Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Про технику и эстетику
Последние комментарии
Mixail 15 Ноября 2018, 23:29
https://www.pyn.com.ua/puluz.html
Расписание школы Photoindustria

ПРО ТЕХНИКУ И ЭСТЕТИКУ

Сколько я уже провожу мастер-классы и курсы, столько и слышу самый часто задаваемый вопрос: Насколько техничны мои фотографии? Насколько технично поставлен свет? Насколько я вообще техничен?

Техничность, техничность и еще раз техничность…

Люди пытаются подходить к своим работам так, словно заранее существуют какие-то четкие чертежи, схемы, рекомендации, требования, СНиПы там какие-то и задача фотографа – это, согласно сто раз утвержденному регламенту, четко, без отступов реализовать свою работу. Чушь!

Не существует никакой техники! Она просто никому не нужна! Человек, осваивающий искусство фотографии все время пытается найти какие-то четкие критерии, выполнение которых позволили бы ему поверить в собственной прогресс, поверить в то, что ты делаешь гигантские шаги в своем продвижении.

Такие фотографы годами перерисовывают чужие световые схемы, часами просматривают в youtube ролики с бэкстейджей знаменитых фотографов, по многу раз ходят на те же самые мастер-классы. Стараясь найти все время ускользающую для себя систему правил, требований, условий.

Часто и в России, и в других странах мне задают такой вопрос: Посмотри, насколько я технично поставил свет? Я смотрю на фотографию и не вижу ничего. Странная модель, сомнительный макияж, случайно найденная одежда и украшения… Я не вижу здесь вообще ничего такого, чтобы могло привлекать.

Нет, отвечают мне, не смотри на модель, смотри на свет. Смотри, как я правильно выполнив все известные мне требования и правила, поставил свет. Видишь, как я ловко поставил свет на 45 и 45 градусов от модели, как меня учили на мастер-классе фотографа X. А видишь, я использую октобокс, а не софтбокс, ведь только так рекомендует снимать фотограф Y. А как я правильно развернул голову модели, точно на тот градус, о котором говорит в своей брошюре фотограф Z. И начинается дотошное перечисление всех правил, которые он где-то увидел, услышал, о которых где-то прочитал.

Стоп! Говорю я ему! Зачем мне нужна твоя техника! Зачем мне она нужна, если мне не интересна сама фотография? Кто, кроме такого же дотошного фотографа, как ты сам, будет с тобой обсуждать это, замечать, насколько ты уложился в свод неписанных законов, вообще видеть эту твою «технику».

Я сейчас скажу довольно крамольную вещь – техники не существует!
То, как ты снимаешь, вообще всем наплевать! Наплевать редакторам журналов, наплевать букерам агентств, наплевать рекламным менеджерам, наплевать ничего не понимающим в фотографиям соседям по лестничной клетке, наплевать всем вашим друзьям и всем авторам многочисленных блогов по фотографии. Это не интересно.

А что интересно?

Интересно не то, КАК ты снимаешь, а ЧТО ты снимаешь.

Не техника, а эстетика. Интересно то, что ты пытаешься сказать своей фотографией, насколько она способна притягивать взгляд, насколько на способна вызывать эмоции, насколько она провокативна, насколько она необычна, насколько она… И таких «насколько» можно перечислять предложениями, абзацами и они никогда не закончатся. И даже перечислив все возможные «насколько», мы после небольшой передышки снова часами сможем набрасывать новые «насколько».

Там будет много чего, но не будет одного. Насколько технично она снята.

Когда вы пишите книгу, можно любоваться своим слогом (на что в общем-то и «погорают» большинство начинающих писателей), а можно доносить мысль. Если есть что доносить, то слог не важен. Ваш слог заметят, и возможно будут им наслаждаться, но только в том случае, если вашу книгу начнут читать.

Вот и видим мы такое огромное количество примеров в фотографии, когда ее форма, ее представление, ее вид свидетельствует о громадной небрежности, скорости, легкости, непродуманности, по мнению таких фотографов «нетехничности». Фу, говорят они! Да он совсем не может снимать! Не умеет! Кто вообще дал ему в руки камеру!

А зрители в восторге. Они видят на них взгляд, который приковывает, они видят историю, которая возбуждает. Они видят много тех «насколько», о которых мы уже говорили.

И они не видят техники. Она не нужна.

Нужна только эстетика. Забудьте вообще про «технику!». Дайте отдохнуть своему мозгу, той части, которая отвечает за решение множества технических задач и требований и посмотрите вокруг! Оглянитесь! Мир полон дивных историй и тайн, о которых нам надо рассказать! И каким вы увидите этот мир, как вы его донесете этому миру и будет зависеть, то насколько будут интересны зрителю ваши фотографии. И то, насколько вы будете успешны в фотографии.

А не то, на сколько сантиметров от модели вы поставили софтбокс, на сколько сантиметров от фона вы до этого поставили саму модель, и насколько точно копировали позу, увиденную накануне в модном журнале.

Впитывайте эстетику. Это самое сложное! Это приходит с годами. Это такая творческая мудрость! Это надо форсировать! Ходить на выставки, читать книги, смотреть фильмы, наблюдать за миром, который вокруг вас, любить этот мир! Любоваться им! Восхищаться им! И дарить эту радость восхищения другим! Тогда все у вас будет хорошо!

Начинайте прямо сейчас! И выбросите все ваши зарисованные световые схемы в мусорное ведро.

Удачи,

Ваш,
Олег Титяев,
Нью-Йорк, Октябрь, 2014
 

Комментарии: 3   Просмотры: 8727    

Комментарии:

   15 Октября 2014, 12:07
Спасибо. Очень правильная статья.
Matsuwara   15 Октября 2014, 23:40
Наболело видать! :) Очень все верно! 
Anna   21 Апреля 2015, 15:29
Классная статья. Но чтобы нарушать правила, надо их все-таки знать:) Мне кажется, беда в том, что некоторые люди "застряют" на этапе освоения правил и техники. Важно, попробовав действовать "технично", вовремя перейти на этап свободного творчества - но уже на основе имеющихся знаний. И тогда можно уже сказать словами Альфреда Ньюмана: "Мы делаем фотографии не камерами. Мы делаем их нашими сердцами". А иначе может получиться как с теми стихами - сколько есть людей, которые считают себя поэтами, но не имеют ни малейшего понятия о размере стиха или даже о рифме. И то, что они пишут, нельзя назвать поэзией даже приблизительно.  
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация