, Finland

Именно такая "обстановка" была на недавнем концерте. Сцена тонула во тьме. На гитариста частично светил яркий прожектор (на снимке он превратился в пурпурные сполохи). Вспышка была направлена в потолок на отражение перпендикулярно к лучу зрения, чтобы прямой импульс не попал на музыканта (это дало бы менее интересный свет). Конкретный угол "наведения" вспышки был выявлен путём проб и ошибок. Вспышка использовалась в режиме TTL, чтобы система сама определила  подходящую мощность. В подходящий момент (музыкант эффектно заревел в микрофон) применил длинную выдержку по первой шторке (shutter dragging) и сдвинул камеру по горизонтали в процессе экспозиции, составившей 1/6 секунды. Конечно, я не мог предугадать результата, однако среди нескольких сделанных дублей нашелся удовлетворивший меня снимок. Я бы рекомендовал при использовании этой техники перемещать камеру сознательно в определенном направлении - обычная "случайная тряска" не создаст должной динамики. Камерой с открытым затвором можно "рисовать" в воздухе штрихи, круги, сердечки... всё, что подойдет к вашей задаче отразить впечатление от музыки. Паралелльно, проработается затемнённый размытый фон, хорошо контрастирующий с очерченным вспышкой резким кадром. Добавлю, что часть удачи моего снимка в том, что солист не был освещен вообще и на его резкий портрет не наложились "призрачные" артефакты от его фигуры в постоянном свете.

Оригинальные приемы при съемке

Первым делом при  съемке стоит обеспечить себе «стандартный набор» кадров, достаточный для отчёта в вашем издании. Если остаётся время, можно дополнить этот набор экспериментальными снимками. Вот некоторые специальные приемы, которые можно взять на вооружение:
- вспышечные эффекты: стробоскоп и совмещение вспышки с длинной экспозицией (по первой шторке)
- масштабирование в процессе съемки: на длинной выдержке можно покрутить кольцо зума и получить сюрреалистический кадр с расходящимися линиями, направленный на музыканта
- широкоугольные  перспективные искажения, «сферические» искажения объективов типа «рыбий глаз».
- применение светофильтров со спецэффектами — «звездных» фильтров, или просто защитных, вымазанных чем-то подходящим (типа вазелина) для получения «художественной размытости» и лучей с бликами. Сюда же отнесу применение устройств Lensbaby.
- творческое использование нерезких объектов для создания контраста резких и нерезких масс и объемов на снимке, творческое использование размытия от движения для усиления динамики в кадре (в т.ч. вместе со вспышкойстробоскопом для фиксации отдельных фаз движения). Этот прием часто использует Калле Бьерклид, ссылка на галерею которого дана в конце статьи.
- мультиэкспозиция

Точно так же, как вы меняете ракурсы, планы и фокусные расстояния, должны иногда меняться и спецэффекты. Помните, что вы не должны использовать один и тот же творческий прием на всех кадрах серии — чем разнообразнее будет подана съемка, тем лучше.

Методические ошибки при съемке  

Как я уже писал выше, при съемке необходимо учитывать направление света и ракурс. Иными словами, положение камеры очень важно, и напрямую связано с перемещением фотографа вдоль сцены —  чтобы убрать помехи,  улучшить картинку по свету, заснять максимум интересных сцен.  Однако есть расхожее мнение, что следует встать в одной точке и ждать, пока музыкант добежит до тебя, и вот тогда уже фотографировать. Эта точка зрения удивляет: когда фотографы пассивно ждут, пока музыкант до них доберётся в процессе случайных блужданий, не может быть речи ни о каком контроле картинки. Если что-то  случится на другом конце сцены, то это будет попросту упущено. Такой подход оправдан, если вам принципиально неинтересно  прилагать усилия и лишь требуется пара портретных фото, чтобы отделаться этой халтуркой от редактора вашего издания.

Ещё об упущенных моментах: неоднократно замечал, что отсняв пару кадров, народ отворачивается от сцены и увлекается просмотром снимков, даже когда рядом происходит что-то интересное. Посмотреть на результат бывает полезно, но в «живой» съемочной ситуации это шанс проворонить что-то интересное. Объекту съемки должно принадлежать максимум непрерывного внимания, а контроль качества лучше осуществлять в моменты, когда в действии наступает пауза. Любопытно, что  в момент «затишья» музыкант может обратиться к зрителям, на него могут дать яркий свет и есть возможность сделать технически удачные портреты.

Добавлю, что сильно не понимаю «идейно выдержанных» фотографов, которые на съемку рок-концерта наряжаются в рок-сапожищи и таскают с собой огромные кофры, не утруждая себя тем, чтобы снимать их даже в узком пространстве фотопита. Это такая же съемочная ошибка, как и все остальные: тяжелая рок-атрибутика вместе со складом фототехники сильно стесняет свои и чужие движения, а когда вы одеты очень по-субкультурному, но не по погоде, то выглядите тяжелоатлетом-мазохистом, но никак не человеком, готовым на молниеносную реакцию на происходящее. Результаты у таких авторов соответствующие: даже если они купили себе очень дорогую технику, приличных фотографий мало.

Немного о физике распространения света. На сцене у нас в изобилии присутствует дым. Частички дыма заслоняют от нас происходящее на сцене, поглощая проходящий через них свет. Кроме того, дым рассеивает в направлении камеры свет со стороны. Попросту говоря, чем дальше мы от объекта, тем больше дыма оказывается на луче зрения и  тем хуже картинка. Несмотря на это, многие деятели концертной фотографии (даже если фотопит узок, а выступающий находится близко) используют только телевики 70-200 мм, чему нет разумного оправдания. Мало того, что про фиксацию интересных поз можно забыть — с близкого расстояния в кадр влезет только лицо и грудь — вдобавок, эти объективы в силу физических причин не фокусируются ближе 1.5 метра. В итоге фотограф вынужден отползать в дальний угол и снимать через большое количество дыма. Люди с короткофокусной оптикой будут стремиться поближе к музыкантам и загородят обзор.

В фотопите вы, как правило, далеко не одни, и часто фотографы начинают ненамеренно мешать друг другу.  Часть фотографов на этом этапе начинает нервничать и обвинять других, что им заслонили обзор. Вежливо, но твёрдо отклоняйте подобные заявления. Единственное, что я бы не рекомендовал делать без оглядки — это поднимать камеру на вытянутых руках, так как это заслонит обзор большому количеству людей. Этот прием оставьте на тот момент, когда вы никому не помешаете. Всё остальное — ваше право.

Рюкзак с фототехникой в фотопите нужно снимать и класть в безопасное место, чтобы не перегораживать дорогу другим и не избивать их вашим багажом, когда перемещаетесь вы. Если вы опасаетесь за сохранность оставленной техники и намерены носить всё на себе — не берите с собой огромных «чемоданов» с уймой оптики, а используйте компактную сумку.

Выбор результата

Однажды мне довелось пообщаться с ассистентами известного турецкого фотографа Мехмета Тургута. Энергия и связи этого человека вместе с мастерством фотографа сделали его лидером турецкой коммерческой фотографии, а интерес к тяжелой музыке позволил «добраться» до заезжих знаменитостей — Slayer, Элиса Купера, Оззи Осборна, Патрисии Каас. Вместе с ним в студии на задворках прогулочной зоны Стамбула существует совершенно раздолбайская армия ассистентов. Они рассказали однажды поучительную вещь: «Представляешь, мы пробуем снимать тех же людей при том же свете, в той же студии, что и Мехмет Тургут. Однако у нас вообще не получается так же, как у него!» Я часто вспоминаю это при выборе снимков: если малоопытные ассистенты просто нажимали на кнопку, то Мехмет, скорее всего, очень внимательно ловил и провоцировал особые выражения лиц моделей. Помните: множество других людей снимает одновременно с вами. Поимка характерных, уникальных моментов, предельная сосредоточенность на этих моментах при съемке и при выборе кадров позволит вам выделиться из толпы, фотографирующей без оглядки на происходящее. Осмыслите про себя эту философскую идею «решающего момента» и ловите его изо всех сил,  в том числе — просто наудачу. Не забывайте перепроверять себя. Почему я сейчас снимаю так, а не по-другому? Что я вижу перед собой, какие эффектные вещи? Как я выбираю снимок из сотен похожих? Что именно мне в нём нравится, какая деталь делает его сильным? Как его лучше всего обработать, что подчеркнуть? И так далее.

Фундаментальный критерий: кадр должен быть сложившимся и эффектным. Если концерт был энергичным — это следует передать на снимках. Если на концерте был красивый свет — это следует передать на снимках.  Выразительность кадра есть основной критерий, по которому они отбираются для публикации. Все остальные моменты — освещенность лица музыканта,  формальная композиция, даже резкость  — играют отчасти второстепенную роль, потому что главное — впечатление от снимка.

Обычно приходится выбирать, какой из пяти-десяти похожих снимков лучше всего подойдет в работу. Как пример, один кадр будет лучше по свету, другой по резкости, третий по позе музыканта. В ситуации, когда определиться сразу тяжело, следует мысленно поставить снимкам оценки по критериям качества, резкости, интересности,   эффектности, качества света, и оставить снимок, сумма «оценок» которого максимальна. Хотя одно, пожалуй, непреложно: снимок хорошего технического качества (или ставший таковым в процессе пост-обработки) воспринимается ярче, чем похожий снимок, но с существенным техническим браком.

Кстати, о техническом браке. Некоторые пуристы могут вас раскритиковать, если вы обрезали гриф гитары, локоть музыканта или часть его шевелюры. На самом деле важно, как у вас получились самые ответственные области на снимке: лицо музыканта (оно всегда будет притягивать взгляд первым), руки, другие сильные элементы, которые определяют кадр. На третьестепенной важности недочёт никто не обратит внимания. Естественно, вовсе не обязательно добиваться присутствия на снимке лица целиком (пуристы скривят нос): например, даже отрезав глаза краем кадра, мы можем сохранить эффектность кадра: сфокусировать внимание зрителя на эффектно получившихся губах. Похожий эффект будет достигнут, если часть лица скрывает тень от головного убора, как на данном снимке. «Неправильное» отсутствие глаз может сделать снимок более абстрактным, анонимным, придать драматичности, и этот прием хорошо знаком портретистам.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Fields of the Nephilim, Tuska 2008, Helsinki Finland

Даже ваши рядовые снимки будут восприниматься  выигрышнее, если через них будут проглядывать ваше видение, особые подходы, стиль. Хочу предостеречь от упрощённого понимания стиля как «универсального способа обработки всех кадров». Стиль  может включать «фирменную» обработку, но в идеале, ваше видение должно складываться из последовательного воплощения  на всех этапах подготовки кадра.

Как же узнать, «какой у меня стиль»? Ключевая информация содержится в статистике уже снятого. Каждый фотограф, в силу особенностей личного восприятия, будет «настроен» на определенные картинки. То, что продемонстрирует зрителю джазовый фотограф А, может показаться слишком спокойным  любителю металла фотографу Б, при этом  фотограф Б поймает другие эффектные моменты. Имеет место ситуация «оба лучше»: и А и Б произведут на свет сильные серии снимков с характерным почерком каждого из фотографов. Поиск почерка, в моем понимании, это разговор с подсознанием через набор выбранных снимков — постепенно, с опытом, через постоянный анализ понравившихся «по наитию» кадров проглянут определенные паттерны восприятия.

Обработка

Выбор подхода к обработке

Концертное фото мне часто хочется назвать «фотографией из реального мира». В обычной фотостудии идеальные условия: свет можно выставить точно так, как требует задача, отсутствуют всевозможные помехи и один кадр можно совершенствовать часами. Как будто вас пустили в какой-нибудь красивый дворец с грузовиком светового оборудования и автобусом ассистентов на целый день, предварительно очистив его от всех остальных. Обычный же турист, оказавшись в таком дворце, столкнется с мешающей толпой туристов, и вынужден будет снимать в тех условиях, какие там сами собой создадутся на момент его визита.  

Следует осознавать пределы вмешательства в кадр. Если вы снимаете для новостного СМИ, вмешательство в кадр, строго говоря, недопустимо. Например, вот эта полезная статья Рейтерс описывает, как репортеры имеют право корректировать файл изображения: http://blogs.reuters.com/blog/archives/4327

Если кратко, допускаются «технические» подправления тех недостатков, которые вносятся техникой — аккуратное увеличение резкости, приглушение сильно пересвеченных участков, удаление  следов пыли от матрицы. При этом цвета и содержимое картинки не имеют права изменяться — например, вы не можете локально осветлять и затемнять части кадра или применять  ретушь.

Однако будем честны: чаще всего от нас требуется не документальное подтверждение факта концерта, а эмоциональный портрет. Многие потенциально выигрышные  снимки не годятся для публикации «как есть»: тусклые цвета, потеря контраста по вине сценического дыма, не до конца побеждённая шевелёнка, помехи из сценического оборудования  делают оригинал малоинтересным. Если стопроцентная документальность не требуется, мы можем вмешиваться в кадр сильнее — главное, чтобы результат такой обработки не выдавался за строго документальный. К слову, в обработке репортажных серий  лучше придерживаться умеренности: достаточно будет пары стилистических приёмов на всю  серию.

Можно, конечно, забыть про умеренность и пойти ещё дальше — наложить компьютерные спецэффекты, текстуры, добавить фальшивых бликов и вклеить в картинку «то, чего не хватает», например, крутой прожектор. Но если автор увлекается коллажами, ему не стоит  называть такой результат фотографией (особенно репортажной). Это компьютерный коллаж. Я и мои коллеги такой способ модификации изображений в репортажах не практикуем.

Хочу предостеречь аудиторию от типичной ошибки: обработка должна подчеркивать достоинства оригинала, а не маскировать их отсутствие. Можно придумать очень красивое «разукрашивание» кадра, применить контрастную «художественную»  черно-белую обработку, использовать фильтры и спецэффекты из арсенала рекламного фотографа. Даже бездарные снимки в итоге будут смотреться броско.  

Я не имею права присваивать себе лавры «знатока приёмов». Всё, чему я научился, я усвоил из текстов и общения с коллегами, прежде всего с Аликом Войтеховичем (http://blyg.livejournal.com ) и Сергеем Канатьевым (http://e_x_i_l_e.livejournal.com ). Большая часть советов в этой главе родилась из общения с Сергеем. Алик изложил полезные сведения по обработке концертных снимков в своей статье http://blyg.livejournal.com/77843.html.

Давайте посмотрим на основные проблемы с концертным кадром и способы борьбы с ними.

Шумы

Шумы — первейший спутник концертного фотографа.  Устранение шумов в общем случае выполняется силами фильтра-шумодава из Adobe Camera Raw и Photoshop или через плагины других производителей (я предпочитаю плагин Noiseware Professional). При удалении шумов следует соблюдать умеренность — небольшой, едва заметный шум придает изображению реалистичность, а  сильно сглаженная картинка  вызывает ощущение «чрезмерной обработки».

На резких участках фото некоторый шум, скорее всего, не будет сильно мешать и добавит «фактурности». Однако он будет неприемлем в тех областях, где нет резких деталей, особенно в районе градиентов. Если вы уже очистили картинку от шумов, но отдельные области ещё требуют доработки, можно повторить операцию на с копией картинки на отдельном слое и замаскировать те области, где достаточно было однократного применения шумодава.

Локальный контраст

Задымленные фотографии часто получаются мутными и слабоконтрастными. Для возвращения снимку приемлемого вида стоит применить какой-либо прием, улучшающий микроконтраст. Я использую для этого фильтр Bleach Bypass из набора Color Efex Pro 3.0. Фильтр может сильно стилизовать картинку, но я не использую его на всю мощь, а только увеличиваю Local Contrast. Параметр Saturation я устанавливаю примерно в 90%, где насыщенность цветов соответствует исходной, и не использую Global contrast.

Маскировка недостатков: черно-белый и тонированный снимок

Если знаменитые музыкальные группы способны привезти на концерт своего светоинженера, то подавляющее большинство групп среднего звена довольствуется услугами клубного световика. Такая картина наблюдается и на довольно больших событиях, не говоря уже о маленьких концертах. В итоге, цветной снимок представляет из себя кошмарную цветовую кашу, как в данном примере: тускло-оранжевый на певице, пурпур на потолке,  сзади  пробивается синий, и всё это великолепие, разумеется, никак не согласовано между собой по яркости. Такой кадр можно удачно улучшить, переведя  черно-белый (далее ЧБ).

Сам вопрос создания изображения в ЧБ весьма обширен и за дополнительным чтением я отсылаю к хорошему обзору Алика Войтеховича (http://blyg.livejournal.com/60015.html). Для перевода в ЧБ нам даже удобно иметь разноцветные участки кадра: регулируя их относительный вклад в яркость результата, мы можем повысить контраст изображения и выбрать, что мы хотим подчеркнуть, а что «спрятать в тень».

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

In Strict Confidence, Amphi Festival 2011, Koln, Germany

Для примера, преобразуем данный кадр в черно-белый  посредством корректирующего слоя Black & White с помощью показанных настроек — усилив вклад теплых тонов (певица) и уменьшив вклад холодных (потолок). Цель достигнута — вышел значительно более контрастный (а значит, визуально привлекательный) снимок с хорошим акцентом на музыканте. Правда, не обошлось без потерь: если приглядеться к проводам, свисающим с осветительной фермы на заднем плане, видно, что их очертания стали рваными. Это произошло потому, что   мы сильно воздействовали на  холодные оттенки, что повлияло на плавные переходы в этих тонах.  

Кстати, одним из эффективных способов перевода в «особо контрастное» ЧБ является уже упоминавшийся выше Bleach Bypass из набора Color Efex Pro — в нём можно полностью убрать цветовую насыщенность и отрегулировать глобальный и микро-контрасты по вкусу. Так же набор фильтров предоставляет несколько фильтров, заточенных под преобразование в ЧБ.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Интерфейс Color Efex Pro 3.0, Bleach Bypass. Фото: портрет участника Beati Mortui, Helsinki 2012

Черно-белое решение отлично подходит к ситуациям, когда требуется в первую очередь показать яркостные формы, игру света и тени, а цвет не привносит важной информации. Если кадр сильно зашумлен, ЧБ-обработка поможет улучшить его внешний вид, так как пропадает вклад цветовой компоненты шума.

Обработка фильтром Bleach Bypass

Упомянутый выше фильтр Bleach Bypass из комплекта Color Efex Pro хоть и не является, строго говоря, инструментом перекраски снимка, но отлично подходит для стилизации некоторых фотографий в жесткие, частично обесцвеченные эффектные картинки. Часть читателей, возможно, сейчас опасливо подумала, а не выйдет ли результат чрезмерно компьютерным? Если исходный снимок был отличным сам по себе, то радикальные меры, возможно, излишни.  Но если подобная стилизация, оттолкнувшись от исходного кадра, способна  довести снимок до крайне эффектного вида, то почему бы не её не применить? При необходимости этот эффект даже можно приложить к снимку неоднократно. Замечу, что хотя плагин Color Efex очень удобен  - он  даёт возможность просмотреть на хожду получающийся результаи - приём Bleach Bypass можно реализовать и стандартными средствами  Фотошопа. Варианты этой простой техники с легкостью ищутся в интернете по ключевым словам "bleach bypass tutorial".

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф
Atheist, Jalometalli 2009, Oulu, Finland

Selective Color: улучшение цветовой насыщенности

В силу особенностей человеческого восприятия зритель из произвольного набора снимков предпочтет те, где есть сочные, насыщенные цвета. Увы, непредсказуемость и бесконтрольность концертного освещения зачастую лишает возможности сделать красивый насыщенный кадр в принципе. Цвета приходится «облагораживать» при постобработке.

Данная статья не подходит для детального изложения сведений о гармонии цветов (эту информацию легко найти в  литературе по живописи), но важно понимать, как именно можно получить чистые тона из «грязных».  Для этого посмотрим на знакомую всем пользователям Photoshop круговую диаграмму цветов.

http://3.bp.blogspot.com

image19.jpg

и на стандартные уравнения получения вторичных цветов (система CMY) из первичных (RGB):

Красный (R ) +Синий (B) =Пурпур (M)

Синий (B) +Зелёный (G) = Голубой (C)

Красный (R )  + Зелёный (G) =Желтый (Y)

Несложно заметить, что на круговой диаграмме вторичные цвета находятся между соответствующих первичных.

Корректирующий слой Selective Color в Photoshop позволяет управлять одним из 6 первичных и вторичных цветов, добавляя в выбранный оттенок цветовые и яркостные примеси. Точное значение цвета этой «примеси» задаётся в системе CMYK.  Подмешанная компонента может быть отрицательной, т.е. из исходного цвета будет вычитаться «нежелательная примесь».

Грязный цвет — это, по сути, чистый цвет определенного оттенка с подмешанным к нему несовместимым цветом. Несовместимый цвет — это оттенок, располагающийся на цветовой диаграмме прямо напротив исходного. Применительно к практике, установка в слое Selective Color добавки несовместимого цвета в отрицательное значение приведет к «вычищению» цветов. Например, если мы хотим из грязно-красного получить очищенный красный, сдвинем в канале “Red” в отрицательное подожение ползунок “Cyan”, если хотим почистить синий — убавим в канале “Blue”  компоненту “Yellow”, и так далее (для наших целей вполне хватит  исключения «примерного» паразитного оттенка). Следует соблюдать умеренность, чтобы картинка не стала чересчур кислотной — как и в случае с присутствием шумов, определенное «несовершенство чистых цветов» будет более реалистичным, чем полыхающая «кислота». Обычно я, помимо зачистки цвета, экспериментирую со всеми компонентами исправляемого канала, что позволяет слегка перекрасить картинку в более благородные оттенки (например, я предпочитаю оранжевые тона пурпурно-красным).

Например, на этом снимке вся коррекция сделана только Selective color в режиме «Absolute».

В красном: C -92%, M-20%, Y-28%, B+22%  

В желтом:  C-28%, M-19%, B-19%

В голубом: Y-4%  

В синем: Y-54%  

Как видим, уменьшение голубой составляющей в тёплых тонах проявляет чистые тёплые цвета, а уменьшение «паразитного» желтого в синих — существенно облагораживает синий оттенок. Точные значения коррекций определяются на глаз до достижения оптимальных на ваш вкус оттенков.

Так как при цветном освещении не существует понятия «цветовой температуры», строго говоря, нельзя сказать, какой цвет будет истинным и настоящим.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki

Selective Color: перенасыщенные цвета

Польза Selective Color не ограничивается чисткой цветов. Концертное житие-бытие знаменито своими мощными цветовыми заливками, когда, например, почти монохромный прожектор «затапливает» сцену красным или синим. Картинка выглядит  лишенной деталей  и абсолютно плоской. Борьба с проблемой начинается сразу на этапе RAW-конвертации — в оном, посредством коррекции цветовой температуры, параметров насыщенности и цветности в разных каналах можно улучшить ситуацию. Принцип исправления таков: когда у нас есть почти монохромная заливка красным с примесью жёлтого, имеет смысл перекрасить красные и желтые спектральные полосы немного по-разному и, если требуется, устранить перенасыщение цвета путем подмешивания противоположного цвета. За счёт вручную увеличенной разницы цветов в красном и желтом канале появится больший цветовой контраст и картинка станет более комфортной  для зрителя.

Selective Color: подчёркивание мелких деталей

Известно, что канал, в котором находятся те самые «несовместимые» по отношению к общему тону фотографии оттенки, в то же время содержит информацию о мелких деталях снимка. Именно поэтому при «чистке цветов» не следует убирать паразитный оттенок «в ноль»: помимо возникновения на снимке чересчур «кислотного» цвета, картинка потеряет в детализации.  

На следующем снимке я показал исходный кадр и его вариант с прибавленным голубым в красном канале, где эффект подъема детализации хорошо заметен (такая коррекция меняет и яркость картинки, поэтому исправленный результат был высветлен с помощью кривых). В дальнейшем можно тонировать «детализированный» результат в предпочитаемый оттенок.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Rammstein, Sonisphere 2010, Istanbul, Turkey

Локальное улучшение контраста

Интересный приём улучшения картинки состоит, как ни странно, в использовании обычного режима автокоррекции Photoshop. Представим себе снимок, где лицо музыканта потеряло в контрасте по вине плохой освещенности или задымления. Поступим так:
- Отметим исправляемый участок (в нашем случае —лицо музыканта) инструментом Lasso. Важно захватить самые тёмные и светлые области, но при этом не отметить посторонних частей кадра с сильно отличающейся яркостью.
- Выполним  растушёвку отмеченной границы (Select — Modify — Feather) с радиусом, который при вашем разрешении снимка сгладит контур отметки в разумных пределах. Нам требуется, чтобы граница отметки сохранила общую форму, но не была неестественно резкой.
- Дадим команду Image — Auto Contrast, который и будет применен к отмеченной области. Эта операция улучшает плохой контраст в отмеченной области.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Frozen Plasma, Amphi 2010, Koln, Germany

Помните, что улучшение контраста требует аккуратного выполнения отметкии некоторого количества проб и ошибок. Если при отметке окажутся задеты  яркие области фона, то алгоритм сочтёт, что область уже имеет достаточно сильный контраст и не внесет изменений. Остальные режимы автокоррекции из меню Image так же могут быть использованы в экспериментах по улучшению изображения.

Осветление и затемнение участков кадра

Нередка ситуация, когда в кадре оказываются лишние детали, без которых кадр смотрелся бы выигрышнее. Такие участки бывает уместно притемнить.

Сделать это можно, например, таким способом:
- Создаем новый слой командой Shift-Ctrl-N (меню Layer -> New).
- В появившемся диалоге устанавливаем Mode: Soft Light и ставим галочку в пункте “Fill with Soft-Light-neutral color (50% gray)”. Создаётся новый слой, залитый 50% серым, в режиме Soft Light.
- По этому слою рисуем черной или белой кистью с небольшой прозрачностью. Участки, закрашенные тёмным, будут затемняться, светлым — высветляться. Удобство этого метода перед инструментом Dodge / Burn в том, что все вносимые изменения не затрагивают исходного изображения, т.е. их можно в любой момент отменить.

Мой алгоритм обработки изображений

Снимки с концертов исчисляются десятками и сотнями, а репортажная натура съемки диктует оперативность публикации конечного результата. Проще говоря: на один снимок мы хотели бы потратить 1-2 минуты. Поэтому концертные фотографы приходят к простым и эффективным схемам постобработки, которые не отнимают много времени. Кстати, для пущего ускорения я открываю по 20-40 снимков одновременно, чтобы не тратить время на открытие каждого по отдельности.

Итак, перед нами исходный кадр, который мы выбрали для обработки из-за хорошо пойманного момента и приемлемого технического качества. Первое, что мы делаем — открываем его в ACR, чтобы подправить экспозицию, цветовую температуру (если требуется  изменить цветовой тон фотографии) и выполнить, если необходимо, высветление-затемнение важных участков силами инструментов Adjustment brush и Gradient Tool.  Как правило, большинство параметров остаются на своих местах, но я при необходимости исправляю экспозицию и кривые и могу аккуратно подвигать движки контраста и микроконтраста (clarity).

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Emilie Autumn, 2012, Nosturi, Helsinki, Finland

Если мне требуется лишь веб-разрешение, я открываю концертные снимки в уменьшенном размере с целью экономии ресурсов,  сохраняя 16-битный режим (в нём больше «запас качества», то есть точнее передаётся информация).

Все дальнейшие манипуляции у меня записаны в экшен, на прогон которого обычно требуется несколько десятков секунд.
- Первым делом по картинке проходится «шумодав» с небольшой силой воздействия (Noseware Professional, устрание яркостных шумов на 20%).
- После чистки от шумов создаётся слой Selective Color и я добиваюсь «вычищения» цветов на фото, согласно описанной выше логике. На данном этапе и возникает, по сути, почти готовая картинка.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф
- Затем создается копия изображения в отдельном слое, к которому применяется Bleach Bypass фильтр из набора Nik Color Efex Pro 3.0. Если в этом фильтре установить цветовую насыщенность порядка 90%, картинка будет очень похожей по насыщенности на оригинал, т.е. фильтр будет влиять только на микроконтраст. Настройки параметра Local Contrast я подобрал таким образом, чтобы эффект усиления микроконтраста был довольно заметным, но без излишества.  Слой с результатом работы фильтра имеет режим наложения Luminosity.
- Теперь я могу с помощью изменения прозрачности этого слоя подправить эффект усиления микроконтраста  по вкусу. Таким образом, вслед за цветом был приведён в норму яркостный микроконтраст.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф
- В картинке может всё еще оставаться ошибка по экспозиции, и кроме того, Selective Color и Color Efex вносят в распределение яркостей собственную поправку. Логическим третьим шагом будет использовать кривые или уровни (в корректирующем слое с режимом наложения Luminosity, дабы влиять только на яркостную компоненту изображения) для коррекции ошибок гистограммы.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф
- Наконец, слои объединяются в один, уменьшаются под требуемое разрешение (команда File — Automate — Fit Image), и к ним применятся полезный экшен «Интеллигентная резкость 2.0» Павла Косенко (http://pavel-kosenko.livejournal.com/46934.html). Параметры прозрачности слоёв «с резкостью» Lighten и Darken, генерируемых этим экшеном, заданы как 50% и 80%. Кроме того, на оба этих слоя дополнительно накладываются абсолютно чёрные маски. Это позволяет не прибегать к безоглядному повышению резкости на всей картинке.  
- Я прохожусь широкой мягкой белой кистью по маскам обеих слоёв «резкости» примерно там, где имеются резкие детали. Во всех остальных областях повышение резкости может проявить структуру шума и испортить качество снимка.

Другие полезные сведения по обработке снимков

Александр Войтехович написал несколько статей, посвящённых обработке снимков. Ряд способов обработки (в том числе — концертной) он обсуждает в статье по адресу http://blyg.livejournal.com/77843.html. Стоит так же прочитать главу по обработке в нашей прошлой статье про концертную фотографию: http://users.livejournal.com/_tsukasa/608026.html.

Часто задаваемые вопросы

Как мне заработать вагон денег на концертной фотографии?

К сожалению, это в сегодняшней ситуации нереально. Систематический материальный доход на концертной фотографии сгенерировать невозможно, а если и возможно (что удалось единицам из числа моих знакомых), то этому предшествуют годы «подготовки плацдарма» — постепенного проникновения в нужные круги, знакомства, тусовки и прочие  ухищрения, помноженные на стопроцентное посвящение своего времени этому занятию по принципу «волка ноги кормят». Да и сам процесс весьма далек от идеала. Какие-то группы вообще не очень понимают, зачем им обращаться именно к вам (помните, что их товар — музыка, а не красивые картинки, а всем маркетингом занимается лейбл). Как правило, у каждой известной группы уже есть «свой фотограф», который и будет снимать весь важный материал (за который группа будет готова заплатить) — попробовать заполучить такой заказ, конечно, можно, но шансы стоит оценивать трезво.

На концертах обычно присутствуют несколько десятков фотографов, большинство из которых работает за интерес и в целях продвижения самодельных вебсайтов, поэтому концертного материала у группы достаточно и без вас, причем зачастую бесплатно. Помимо энтузиастов, на концертах работают оплачиваемые фотографы музыкальных изданий и популярных СМИ с миллионными тиражами — они находятся на зарплате.  Некоторые «материально ориентированные» фотографы остро негодуют из-за невозможности извлечь доход с каждой съемки благодаря «бесплатным» коллегам. На мой взгляд они  не последовательны: ведь именно «бесплатная карьера» дала им самим возможность набрать опыт.  «Рыночная ниша» весьма заполнена  и готового рецепта «выйти на прибыльность» не существует.   Если вы поставили себе цель зарабатывать только фотографией, боюсь, придется переключиться на свадьбы, фотофиксацию торжеств, обновок гардероба, модельные портфолио и прочие востребованные населением жанры.

Плоха ли нынешняя ситуация? Нет, просто нужно принимать её такой, какова она есть. На мой взгляд, прекрасно, что можно сравнительно легко попасть на концертную съемку — это основной способ получить необходимый опыт и портфолио, зарекомендовать себя. Приобретённые таким образом знакомства могут вывести и на коммерческие заказы, недоступные простому труженику фотопита. Неплохой способ для «профессионального роста»  — найти подающую надежды молодую команду (или несколько) и войти с ней в тесный контакт, чтобы потом вместе с ней «набирать очки» — помогать им сначала снимками для сайта , потом снимками на буклет диска, потом промо-фотографиями. Заработанное таким образом портфолио вполне можно использовать для рекламы своих услуг среди всех остальных.

Группа или журнал просят мой снимок для публикации, мои действия?

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

К сожалению, многие группы не принимают всерьез усилия фотографов и стараются первым делом заполучить материал за бесплатно. На просторах России может встретиться и вовсе неуважительное отношение — например, одна известная группа использовала мои снимки в течение двух лет, после чего в не очень вежливой форме просто отказала в посещении очередного мероприятия, просто потому, что у них было плохое настроение. В общем, при получении просьбы имеет смысл не зевать и попросить о компенсации согласно реальной логике ситуации.  

Публикация в газете (не очень большого размера и не на обложке) может быть грубо оценена в 50-100 долларов, использование в промо-материалах групп (афишное фото, публикации в буклете диска, обложка диска) может потянуть на сумму в 10-20 раз большую. Постарайтесь оценить бюджет потенциального клиента  и исходите из суммы в районе 10-20%. К примеру, фото на обложку диска в Европе может с легкостью стоить €800. Полезно будет посоветоваться с опытными коллегами.

Когда приходится называть цену,может возникнуть мысль — а вдруг этот заказчик отмахнётся, и я потеряю возможность издать свой снимок? Но подумайте сами — какой прок вам было покупать технику и прилагать усилия при съемке, если кто-то единолично воспользуется вашей работой для прибыли? Одно дело, если это маленькая группа, которая едва сводит концы с концами, но у хорошей команды есть звукозаписывающая компания (лейбл), а у лейбла — бюджет, соответственно, они вполне могут заплатить гонорар.

Хочу оговориться: дадите ли вы снимки бесплатно, попросите ли денег — решать вам и только вам. Наличие непрошеных советчиков в этом вопросе иногда раздражает не меньше, чем нарушение вашего копирайта. Однако помните, что у вас всегда и везде есть законное право указания и защиты вашего авторства.

Нужно ли мне идти снимать команду Х в клуб Y?

После того, как вы нашли подход к событиям интересующего вас музыкального направления и заручились поддержкой какого-либо издания, разрешив вопрос «как попасть на событие по аккредитации», бывает, что перед вами возникает чрезмерный выбор событий. Однако не все из них принесут вам интересные снимки, много времени может быть потрачено вхолостую. Тут главное — информация (от коллег и из сети) как о группе, так и о площадке.

Совсем молодые команды могут неинтересно смотреться на сцене, закономерная серия кадров «стоят парни с гитарами» будет навевать на зрителя только скуку. Клубы с плохим освещением так же не имеет смысла  ставить во главе приоритетов. Ну а если в клуб со стабильно хорошим светом приезжает известная, хорошо работающая на сцене группа, то можно только пожелать не упустить шанс. Интересно, что съемка мировых знаменитостей вовсе не всегда означает интересные снимки — например, Deep Purple выходят к зрителям в «трениках», освещенные ровным белым прожектором,   Ozzy Osbourne не отличается особой подвижностью и лишь изредка машет руками, а концертный свет Nightwish с трудом позволяет разглядеть культового композитора Туомаса Холопайнена, зато безжалостно обнажает все недостатки внешности солистки. Мой подход — ходить на те концерты, которые чем-то интересны: музыкой, визуальной составляющей, на худой конец — наличием знаменитостей (как-никак их наличие в портфолио благоприятно влияет на имидж фотографа). Впрочем, начинающему фотографу стоит ходить на максимум событий, где можно приобрести полезный опыт.

Я намерен снимать концерты, но у меня есть возможность приобрести только один объектив, какой мне выбрать?

Для всех случаев жизни такой выбор сделать не получится. Как и в случае выбора снимков, идеальной комбинации тут нет — нужно оценить альтернативы по ряду критериев и выбрать то, что удовлетворяет большему их количеству. Во-первых, лучше сразу стараться покупать оптику со светосилой не ниже 2.8. Во-вторых — сначала лучше взять зум 24-70/2.8, который позволяет снимать на среднем и широком угле, в рок-фотографии это будет особенно эффектно смотреться. Телевики вида 70-200/2.8 я бы поставил во вторую очередь после 24-70.

Если же нет возможности приобрести экземпляр оптики профессиональной серии, придется покупать бюджетный зум или фиксы — но и тут я бы предпочел  в первую очередь иметь  широкий угол, например 35 мм полнокадрового эквивалента и шире. В самом крайнем случае при выборе «единственного на данный момент» объектива и при отсутствии денег светосилу лучше всего иметь в виду в первую очередь: например, штатный объектив 50мм с относительным отверстием 1.4-1.8 стоит 150-300 долларов.

У меня объектив с фокусным расстоянием Х, как лучше всего им воспользоваться?

Каким бы фокусным расстоянием вы не пользовались, имейте в виду, что одна из выигрышных составляющих снимка — наличие объема, перспективы в кадре (то есть — переднего, заднего и, желательно, среднего плана). Такое, конечно, лучше всего достигается широкоугольной оптикой, но и простым «полтинником» (объективом с фокусным расстоянием 50 мм) можно добиться подобного эффекта. К примеру, данный снимок кажется достаточно «широкоугольным» за счет ярко выраженной перспективы, хотя снят на «полтинник».

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

Mokoma, Tuska 2009, Helsinki, Finland

Следующий снимок снят на телеобъектив, который лучше всего подходит для создания «плоских» композиций с совмещёнными планами. Но нам на руку сыграло присутствие целых трёх видов контраста между фоном и передним планом: яркий — тёмный, холодный — тёплый и резкий — размытый, вследствие чего успешно читается объём и снимок выглядит интересно.

концертная фотография, концерт, съемка, обработка, фотограф

FOMA, Sonisphere 2010, Istanbul, Turkey

Какой фотоаппарат мне выбрать для съемки концертов?

Малошумящий. Как правило, это последние модели линеек известных фирм. Скорее всего, вам имеет смысл выбрать из Canon и Nikon. Тесты по шумам надо смотреть на сайтах www.dpreview.com и www.dxomark.com. После шумов, важными критериями явятся объем буфера для серийной съемки, количество мегапикселей, количество точек фокусировки и надёжность их работы в сложных условиях. Оптимальным будет приобрести полнокадровую камеру: Nikon D700, Canon EOS 5dMkII и более дорогие.

Каких концертных фотографов я могу посмотреть?

Серьезный авторитет в концертной фотографии — не только тот, кто снимает концерты пачками. Важнее следить за творчеством тех, кто передаёт своё уникальное видение фотографическими средствами. И не забывать о других репортажных фотографах и вообще фотографах ;-)

Некоторые интересные фотографы:

Калле Бьерклид www.bjorklid.net
Петри Вилен https://www.facebook.com/petrivilenphotography
Александр Войтехович www.blyg.de
Сергей Канатьев  http://e_x_i_l_e.livejournal.com/
Алексей Витвицкий http://panzicov.livejournal.com/
Даниэль Фaльк http://www.framednoise.com/
Ричард Кастрём http://www.richardkarstrom.se/
Конкурс европейской концертной фотографии http://www.popview.eu

Благодарю за помощь в работе над статьёй концертных фотографов

Полину Куликовских (http://kuni4ek.livejournal.com/) и Нину Воронову (http://neenoune.livejournal.com/).

Автор статьи — Аскар Ибрагимов (http://users.livejournal.com/_tsukasa/, https://www.facebook.com/askar.ibragimov.photo)

Комментарии: 4   Просмотры: 74771    

Комментарии:

   20 Мая 2012, 11:50
Прекрасная статья! Авторам --- респект! А то у некоторых начинающих фотографов может сложиться ошибочное представление, что кроме девок другой натуры для съёмки уже не существует... Надеюсь никого не обидел...
willyam   6 Июня 2012, 23:04
Отменная статья! Спасибо за столь подробное изложение.
Feroge   29 Сентября 2014, 15:28
Отличный материал. Прекрасное изложение. Спасибо.
jabodav   24 Февраля 2016, 23:20
Великолепно огромное спасибо! Очень полезная информация.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация