Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Конверсионные фильтры

Конверсионные фильтры

Предыдущая часть статьи: Фильтры (общее описание)

Конверсионные фильтры выполняют три большие группы функций: 

1. Корректировка имеющихся различий в цветовой температуре и оттенке при съемках в условиях, когда присутствуют различные типы источников света, для исключения или уменьшения разницы между их значениями цветовой температуры и и оттенка.

2. Приведение источников импульсного и постоянного света к единому значению цветовой температуры для создания на базе одинаковой цветовой температуры различных эффектов на таких значениях выдержки и диафрагмы, когда экспонируются одновременно и импульсный и постоянный свет. Т.е. для съемки смешанным светом.

3. Имитация различий между разными типа источниками света, когда существует необходимость воспроизвести те или иные условия естественного или искусcтвенного освещения.

Но начнем по порядку.

В своей работе фотограф использует как естественные, так и искусственные источники света с разной цветовой температурой. И это не заботит его, если у него в кадре один тип источников света (например только солнце или только студийные вспышки). Тогда с помощью более грубой подстроки WB (white balance) в своей камере или более тонкой подстроки цветового баланса в RAW-конвертере (а мы помним, что ВСЕ снимки профессионального фотографа проходят RAW-конвертер) он может подобрать нужные значения, и никто уже не увидит нежелательных оттенков на фотографии. 

В других ситуациях, когда при съемке используется несколько типов источников света, имеющих разную цветовую температуру, необходимо учитывать эти сложные условия освещения. Дело в том, что в жизни мы не так сильно замечаем разницу цветовых температур. Связано это с тем, что наш мозг как бы обрабатывает получаемую информацию и в отличие от фотографии, на которой просто явно бросаются в глаза любая разница в цветовой температуре, сглаживает их.

Лампа накаливания, студийные вспышки, солнечный свет  практически не отличаются по оттенкам и достаточно расcчитать разницу между ними (что делается с помощью специальной таблицы) и получить точное соответствие цветовых температур.

Для этого существуют грубые фильтры, например 201 или 204, которые резко, от одного типа источников света к другому сдвигают цветовую температуру, так и более тонкие, подстроечные фильтры, с помощью которых можно скорректировать цветовую температуру совсем на небольшие значения, вплоть до 100 Кельвинов. С помощью последних можно добиться корректировки разницы цветовой температуры галогена, которая от минимального до максимального значtния отличается на несколько сотен Кельвинов. Считается, что ни человеческим глазом, ни на сделанной фотографии невозможно отличить участки, освещенными разними источниками света, если их цветовая температура отличается не более, чем на 50К. 

Другое дело - это газоразрядные лампы (энергосберегающие, люминесцентные), которые помимо разных цветовых температур (бывают теплые, нейтральные, холодные лампы) имеют еще и выраженный зеленый оттенок. Так как такие лампы очень часто используются в освещении интерьеров, а также довольно широко в качестве студийных осветителей, выделена следующая группа конверсионных фильтров, которые компенсируют этот оттенок. Существуют фильтры с зеленоватым оттенком, которые следует надевать на импульсные лампы, либо на лампы постоянного света, и фильтры с фиолетовым (Magenta) оттенком, которые, будучи надетым на источники с люминесцентными лампами, ликвидируют этот оттенок. Так как этот оттенок имеет различную степень от одного типа источника света к другому, то производятся фильтры с разной степенью выраженности этих оттенков. Некоторые фильтры помимо корректировки оттенков, также и сдвигают цветовую температуру, однако они могут быть заменены простой комбинацией конверсионных фильтров.

Существуют еще другие, порой специфические источники света, для которых тоже созданы фильтры, четко изменяющие значения цветовой температуры и оттенка на определенное значение. Это метал-галогеновые лампы (HMI), натриевые газоразрядные лампы (Sodium lamp), дуговые лампы (Carbon arc), светодиодные (LED). Их характеристики подобраны таким образом, чтобы исправить спектральные кривые и привести их максимально для тех источников, к которым они будет приближать исходные источники света. 

Здесь представлены некоторые фильтры из широкого многообразия конверсионных фильтров, которые фотографы применяют в своей работе.

Фильтр 201

201 FULL CT BLUE Изменяет цветовую температуру постоянного источника до величины цветовой температуры импульсного. Применяется тогда, когда нужно совместить цветовую температуру разных по типу источников.

Фильтр 204

204 FULL CT ORANGE Выполняет ту же функцию, только надевается  на источник с импульсным цветом. Во время съемки в таком случае надо сдвинуть цветовую температуру в камере до 2800-3000 K, как у галогенного света.

Фильтр 247

247 GREEN MINUS Если вы используете в студии источники с флуоресцентными лампами, и они не являются лидирующими, а только дополняют основной рисунок света, то надев на этот фильтр, мы избавим их от характерного зеленого оттенка.

Фильтр 244

244 GREEN PLUS Наоборот, если у вас к флуоресцентным источникам света, добавляется один импульсный или галогенный, то применение на нем этого фильтра добавит характерный для флюоресцентной ламы зеленый оттенок, который потом легко скорректируется движком TINT в RAW конвертере. Естественно, согласование цветовой температуры потребует применения еще и теплых или холодных конверсионных фильтров (201 или 204).

Фильтр 218

218 EIGHTH CT BLUE Холодный конверсионный фильтр, сдвигающий цветовую температуру совсем немного на 200 K  (с 3200K до 3400К). Когда фотографы снимают галогенным светом с регулируемыми по мощности лампами они часто сталкиваются с тем, что на разной мощности галоген имеет разную цветовую температуру, и соответственно теплый или холодный оттенок. Данный “слабый” фильтр призван ликвидировать эту разницу.

Теперь, вооружившись теорией, более подробно рассмотрим практическое применение данной категории фильтров по видам их применения, обозначенным выше: 

1. Итак, одно из наиболее частых применений конверсионных фильтров - это приводить значения цветовых температур разных по типу источников света при съемке с применением разных типов света.

Например, вы находитесь на съемке в интерьере, где большинство источников света флуоресцентные. А вы используете вспышку. Если выставить цветовую температуру по вспышке, то все вокруг будет иметь зеленый оттенок - это дадут о себе знать флуоресцентные лампы. И проблема еще в том, что этот же свет падает и на вашу модель. Она помимо импульсной лампы освещена еще и постоянным флуорецентным светом. Какой будет у нее оттенок кожи, мы уже обсудили. Вы надеваете фильтр 244 GREEN PLUS и ваша импульсная лампа имеет такой же зеленый оттенок, как и флуоресцентные. А это значит, что вся ваша фотография имеет одинаковый оттенок и пакетная коррекция движка TINT в RAW конвертере полностью исправит этот оттенок и весь кадр примет нейтральный, красивый, опрятный и правильный вид.

Другой пример. Вы на улице используете мощный источник постоянного галогенного света, в принципе уже с 300-500 Вт можно получить уверенную мощность позволяющую снимать на улице, а уже про интерьеры, освещенные через окна дневным светом уже и говорить нечего. Вы направляете лампы на модель, но они дают очень теплый свет с выраженной оранжевой окраской, видимой уже даже на съемке, не говоря уже про готовый снимок. Вы надеваете фильтр 201 на свой источник света и получаете свет с цветовой температурой 5600, таким же как и у дневного света.

Но иногда надо использовать фильтры не полностью, т.е. сдвигать цветовую температуру не полностью от одного типа источников к другому, а лишь частично, на промежуточное значение. Например, вы снимаете в помещении, где на заднем плане несколько источников света с лампами накаливания, имеющих теплый оттенок. Наши глаза не так сильно отличают цветовую температуру, как это делает камера, однако мы знаем, что лампы накаливания теплые, мы замечаем это, когда видим их в дневном свете, существенно более холодном. Поэтому мы и ожидаем, что они и на фотографии должны быть немного теплые, как мы привыкли видеть их в жизни. Однако снимая модель импульсным светом, и оставив все как есть, мы получим пятна оранжевого света на заднем плане, так сильно на камере их теплый свет будет отличаться от импульсного. Если мы наденем на импульсный источник 204 фильтр, то получим, что цветовая температура импульса будет полностью соответствовать цветовой температуре ламп накаливания. После установки в RAW  конвертере соответствующей цветовой температуры лампы на заднем плане станут безжизненно белыми, нейтральными (они ведь имеют ту же цветовую температуру, что и вспышки), они совершенно не будут соответствовать нашим представлениям о том, как должны выглядеть в кадре лампы накаливания. На помощь прийдет промежуточный фильтр, например 205, он только наполовину сдвинет цветовую температуру, по сравнению в полным 204 фильтром. Подстроив под него цветовую температуру в RAW конвертере, мы получим источники постоянного света на заднем плане более сдвинутыми в холод относительно исходного значения. Т.е. они будут едва теплые, именно такими, какими мы ожидаем их видеть и которые столь приятны нашему глазу.

2. Однако иногда требуется строгое, абсолютное соответствие цветовых температур. Например, при съемках смешанным светом, когда в кадре виден свет одновременно и испульсного и постоянного света, и на этом построено множество эффектов, требования к точности соответствия резко возрастает.

Здесь уже приходится учитывать то, что импульсный свет имеет более менее постоянные значения цветовой температуры при различной мощности, в то время как у постоянного света цветовая температура меняется существенно при использовани его на различной мощности.

Поэтому киношные приборы как привило не регулируются по мощности, так как разница цветовой температуры будет заметна при применении нескольких источников одновременно на разных мощностях. А если даже имеют регулировку, то как правило, имеют фиксированное положение, в котором получается соответствие цветовой температуры определенному значению. Так DedoLight имеет два фиксируемого значения 3400K -  на максимальном значении и 3200K - на значении около 80% от мощности.

В фотографии для точного соответствия температур приходится подбирать мощность постоянного света, а иногда и надевать несколько промежуточных фильтров. (Теплые - 205, 206, 223, холодные - 202, 203,  218) подбирая их количество таким образом, чтобы получить разницу цветовых температур не более 50К  (а именно это значение улавливает человеческий глаз на картинке)

После этого, подбирая точную мощность прибора, и применяя “полные” конверсионные фильтры, либо подстаиваясь под существующие значения мощностей (имеющие разные цветовые температуры), применяя “промежуточные” конверсионный фильтры, лишь частично сдвигающие цветовую температуру, мы уже можем сполна воспользоваться теми возможностями, которые дарит одновременное применение импульсного и постоянного света: вносить множество художественных эффектов, имитировать различные техники съемки, а применяя цветные фильтру уже представлять себя не фотографом, а художником, буквально как кистью, рисуя светом. Это очень интересное направление, и оно полность зависимо от наличия в студии широкого набора конверсионных фильтров.

Нет смысла приводить здесь примеры, так как более подробное описание этой техники, правил и порядка применения конверсионных фильтров вы найдете в моих статьях и примерах, посвященных съемке смешанным светом.

3. Наконец, мы применяем конверсионный фильры для имитации различных условий освещения, для создания теплых или холодных оттенков в кадре. В создании цветной фотографии нам часто приходится имитировать источники света с различной цветовой температурой: вечернее освещение, искусственное интерьерное освещение, теплый утренний свет, просто условия холода или жары. Это всегда используется в  кино, но не так часто в фотографии. Именно профессиональных фотографов отличает виртуозное владение конверсионными, как впрочем и любыми, фильтрами.

Имитация теплого света от свечи с применением конверсионных фильтровПредположим человек в кадре вечером стоит на балконе, при этом на него падает мягкий холодный свет снаружи, и жесткий теплый из помещения, рядом с которым он стоит. Если мы решим добавить свет, чтобы немного подсветить, выделить человека, то мы должны будем использовать источники света с такими величинами цветовой температуры, которые существуют вокруг него. На свет, который мы добавляем к естественному мы добавим 

холодный фильтр (величина должна подбираться опытным путем), в то время как на источник света со стороны помещения - теплый.

Если мы хотим изобразить модель со свечей в руках, которая вглядывается в нашу сторону сквозь ночной темный лес, то для создания окружающей среды, атмосферы ночного холодного света мы выберем холодный фильтр, в то время как на источник света, “поддерживающий” свет свечи. Последний светит параллельно лучам от свечи, но не попадающие на саму свечу и лампу. Ведь в данной ситуации мы выбираем по чему проэкспонироваться - по свече,  или лицу, и в итогу выбираем свечу, чтобы добавить дополнительный свет на лицо м выровнять таким образом экспозиции на лице и свече.

Конверсионные фильтрыС другой стороны, иногда холодные фильтры несут декоративную функцию, когда имитируется реальность, а просто создается визуально холодная (или теплая) среда. Часто для этого используется один нейтральный истоник света, тогда как на все остальные надеты холодные (или теплые). Т.е. модель получается освещенная нейтральным светом в какой-то среде. Иногда, наоборот надев теплый фильтр на рисующий свет, и сдвинув потом цветовую тепературу таким образом, чтобы он стал нейральным, мы получим такой же эффект. Фотография иллюстрирует этот пример.

 

Все статьи про фильтры:
30 июля 2011 Фильтры (общий обзор)
2 августа 2011 Конверсионные фильтры
9 августа 2011 Цветные фильтры
15 августа 2011 Диффузные и нейтрально-серые фильтры

Комментарии: 7   Просмотры: 51070    

Комментарии:

   3 Августа 2011, 18:03
Я так понимаю, теперь у вас сайте театр одного актера)))
   4 Августа 2011, 23:15
Вероятно, авторы пишут статьи по мере возможности. За что им и Олегу большое спасибо! Мало где на русском можно почитать такие интересные вещи касательно фотографии.
turbin   4 Августа 2011, 16:13
Как определить, что мы не промахнулись и выставили одинаковую цветовую температуру для    разных источников? Тыкая пипеткой на участки снимка в RAW-конвертере?  
Oleg Tityaev   4 Августа 2011, 20:49
Да, самый лучший способ. Я всегда снимаю на экран (в смысле на компьютер с экраном) и могу определять цветовую температуру не только визуально, но и с помощью компьютера.
   5 Августа 2011, 06:55
Олег, Ваши тексты всегда самые познавательные и талантливые! Спасибо!
   13 Августа 2011, 11:10
Олег, что посоветуете использовать при съемке в закатном солнце (как контровое освещение) и применением импульсных вспышек. Что может выровнять температуру?
deletant   22 Ноября 2016, 16:14
Хотел бы узнать про LED источники как в них убрать парзитны цвет с помщью фильтра.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация