Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Фильтры (общий обзор)
Последние комментарии
Yana 17 Сентября 2017, 06:38
Большое спасибо
Igor2015 28 Мая 2017, 21:27
Спасибо! 

ФИЛЬТРЫ (ОБЩИЙ ОБЗОР)

Фильтр (гель, или gel (джэл), фолиевый светофильтр) - необходимый и незаменимый инструмент любого продвинутого фотографа, позволяющий существенно расширить его возможности по производству качественной, эстетичной, яркой и индивидуальный фотографии. 

Фильтры для фотографов производятся в рулонах, чаще всего 1.22 м на 7 метров (48 дюймов - размер стандартной фрострамы, на которую фотографы и осветители прикрепляют фильтры), но иногда режутся производителем или самими фотографами до меньшего размера, что позволяет использовать их с большим удобством и брать с собой на выездные съемки.

Имеют общую номенклатуру сразу среди нескольких производителей, т.е. один номер обозначает один и тот же цвет или тип сразу у нескольких производителей. В настоящее время широко используются две системы нумерации: система LEE, имеющая трехзначный номер, и система ROSCO, использующая многозначную систему. В нашей стране более широко используются трехзначные обозначения LEE, поэтому в данной статья я и буду пользоваться ей. Cуществуют справочники, позволяющие “переводить” фильтры из одной системы в другую. Поэтому, если кто-то приобрел фильтры с обозначениями по системе ROSCO, то сможет сопоставлять наши значения со своими, когда я ссылаюсь на те или иные номера фильтров. 

Фильтров выпускается огромное количество различных цветов и степени прозрачности. Порою даже может показаться, что слишком чрезмерное количество, которое не нужно для фотографа. Некоторые фотографы даже искренне уверены, что последующая обработка в программе Photoshop позволит заменить любой фильтр, что является, безусловно, глубочайшим заблуждением, которое я по мере сил и постараюсь развенчать.

Да, фильтров действительно очень много, номенклатура доходит до сотен позиций. Они отличаются по плотности, имеют свой уникальный спектральный рисунок, они обладают различной степенью прозрачности, рассеивания, по разному ведут себя с различными типами света. Поэтому, для продвинутого фотографа (а именно таким вы стараетесь быть, или уже являетесь) не может быть просто цветных фильтров: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый из них уникален, надо стараться иметь как можно больший ассортимент фильтров в своем арсенале. Но не просто иметь, как разноцветные карандаши в коробке, а потоянно тестировать их: как он себя ведет с тем или иным источником света, как сочетается с цветом кожи модели, какие создает потери для света. Постепенно фотограф формирует набор любимых фильтров: они предсказуемы, их оттенки укладываются в его эстетические представления, он уверен в том, какой они произведут эффект, ведь порою похожие фильтры будут вести себя совершенно по-разному. Мы поймем в дальнейшем, что фильтры нужны не только для того, чтобы “закрасить” фон в какой-нибудь цвет. Для этого фильтры не нужны, для этого нужны цветные фоны. Фильтры порою вносятся в картинку на уровне нюансов, оттенков, намеков, и от того, как вы будете искусно владеть ими, знать их характристики, будет зависеть ваш успех в фотографии.

Желательно сразу знать номера, названия фильтров. Записывайте их себе в блокнот, сделайте маленькие стикеры и наклеивайте их на уголки фильтров - это позволит хорошо запоминать номера, быстро находить нужный фильтр. Должно войти в хорошую привычку запоминать и называть цветные фильтры по номерам. Вам нужно будет периодически закупать новые, и вы постенно будете вытеснять из своей студии “не ваши” фильтры, оставляя те, которые вам максимально подходят.

Я всегда советую на начальном этапе, когда вы знакомитесь с фильтрами, просто прийти и закупить на ту сумму, которую потянет ваш бюджет, разных фильтров. Не многие фирмы режут фильтры, обычно их продают большими рулонами, однако можно найти на рынке наборы фильтров. Например те, что предлагает Photoindustria в своем интернет-магазине. Поработав со всеми из них, вы поймете, какие вам оттенки нужны еще, какие фильтры лучше закупить рулонами, понимая, что будете их широко и интенсивно использовать в студии.  

Ну и наконец практические аспекты применения: фильтры могут быть разного размера, но можно порекомендовать не стремиться за большими рулонами, а научиться применять фильтры тех размеров, которые подходят для стандартного рефлектора. Обычно размера 30 на 30 сантиметров достаточно, чтобы закрыть стандартный рефлектор. Если вы хотите использовать фильтры на портретной тарелке, рефлекторах увеличенного размера, и даже маленьких софтбоксах, то стоит обратить внимание на фильтры размером 60 на 60 см (половина ширины стандартного рулона). Если уж вы уверены, что будете во всю использовать фильтры на больших софтбоксах, надевать их на фрост-рамы, то тут уже не обойтись без покупки фильтров рулонами.

Однако опыт подсказывает, что рулонами обычно стоит покупать диффузные фильтры (мы будем рассматривать в статье почему), основные конверсионные (по причине весьма активного их использования и весьма частой порчи при этом использовании), косметические (они обычно должны никак не влиять на характеристики уже выставленного света, поэтому надетый на софтбокс косметический фильтр - это нормально), и пару-тройку цветных, самых любимых (причем покупка их рулонами будет обусловлена скорее не необходимостью иметь их в таком формате, сколько энергичностью их использования).

Остальные фильтры достаточно иметь размером 30 на 30 сантиметров. При этом не использовать держатели, а пользоваться специальным, а иногда и простым бумажным малярным скотчем. 

Почему? 

Любой держатель негерметичен, и если мы используем фильтры с большим коэффициентом понижения, то свет будет проникать свозь зазоры между держателем и рефлектором и будет существенно влиять на световой рисунок. 

Большинство держателей подразумевают наличие кассеты, на который надо фиксировать, обычно наклеивать фильтр: вы вынуждены уже иметь не просто свернутый в рулон набор фильтров, а  целую коробку кассет с фильтрами. Вы теряеете мобильность, обрастаете громоздкими, непригодными к транспортировки аксессуарами, наконец, просто теряете активность по их замене, покупке новых. 

Кроме того, фильтры часто прогорают, и в первом случае до простой замены новым фильтром уйдет несколько секунд, в то время, как замена фильтра на кассете занимает время.

(В то же время надо отметить, что некоторые производители, выпускающие качественное оборудование, например Profoto, разрабатывают по настоящему удобные деражатели для фильтров, представляющие из себя кассеты, в которые очень быстро и удобно вставляются фильтры. Достаточно иметь по одной кассете для каждого рефлектора и быстрая установка фильтров вам обеспечена.)

Наконец универсальность, у вас в студии возможно есть рефлекторы разного размера, есть зонтичные рефлекторы, которые редко имеют держатели, наконец, вы иногда работаете в других студиях, ездите на выездные съемки, беря в аренду дополнительно оборудование. Иметь постоянный набор фильтров под рукой с возможностью импользования их всегда и с любым оборудование стоит того, что вам дополнительно нужно будет таскать с собой небольшой рулон бумажного или специального скотча.

Да и неизвестно, какие аксессуары вы будете использовать: соты, маски, шторы. Держатели зачастую совершенно лишают вас возможности их применения.

Если вы используете фильтры с фрострамами, то лучшее решение - это канцелярские скобы большого размера: придя в магазин, купите себе несколько наборов. Это вообще довольно нужная вещь в любой студии, а для надевания фильтра на фрост-раму, и даже на софтбокс - вещь просто незаменимая. 

Но вернемся к фильтру, надетым на рефлектор. Мы его можем использовать двумя способами: 

1. Надев его на рефлектор и используя свет от рефлектора напрямую, вы получите жесткий свет примерно сопоставимый с изначальными характеристиками света рефлектора (многие фильтры немного рассеивают свет, меняя его характристики). 

2. Направив рефлектор на отражатель, мы получим уже мягкий свет, который будет иметь те характистики, которые заложены в используемой вами световой схеме. В качестве отражателя может использоваться не только лайт-диск (интересное решение, которое позволяет менять жесткость света, изменяя расстояние между отражателем и рефлектором), но и стена (а это возможность получения очень мягкого заполняющего света). Это может быть и зонт, и это будет простым и удобным устройством.

В первом случае, если вы не хотите получить замысловатый и непредстказуемый рисунок света, вы лишены возможности частично закрывать рефлектор - при схеме прямого света вы вынуждены закрывать рефлектор полностью фильтром.

В то время как, используя фильтры через отражатель, помимо возможности использования фильтров небольшого размера, вы получаете еще одну уникальную возможность: мы можем их смешивать и менят насыщенность.

Предположим, вы используете рефлектор с зонтом. Перебирая многие варианты использования двух, а то и трех фильтров вы можете получить разнообразную гамму цветов и оттенков (правда с некоторой потерей силы света). Кроме того, закрывая рефлектор не полность, вы получите не полную окраску света данным фильтром, а лишь частичную. Ведь так часто нам нужно получить лишь легкий оттенок в используемом свете, а не яркий насыщенный цвет. Этот способ использования даст вам поистине широкие возможности. 

Теперь, когда мы обсудили необходимость использования в студии фильтров, условия их эффективного использования, самое время разобраться в их разновидностях и познакомиться с ними поближе.

 

Все статьи про фильтры:

Фильтры (общий обзор)
Конверсионные фильтры
Цветные фильтры
Диффузные и нейтрально-серые фильтры

 

Все фильтры, описание которых присутствует в статьях, вы можете приобрести в интернет-магазине журнала Photoindustria.

Комментарии: 1   Просмотры: 32464    

Комментарии:

Евгений   30 Июля 2011, 16:52
Интересная статья
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация