Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Глава 6. Алгоритм выставления экспозиции.
Последние комментарии
Igor2015 28 Мая 2017, 21:27
Спасибо! 

ОЛЕГ ТИТЯЕВ. ГЛАВА 6. АЛГОРИТМ ВЫСТАВЛЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ.

Итак, вооружившиcь теоретическими знаниями, мы попробуем теперь на практике выставить правильную экcпозицию, используя испульсную переносную вспышку при съемке на location. Сначала мы обсудим, как нужно организовать этот процесс, когда мы используем испульсный свет как рисующий, во втором случает поговорим о том алгоритме, которые нужно применить при использовании вспышки для создания заполняющего света.

Начнем с того, что переведем камеру в режим М. Об это уже сказано очень много, и в том числе и в моих статьях, что при съемке на улице гораздо удобнее и предсказуемее использовать мануальный режим камеры, оперируя всеми характеристиками камеры: диафрагмой, выдержкой, ISO. И если при съемке без студийного света существуют случаи, когда применение режима приоритета диафрагмы хоть как-то оправдано (например, при динамичной репортажной, спортивной, свадебной съемке, когда нужно “набить” очень много кадров при постоянно меняющейся композиции кадра, положении моделей, условиях освещения), то при появлении испульсного света мы должны навсегда забыть другие режимы, кроме режима М, мы дожны четко и безаппеляционно управлять всеми процессами происходями в камере, переложив бремя принятия решения о правильной экспозиции с “плеч” камеры на свои собственные.

Итак, предположим, что модель находится у нас в тени, а мы имеем хорошо освещенный задний план. Первое, что нужно сделать, это выставить экспозицию по заднему плану. Так как самая главная сложность, которая есть при съемке на локейшн, это невозможность оценить визуально привильность экспозиции по превьюшке камеры или экрану монитора. Ослепленные солнцем глаза не в состоянии адекватно оценить кадр, и очень часто возникает такая ситуация, когда глядя на превьшку, картинка, которую мы видим, кажется нам блеклой и неконтрастной. Пытаясь выправить ситуацию, мы увеличиваем мощность рисующего света, получив в итоге резко пересвеченные кадры. Увы понять это мы сможет только просматривая их дома на компьютере, и пара “запоротых” таким образом съемок напрочь исключит ваше желание делать все “на глазок” (что вполне применимо в студии), а пользоваться четким алгоритмом с использованием вспомогательных средств замера, таких как встроенный экспозамер камеры и флешметр в руках ассистента.

Итак, сначала проэкспонируем задний план. Модель находится в тени, мы будет светить на нее импульсным светом, она занимает небольшую (как правило) часть кадра, поэтому мы может включить экспозамер по всему полю и посмотреть в видоискателе какую погрешность по отношению к выставленным вами значениям дает камера. 

 

pastedGraphic.pdf

Снимок, сделанный на 35 миллиметровую камеру Canon 5D, прекрасно иллюстрирует режимы, в которых фотографы работают на контровом солнце. Установив минимальное ISO до уровня 50, и укороти выдержку до максисально (вернее минимально) возможноых 1/200 секунды, замер экспозиции показал, что с импульсног прибора надо будет получить 16 диафрагму. (Или 22 с ISO  100). У меня в распоряжении был прибор мощностью 600 Дж, и это его характристика резко ограничивал выбор светообразующих насадок. Надев на прибор портретую тарелку, и приблизив прибор максимально близко к моделям (а это не очень видно, так как кадр снят на 16 мм фокусном расстоянии), на максимальной 600 Джоульной мощности я получил искомую “диафрагму”.  

Данные снимка:
Location: Крыша магазина Podium на Кузнецком мосту
Осветительное оборудование: Rekam 600 Дж, подключенный к электросети.
Светоформирующая насадка: портретная тарелка.
Камера: Canon 5D
Объектив: Canon 16-35 2.8
Фокусное расстояние: 16 mm
Диафрагма: f/16.0
Выдержка: 1/200 секунды
ISO: 50

 

А какие значени должны быть у камеры? Если мы снимаем на солнце, то ISO 100, выдержка 1/200 секунды (для 35 mm камеры). Это аксиома! При солнечном свете мы будем иметь очень большую яркость света, которая быдет выходить уже за возможности вашего объектива. Так некоторые даже современные объективы имеют максимально значение диафрагмы 16. И даже при ISO 100, выдержке 1/200 секунды мы не получим драматическое, темное небо с темным силуэтом зданий на заднем плане. Здесь может выручить ISO 50, но оно имеется не у каждой камеры. Как вариант можно использовать понижающие (нейтрально-серые) фильтры на объектив. Это позволит не только снимать с более открытыми диафрагмами, но также и “влезть” в нужную экспозицию с камерами, имеющими например ISO не меньше 200, либо с объективами, закрывающимися до 16 диафрагмы. Напомним, что применения нейтрально-серых фильтров, использование ISO 50 не снизит необходимую можность импульсного света, более открытая диафрагма будет требовать такой же мощности импульсного света, так как он будет использоваться с соответствующей поправкой на примененный фильтр или сниженное ISO.

 

pastedGraphic_1.pdf

Ранним августовским утром мы оказались на Бродевее, приверно в 5-6 утра, чтобы поймать эту неповторимую атмосферу утреннего, просыпающегося Нью-Йорка. Очаровательная испанская модель Ана Асенсио прекрасно себя чувствовала под робким утренним дождиком и мне  ничего не оставалось, как набивать десятки кадров, просто смотря со стороны. Иногда выжен контакт, близость с моделью, а иногда наоборот бывает интересно смотреть со стороны, и в таких случаях я естественно пользкуюсь телеобъективом, отходя от модели на большое расстояние, и как бы оставляя ее одну, наедине с собой. При съемке с рук телеобъективом, к тому жу в сложных уличный условиях, сложно снимать на длинных выдержках, поэтому, открыв объектив на максимум, и поставив рабочую для такого режима выдержку (1/100), я подогнал ISO до нужного для правильной экспозиции модели (ISO 400). И хотя камера Hasselblad начинает существенно шуметь уже на таких значениях ISO, такой режим (и соответственно небольшая потеря качества снимка) были брошены в жертву удобству и предсказуемости съемки телеобъективом на адекватной выдержке.

Данные снимка:
Location: Broadway, New York
Осветительное оборудование: Накамерная вспышка Canon 580 EX
Светоформирующа насадка: Серебристый зонт на отражение.
Камера: Hasselblad H3D II 31
Объектив: Hasselblad 210 4.0
Фокусное расстояние: 210 mm (170 mm в пересчете на 35 mm камеру)
Диафрагма: f/4.0
Выдержка: 1/100 секунды
ISO: 400

 

Если мы снимаем в пасмурную погоду, в утреннее время, если на задний план не попадает ярко освещенные участки на заднем плане, то обычно чтобы проэкспонировать задний план, уже не требуется закрывать диафрагму по полной. Здесь ситуация такая, что света не так много, как при ярком солнечном свете, когда приходится прибегать к очень закрытым диафрагмам, понижающим фильтрам, только для того, чтобы работать в имеющемся лимите 1/200 секунды. С другой стороны света не так мало, как при съемках в сумерках и темное время суток, когда мы уже ограничены наоборот даже при полностью открытой диафрагме слишком большими выдержками дабы избежать шевеленки, и в следствие этого использования штатива. 

Я бы рекомендовал при таких условиях начать с выдержки 1/100 секнды при длиннофокусном объективе и 1/50-1/100 секунда при стандартом и широкоугольном объективе. Почему такие значения. Данные выдержки позволят уверенно снимать с рук даже на длинном фокусе, в то же время позволят менять выдержку и в ту и в другую сторону при изменении условий освещения, или желании сделать несколько кадров с чуть пересвеченным или недосвеченным задним планом. Так напримет отталкиваясь от выдержки 1/100, мы получим недосвеченный задний план на 1 ступень при  выдержке 1/200, и на 1 ступень пересвеченную при использовании выдержки 1/50 секунды. При этом мы не выпадем из рабочего диапазона работы “с рук”, не опускаясь ниже значения, на котором неизбежно возникает шевеленка. Хотя мастерство фотографа и определяется в частности его умением снимать на значениях выдержки 1/10 секунды телеобъективом без явных признаков шевеленки, часто использовать эти навыки на съемке на location  весьма проблематично из-за высокой физической нагруженности фотографа, в следствии больших перемещений, неудобных поз, больших тяжестей, которые необходимо с собой таскать. 

Если мы снимаем в темное время суток, то здесь уже мы чаще всего ограничены теми выдержками которые могут нам обеспечит четкий кадр. И если бы дело было только в том, что обеспечить неподвижность камеры, то можно было бы (даже при громадной нелюбви к этому)  воспользоваться штативом. Однако ни модель, ни объекты на заднем плане не могут быть совершенно статичны, и когда мы начинаем снимать более менее динамичную историю, на выдержках меньше 1/10 секунды мы будем получать смаз заднего плана за счет шевеленки и движения самих объектов, которые мы снимаем. И даже с учетом того, что модель мы будем освещать импульсом, мы в любом случае получим темные пятна вокруг модели, которые будут “расплываться” вокруг яркой, хорошо проработанной части модели, освещенной испульсным светом. 

Отсюда использование повышенного ISO и светосильных объективов. Чаще всего фотограф в таких условиях работает на максимално открытых значениях диафрагмы, и поднимает ISO до такого значения, при которых его камера выдает более-менее сносный результат. Считается, что при значениях ISO 1600 и даже 3200  современные камеры позволяют получать удовлетворяющий ретушеров и заказчиков результат, однако есть некоторые камеры, которые уже при значениях 800 и более рассыпают совершенно неприемлемый шум по кадру. Так, камера Hasselblad, при впечатляющем качетсве снимков на ISO 100, на значениях ISO больших, чем 400, начинает выдавать очень шумные снимаки, на на 1600 (максимальном значении дл язадника 31 МПикс) уже даже приводи к потерям деталей на снимке, превращяю его похожим на снимаок сделанным сприменение очень крупнозернистой пленки.

Поэтому здесь нужно изучить хорошо свою камеру. Несколько тестовых съемко на разных значениях ISO позволить понять, какими будут предельными значениями, при каких значениях начинаются шумы неприемлемого уровня. Надо заметить, что любая техника, попадающая в руки к фотографи должна пройти такое тестирование, чтобы потом уж в рабочем режиме ориентироваться не на извечное “авось”, а на четкое понимание пределов возможностей своей техники.

Конечно, идеальным будет значение 1/25-1/50 секунды, и если позволяет ISO и светосила объектива, не стоит опускаться ниже (дольше) этого значения, это хоть как-то позволит контролировать шевеленку и смаз в кадре от возможного движения модели и других людей и объектов.

pastedGraphic_2.pdf

Желание сделать эффектную фотографию завело нас но крышу московского отеля, за которой открывадся вид на третье транспортное кольцо, магистраль, круглосуточно наполненную тысячами автомобилей. Сделав много правильных фотографий, я решил немного поиграть и “дал” в кадр осветитьельныпе приборы, причем контровый, дающий яркую засветку волос модели виден в кадре, а вот рисующий, в роли которого выситупает такой же прибор с рефлектором, остался за кадром, стойка от него с рукой ассистента видна слева на фоне технической конструкции, поддерживающей вывеску отеля. Получилась немного “бэкстейджевая” фотография, что в сочетании с насыщенной огнями панораме города на заднем плане придало фотографии определенный “шарм”. Здесь экспозиция было выставлена по заднему плану, получилось весьма “чувствительнео значение” экспозиции и мощные приборы были поставлены в минимальное значение. Но даже в таком режиме правый, контровый рефлектор сильно пересвечивал волосы и платье на моделе. Конечно, он этого можно было бы избавиться, закрыв диафрагму и удлинив выдержку. Однако явный пересвет еще больше подыгрывал на “репортажность” фотографии, усиливая вкладываемую в нее идею.   

Данные снимка:
Location: Крыша отеля на Третьем Транспортном Кольце, Москва
Осветительное оборудование: Hensel 500, подключенный к электросети.
Светоформирующая насадка: стандартный рефлектор
Камера: Canon 5D
Объектив: Canon 50 1.4
Фокусное расстояние: 50 mm
Диафрагма: f/2.0
Выдержка: 1/10 секунды
ISO: 100

 

Продолжение следует...
Предыдущие главы:
Олег Титяев. Съемка на location. Глава 1. Введение.
Олег Титяев. Съемка на location. Глава 2. Подготовка.
Олег Титяев. Глава 3. Съемка на location без применения технических средств.
Олег Титяев. Глава 4. Съемка на location с применением несветового оборудования
Олег Титяев. Глава 5. Съемка на location со студийным светом

Комментарии: 11   Просмотры: 48584    

Комментарии:

Igor Is   31 Июля 2012, 19:25
Олег! Спасибо за статьи! У меня вопрос по теме. По выставлению параметров на камере по заднему плану в зависимости от желаемого результата мне понятно. Имеем нужную диафрагму и выдержку.Теперь нужно вычислтть мощность искусственного освещения . Берём фотометр , в импульсном режиме замеряем экспозицию что даёт нам вспышка. Вычисляем требуемую мощность для выбранной диафрагмы. Но ведь существующий натуральный свет тоже вносит свой вклад в освещение объекта съёмки. Свет суммируется. Хорошо если замерив сушествующий свет на объекте экспонометр даёт  более чем на 3 диафрагмы меньшее освещение  чем требуется  - его можно не учитывать. Ну а если натуральный свет более заметен и разница 1 , 2 или 1/2 диафрагмы -  светом вспышки нужно лишь поднять недостающтй свет. Сущесвует ли формула или алгоритм дла вычисления мощности вспышки в случае когда свет суммируется ?
Oleg Tityaev   13 Августа 2012, 07:51
Ставте на флэшметре тот значение выдержки которая у вас установлена в камере. Он будет суммировать как импульсный так и постоянный свет.
tirex741   16 Августа 2012, 08:54
Здравствуйте,присоеденяюсь к выше сказанному,спасибо большое за ваши статьи.У меня вопрос,а при отсутствии фотометра,ведь у большинсва его нет((,что делать в данной ситуации?Или применять метод научного тыка?
Oleg Tityaev   14 Сентября 2012, 20:22
Кстати, я недавно попробовал такую призму, которая полностью закрывает от света экран и имеет окуляр, через который экран можно рассматривать! Безумно удобная вещь. К ней надо привыкнуть, но привыкнув, навсегда забронируете для нее место в своей сумке.
Oleg Tityaev   16 Августа 2012, 09:14
Я даже в солнечную погоду могу снимать без флешметра. Потому что привык соизмерять то, как выглядит фотография на экране камеры и какой я ее увижу потом на компьютере. Это тоже требует своего рода тренеровок - частых съемок и потом анализа полученного результата!
   19 Августа 2012, 02:26
и то правда, не зря ведь в цифровых камерах экранчики придумали:) хотя по экспозиции они частенько врут. брал как-то у приятеля камеру, не потестил предварительно, ориентировался по экранчику, а в итоге примерно на ступень недоэкспонировал (хорошо еще, что не пересветил).
Andrey5509   19 Декабря 2012, 13:43
Зравтсвуйте, Олег!
Подскажите, а какой вид встроенного экспозамера камеры использовать в данном случае ?
Oleg Tityaev   19 Декабря 2012, 17:42
Уже не помню, но в любом случае все определяется по экрану камеры.
Serezka   21 Декабря 2012, 05:54
Олег вот сейчас очень многие занимаются стоковой фотографией ) И многие пытаются в домашних условиях организовать мини студию ) Скажите пожалуйста  вы можете в своих уроках сделать несколько таких но с поправкой на небольшое помещение и съемку портретов на белом ) Просто все пытаются дома  фотографировать предметку в первую очередь а ведь на  стоках луше покупают лица людей )
Oleg Tityaev   21 Декабря 2012, 12:09
Вы имеете в виду световые схемы? Самая лучшая световая схема в таком случае которую можно придумать в стесенных домашних условиях - это свет в потолок, будет мягкий свет на моделе, едва выраженные тени. Другим рефлектором можно и фон осветить, если надо. Я постараюсь сделать в ближайшее время. 
Serezka   25 Декабря 2012, 08:28
Да световые схемы ) И может какието приспособления,  вот купил небольшую тарелку китайскую закрепил под потолком так как на  журавль и подвесное нету денег на крепеж монфротовский стеновой в наличаи 3 слабеньких студийных вспышки и два светодиодных постоянных светильников один на 600 диодов другой  типа прожектора маленького с 2 мощными светит  теплым  и  холодным светом. Размер комнаты у меня 6 метров на 4 . Олег большое вам спасибо за то что вы делаете для начинающих фотографов. А тут так получилось что фотография стала  можно сказать единственным источником ) Свадьбы и другие варианты для меня отпадают а вот дома потихоньку фотографировать ) Я думаю таких как я очень много
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация