Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

Обзор батарейного моноблока PROFOTO B1 500 AIRTTL

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

Наконец-то начинается летний сезон, который помимо веселого и беспечного времяпровождения предполагает также и работу на открытом воздухе! И как не сейчас настало время достать оборудование из запылившегося чулана и трепетно сдуть с него пыль.

Но в этом тесте ничего сдувать не придется, так как речь пойдет о новом батарейном моноблоке, который только-только появился в продаже и если уже и появился в вашем арсенале, то совсем недавно.

Но если не появился, а только томится на полке в ожидании этого, то моя статья поможет вам дать ответ на главный вопрос – бежать ли в магазин за дорогостоящей покупкой или все таки бережно сдувать пыль с уже существующего у вас оборудования.

Итак. Перед нами Profoto B1 500 AirTTL. Вещь весьма новая и довольно неизведанная. Так как в последнее время становится модно использовать батарейные генераторы и моноблоки в студии (эти провода вечно раздражают!), то я не ограничить рассказом о прямом назначении данной техники - о съемках на улице в отсутствии сети электропитания, но и коснусь вопросов использования такой техники в студии: оправдано ли, удобно ли, допустимо ли.

В то же время хочу сказать, что я не буду касаться в этом тесте использования этого прибора в режиме ETTL. Во первых, потому что он существует пока только для камер Canon, и я как владелец камеры Hasselblad (как пока впрочем и владельцы любых камер кроме Canon) лишен такой возможности, во-вторых, потому что не смотря на кажущуюся простоту съемки в режиме ETTL, он требует определенного подхода и подготовки.

Поэтому я решил вынести эту тему в отдельную статью, раздобыв для этого где-нибудь камеру Canon, и не просто дав вам несколько снимков с описание этой функции, но и предоставив подробный алгоритм эффективного использования, включая настройки камеры, режимов работы вспышки и выбора необходимых параметров съемки. Так что, как говорится, coming soon. А пока давайте приступим к обзору более привычных и доступных функций и характеристик.

ЧТО В КОРОБКЕ

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

В начале давайте посмотрим, что мы получаем «в коробке». Это сам прибор, который имеет габариты 310 на 130 см и вес вместе с батареей 3 кг. Помимо этого в комплект входит зарядное устройство мощностью 2.8 А, компактная сумка, в который помимо самого прибора остается место для зонтичного рефлектора или запасной батареи. Правда, к сожалению, у такой сумки нет никакого длинного ремня, чтобы можно было носить ее на плече или за спиной. Прибор в такой комплектации стоит $1995 (я по традиции привожу цены нью-йоркского магазина B&H, являющегося эталонным по ценам на оборудование, вряд ли вы где-то найдете дешевле).

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

Для того, чтобы работать с этим световым прибором понадобится Air Remote Control стоимостью $299. Помимо непосредственной работы в качестве пускателя, он позволяет еще управлять мощностью вспышек, причем как делая это сразу со всеми имеющимися в наличии вспышкама, так и с каждой в отдельности.

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

Если вы будете использовать свой прибор Profoto B1 с камерой Canon в режиме TTL, то вместо стандартного пускателя вам нужно будет приобрести Profoto Air Remote TTL-C стоимостью $395.

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

Ну и чтобы полностью сориентировать вас по ценам, приведу стоимость запасного аккумулятора. Он обойдется вам в $249.

Если вы решите заменить существующее зарядное устройство на более мощное, способное зарядить батарею всего за 1 час, то вам придется потратить на эту покупку $199.

Немного сэкономить возможно, если покупать комплект из двух приборов. Он обойдется в $3950. Однако помимо двух приборов вы получите удобный рюкзак, вмещающий эти два прибора, зарядку от автомобиля и более мощное сетевое зарядное устройство.

Рассматривая Profoto B1 500 как очередную ступень развития переносного импульсного светового оборудования, я буду сравнивать все характеристики с другим прибором этого же класса, но стоящего по сути на предыдущей ступени эволюционного развития - Profoto AcuteB 600 Air. Чтобы сразу определиться с ценами скажу, что за комплект Acute 600 (батарейный блок и отдельная импульсная вспышка), имеющий на 100 Джоулей больше мощности, вам придется выложить существенно большую сумму - около $3500. Весит же такой прибор с внешней вспышкой около 5 килограмм, что на 2 килограмма превышает вес Profoto B1.

Итак, давайте шаг за шагом анализировать характеристики прибора, отмечая для себя возможность применения такой вспышки как на улице, так и в студии. По каким критериям мы будем оценивать прибор? Мощность, скорость, удобство использования, удобство регулировок, качество рисунка, надежность, время зарядки, емкость и по многим другим.

МОЩНОСТЬ

Но начнем конечно с мощности. 500 Дж – это много или мало? Ведь впервые в производство выпущен эффективный, надежный, удобный, рассчитанный на профессионалов прибор, имеющий мощность «всего» 500 Джоулей. Бытует мнение, особенно у начинающих фотографов, что в студии то 500 Джоулей – это мало, а уж на улице с такой мощностью вообще ничего не сделаешь. Вот было бы 1200 – вот тогда можно было бы работать.

Однако давайте посмотрим, что можно получить с такой мощностью прибора. И вначале взглянем на характеристики производителя.

С 2 метров (чего вполне достаточно чтобы распределить свет полностью по модели при ростовой фотографии, предъявляющей самые повышенные требования в мощности прибора, так как приходится распределять свет по всей модели) с помощью светоформирующей насадки Magnum можно получить 45 1/3 диафрагмы.

При использовании открытого встроенного рефлектора я получил 32.0 (ISO 100). Применение зонтичного рефлектора в положении в самом сфокусированном положении (4) я получил на 1/3 больше, ведь часть света, уходящего в стороны при использовании встроенного рефлектора, теперь фокусируется в средней части светового поля, повышая тем самым там количество света. Это точно соизмеряется с заявленными производителем характеристиками, ведь известно, что рефлектор Magnum за счет своих уникальных оптических свойств добавляет 1 ступень по сравнению со стандартным рефлектором.

При использовании как зонта на отражение, так и зонта на просвет, я получил примерно одинаковые значения – около 22.0. Т.е. мы проиграли всего одну ступень к открытому источнику и около 2 ступеней к рефлектору Magnum.

Много это или мало?

Как известно для того, чтобы «пересветить» солнце в самые его интенсивный период – полдень при 1/200 на ISO 100 необходимо выдать мощность импульсного света на уровне 18.0-22.0 диафрагмы. Однако при менее интенсивном солнце (даже при отсутствии облаков) мощность уже нужна на 1-2 ступени меньше. В пасмурную погоду количество необходимого импульсного света снижается уже резко, на несколько ступеней и рабочий диапазон значений диафрагмы может снизиться до 4-5.6, а то и гораздо меньших значений. При съемке в помещении эти величины уменьшаются еще сильнее.

Таким образом можно понимать, то даже с использованием зонта (на просвет или отражение) мы сможем при использовании этого прибора получить 22 диафрагму. Здесь конечно кроется одна сложность - такой свет нужно распределить по достаточно большой поверхности, ведь нам надо распределить равномерно свет по всей поверхности, однако при определенных навыках и сноровки этого можно достичь без существенных потерь мощности.

При съемке же в условиях меньшего освещения, в тени, в интерьерах, в пасмурную погоду, требования к мощности упадет в разы, предоставив вам возможность использовать любые светоформирующие насадки, не упираясь при этом в предел мощности светового прибора.

ЕМКОСТЬ БАТАРЕИ

220 вспышек на максимуме. Это то количество которое гарантирует производитель и который примерно подтвердился в моем тесте. Насколько это много? Те фотографы, которые имеют большой опыт съемок на улице, представляют, какой этот объем, а вот для тех, кто только планирует впервые приобрести такой прибор, дам представления об этом.

Самый критичный режим, требующий работы на максимуме прибора – это солнечная погода. Там мы работаем на максимальной мощности и у нас нет никаких способов снизить мощность прибора. Укоротить выдержку меньше 1/200 секунды мы не можем в следствие конструктивных особенностей 35-mm камеры. ISO мы тоже не можем поднять в силу того, что с его подъемом мы будем увеличивать не только импульсный, но и постоянный свет. Так что будьте готовы к тому, что если вы снимает на солнце, то диапазон работы вашей вспышки (даже при направленном на модель прямом свете), будет максимум или минус 1 ступень. А это 220-440 вспышек.

Совершенно противоположная ситуация возникает при съемках в тени, в пасмурную погоду, в интерьерах, в вечернее время. Там интенсивность внешнего света намного (на несколько ступеней) меньше. И вы, в условиях работы на 1/200 выдержки, поднимая ISO до уровня 400-800, а то и более (что легко позволяют делать современные камеры без потери качества), будете радикально снижать требования к мощности вспышки, иногда уводя ее до -5, -6, а то и более ступеней от максимума. Здесь уже количество вспышек становится бесконечной (несколько тысяч), предоставляя возможность фотографу не ограничивать себя в количестве сделанных кадров.

Так что, если вы снимает часто на солнце, то вам скорее всего будет необходим второй (а то и третий) аккумулятор. Благо, они не так дороги ($249), довольно компакты и легки и не станут существенной нагрузкой ни в весе и объеме перевозимого оборудования, ни в финансах, необходимых для его приобретения.

Для сравнения скажу, что у Acute 600 аналогичная емкость батареи. 200 при мощности 600 Джоулей, дадут примерно столько же сколько и у Profoto B1 – 240 на мощности 500 Джоулей.

СТАБИЛЬНОСТЬ ЦВЕТОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ

Производитель, заявляя характеристики прибора, обращает наше внимание на то что в нормальном режиме может быть нестабильность цветовой температуры в пределах +/- 150K в зависимости от мощности прибора, а режиме короткой вспышки (freeze mode) +/- 800K.

Я сделал несколько тестовых снимков, чтобы проверить, как меняется цветовая температура при различных мощностях и режимах прибора. Посмотрите на серию снимков, они сделаны на 10.0, 7.0, 4.0 и 2.0 мощностях и в режимах вспышки normal и freeze.

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

Вы видите изменения, однако, если провести замеры цветовой температуры в RAW–конвертере, то в нормальном режиме разница составит всего 100 Кельвинов, что согласитесь визуально практически не различимо, и составило разницу около 700 Кельвинов во freeze, что уже не остается незамеченным для наших глаз. И именно по этим картинкам вы сможете оценить ту разницу, которую вы будете получать при использовании этого прибора на разных мощностях.

При использовании нескольких приборов в студии вы сразу увидите разницу между ними, если она превышает 150-200 К, какие-то участки фотографии будут чуть более теплыми, какие-то чуть более холодными. Так как в нормальном режиме разница не больше 150К, то можно вообще не думать о такой характеристике, как цветовая температура.

В режиме freeze придется об этом задуматься и здесь есть несколько решений. Самое простое из них использовать все приборы на одной мощности, меняя относительную мощность выбором разных светоформирующих насадок, расстояния до объекта или применения различной степени прозрачности нейтрально-серые фильтры. Примерно так как мы делаем при съемке постоянным светом, хотя там конечно изменения цветовой температуры намного существеннее.

При применении на улице есть еще необходимость согласования цветовой температуры прибора с цветовой температурой окружающего модель постоянно света, но здесь эта разница будет настолько несущественной по сравнению со стандартным значением, она настолько будет нивелироваться присутствием различных цветов на фотографии, что ей можно пренебречь. Однако, если вы снимаете на улице несколькими источниками света, то об этом вновь придется вспомнить.

СКОРОСТЬ ПЕРЕЗАРЯДКИ

Скорость перезарядки импульсной лампы на максимальной мощности 1.9 секунды. Это на 0.9 секунды медленнее студийного моноблока Profoto D1 500.

Конечно, при максимальной мощности приходится «ждать» прибор. Однако надо отметить, что время ожидания может снизиться только при покупке батарейных генераторов совершенно другого класса, веса, объема и цены. 1.9 секунды – это скорость перезарядки среднестатистического студийного моноблока, и здесь приходится сожалеть не о самом факте времени перезарядки, а о том, что она не так коротка, как у Profoto D1. У Profoto Acute 600 скорость перезарядки 2.0 секунды, что сопоставимо со скоростью перезарядки Profoto B1.

Любителям «быстрой съемки» напомню, что обычная накамерная вспышка, поставленная в режиме M на максимум требует нескольких секунд для того, чтобы зарядиться до максимума.

В то же время надо помнить, что на максимуме световой прибор работает не так часто, и на меньшей, чем максимум скорости перезарядка становится намного быстрее.

А при небольших значениях мощностей этот прибор вообще позволяет срабатывать импульсной лампе сериями, повторяя таким образом работу студийного генератора.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИМПУЛЬСА

При использовании нормального normal, как впрочем и быстрого freeze режимов работы вспышки на максимальной мощности длительность импульса одинакова и составляет 1/1000 секунды. Это не очень впечатляющая для студийного генератора величина, для небольшого моноблока существенна и если не позволит заморозить быстрые движения, то для спокойной работы вполне достаточна. Однако при снижении мощности скорость импульса укорачивается и при минимальном значении достигает значений 1/11.000 при «нормальном» режиме и 1/19.000 при «быстром». Это уже серьезная заявка на то, чтобы померяться силами с генераторами и такие длительности импульсов позволят эффективно замораживать даже быстродвижущиеся объекты.

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

Однако добавлю, что для меня эта характеристика не очень важна, тем более когда мы снимаем на улице. При съемке на улице мы всегда экспонируем не только импульсный, но и постоянный свет. Ограниченный выбором самой короткой выдержкой для синхронизации со вспышкой на уровне 1/200 секунды, мы понимаем, что движущийся с большой скоростью объект все равно будет размазываться в кадре с помощью постоянного света. Так что на улице оценить по достоинству короткую выдержку мы сможем только в довольно специфичных условиях – при съемке в темное время суток, на черном фоне, в темном помещении, т.е. в тех условиях, где количество постоянного света минимально.

У Profoto AcuteB 600 минимальная длительность импульса, достигаемая на минимальной мощности 1/6800 секунды, на максимуме такая же - 1/1000 секунды.

РАБОТА ПИЛОТНОЙ ЛАМПЫ

Пилотная лампа светодиодная, имеет мощность 20 Ватт (сравнимо с 70 Вт обычной лампы накаливания) и работает 1.5 часа на максимальной мощности. Выключение каждые полчаса. Если приучить себя выключать все лампы в те моменты, когда свет не нужен, а это делается простым нажатием кнопки на триггере, то по опыту в таком режиме это время реально увеличить в полтора-два, а то и больше раза.

В то же время если использовать мощность пилота на 50%, а такой мощности вполне достаточно для фокусировки даже с использованием софтбокса, сот или диффузных фильтров (которые как известно существенно снижают мощность света), то это время увеличивается еще в два раза, т.е. до 5-6 часов, что равняется средней продолжительности съемки.

Однако надо понимать, что говоря о работе пилотного света, мы говорим о студийной работе. При съемке на улице пилотный свет практически не используется, кроме разве что темного времени суток, условиях съемки в интерьерах или в пасмурную погоду, т.е. тех режимов освещения, когда вы будете видеть пилотный свет.

Добавлю, что говорить об отдельном использовании постоянного света у этого прибора говорить не приходится в связи с его низкой эффективностью. Однако понятно, что производителем такая задача и не ставилась, так как для получения мощного постоянного света на сегодня существует множество гораздо более легких, дешевых и компактных решений.

ДИАПАЗОН РЕГУЛИРОВОК

Profoto имеет широкий диапазон регулировки – 9 ступеней. Это громадный плюс и вот почему.

Первая причина – это просто удобство. В студии очень легко уменьшить относительную мощность светового прибора, просто надев на него дополнительный нейтрально-серый фильтр. На улице, тем более с учетов работы со встроенным рефлектором или зонтом, как привило делать это неудобно. Но не это главное.

А главное то, что когда вы (конечно не на солнце, где вы ограничены 1/200 секунды выдержки) будете пытаться выиграть в количестве вспышек, подняв ISO камеры и уменьшив мощность прибора, вы не столкнетесь с тем, что другие приборы вашей световой схеме не будут «упираться» в нижний предел регулировок.

Ведь подняв ISO например до уровня 800 при прочих равных условиях заставите прибор работать на минус -3 ступенях от запланированного, что для других приборов, работающих на относительно меньших мощностях, потребует еще более низких значений.

Кроме того возможность снимать встроенным рефлектором на открытых диафрагмах оценят многие фотографы, которые ранее не имели такой возможности. Обычно стандартный студийный моноблок на минимальной мощности с рефлектором, направленным на модель, не дает значения меньше диафрагмы меньше 8.0.

У Profoto AcuteB 600 диапазон регулировок 7.9 ступеней.

УДОВСТВО РЕГУЛИРОВКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Если вы используете Air Remote ( а наверное неправильно будет использовать такой прибор без фирменного пускателя), то управление прибором (или даже группой приборов) превращается в сплошное удовольствие. Одним нажатием кнопки вы меняет мощность импульсной лампы, включаете пилотную лампу, когда вам нужно. Более того, можно даже сделать для каждого прибора свой канал и вы можете управлять каждым прибором, который присутствует в световой схеме, не вставая с места. Правда, честно говоря я там и не привык к такому режиму. Обычно я использую такие регулировки только с рисующим светом, ведь он как правило стоит высоко и до него невозможно часть дотянуться. Остальные приборы часто находятся в удобной для регулировки зоне и мы понимаем, что изменение мощности - это только небольшая часть работы в студии, поэтому все равно приходится к ним постоянно касаться. Меняя светоформирующих насадки, меняя их положение и т.д. Да и что тогда будет делать ассистент? )

Однако наверное ко всему надо привыкать, и может быть проведя несколько съемок в режиме регулировки мощности света с Air Remote можно постепенно к этому привыкнуть, доведя все до интуитивного уровня и не испытывая вообще никаких с этим сложностей.

Однако на улице в подавляющем количестве случаев я использую только один источник света и использование такого регулятора здесь просто бесценно.

Остальные функции управления прибором логичны и привычны. Несколько кнопок позволяют быстро управлять всеми функциями прибора, а большой дисплей сзади даже в яркую погоду позволяет легко «читать» значение текущей мощности.

СВЕТОВОЙ РИСУНОК

Этот световой прибор, как и студийные моноблоки Profoto D1, имеет встроенный 77-градустный рефлектор, закрытый полупрозрачным стеклом.

Хорошо ли это или плохо? Мнение многих фотографов, с которыми я говорил на эту тему, сильно различаются. Так, некоторые из них отмечают то, что многие светоформирующие насадки, которые созданы для выступающей за пределы светового прибора импульсной лампы, которая накрыта матовым колпаком, просто не работают при использовании встроенного рефлектора. Особенно это касается портретной тарелки, некоторых рефлекторов. И ситуацию не спасают специальные матовые колпаки, которые на моноблоках Profoto можно поставить на замену плоским стеклам – утопленная внутрь лампа все равно будет давать направленный, сформированный внутренним рефлектором свет. И матовый колпак лишь частично будет рассеивать такой свет в стороны.

Другие фотографы, к лагерю которых отношусь я, считают что встроенный рефлектор - это уже сам по себе эффективный световой прибор, являющийся источником жесткого света с широким световым полем. И даже если и существуют различия, которые есть в рисунке с использованием стандартного рефлектора, то они настолько едва различимы, что скорее лежат в плоскости академических споров, но не ограничений в практическом применении. Едва ли большинство фотографов увидит разницу. Да, такой встроенный рефлектор делает бессмысленным применение портретной тарелки, но давайте ответим себе на вопрос, большое ли место занимает тарелка в современной студии и много ли отличий вы получите при замене ее на небольшой октобокс аналогичного размера. (Если конечно использовать его по прямому назначению – получение фронтального света средней жесткости)

Однако, такой рефлектор несет и много других преимуществ. Он имеет достаточно широкое световой поле, в то же время ограниченное по краям, что делает его очень эффективным при применении с зонтом. Настолько эффективным, что компания Profoto даже не предусмотрела возможности использования зонтичного рефлектора в то время когда вы используете зонт. Вы просто не сможете его надеть. Ширина светового поля встроенного рефлектора практически совпадает с шириной поля зонтичного рефлектора при использовании его на приборах с матовым колпаком. Вы знаете, что одна из главных ошибок, которые делает фотограф, снимая с зонтом - это либо использование рефлекторов, формирующих узкое световое поле, либо сдвиг зонта слишком близко к импульсной лампе. И в том и в другом случае работает только небольшая внутренняя часть зонта, делая свет более жестким по сравнению с тем, что вы ожидаете, и резко снижающая эффективность использования зонта. Встроенный рефлектор у этого прибора имеет довольно широкое световой поле, ровно распределяющееся по поверхности зонта.

У Profoto есть интересная светоформирующая насадка – колпак с сотами, который надевается прямо на моноблок, очень компактный, может поместиться в ту же сумку, где лежит прибор и является намного более удобной альтернативой тому, чтобы носить с собой дополнительный рефлектор и набор сот.

А в работе в софтбоксами даже я, способный порою часами рассуждать о свойствах той или иной светоформирующей насадки, не вижу никакой разницы. Ее просто нет и если она есть, то только в головах ретроградски настроенных фотографов, видящих в отказе от использования тяжелых студийных генераторов и не менее тяжелых переносных генераторов силу, способную пошатнуть их вековые устои.

Давайте теперь на практике посмотрим на качество рисунка, получаемого при использовании различных светоформирующих насадок, широко используемых на улице.

Посмотрите на снимки. Я поставил световой прибор на расстояние 1 метра от “модели” и сделал несколько снимков, позволяющих судить об изменениях светового рисунка. 

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL На снимке свет, получаемый от открытого встроенного рефлектора, который я использую без каких-либо светоформирующих насадок. Вы видите, какую резкую тень мы получаем в таком режиме. И если небольшой размер самой модели и близкое расстояние съемки сделали эту границу немного растушеванной, то на ростовой, и даже портретной фотографии такая тень будет напоминать солнечную, резкую, с хорошо прочерченным краем. Давайте теперь наденем зонтичный рефлектор.

 

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL Посмотрите на следующий снимок. Зонтичный рефлектор находится в положении 4 (самая сильная фокусировка), когда он максимально включен в работу. Теперь он собирает часть лучей, идущих от импульсной лампы в стороны и перенаправляет из в центр. Однако маленькие размеры такого рефлектора совсем незначительно повлияли на световой рисунок, лишь немного растушевав границу тени, и сделав ее немного более ступенчатой. Но на ростовой и портретной фотографии это останется незамеченным, разницей жесткости теней можно пренебречь. При это надо отметить, что световое поле в таком режиме несколько сузится, а относительная мощность света в центре повысится примерно на 1/3 – эти свойства рефлектора тоже надо учитывать.

 

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL Теперь давате попробуем сделать снимок, используя зонт на отражение. Вы видите, насколько более мягким стал свет, он уже не похож на солнечный и при съемке портрета будет напоминать свет от софтбокса, с мягкими, широкими и растушеванными краями.

 

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL На следующем снимке сверху вы видите работу зонта на просвет. Границы стали шире, объем тени визуально меньше. Это связано с тем, что зон, работающий на просвет находится физически ближе к объекту. Сама светящаяся поверхность осталась прежней, а вот расстояние уменьшилось, значит и свет сделался мягче. В это одно из главный преимуществ работы света с использование зонта на просвет. В большинстве случаев вы можете придвинуть зонт ближе к модели, тем самым увеличив его мягкость. Потери же света в работе, что на просвет, что на отражение примерно одинаковые – чуть больше одной ступени по сравнению с открытым источником.

Так что еще раз повторю: я голосую «за» такой встроенный генератор, это удобно, эффективно и экономит массу места в вашей сумке.

СТАБИЛЬНОСТЬ РАБОТЫ, УСТОЙЧИВОСТЬ К ПЕРЕГРЕВУ

За время моих испытаний что в студии, что на улице ни разу я не столкнулся с тем, что прибор перегрелся или не реагировал на импульсы. Даже в случае использования рефлектора с герметично надетым на него фильтром – самый «жесткий» режим использования лампы. При любом расстоянии от камеры ( а я люблю длиннофокусные объективы и иногда в погоне за красивым кадром могу отойти от модели на десяток-другой метров) прибор отвечал на каждое срабатывания затвора камеры.

ЗАРЯДКА БАТАРЕИ

В комплект входит зарядное устройство, которое полностью заряжает батарею за 2 часа. Однако у меня в тесте на это ушло всего 1.5 часа, может быть новая батарея способствовало этому, может какой-то остаточный заряд. Это довольно высокая скорость, которая (случайно ли или намеренно) равна длительности работы пилотной лампы на полной мощности. Т.е. в теории, работая только с помощью пилотной лампы достаточно иметь только два аккумулятора – пока один заряжается, другой расходует свой заряд в процессе работы. Скорость расходования заряда при работе с импульсной лампой зависит от мощности, на которой вы работаете и скорости, с которой делаете снимки. Если вы работаете на уровне мощности 8.0 (минус 2 ступени от максимума, наиболее частая мощность на которой по моему опыту приходится работать), то вы получаете 880 вспышек и за те 1.5 часа, за которые может зарядиться вторая батарея, вы можете работать со скорость 10 вспышек в минуту. Завидная скорость даже для любителя «понажимать на кнопку».

Дополнительная батарея стоит $249, довольно компактна и не тяжела. Кроме того можно приобрести и другое, более мощное зарядное устройство мощностью 4.5 A за $199, которое будет справляться с этой задачей за 1 час. Думаю, если вы используете этот прибор в студии, то покупка такого зарядного устройства будет оправдана.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Обзор батарейного моноблока Profoto B1 500 AirTTL

На улице.

При работе на улице я в первую очередь ответил даже не компактность, вес, скорость зарядки, а я отметил отсутствие провода, связывающего батарею и световую головку. В данном приборе его нет, так как они совмещены в одном корпусе. Снимающие на улице фотографы согласятся, что провод – это неудобство переноса лампы, это трудности при упаковке, т.е. это время и эффективность работы.

В случае Profoto B1 500 это самый очевидный «плюс». Прибор всегда находится на стойке, даже если вы работаете один, то достаточно просто взять стойку с надетым на него прибором в одну руки и перенести или поставить в другое место.

Легкость – это второй плюс. Три килограмма – это тот вес, с который не будет обременителен, когда вы будете его таскать с собой. Перестановка стойки одной рукой доступна не только физически развитому фотографу, но и хрупкой девушке.

Компактность – третий плюс. Такой прибор найдет место даже в рюкзаке (если он конечно достаточно большой) или чемодане (что более вероятно) фотографа.

Удобство фирменного триггера скорее можно отнести ко всей линейке световых приборов, но отмечу еще раз удобство работы. Управлять мощностью прибора, не делая ни одного шага с места – это громадный шаг в сторону скорость и эффективности работы.

Наличие встроенного рефлектора я отнесу к очевидному плюсу. Ведь рисунок света при расположении прибора на определенном расстоянии от объекта уже не отличим от рисунка зонтичного и даже стандартного рефлектора. В то же время ровное распределение света по световому полю позволяет очень равномерно распределять свет по модели. Удобная ширина светового поля, получаемого от встроенного рефлектора, прекрасно подходит к работе с зонтом, как на просвет, так и на отражение. Таким образом в тот комплект, который я ношу с собой и который теоретически покрывает подавляющее большинство задач, входит сам прибор и зонт (ну и легкая стойка соответственно). С таким комплектом легко справиться даже самому, если вдруг во время съемки у вас отсутствует ассистент.

И не забудем о наличии такой функции, которой мы не касались с этой статье, TTL. Его применение у такого мощного прибора может перевернуть представления о съемки с внешней вспышкой, предоставив его в качестве альтернативы путь более легкой и дешевой, но несравнимо меньшей по мощности накамерной вспышке.

В студии.

Имея привычку работать «довольно энергично» в студии, одна из главных проблем, с которой я сталкиваюсь – это перепутанные провода. Моему ассистенту, а иногда и мне, когда я снимаю один, приходится постоянно распутывать лианы проводов и удлинителей, которые через полчаса съемки буквально окутывают всю студию.

Поэтому весьма заманчивой перспективой мне показалось использовать такие моноблоки в студии. Поэтому я сразу, как только такие приборы оказались в моем распоряжении, принес их в студию. В условиях студии такой моноблок Profoto B1 в плане эргономики, качества света, удобства ничем не отличается от моноблоков D1, созданных как известно для работы в студии и имеющих питание от электросети.

За исключением двух «но». Необходимости периодически менять аккумуляторы. Даже при интенсивной работе прибора (конечно если не пыхать на максимуме) он работает в среднем около часа в студии. Далее требуется замена аккумулятора.

Второе ограничение – это скорость перезарядки. 1.9 секунд на максимуме. Это довольно много для тех фотографов, которые привыкли в «энергичному» стилю съемки.

Таким образом с учетом этих ограничений надо понимать для каких типов съемки могут пригодиться такие моноблоки. Ведь для съемки каталогов, которые требуют громадного количества кадров, снимаются на закрытой диафрагме с большим количеством заполняющего света (что требует работы на пределе мощностей) и в которых свет практически не двигается, такой прибор конечно не будет полезен. А вот для съемки портфолио, частных заказов, творческих проектов, т.е. тех съемок, в которых надо постоянно менять расположение света, его интенсивность, светоформирующие насадки, такие приборы могут оказаться очень полезны.

Я думаю, что лучшим решением для использовании таких моноблоков – это их использование в качестве рисующего и моделирующего светов. Именно они при творческом подходе требуют постоянного контроля и передвижения. В то же время заполняющий свет (который чаще всего работает на максимуме и редко требует изменения своего положения), а также фоновый свет (который также не часто переставляется с места на место) можно использовать в более традиционном виде – в виде моноблоков, запитанных от сети электропитания. Так что именно для рисующего и моделирующего светов как раз и могут найти свое применение в студии те два прибора (а именно такое кол-во чаще всего покупают для себя фотографы для составления комплект переносного света), которые вы приобретете.

Надо добавить, что зарядка батареи возможна только при снятии ее с корпуса светового прибора, в отличие от Profoto Acute 600, который позволяет подзаряжать его непосредственно в процессе съемки.

ВЫВОДЫ

Легкий, удобный, относительно дешевый прибор является безусловно прорывом. А ведь мы еще не касались работы в режиме TTL, который только один может затмить собой все другие преимущества. Думаю, наличие одного или двух таких приборов в арсенале фотографа не столько расширит его возможности, сколько упростит саму съемку, позволит ему отказаться от ассистента там, где раньше это было невозможно, позволит снизить количество светоформирующих насадок, которые надо с собой носить, наконец, просто физически уменьшит вес и объем перевозимого оборудования.

Использование таких приборов в студии – это вторая опция которая нам дается с их покупкой. Однако с учетом характеристик не приходится говорить об их повсеместном использовании, а только в тех съемках, где не требуется большая мощность, быстрая перезарядка и большое количество кадров.

Сравнивая этот прибор с аналогичным по классу, но являющимся представителем более привычного решения Profoto Acute 600, можно сказать, что при существенно низкой цене, он превосходит его по большинству характеристик, предлагая при этом гораздо более легкое и удобное решение.

Еще раз напомню про функцию TTL, требующая отдельного тестирования и обзора, и выводящего такой прибор в другой класс батарейного импульсного оборудования. Но это совсем другая история, рассказ о которой появится в ближайшее время.

Комментарии: 11   Просмотры: 26371    

Комментарии:

matsuwara   26 Мая 2014, 12:20
Спасибо за отличный обзор! Шикарный моноблок. Одно огорчает -  в России цена вырастает сразу почти в полтора раза :)
inout   27 Мая 2014, 16:01
Аккумуляторных моноблоков около 500 Дж еще несколько моделей есть. Других производителей: от недорогих не именитых так и до более серьезных брендов, есть и весьма близких характеристик, например, по длительности импульса. Только что байонет не Profoto, подавлющее большинство таких изделий с байонетом Bowens S.
inout   26 Мая 2014, 16:38
Ранее, в обзоре Acute, Вы писали, что его 600 Дж - это впритык. А тут пишете, что 500 Дж, хоть и впритык, но весьма неплохо.
Можете прокомментировать поподробнее - сколько Дж нужно днем на улице от студийной вспышки на ваш взгляд?
Oleg Tityaev   27 Мая 2014, 06:24
Все зависит от задач и навыков. Мне зватает для съемок 500 Джоулей. И надо понимать, что между 500 и 600 Дж меньше трети ступени. Это ничтожно, чтобы говорить о том, что в каких-то ситуациях 600 Дж могут спасти ситуацию по сравнению с 500.
   27 Мая 2014, 04:16
Олег, хотелось бы задать Вам вопрос не связанный с данным моноблоком, но сезонно актуальный. Как Вы осуществляете мониторинг материала снимаемого на пленере? В студии я знаю вы используете компьютерный монитор, это безусловно очень удобно, но использование того же ноутбука на пленере уже не так комфортно, как мне кажется. Работаете ли вы с ноутбуком или у Вас какие-то свои наработки, возможно Вы работаете в полуслепом режиме по гистограмме и т.д., у Хассельблада не самый выдающийся дисплей и полноценно оценить кадр по нему нет возможности, даже в том ущербном виде, в котором это позволяют сделать многие зеркалки.
Oleg Tityaev   27 Мая 2014, 06:29
На улице, кроме редких ситуаций, я не использую ноутбук. Это сложно, неудобно и неоправдано при съемках на улице. Поэтому всегда оцениваю по дисплею монитора. В общем, оценка правильной экспозиции даже в условиях солнечного освещения - это вопрос навыков. Но для того, чтобы не ошибиться, я часто использую такую пирамидку с окуляром (ее часто используют видеографы), которая накрывает полностью дисплей камеры и позволяет с высокой точностью оценить кадр.
   1 Июня 2014, 02:00
Спасибо за ответ, обязательно попробую поработать с такой шахтой
 
Андрон   31 Мая 2014, 00:24
http://www.youtube.com/watch?v=Wu-btM8P9as#t=176
   30 Мая 2015, 17:54
ничего не сказали насчет высокоскоростной синхронизации. а ведь она там есть, не тестировали? не хочется мне, например, закрывать диафрагму до 22, чтоб фон резкий был, а хочется его в расфокус увести. меняем, экспопару - открываем дырку, укорачиваем выдержку:)
Oleg Tityaev   1 Июня 2015, 01:03
И на эту тему есть статья. Писал, кстати, человек, изначально весь мауверенные в том, что с помощью короткой синхронизации можно открыть "дырку". http://www.photoindustria.ru/?mod=content&id=108
Oleg Tityaev   1 Июня 2015, 01:05
Хотя да, здесь есть такая возможность, если вы используете B1 с Canon или Nikon, но я с камерой Hasselblad напрочь лищен такой возможности, потому и не рассматриваю ее
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация