Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Диффузные и нейтрально-серые фильтры Диффузные фильтры напоминают кальку или оргстекло, и различаются друг от друга по многим характеристиками: степени рассеивание, характера рассеивания, присутствие цветовых оттенков, совпротивлению ветру. Однако основная их характеристика - рассеивание свет. Лучи свет, проникающие сквозь диффузный фильтр, в зависимости от свойств фильтра, меняют свое направление, и выходят под тем большим углом, чем меньше прозрачность фильтра. В сумме мы получаем лучи расходящиеся в разный стороны от поверхности фильтра.

Т.е. направив пятно света на такой фильтр, мы получим пятно большего размера, с менее резкими границами, с растушеванными тенями. И эти изменения будут тем больше, чем меньше степень прозрачности диффузного фильтра. Т.е. такой фильтр сам по себе не смягчает свет, он лишь рассеивает лучи света.  Поэтому, надетый на рефлектор не изменяют его жесткости, однако существенно меняет характер света - растушевывает тени, растягивает световое пятно, смягчает границы светового пятна. Однако, если взять диффузный гель большого размера и отнесити его от источника света, он начинает влиять на его жесткость: чем дальше, тем мягче. Большая площадь диффузного геля является уже более мягким источником света. Таким образом можно регулировать жесткость света. 

Кроме того, есть специфические гели, которые меняют свои свойства в разных плоскостях: в одной плоскости свет совершенно не изменяет своих свойств, в другой существенно рассеивается. Световое пятно, производимое таким гелем будет напоминать овал.

Существуют также гели, в которых присутствуют дополнительные цвета, но обычно, их полностью может заменить комбинация двух фильтров: диффузного и цветного, или диффузного и конверсионного.  

Нет смыла представлять образцы диффузных гелей. Они все будут представлять из себя образцы белого цвета, однако представлю здесь основные, которые чаще всего используют фотографы.

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Основное назначение диффузных фильтров - это рассеивать свет, поэтому это свойство мы и рассмотрим подробнее всего. Проведите эксперимент: поставьте источник света с жестким рефлектором и направьте его на стену. Вы получите очерченный круг света на стене, с резко оформленными границами, с не очень равномерным распределением света внутри. 

Наденьте на него диффузный гель. Вы увидите, что в исчезла резкая граница (или сильно смягчилась), пятно света увеличилось в размере, стало очень равномерным. Если мы еще сравним тень на стене от какого-то предмета, то увидим, что она стала более плавной, растушеванной, хотя практически и не изменила своей жесткости. Т.е. мы рассеяли свет на уровне внешней кромки рефлектора, и получили более растушеванное пятно света, тени, но не вмешались в жесткость света. Такое применение диффузных фильтров востребовано при съемке жесткими источниками: рефлекторами, как открытыми, так и с сотами, с тарелками, тубусами, когда надо получить жесткий, но растушеванный свет, когда в кадре будут видны границы света этих источников, когда будут видны тени от модели. Надо добавить, что практически всегда, когда я использую рефлекторы, то на них надеты слабые диффузные гели. Как на примере фотографии внизу, надев на рефлектор соты, и добавив к ним диффузный гель, я получил жесткие, но аккуратные, хорошо растушеваные тени.

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Теперь отодвинем этот гель (а предположим, что он у нас надет на фростраму и имеет большой размер) на некоторое расстояние. Что мы увидим. Граница тени исчезла совсем, а свет стал заметно более мягким, тень от модели на стене стала намного мягче. Если мы придвинем диффузный гель к моделе, то от тени не останется следа, свет станет настолько мягким, что уже не оставит тени. Это происходит потому, что по мере удаления диффузного геля от источника света, рефлектор освещает все большую поверхность фильтра, а значит большая площадь фильтра теперь рассеивает свет в сторону модели. Свет становится мягче, ведь мы знаем, что жесткость света - это коэффициент, выраженный площадью света к расстоянию до объекта. Чем выше этот коэффициент, тем свет мягче. А для того, чтобы свет попадал только на диффузный фильтр, и никуда иначе, на рефлектор надевают шторки, или даже соты. И в некоторых случаях вся площадь диффузного геля уже рассеивает свет, по мягкости напоминая свет от софтбокса сопоставимиого размера. Напоминает, но не совсем. Если вы попробуете такую схему, то убедитесь, что свет здесь будет совсем другой, не такой вялый, кашеобразный, непредсказуемый, который мы можем получить от софтбокса, а объемный, структурный, контролируемый по жесткости, не имеющий никаких оттенков (а диффузные фильтры строго нейтральны), и одним словом “красивый” свет. Попробуйте, к софтбоксу больше не вернетесь. Так, фотография ниже сделана как раз по такой технологии, мы видим, какая красивая, хорошо сконфигурированная тень лежит на стене за моделью, в то время, как она освещена довольно мягким светом.

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Это же свойство, рассеивать свет и делать его мягким, широко используют фотографы, которые снимают на локейшн, закрывая модель от солнца диффузным гелем, однако используют для этого как правило куда большие, чем фрост-рама приспособления: большие рамы  с площадью диффузных фильтров в несколько квадратных метров, где уже используют диффузную ткань или даже просто сетку, чтобы снизить ветровую нагрузку.

Некоторой разновидностью такого применения диффузных гелей может быть также контроль над размером, растушеванности светового пятна на фоне. Очень часто бывает, что пятно на фоне, созданное рефлектором с сотами имеет резкую границу, иногда даже при съемке постоянным светом видны пятна, образованные ячейками сот. Применения диффузного геля различной плотности может хорошо ликвидировать резкость границы, убрать все следы пятен, а также существенно, в зависимости степени прозрачности расширить такое пятно. Даже можно с применением некоторых фильтров несколько изменить его форму. Пятно света на фоне образовнное рефлектором с сотами с надетым на них сильным диффузным гелем уже не выглядит искусственно, по-студийному, а напоминает естественный блик, игру  света. 

Наконец фильтры нашли большое применение еще и по другому своему свойству - поглощать свет. Не всегда фотографы имеют в студии нейтрально-серые фильтры. И диффузные фильтры могут быль использованы как раз для что, чтобы снизить мощность источника, когда его мощность уже стоит на минимуме, но ему по каким-то причинам нужно получить меньшее значение. У каждого фильтра есть характеристика - степень поглощение света, поэтому при использованиее того или иного фильтра мы четко будем знать, сколько ступеней уберем с начальной мощности света. Правда не надо забывать, что рисунок света будет существенно меняться, а это не всегда нужно при съемке и может полностью разрушить выстроенную вами световую схему.

 

Другой разновидностью фильтров, которые уменьшают мощность света, являются нейтрально серые. Такие фильтры не рассеивают свет и не влияют на характеристики света, однако снижают его мощность. Они классифицируются по степени прозрачности, так как это единственная характеристика, которая у них существует.

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Это широко применяется в киноиндустрии, которая использует чаще всего нерегулируемые источники света. Однако и в фотографии часто возникают ситуации, когда нижняя граница мощности света слишком велика для того, чтобы снимать на открытой диафрагме с применением, например, рефлектора. Наденьте на рефлектор (тарелку, софтбокс, и т.д.) такой гель и вы получите рефлеторный рисунок на диафрагме 1.4

Иногда достаточно иметь для снижения мощности диффузные фильтры, и если нам не важна форма светового пятна, то диффузный гель хорошо проработает свет с зоне светового пятна, а также и понизит на нужное значение его мощность. Однако часто случается, что нам нужно сохранить световой рисунок в нетронутом виде. Это может быть связано с применением масок, различных насадок, штор. Это может возникнуть при применении тубуса, когда нам нужно получить световое пятно четкой, нужной формы. Тогда нам не обойтись без применения нейтральных фильтров. Только они смогут полностью сохранить световой рисунок, но существенно, на нужное значение понизить мощность света.

Другая необходимость в применении нейтральных фильтров возникает, когда необходимо сохранить единую цветовую температуру при съемке несколькими источниками постоянного света с регулируемой мощностью. 

Как известно, лампы накаливания, галогенные лампы меняют свою цветовую температуру в зависимости своей мощности, и значение цветовой температуры на разных мощностях может отличаться на несколько (а то и больше) сотен градусов Кельвина.

Например, вы используете источник постоянного света на полной мощности. Используя софтбокс или отражение от зонта, вы получаете источник мягкого света с цветовой температурой порядка 3400 К.  В то же время вы хотите подсветить участок на модели жестким светом: выделить какую-то деталь, сделать полосу контровым светом. При этом для того, чтобы с небольшого расстояния получить сопоставимую силу света, вы ставите практически минимальную мощность на этом источнике света, чтобы правильно согласовать мощности рисующего и моделирующего светов. Все бы хорошо, если бы мы снимали черно-белую фотографию, но на цветной вы увидите заметную разницу цветовых температур. На малой мощности галогенный источник света будет заметно теплее - около 2500-2700 К. 

У нас есть два способа исправить ситуацию:

Подобрать соответствующие конверсионные фильтры, чтобы выровнять цветовую температуру, используя половинчатые, четвертные или даже восьмерные теплые или холодные фильтры.

Но можно и выставить оба источника на одинаковую мощность (если мы конечно используем лампы одной максимальной мощности и одного производителя, что конечно априори подразумевается в любой уважающей себя студии), и затем надевать понижающие, нейтрально-серые фильтры до того уровня, чтобы получить на выходе нужную силу света. Нейтрально-серые фильтры не внесут никакого цветового оттенка, в то же время понизят силу света до необходимого уровня. Надо добавить, что при разнице мощностей импульсной лампы происходит настолько незначительное изменение цветовой температуры, что им можно пренебречь и нейтрально-серые фильтры там не нужны.

Кроме того, мы можем использовать нейтрально-серые фильтры, когда используем нерегулируемые источники света. Такие конечно в последнее время встречаются редко, однако еще можно встретить генераторы, имеющие 2 или 3 ступени регулировки мощности. Да и часто многие источники постоянного света, например, построенные на флюоресцентных лампах, не имеют регулировки мощности. Не лишним будет напомнить, что практически весь киношный свет также не имеют регуляторов мощности.

 

Все статьи про фильтры:
Фильтры (общий обзор)
Конверсионные фильтры
Цветные фильтры
Диффузные и нейтрально-серые фильтры

 

Все фильтры, описание которых присутствует в статьях, вы можете приобрести в интернет-магазине журнала Photoindustria.

Комментарии: 2   Просмотры: 38736    

Комментарии:

Dashua   24 Августа 2013, 18:35
Олег, спасибо Вам за замечательное дело! Стала гораздо больше понимать, что делать и зачем. 
deletant   1 Июля 2016, 16:17
Удовлетворен на 100% , статья удалась!
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация