Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Светоформирующие насадки. Введение.
Последние комментарии
Расписание школы Photoindustria

СВЕТОФОРМИРУЮЩИЕ НАСАДКИ (ВВЕДЕНИЕ, ОТКРЫТЫЙ СВЕТ, PROGLOBE)

ВВЕДЕНИЕ

История создания это статьи удивительно проста: в моем распоряжении оказался практически весь арсенал светоформирующих насадок Profoto. Соблазн был велик - поставить один источник света в определенное положение напротив самой терпеливой “модели” - манекена, и сделать серию фотографий, перебирая один за другим экземпляры набора аксессуаров. Мной двигало желание (и даже для самого себя) разобраться с особенностями, отличиями, возможностями различных светоформирующих насадок, проследить тонкие различия в их применении.

Но в самом начале о самой процедуре:

1. В качестве источника света я использовал генератор Profoto D4 2400 с одной импульсной головой. Использовался только один этот прибор. Весь свет, который вы видите в кадре, сформирован только этим источником.

2. Все замеры производились на одном значении мощности прибора. Однако, учитывая разную "светопроводность" насадок, я менял диафрагму. Для того, чтобы получить данные о “коэффициенте потерь” я вел замеры флэшметром, один на уровне груди "модели", второй на уровне ног. Первый замер проводился в самом центре светового пятна. Он показывает как раз освещенность, которая возникает за светоформирующей насадкой. Второй замер показывает снищение мощности света относительно центра светового пятна. Значения этих характеристик я буду указывать под каждой фотографией и анализировать в процессе описания.

3. По каждой светоформирующей насадке я делал 2 фотографии. 

Первая с "моделью", используя одну из самых частых световых схем, где прибор используется в качестве рисующего света. Импульсная голова генератора закреплена на уровне 2 метров, на расстоянии 1,5 метров от модели, под углом 45 градусов к оси съемки. Такое расположение позволяет увидеть многие характеристики света, в первую очередь его жесткость, качество теней, размер светового поля. 

Вторая показывает само световое пятно от прибора направленного на серый фон и сильно к нему приближенного. Это позволяет более точно анализировать форму светового пятна, распределение света по нему, окраску и т.д.

Какие же характеристики света мы будем сравнивать и анализировать?

Я выделил несколько объективных и субъективных характеристик, которые я буду показывать и объяснять. 

ЖЕСТКОСТЬ СВЕТА

Здесь все более-менее понятно: чем меньше площадь светоформирующей насадки, тем жестче свет. Однако не все так просто, иногда бывает что в одном приборе (а это относится в основным к открытым рефлекторам, софтбоксам без диффузной поверхности и т.д.) мы имеем сразу несколько светоформирующих участков - и сама лампа, и стенки рефлектора. В этих случаях мы имеем некий микст, и мы бцдем говорить о неком среднем значении. В других случаях светоформирующая поверхность равномерна (софтбокс, линза Френеля) и мы имеем четкое представление о конечной жесткости света.

КАЧЕСТВО ТЕНЕЙ

Это уже не про жескость, а про качество, красоту теней. Чем тени более растушеваны, более аккуратны, тем картинка, формируемая данной насадкой, выглядит опрятнее, привлекательнее. И хотя иногда "некачественные" границы теней, формируемые тем или иным аксессуаром, и могут выступать как самостоятельный и довольно эффектный художественный прием, все же я буду оценивать качество теней, как характеристику качества светоформирующей насадки в целом.

ПОЛЕ ОСВЕЩЕНИЯ

Размер поля, который формируется источником света, является одним из самых основных характеристик, влияющих на возможное использование этого прибора. Иногда бывает точечный, сфокусированный свет, иногда же бесконечное, не имеющее границ световое поле, и о том как пользоваться, а иногда и управлять этой характеристикой, мы будем говорить в каждом случае.

ГРАНИЦА ПОЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ

Важная характеристика, показывающая, насколько резкая, ступенчатая, равномерная, широкая (и т.д. и т.п.) граница формируется данной насадкой. Так как зачастую при построении световой схемы, именно градиентами формируется объем в студийном снимке, то от того, как будет выглядеть граница светового пятна, зависит общая эстетика снимка.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕТА ПО ПОЛЮ

Не всегда свет распределяется равномерно по световому поля. Иногда можно увидеть яркий центр, или наоборот его притемнение, иногда же наблюдается даже “пятнистость” светового пятна. От того как фотограф будет учитывать эту характеристику и использовать ее, зависит множество дополнительных возможностей, которые он получит.

ОКРАСКА СВЕТА

Многие, особенно некачественные световые аксессуары вносят дополнительную окраску, формируемую отражающей поверхностью, диффузным слоям, и от того насколько это характеристика будет стабильна от одного аксессуара к другому, зависит общая цветовая сбалансированность итоговой картинки, его цветовая равномерность.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ СВЕТА

Иногда при использовании фильтров, сот, при желании осветить большой участок, фотограф сталкивается с нехваткой мощности прибора даже при условии использовании мощных генераторов. Поэтому важно знать, что можно получить при базовом использовании того или иного аксессуара, и сравнить его с другими.

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Моя оценка данного аксессуара, где я высказываю свою точку зрения, основываясь не только на точных данных замеров и объективных показателях, но и на своем субъективном восприятии.

ВОЗМОЖНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Описание того, где и как можно использовать прибор с этой светоформирующей насадкой.

 

ОТКРЫТЫЙ СВЕТ

Использование прибора без каких-либо светоформирующих насадок.

 

Светоформирующие насадки, Profoto, введение, открытый свет, Proglobe

Замер экспозиции на уровне груди: 7.1

Замер экспозиции на уровне ног: 5.6

 

Весьма необычное и редкое использование импульсного прибора, однако для понимания работы светоформирующих насадок, мы должны начать с него и подобных ему.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В данном случае мы получаем жесткость света, которую выдает сама импульсная лампа. Только с помощью дополнительных светоформирующих насадок с линзами или с помощью специальных флагов можно получить больший по жесткости свет. Качество границ теней обусловлено строением импульсной лампы - она имеет форму дуги, поэтому тень немного раздваивается, она неравномерна в разных плоскостях. Поле освещения - бесконечное. Лампа не прикрыта ни чем, и как следствие границы отсутствуют и скорее представляют из себя плавно затухающие градиенты. Окраска света как таковая отсутствует, так как на эту характеристику не влияют никакие дополнительные отражающие и  рассеивающие поверхности. Данный источник света будет служить эталоном по этой характеристике. Относительная мощность света невысокая - он ничем не сформирован и рассеивается в разные стороны. Не смотря на то, что здесь полностью открытый источник света, мы имеем одну из самых слабых значений мощности света - 7.1, практически самое низкое.

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА И ВОЗМОЖНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Сложно представить, а еще сложнее увидеть, чтобы в студии применяли полностью открытый источник света. Такое решение может показаться странным - прибор без светоформирующей насадки представляется больше запчастью, нежели действующим инструментом.

Однако, можно найти применение в студии и такому решению. И оно в некоторых случаях будет оправдано. 

Первое - получение предельного по жесткости света. Любой рефлектор безусловно будет смягчать свет. Применение тубусов, светоформирующих насадок с линзами сильно снижать мощность света. Одно из самых простых и быстрых решений - применение такого света. Хотя для того чтобы убрать рефлексы, исключить засветки в объективе камеры, придется применять флаги, а это уже усложнение казавшейся простой на первый взгляд задачи. У компании Profoto для этого даже есть особая светоформирующая насадка, представляющая из себя черный изнутри кожух.

Другое применение - это получение большого количества рефлексов в студии, если она выкрашена в светлые цвета. Когда фотограф ставит заполняющий свет, он чаще всего ждет предельно мягкого света, идущего от камеры. И ставит для этого источник света, направленный в стену за спиной фотографа. Чем больше будет отражающая поверхность стен, тем свет мягче. Часто рефлектор дает узкое пятно, и помноженное на расстояние, оно производит довольно жесткий свет, который становится заметным на фоне даже более мощного рисующего. Применение открытой лампы превратит все стены в огромный рефлектор и мы получим предельный по мягкости свет. Корпус прибора, иногда дополнительный флаг, а иногда и сам фотограф, будет закрывать попадание прямых лучей от источника света на модель.

Разновидность этого решения - использовать такой свет в качестве рисующего в светлой студии. Мы получим жесткий рисунок, однако в дополнение к этому такое количество рефлексов, отражений от стен, которое создаст конкуренцию рисующему свету, снабдив фотографию хорошим мощным заполняющим светом.

Так что не смотря на кажущуюся бессмысленность, нельзя сбрасывать со счетов такой вариант использования света в студии.

 

PROGLOBE

Данная светоформирующая насадка Proglobe представляет из себя шар выполненный из матового стекла, который надевается на прибор и полность закрывает импульсную лампу.

 

Светоформирующие насадки, Profoto, введение, открытый свет, Proglobe

 

Светоформирующие насадки, Profoto, введение, открытый свет, Proglobe

Замер экспозиции на уровне груди: 6.3

Замер экспозиции на уровне ног: 5.0

Диаметр: 29 сантиметров

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Мы видим перед собой источник света по жесткости сопоставимый с большим рефлектором. Так как он представляет из себя шар из матового стекла, то соответственно мы получаем источник света с бесконечным световым полем, затухание света обусловлено не формой или особенностью светоформирующей насадки, а только расстоянием от нее. Поэтому, как и в предыдущем случае, мы не имеем границы светового поля. Границы производимых теней хорошо растушеваны, это в первую очередь обусловлено мощными рассеивающими свойствами этой насадки. Заметен теплый оттенок света, это определяется качеством и особенностью материала из которого сделан шар. Это надо учитывать при практическом его применении. По относительной мощности этот прибор один из самых слабых, небольшое снижение по сравнению с открытым светом произошло за счет диффузных свойств стекла.

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА И ВОЗМОЖНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Не так часто даже в хорошо оборудованной студии можно встретить такой прибор, это довольно редкий аксессуар, используемый фотографами. Все его приятные свойства, которые мы можем использовать, сравнимы с предыдущим источником (открытым светом) с одной лишь разницей: мы получаем существенно более мягкий свет (похожий на большой рефлектор или небольшую портретную тарелку) с прекрасно проработанными, растушеванными границами теней. Свет от источника направлен во все стороны, поэтому если не использовать дополнительных флагов и применять такой источник в светлой студии, мы получим большое количество рефлексов, которые фотограф может обратить в свою пользу. И если в случае с открытым светом мы получали предельно жесткий свет, то в данном случае мы имеем дело с уже более мягким, спокойным светом. Он уже не будет похож на солнечный, а будет скорее обозначать тени, красиво подавая ее формы и границы, но не давить их резкостью. Но в целом его применение по сути перекликается с открытым источником света, описанном ранее.

Дополнительное применение такого источника света - это получение  исходящего из одной точки относительно мягкого света. Его можно спрятать за предметы в кадре, когда его нужно немного отделить от фона, получив за этим предметом рассеянное мягкое пятно света, тени от которо будут направлены в сторону камеры. 

Использование такого прибора может создать сложные световые решения, когда мы имеем расходящиеся во все стороны лучи, это и возможность имитации света настольной лампы, люстры, уличного фонаря.

Это также возможность построения сложных свето-теневых композиций в кадре, сложность и замысловатость которых ограничена вашей фантазией.

Наконец, прибор сам по себе может быть показан в кадре, украсив его ярким световым пятном правильной формы.

Надо добавить, что данный шар не имеет никого отношения к имитации солнечного света в кадре: лучи расходятся от него, в то время как солнечные лучи всегда параллельны.

 

Список статей по светоформирующим насадкам:

Светоформирующие насадки (введение, открытый свет, Proglobe)

Светоформирующие насадки (Zoom Reflector)

Светоформирующие насадки (Zoom Reflector и шторки, Zoom Reflector + Snoot)

Светоформирующие насадки (Zoom Reflector + соты)

Светоформирующие насадки (Fresnel Small)

Светоформирующие насадки (Большие рефлекторы - Magnum, Widezoom, Telezoom)

Светоформирующие насадки (Softlight Silver Reflector, Softbox)

Комментарии: 4   Просмотры: 35580    

Комментарии:

   5 Октября 2011, 18:01
покупал свет профото,в комплекте был стеклянный колпак,  но пока не приходилось его использовать,  как раз он видимо для первой ситуации подходит
igolovin   20 Июля 2012, 14:43
Я когда увидел, сколько стоит такой шар, был, мягко говоря, шокирован.
Идете в магазин, где продается все для освещения. Обычный магазин, с люстрами, торшерами и прочей ерундой. Там продаются такие вот шары для столбов уличного освещения. Хоть стеклянные, хоть пластиковые. И маленькие и большие. Стоимость - от 100 до 500 рублей. Додуматься, как его прикрепить к источнику - нетрудно.
Кирилл Михирев   30 Декабря 2015, 06:06
К сожалению, ProGlobe давно снят с производства, его уже непросто найти в продаже, даже на BH значится "No Longer Available". Хотя он есть во многих студиях (по крайней мере, в Москве), да и в некоторых магазинах еще есть в наличии (лежит годами). Интересен тем, что сочетается с софтбоксом, повышая равномерность и рассеивая свет еще сильнее.
Anna90   16 Мая 2016, 16:33
классная статья!
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация