Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Про фон, модель, тень и основу основ.
Последние комментарии
Igor2015 28 Мая 2017, 21:27
Спасибо! 
Расписание школы Photoindustria

ПРО ФОН, ПРО МОДЕЛЬ, ПРО ТЕНЬ И ПРО ОСНОВУ ОСНОВ

В построении любой световой схемы успех этого непростого мероприятия закладывается сразу, в ту минуту, когда фотограф торопливо опускает нужный ему по цвету фон, нетерпеливо разматывает его по полу студии и перстом указывает модели на то место, которое она займет, немея в предвкушении озарить студию фейерверком поз.

Да, да, именно здесь фотограф определяет путь, концепцию построения световой схемы, и в моем понимании этот момент занимает одно из самых важных, системообразующих мест в мире студийной фотографии. Наблюдая за тем, как работают фотографы, как бессистемны и часто противоречивы их действия на данном этапе, я очертил некий круг вопросов,  о которых хотел бы с вами порассуждать.

Итак, какой фон выбрать? Как его правильно инсталлировать? Куда поставить модель относительно фона? А самое главное, что делать дальше?

Начнем с того, что по моему мнению существует две основные системы расположения модели относительно фона. Первый – когда модель связана тенью с фоном, вторая, когда модель не связана тенью с фоном. Это довольно простая и банальная на первый взгляд классификация так сильно влияет на последующие действия фотографа по построению световой схемы, что требует к себе несоизмеримо большего, чем кажется на первый взгляд, внимания. К первой системе относятся те световые схемы, где модель связана с фоном, стоит на нем, опирается на него, прикасается к нему. Как следствие, на фон падает тень от модели. Массивная ли это в пол-фотографии тень, либо только легкое темное пятно, едва заметное на снимке, но она есть. Ко второй же можно отнести те снимки, где модель своей тенью никак с фоном не связана. При этом на готовой конечной картинке этот технически не связанный фон может визуально «переплетаться» с моделью даже больше, чем в первом случае.

Это не просто классификация ради условного разделения фотографии на какие-то классы. Это определение, которое радикально будет менять способ построения съемки. Но прежде чем мы будем разбираться с тенями и расстоянием модели до фона, я хотел бы на секунду остановиться на инсталляции фона. Когда речь не идет о ростовой фотографии, все очень просто – фон как привило опущен до пола и там скручен в небольшой рулон из нескольких оборотов, чтобы как можно глубже скрыть свою затоптанные предыдущими моделями поверхность. Другое дело, когда модель на него встает. Здесь все меняется радикально.

Но прежде чем мы будем говорить об этом, немного поговорим про выбор, установку и использования самого фона. Первым и главным правилом использования фона является то, что модель стоит всегда на краю фона. Если фон выступает перед ней на полметра, на такое расстояние,  чтобы внезапно не оборваться в кадре и не заставить фотограф зарисовывать попавший в кадр пол студии, то соответственно вы получаете возможность периодически сдвигать его, оставляя пространство под моделью и за моделью чистыми, а значит лишающие вас последующей необходимости целыми ночами изводить назойливые следы туфель, как правило обильно оставляемые  моделями на фоне. Я неоднократно наблюдал картину, когда фотограф, арендующий студию, растягивал фон до противоположной стены студии, к моему изумлению ставил потом модель вплотную к фону, а к моему потрясению и сам вставал на этот фон. Через полчаса работы и под моделью, и под фотографом зияли пятна истоптанного до черноты фона, зато между ним и моделью лежало в девственной нетронутости несколько метров чистого фона. Ужас! Я стараюсь организовать съемку таким образом, чтобы ассистент все время сдвигал фон, отрезая пришедшие в негодность участи фона. И если вы оставляете перед моделью полметра фона, то и сдвигать фон вам надо будет на это небольшое расстояние Даже весьма энергичные съемки часто требуют расхода всего 3-4 метров, но такой подход радикально снижает трудоемкость последующего постпроцессинга фотографий.

Чтобы модель не терялась после вдруг ускользнувшего из под нее натоптанного пятная на фоне, помогающего ей сохранять нужную ориентацию в пространстве, я за пределами фона прямо на полу студии наклеиваю три линии яркого скотча, две из которых с каждой стороны фона будут помогать ей не уходить «в фон», линия перед ней – не сдвигаться в сторону. После нескольких тактичных, но уверенных окриков модель начнет довольно успешно сверять свое положение с такими маяками, даря вам одну из главных своих добродетелей – быть все время на одном и том же расстоянии от хитроумно расставленных вами вокруг нее световых приборов.  

Теперь о самом фоне. Вы знаете какой бешенной популярность пользуются циклорамы. И вы конечно знаете главное отличие циклорамы от фона. Знаете.

Фотофабрика

Циклорама имеет плавное, ровное закругление, и чем радиус такого закругления больше, а переход плавнее, тем циклорама желаннее и соответственно востребованнее. Бумажный фон с таким ровным закруглением просто невозможно установить, но если вы после того как поставите модель в нужное место начнете плавно подтягивать фон, то скоро по крайней мере приблизитесь к такому состоянию.

Почему это нужно?

Мне сложно представить что-то более нелепое, чем провисший за моделью фон. Если конечно мы не хотим выбелить его «в ноль» (точнее сказать «в 255», когда от него просто ничего не останется), то такой резкий угол за моделью будет все время усложнять нам жизнь: уродливо искривлять ложащуюся на него тень, не давать возможности сделать на фоне плавный градиент, все время предательски оставлять за моделью горизонтальную линию, обнажающую искусственную студийную суть вашей фотографии. Я лучше предпочту резкий угол между горизонтальной и вертикальной плоскостями, чем вяло и скучно провисший за моделью фон.

Итак, после того, как мы подтянули за моделью фон, максимально придав ему эталонное, «циклорамное» закругление, мы уже наконец можем разбираться с положением модели.

Но здесь на секунду сделаем отступление. Какой цвет выбрать? В своей практике я никогда (НИКОГДА!) не использую черный фон. На это множество причин. Одна из главных, на фотографии не должно быть абсолютно черных пятнен, и мне проще из серого фона работой световых приборов сделать черный, чем пытаться на черный фоне высветлять какие-то участки, закономерно получая в ответ грубую бумажную фактуру фона вместо изящного плавного градиента или пятна. Белый фон тогда, когда фотография делается явно в высоком ключе, с максимальным исключением каких-бы то ни было теней. Во всех остальных случаев – серый. Я не различаю к сожалению пятидесяти оттеков этого цвета, но когда закупаю фоны в студию, стараюсь укомплектоваться светло-серыми фонами (что-то типа focus gray), средними (например, storm grey) и темно-серыми (любимого charcoal). При выборе серого фона я стараюсь отдавать предпочтение чуть теплым оттенком, стараясь избегать холодных, с которыми потом сложно будет добиться гармонии с оттенками кожи модели. Обязательно бежевый. И несколько цветных, причем помня о том, что цветных фонов мало не бывает, во избежание излишнего захламления студии стараюсь ограничиться любимыми зеленовато-синими оттенками. Именно эти цвета я наиболее часто (но конечно же катастрофически мало по сравнению с серым и белым) использую в модельных съемках.
Но скорее назад, к нашей заскучавшей уже без нашего внимания модели.

Итак, вспомним! Существует две системы… Связана тенью и не связана! Начнем!

Итак начнем с той ситуации, когда модель связана тенью с фоном. И эта тень падает на фон. Это не так страшно, как кажется только осваивающим непростую науку студийной съемки фотографам. Это даже красиво! Когда тень от модели падает на фон, в виде этой тени мы получаем в руки мощный инструмент, выполняющий столько функций, что просто последовательное их перечисление заняло бы не одну страницу, пугая отвлечь нас от главного. Поэтому просто ограничусь примерами. Просмотрите на снимок.

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Весьма жесткая, хорошо растушеванная тень повторяет контуры модели и уже является не назойливым, лишающим фотографию «чистоты» пятном, а весьма изящным композиционным элементом. Для этого  мне пришлось расположить модель на расстояние нескольких десятков сантиметров от фона, а источник света (рефлектор с сотами и диффузным фильтром) расположить чуть ниже уровня объектива камеры.

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Или на этой фотографии уже более размытая тень, созданная относительно мягким источником света, представляет из себя уже некую основу, композиционное пятно, на котором модель уже не будет сливаться с фоном, уплощая фотографию.

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

А на этой фотографии тень вообще выступает как базис, постамент, на которой расположена модель, и без такой тени фотографию просто невозможно себе представить.

Однако все эти фотографии объединяет одно – тень более-менее повторяет контур модели, является логичным, созданным присутствием самой модели компонентом и здесь убирать тень – это рушить композиционное единство.

А что если использовать тень от модели ни как явное или примерное повторение ее силуэта, а использовать ее как пятно, композиционный элемент, лишь условно связанный с моделью. Взгляните на этот снимок:

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Используя один источник мягкого света я расположил модель относительно фона на таком расстоянии,  чтобы она создавала в правом нижнем углу небольшую размытую тень, в которой весьма отдаленно угадываются контуры ее тела. Добавив с помощью флага тень в левом верхнем углу, я создал композиционное равновесие, красивую диагональ. Т.е. в данном случае я использовал тень от модели лишь как композиционный элемент, который весьма условно можно связать с тенью от модели.

Однако отодвинем еще дальше модель от фона и посмотрим, что получится.

По мере того, как мы будем отодвигать модель от фона (а равно с ней и отодвигать источник света от модели, который на нее светит), то вскоре мы столкнемся с ситуацией, когда тень полностью «соскользнет» с фона, будет лежать только на ровной, горизонтальной его части. Более того, свет от основного, рисующего источника света все меньше будет освещать фон, даруя вам возможность как на белом (вернее в данном случае скорее, как на черном) листе наносить любые световые рисунки, поражая изумленного зрителя изящностью композиционного решения. Именно это диктует необходимость строить большие студии, позволяющие ставить модель на большие, порою в несколько метров расстояния от фона. Именно это заставляет иметь в студии высокие потолки и размещать крепления фонов как можно выше. Именно это заставляет применять длиннофокусные объективы, отходя порою на десяток метров от модели.

Ведь выбрав такой длиннофокусный объектив, а с ним и нижнюю точку съемки (ну ведь не стоя же снимать, верно!!!???) мы оставим от такой тени лишь легкое пятно у ног модели, уже ни массой своей, ни формой не давящее на снимке и лишь едва подчеркивающее объем фотографии. Как например здесь:

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Такую тень вообще можно оставить в виде тонкой, еда заметной полосы, но для этого надо будет либо самому прижаться к полу, либо взгромоздить модель (вместе с фоном и всем остальным светом) на специальный подиум, что позволит вам, наслаждаясь удобной позой, в коей вы прибываете, неторопливо и комфортно продолжать свою съемку. 

Однако, что делать если тень надо совсем убрать?

Выбрать очень сверхмягкий источник света, когда тени будут просто исчезать в силу предельной мягкости света, как на этой фотографии:

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Либо просто высветлять фон, как например на этой:

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Я специально выбрал эту фотографию, так ка здесь едва угадывается силуэт тени в нижней части фона, к котором модель довольно близко расположена. Однако дополнительный источник света, а также довольно плотное кадрирование не оставили между ними никакой связи, превратив остаток тени в декоративные пятна за спиной модели.

Наконец в студии можно практически на 100% процентов убрать тени если расположить модель на небольшом подиуме. Подавляющая масса теней будет ложиться на ту часть фона, которая будет отсутствовать в кадре.

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Конечно, любое искусственное удаление теней рождает «кашу» дополнительных пятнен на фотографии, лишает ее выверенного лаконизма, усложняет восприятие снимка восхищенным зрителем, и порою, несмотря на все потуги автора это скрыть, обнажает его дилетантизм и неумение обращаться со светом.

Даже скажу больше. Порою решения, когда тень удаляется в фотошопе, кажутся мне более уместными, чем несколько отброшенных моделью на фон теней от полдюжины световых приборов, раскиданных взволнованным фотографом вокруг модели в героической попытке «убрать тени вокруг модели полностью».

В своей же работе, в подавляющем количестве случаев, я все таки предпочитаю решения, когда я оставлю тень. Порой едва заметную, порой явную, и ее массой и расположением стараюсь радовать своего зрителя тонким чувством композиции, а своих учеников тонким чувством уверенности обращения со светом.

Но теперь давайте коснемся ситуации, когда модель не связана с фоном. Напомню, что под ситуацией, которую я называю «модель не связана с фоном» я подразумеваю не отсутствие какой-либо информации на фоне, не отсутствие какой-либо связи модели с этим фоном, а просто ситуацию, когда тень, создаваемая моделью, не ложится ни на один участок фона.

Самым простым и наглядным примером такой фотографии может явиться съемка на улице. Если вы не поставили модель вплотную к стене, то какие бы вы не выбирали источники света, тени на окружающих модель домах вы не увидите. Конечно я имею в виду в первую очередь не ростовую фотографии, потому что при ростовой фотографии тень неизбежно появляется. Однако отклоняясь немного от темы, скажу, что при съемке на улице этой тени уделяют намного меньшее внимание, чем в студии, так как во-первых, эта тень логична в любом случае, во-вторых, вокруг присутствует много других теней, в которых он как правило теряется, и наконец, на улице часто в качестве основы под моделью выступает не лаконичный студийный фон, а довольно фактурная поверхность, в которой эта тень может просто-напросто «раствориться».

Но вернемся в студию.

Мы остановились на фотографии, где тень под моделью являет собой довольно узкое, небольшое пятно, сформированное в силу использования длиннофокусного объектива и низкой точки съемки. Однако давайте чуть плотнее скадрируем фотографию, и мы получим ситуацию, когда тень уже не видна. Просто не будем давать в кадр ту часть фотографии, в которой расположена тень. Да, мы отдаем отчет, что это не ростовая фотография, то, что это накладывает множество ограничений, но мы пока констатируем факт: тень от модели не лежит на фоне.

Тень от модели отсутствует на фоне и это радикально меняет ситуацию – мне не нужно учитывать ее присутствие в построении световой схемы. Более того, не это главное, главное то, что я могу светить на фон отдельно. Это как лист неисписанной еще бумаги (мы об этом уже говорили), и то, что мы там нарисуем и будут отличать нас от дилетанта, только взявшего в руки студийный свет. От того, насколько выверено, правильно, четко мы раскидаем световые пятна по фону, будет зависеть все: и объем фотографии и уже неоднократно упоминаемая композиционная завершенность и то количество аплодисментов, которые мы сорвем, когда, смущаясь, скинем перед томящимся зрителем темную вуаль со своего произведения.

И для того, чтобы оставить этот лист максимально неисписанным, а по-нашему, максимально черным, неосвещенным, я будут стараться выполнить два условия: первое - отодвигать модель максимально от фона, второе – использовать такие типы источников света которые максимально мало затрагивают фон. Причем и здесь необходимость отодвигать модель вновь повышает требования в габаритам студии и длиннофокусности наших объективов, однако здесь это уже далеко не так критично, как в ростовой фотографии.

А как быть, если в силу неведомых и непостижимых причин нам нельзя отодвигать модель от фона. Тогда поможет другое решение. Использовать соты, флаги, шторки, все то, что позволит сузить световое пятно, оставив его нетронутым на модели, но резко уменьшив его влияние на фон. Подобное я уже описывал в своей статье, но там я старался оставить часть света на фоне, а здесь стараюсь полностью исключить его попадание.  

Теперь, когда я получит темный, можно сказать черный фон, у меня, что говорится, развязаны руки, я могу сделать с ним все, что угодно. Например, оставить его практически нетронутым:

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Или поставить дополнительный рефлектор на фон и превратить его в абсолютно белый.

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

Если мне захочется сделать сложноосвещенный фон, то мне достаточно будет надеть на рефлектор соты и получить пятно, либо просто опустить рефлектор вниз и получить градиент.

Модель. Фон. Тень. Основа основ студийной фотографии

А могу и вернуться к простому плоскому темному фону, с которого мы начали.

Т.е. я никак не связан теперь в своих действиях по отношению к фону, и такое иногда бывает, что мне надо будет даже имитировать тени от модели, делая в предполагаемом его месте темное пятно на фоне, однако главное, что я могу делать с фоном все, что угодно и это в плане построения световой схемы, в плане выбора возможных способов освещения фона и т.д. дает мне безграничные возможности.

Да, вскоре после этого вокруг модели хороводом закружат новые и новые источники света, некоторые вытаскивая тени, некоторые накладывая причудлвый рисунок на фон, некоторые выделяя важные с точки зрения фотографа детали. Но основа, основа основ, закладывается здесь, когда мы, неторопливо опустив нужный нам по цвету фон, правильно размотав его и перстом указав модели на то единственне точное местоположение, которое нам необходимо, деловито и спокойно приступим к построению световой схемы.

Удачи вам!

This article is not available in English. But we have interesting articles about creating lighting setups: Fashion studio lighting setup with softboxes and reflectors, article about High-key portrait lighting setup and about Studio hard light setup for beauty portrait.

Комментарии: 4   Просмотры: 43471    

Комментарии:

strigaroman   25 Сентября 2014, 13:36
спасибо. Олег, за хорошие статьи.
основы основ)!
Oleg Tityaev   1 Июня 2015, 01:06
Это всегда важно! Кто вникает в основу основ, тот получает все! 
Romanov Photo   25 Сентября 2014, 16:04
Спасибо за статью! А как вы относитесь к тканевым фонам?
Oleg Tityaev   25 Сентября 2014, 21:59
Нет, тканевые никогда не использовал. Те, что иногда встречаются в продаже - ужасны и годятся только для школьных фотографий в стиле 80-х. Я знаю, что многие фотографы часто сами делают себе тканевые фоны, приглашая для этого декораторов, либо самостоятельно часами ползая по нему с кисточкой. Например, уже наверное уже всемирно известный фон Демарьшелье - это вообще культовая вещь, со всеми его потертостями, пятнами и заплатками. Шедевр!
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация