Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Оптика

Оптика

Сегодня мы более подробно поговорим о выборе оптики для съемки видео на фотоаппарат. 
Так как речь идет о фотокамерах, для начала рассмотрим фотообъективы. Чтобы не собирать коллекцию адаптеров, лучше всего выбрать оптику одного и того же производителя, кроме того, это обеспечит вам одинаковый рисунок на выходе. 

Canon
В предыдущей статье я рекомендовала отказаться от съемки на зум-объективы, но если вы все-таки решили воспользоваться зумами, стоит обратить внимание на диафрагму. Она должна быть постоянной на всем диапазоне фокусных расстояний. Иначе при наезде диафрагма будет закрываться. Также стоит обратить внимание на зумы с системой стабилизации, которая помогает частично избавиться от роллинг-шаттера, а для телевиков это в принципе обязательная функция. Естественно, самый оптимальный выбор зумов от Canon – объективы серии L. 

Владельцам кропнутых камер при покупке широкоугольных объективов серии L важно учитывать, что по сути это уже не «ширик». Есть неплохое альтернативное решение Canon EF-S 17-55 f/2.8 IS. 


В случае с фиксами вы получите более резкую и контрастную картинку, меньший ГРИП и отсутствие оптических искажений и аберраций. Но, например, по сравнению с Zeiss их разрешение меньше, это значит, что вы потеряете часть деталей и цвета на постпродакшне. 


При работе с данными объективами вы также столкнетесь с двумя проблемами: кольцо фокуса не имеет пределов вращения, и отсутствует кольцо диафрагмы. Первое неудобно при работе с фолоуфокусом, а второе не позволяет работать с диафрагмой в мануальном режиме. 

 

Линейка TS-E объективов от Canon идеально подходят для придания объектам съемки миниатюрного вида и других интересных визуальных эффектов. Удивительно красивый и четкий рисунок дает перевыпущенный Canon TS-E 24 mm f/3.5 L II и новый Canon TS-E 17 mm f/4.0 L. 

Еще из объективов стоит обратить внимание на Lensbaby Composer. Дешево и очень весело. 

И конечно, попробуйте поснимать видео, используя fisheye-объективы. Тут можно сэкономить. Существуют недорогие и зачастую не уступающие по качеству аналоги Canon. Например, Sigma AF 15 Fisheye f/2.8 EX или МС Зенитар 16/2.8. 

 

Объективы, от которых точно придется отказаться, Canon с байонетом FD http://ru.wikipedia.org/wiki/Canon_FD, так как придется искать переходник с оптическими элементами, но в результате все равно будет такая сильная потеря резкости, что их использование окажется абсолютно неоправданно. Что, конечно, очень грустно, так как в комиссионках можно найти много дешевых и качественных объективов Canon FD.    

 

Стоит также упомянуть линейку длиннофокусных фиксов от Canon. Для видеосъемки особенно интересны Canon EF 300 mm f/2.8 L IS II USM и Canon EF 400 mm f/2.8 L IS II USM. В Rentaphoto такие объективы пользуются спросом для съемки самолетов, спортивных мероприятий, красивых планов с большого расстояния. Благодаря большой светосиле, стабилизатору изображения и отличной оптике, это одни из самых незаменимых линз в своей ценовой категории. 

 

Nikon
Для владельцев камер Nikon действуют все те же правила, что и для «кенонистов».  Прежде всего, фиксы лучше зумов, по тем же причинам. А для зумов важно постоянное число диафрагмы и стабилизатор изображения.

 

Но в отличие от Canon на оптике Nikon за исключением DX-объективов и некоторых AF-S, например, Nikkor AF-S 50 mm f/1.4 и Nikkor AF-S 70-200 mm f/2.8 VR, есть кольцо диафрагмы, позволяющее менять ее в мануальном режиме. Но тоже с недостатком, диафрагма переключается не плавно, а щелчками, то есть очень заметно. 
 

Тильт-шифт, фишай и ленсбейби также доступны для владельцев Nikon. 
 

Главное, что как «кенонисты», так и «никонисты» могут открыть для себя волшебный мир старой оптики Nikon. На аукционе Ebay есть множество невероятно привлекательных предложений. Они могут не отличаться особенной резкостью, но сэкономят вам немало денег. 

Для владельцев Canon надо будет обзавестись переходниками, например, в Rentaphoto мы используем Fotodiox Pro 2. 

 

Zeiss
Данный производитель делает как фото-, так и кинооптику. Для начала ознакомимся с маркировкой, для неподготовленного человека она может показаться запутанной, хотя на самом деле все просто – в обозначениях объективов Zeiss спрятано название байонета, под который объектив сделан:
ZA - Sony/Minolta, 
ZM - Leica M Mount, 
ZF - Nikon F Mount,
ZE - Canon EF,
ZK - Pentax K,
ZS - M42 Screw Mount,
ZV - Hasselblad V Mount (Classic Series).

ZF.2 – модификация F-байонетного (Nikon) крепления для цифровых зеркальных камер.
Благодаря электронному интерфейсу (CPU) эти новые объективы Zeiss поддерживают все важнейшие операции, такие как автоматическая механизация времени, настройка диафрагмы и программ. Интерфейс CPU также обеспечивает ручные настройки выдержки, включая настройки для корпусов камеры, не всех из которых совместимы с форматом AI. Поскольку объектив передает непосредственно в камеру данные EXIF (информация о производителе, дате, системе замера и выдержки), фотографам больше не нужно устанавливать эти параметры вручную. Эти скоростные способности обработки информации у объектива ZF.2 особенно полезны в плохо организованных условиях съемки.

Фотооптика Zeiss безусловно великолепна: роскошное качество картинки, добротная классическая сборка, ограничители фокусировочного кольца, а также длинный его ход, что способствует более точной фокусировке. 

В ZF (байонет Nikon) есть возможность ручного управления диафрагмой, в отличии от ZE (байонет Canon). Но фокусировка у ZF работает в обратном направление, что может на первых парах вызвать затруднения. 

У Zeiss нет автофокуса и стабилизатора, без которых при видеосъемке можно спокойно обойтись, но есть отличный металлический корпус, роскошная резкая оптика, превосходный контроль фокуса. 

Естественно, есть и недостатки – достаточно маленький выбор объективов, особенно длиннофокусных. 

А также Carl Zeiss Makro-Planar 100 mm f/2.0 определенно уступает Canon EF 100 f/2.8 Macro L IS USM, так как у него тугой ход фокуса, не внутренняя фокусировка, то есть корпус объектива двигается во время фокусировки туда-сюда, что усложняет использование компендиума и фоллоуфокуса.

 

Leica
Шикарная оптика от всеми любимого производителя отлично подходит для съемки видео. Эти объективы намного кинематографичнее, чем даже Zeiss. Но единственный недостаток – высокая стоимость. 

 

Средний формат
Еще одна неплохая альтернатива «родным» объективам. Хороший контраст и цвета. Но часто небольшая светосила, что подойдет не каждому. 

 

USSR – Russia
Самое приятное в работе с фотокамерами, это огромный выбор устаревших советских объективов, которые для фотосъемки не всегда подходят, а для видео окажутся идеальны. Покупаем переходники M42-EOS (один из самых распространенных байонетов) – и в бой! 

Безусловно, вы столкнетесь с некоторыми проблемами.
1. На старых объективах зачастую есть один неприятный дефект: невозможно сфокусироваться на объекте на расстояние больше 5-7 метров.
2. Из-за дефекта просветления на некоторых объективах у вас могут появиться различные «артефакты» в кадре, например, синяя дымка, муар, блики. В некоторых случаях, это добавит вашей работе выразительности, но иногда это абсолютно неприемлемо. Так что тщательно проверяйте оптику перед покупкой. 

В России продолжают выпускать новые линзы и по сей день. Например, в 2010 году совместными усилиями компании «ЛОМО» и «Luma Tech inc.» (США) возобновлено производство профессиональной кинооптики под названием Illumina S35 (http://www.lumatechinc.com/S35.html). Отзывы самые положительные. Цена по сравнению с тем же Zeiss CP.2 очень хорошая. 

Тем не менее, несколько «но» – байонет PL-Mount. http://en.wikipedia.org/wiki/Arri_PL. К счастью, уже существуют PL переходники на EOS не требующие переделки фотоаппарата как раньше. И вторая проблема: продаются только в США, хотя их собирают на производстве в Санкт-Петербурге. 

 

Мы не будем рассматривать по отдельности всех производителей оптики для киносъемки. Просто остановимся на основных отличиях от фотооптики.
1. Одинаковый формфактор в одной линейке. Это важно при работе с компендиумами, фильтрами и другими аксессуарами. Не придется ничего менять при смене объектива.
2. Ручная диафрагма. Это важно для использования одной и той же оптики на разных камерах без переходников с электронными чипами. А также используется для динамического регулирования экспозиции и ГРИП.
3. Отсутствует «дыхание фокуса» – эффект небольшого изменения угла зрения из-за движения линзы внутри объектива. У кинооптики принцип фокусировки  «внутренний» в отличии от большинства фотооптики. Также из-за этого эффекта все зум-фотообъективы теряют фокус при трансфокации.
4. Ход фокусного кольца длиннее, чем у фотообъективов.
5. Фокусное кольцо приспособлено под фоллоу-фокусы, что позволяет работать без дополнительных колец.
6. Кинообъективы калибруются по стандарту «Super Color Matched». То есть в рамках одной линейки мы получаем одинаковую картинку по цвету. Фотообъективы не калибруют из-за дороговизны данной процедуры и особенностей конструкции.
7. Обычно у кинооптики в одной линейке одинаковая светосила. 

И, наконец, самое главное отличие кинооптики от фото. Фотообъективы можно так или иначе купить. Кинооптику гораздо разумней арендовать. Если, конечно, вы не голливудский суперизвестный оператор, хотя и они арендуют оборудование.

Логично предположить, что существует нечто среднее между фото- и кинооптикой. Будем называть их «гибриды». Главное преимущество такой оптики – те же бонусы за меньшие деньги.

 

Zeiss CP.2
Линзы Zeiss, но корпус переделан под «кино». Ручная плавная диафрагма, кольцо под фоллоу-фокус, одинаковый размер передней линзы, внутренний принцип фокусировки, практически у всей линейки одинаковая светосила. И главное возможность выбрать из пяти видов байонетного крепления, в том числе EF Canon. И хотя данные объективы не откалиброваны по стандарту «SCM», это ничуть не мешает им завоевывать все большее количество поклонников по всему миру.

 

Ducloslenses
 

Существует такая небольшая американская компания, которая берет оптику от известных производителей, переделывает ее и продает дороже  под своим брендом.

Самое известное их творение линейка ZeissZF.2 Сine-Mod. Основа объективы ZeissZF.2, но со встроенным кольцом под фоллоу-фокус, плавным ходом кольца диафрагмы и переходниками на передней линзе под фильтры 77 и 82 мм. Самый, наверное, дешевый способ обзавестись собственной кинооптикой за копейки.

 

Как я уже говорила, для использования неродных объективов придется накручивать переходники. Есть различные варианты адаптеров: с электронными чипами, оптическими элементами и просто металлические кольца с разной резьбой. Переходники с электронными чипами часто называют одуванчиком. «Одуванчик» позволяет управлять фокусировкой, экспозамером и стабилизатором изображения. Такие переходники понадобятся при использовании неманульных объективов. Но при работе с Canon 7D и Canon 1D Mark IV бывают глюки.

При съемке на мануальные объективы обычно достаточно металлических колец.

Для съемки на кинообъективы с PL-байонетом существует специальный оптический адаптер.

 

 

В «кино» существуют разнообразные насадки на объективы. http://cinemods.com.Одна из самых интересных для DSLR-видеосъемок – анамарфотная. В этой насадке использованы цилиндрические и сферические линзы, что позволяет получить очень красивые оптические искажения.

 

Первое, что вас удивит при съемке видео – потеря контроля над экспозицией, как только будет установлена скорость затвора. В «кино» стандартной частотой кадра является 24 (выдержка 1/48 с) и 30 к/с (выдержка 1/60 с). Так что движение кадра на более высокой скорости затвора будет выглядеть как в стробоскопе. Снимая днем на улице на «открытой дырке», вам придется воспользоваться нейтральными фильтрами. НФ обладают различной светосилой, например, 0,3, 0,6, 0,9, что соответствует ослаблению света на 1, 2, 3 ступени экспозиции. В комплекте с компендиумом вы получите классическую схему работы в киносфере.

Но существуют «гибридные» фильтры переменного действия. У вас будет возможность, вращая фильтр, быстро затемнить кадр на 1-2 или даже 8 ступеней. Работа с подобными фильтрами откроет вам целый мир, границы которого уходят далеко за рамки простой коррекции экспозиции.

Также существует масса знакомых нам фильтров из мира фотографии: поляризационный, градиентный, теплый, софт-фильтр и другие с оптическими искажениями.

 

В DSLR-видео существует еще одна окончательно нерешенная проблема – aliasing. При съемке на резкую оптику объектов с тонкими длинными линиями появляется эффект цветного «муара» и искажение данных линий. Вот пример:
 


 

Помогает, но не всегда идеально, софтфильтр.
 

В следующей статье мы подробнее рассмотрим дополнительное оборудование для съемки видео на фотоаппараты: риги, фоллоу-фокусы, видеоштативы, стедикамы, краны, тележки и т.д.

 

При написании статьи использовались материалы из книги: The DSLR Cinematography Guide.

 

Комментарии: 7   Просмотры: 23325    

Комментарии:

   26 Апреля 2011, 01:47
Простите, но качество у статьи отвратительное. Это или плохой перевод любительской статьи или же просто человек не разбирается в оптике, а прочитав по диагонали рекламки взялся за статью.
Leica
Шикарная оптика от всеми любимого производителя отлично подходит для съемки видео.
Каким таким волшебным образом можно переставить оптику от дальномерки на зеркалку?
USSR – Russia
1. На старых объективах зачастую есть один неприятный дефект: невозможно сфокусироваться на объекте на расстояние больше 5-7 метров
Ну ну..А что мешает?
 
что усложняет использование компендиума и фоллоуфокуса.
Андерстэнд
 
Ну и еще множестов подобных ляпов.
   26 Апреля 2011, 02:06
Самый, наверное, дешевый способ обзавестись собственной кинооптикой за копейки.
Ну и еще странная заточенность статьи на видеосъемку - хотя ей занимается хорошо если 1% всех снимающих, а цена на специализированные объективы начинается с ~2000 долларов
 
   26 Апреля 2011, 14:09
Фотоиндустрия....очень жаль, что вы стали опускаться  на явные рекламные тексты.Явные рекламные тексты-это не грамтные тексты в которых много бреда и главный вывод которых-арендуйте у нас кинооптику.
ЗЫ. старые линзы никон одни из самых резких в принципе.
   27 Апреля 2011, 12:09
 
Mike, 
данная статья написана для раздела "Видео". Этот раздел посвящен только видеосъемке.  Почему такой раздел существует в онлайн-фотожурнале? Потому что после появления фотокамеры Canon 5D Mark II, у многих фотографов возникла потребность или желание поближе познакомиться с миром "кино". 
Данная статья ни в коме случае не претендует на обширный справочник по оптике. Это краткая инструкция по фото- кино-оптике, подходящей для съемки видео на фотоаппарат.  
Я специально пишу очень просто и доступно, чтобы даже у новичка не возникло вопросов. Очень жаль, что Вам данный стиль показался примитивным. Здорово, что на этом сайте присутсвуют продвинутые пользователи фототехники, была бы рада прочитать и Ваши статьи на данную тему. 
Безусловно, я не технический гуру, но абсолютно все о чем я пишу, было проверено мной лично на практике. Практически всю оптику, упомянатую в статье, я тестировала самостоятельно. Кроме того, 5 лет работы в данной сфере именно техническим специалистом, позволяют мне писать статьи не пользуясь рекламными проспектами. 
Отвечу на Ваши вопросы:
Leica делает не только дальномерки. Странно, что вы этого не знаете. 
Старая советская оптика не всегда адекватно работает на современных зеркалках. 
Компендиум и фоллоуфокус - не имеют перевода. Это стандартные термины в кино. Я писала подробнее в предыдущей статье про все эти вещи. 
 
Дмитрий,
Мы не сдаем в прокат кинооптику, у нас ее нет. И не будет. 
Вывод из данной статьи - снимайте видео, пробуйте разную оптику, но учтите, что в разных случаях будут вот такие проблемы. И эти проблемы не бред. 
Про никон согласна. Еще коника-минольта выпускала отличную оптику. 
   27 Апреля 2011, 17:54
Вооот! Хороший же ответ)
Тогда бы уточнили, что на современные зеркалки ставятся только Leica R. Разница есть.
Советская оптика - это байонеты м39 и м42 - через обычный переходник и без проблем встает на любой кэнон. Тот же 5д2. А на никон вообще проблематично установить что то кроме среднеформатной оптики и лейки р.
За компендиум и фоллоуфокус прошу прощения. Читал об этом только в англоязычных источниках.
Статья все еще вызывает странные чувства, но в любом случае, спасибо и за нее и за ответы.
morozov&chudinova   25 Февраля 2012, 20:34
Советская оптика через переходник встанет конечно и вероятнее всего без проблем, но пользоваться ей чаще всего мало приятного в силу разных факторов, которые выявляются только на практике.
anton1960   17 Мая 2014, 20:39
Снимал дрифт Индустаром 61 на Олимпус Е -Р1. Очень резкий объектив и управление мягкое и диафрагма без щелчков! В эквиваленте фокусное чуть больше 100 мм.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация