Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Кирилл Михирев. Зачем нужен пайрекс-колпак (Glass Cover D1) и так ли он необходим: расставляем точки над i в самом остром вопросе о моноблоках Profoto.
Последние комментарии
Igor2015 28 Мая 2017, 21:27
Спасибо! 

ЗАЧЕМ НУЖЕН ПАЙРЕКС-КОЛПАК (GLASS COVER D1) И ТАК ЛИ ОН НЕОБХОДИМ: РАССТАВЛЯЕМ ТОЧКИ НАД I В САМОМ ОСТРОМ ВОПРОСЕ О МОНОБЛОКАХ PROFOTO

Glass Cover D1 Frosted

Пожалуй, ни одна другая проблема на моей памяти не вызывала такое бурление фотосообщества, как разгоряченные споры о пайрекс-колпаках и их необходимости для «правильного» функционирования светоформирующих насадок на Profoto D1 и B1. Так что начну с небольшой предыстории для тех, кто вовсе не знает, о чем весь сыр-бор.

Итак, после имевшего место не так давно перехода большинства рентал-студий Москвы на моноблоки Profoto D1, в адрес как самих студий, так и работающих в них фотографов, со всех сторон посыпались многочисленные обвинения в некомпетентности. Якобы, моноблоки Profotoработают исключительно как источники жесткого света, и не позволяют использовать никакие светоформирующие насадки без так называемого колпака-пайрекса Glass Cover D1 или, как его нередко называют, Glass Dome (которых, и впрямь, практически ни в одной студии не было).

Приведу одно типичное высказывание из соцсетей: «Куча студий купили себе оборудование Profoto, но ни в одной нет пайрекс-колпаков. Уважаемые владельцы студий, прибор без пайрекса светит только прямо и, соответственно, ни одна насадка не работает так, как задумывалось инженерами Profoto». Кстати, совсем недавно при посещении офиса Profoto в Стокгольме у меня была возможность своими глазами наблюдать весьма удивленные лица упомянутых инженеров, когда я процитировал им данное утверждение. Как говорится, а мужики-то не знали!

Сразу отмечу, что позиция производителя в этом вопросе абсолютно категорична: практически все светоформирующие насадки Profoto (за исключением нескольких весьма специфических) работают на моноблоках серии D1 и на новых приборах B1 ничуть не хуже, чем на генераторных головках, причем без применения пайрекса! Что немаловажно, это относится и к портретной тарелке (Softlight Reflector) и к софтбоксам, при использовании которых на D1/B1, по утверждению производителя, не возникает критичный hotspot. А при применении зум-насадок разница заключается лишь в сокращении диапазона зума – на моноблоках шкала размечена лишь до 8, а не до 10, как на генераторных головках.

Давайте попробуем разобраться, что же смутило наших (да и не только наших, если уж на то пошло) фотографов? Стоит признать, что на первый взгляд опасения выглядят очень логично. Ведь традиционно во всех приборах (будь то моноблоки или генераторные головки) практически всех производителей лампа всегда выносилась за пределы корпуса. Такое расположение позволяет лампе светить не прямо, то есть не по оси прибора, а равномерно во всех направлениях:

Классический моноблок

Сами же насадки традиционно проектируются таким образом, чтобы отражать этот «боковой» свет. Собственно, этим и объясняется параболическая форма многих рефлекторов: свет от лампы, находящейся в фокусе параболы, отражается таким рефлектором в виде пучка параллельных его оси лучей:

Parabolic reflector

Тот же принцип, как ни странно, частично используется и в конструкции софтбоксов. Недаром их задняя поверхность из-за изгиба спиц, формирующих каркас, не прямая, а отдаленно напоминает всё ту же параболу:

Profoto RFi

Так что мне вполне понятно недоумение, появляющееся у многих при первом знакомстве с моноблоками Profoto D1 и с новыми вспышками B1. Эти приборы имеют встроенный отражатель (built-in reflector), а лампа у них не выступает за пределы корпуса:

Profoto D1

Казалось бы, с применением многих светоформирующих насадок тут и вправду должны возникать определенные сложности. Однако на практике всё обстоит не совсем так.

Для начала советую присмотреться к прибору немного внимательнее. Просто поставьте его возле стены и включите пилот. Вы увидите, что он покрывает практически 180 градусов (на фото ниже задействован импульс):

built-in reflector angle

Происходит это благодаря переотражениям от зеркальной поверхности встроенного рефлектора, края которого практически параллельны оси прибора:

built-in reflector

Благодаря такой форме этот рефлектор не имеет ничего общего, скажем, с рефлектором в накамерной вспышке, он покрывает гораздо более широкий угол. Да и матовое стекло (standard glass plate), безусловно, тоже вносит своё вклад в формирование достаточно широкого светового потока.

Хотя существенное отличие от генераторной головки все-таки очевидно: у моноблока интенсивность свечения по бокам существенно ниже, нежели впереди. Да только на практике этот боковой свет при применении большинства насадок формирует лишь края создаваемого насадкой светового пятна. Это легко проследить и на примере стандартного зум-рефлектора и на насадках семейства WideZoom/TeleZoom/Magnum, что мы и сделаем ниже.

Когда я затеял дискуссию на эту тему с Андреа Беллусо, знаменитым фотографом, сотрудничающим с Profoto на протяжении многих лет, Андреа предложил мне и еще нескольким присутствовавшим участникам спора такое пари: «Давайте вы выйдите из комнаты, я сделаю два одинаковых снимка – на ProHead и D1 (естественно, без применения пайрекса), а вы попробуете угадать, где какой прибор был использован». Стоить отметить, что Андреа не отрицал – снимки не будут идентичны, но был уверен в невозможности с первого взгляда идентифицировать их с конкретным источником света.

Но вернемся к цифрам. Встроенный рефлектор D1/B1 обеспечивает рабочий (без ощутимого перепада) световой поток шириной 77 градусов. Думаю, вы уже догадались, что большинство насадок Profoto спроектировано как раз так, что этих 77 градусов им вполне достаточно.

Причем достаточно их и для портретной тарелки, применений которой с моноблоком без пайрекса всегда вызывало наибольшие сомнения. Мне даже рассказывали, как один известный фотограф, приехав из Москвы в Петербург с мастер-классом, отказался от запланированной ранее работы с тарелкой, поскольку в студии не нашлось ни одного колпака. Думаю, корни данного заблуждения лежат в том, что многие подсознательно воспринимают тарелку как очередной параболик. Но присмотритесь внимательнее – огромная площадь задней поверхности тарелки Profoto (отрезок «B» на картинке ниже) строго перпендикулярна оси моноблока!

Beauty Dish shape 1 Beauty Dish shape 2

На деле при применении тарелки мы используем свет, отраженный от расположенного в центре дефлектора, вопреки распространенному заблуждению, мол дефлектор лишь отсекает прямой поток света, закрывая лампу.

Beauty Dish on D1

Поэтому-то 77-градусный световой поток, обеспечиваемый моноблоком без пайрекса, вполне достаточен для адекватной работы. И по той же причине заметная на глаз разница возникает лишь при замене в тарелке стандартного дефлектора на предлагаемое производителем в качестве опции матовое стекло (frosted glass). Лишь в этом случае применение пайрекса на моноблоке становится действительно необходимым, если вы хотите получить рисунок максимально близкий к тому, что получается при применении головки ProHead.

Кстати, если посмотреть в официальном блоге Profoto видео от Андреа Беллусо, посвященное использованию Softlight Kit на моноблоках D1, можно заметить, что он намеренно не использует пайрекс при работе с тарелкой. При этом фотограф, который на протяжении 30 лет снимает для лучших журналов по всему миру (включая итальянский Vogue), вполне доволен получаемым светом.

И еще один нюанс. В ходе изучения этой темы дополнительную ясность для меня внесла беседа с одним из инженеров Profoto, который сказал мне: «Просто не суди по пилотному свету». И действительно, из-за особенностей расположения пилотный лампы постоянный свет на приборах со встроенным рефлектором без применения колпака выглядит несколько иначе, нежели на головках. Ведь рефлектор, конечно же, создан в расчете на импульсную лампу. Думаю, это сыграло далеко не последнюю роль в формировании заблуждения о невозможности использования многих светоформирующих насадок на приборах D1/B1 без пайрекса. При включении пилота разница между рисунками, создаваемыми генераторной головкой и моноблоком, кажется весьма ощутимой. Однако при срабатывании импульса отличия нивелируются.

А теперь перейдем, наконец, к практическому сравнению. Кстати, взявшись за этот тест, я невольно затронул тему куда более широкую, нежели колпаки-пайрексы. Я имею в виду еще один вопрос, вечно вызывающий споры, а именно «моноблок против генератора». Так что проверим и еще одно утверждение производителя, уверяющего нас, что на моноблоках Profoto D1 жесткие рефлекторы работают точно так же, как на головке ProHead, а принципиальная разница сводится лишь к ограничению доступного диапазона зума. Мы протестируем три самых популярных зум-рефлектора: Standard Zoom Reflector, WideZoom и Magnum, а также белую портретную тарелку (Softlight Reflector). Каждый из зум-рефлекторов мы попробуем как в положении 4, так и в положении 8, а тарелку – как со стандартным дефлектором, так и с матовым стеклом (то есть по 2 варианта на каждую из четырех насадок). И повторим всё это на трех источниках света: моноблоке Profoto D1 без пайрекса, моноблоке Profoto D1 с колпаком-пайрексом и, наконец, на генераторной головке ProHead. На протяжении всего теста модель будет сидеть на одном месте, на одном расстоянии от фона (в данном случае это белая циклорама). Все 24 лайт-сетапа абсолютно идентичны, источники света остаются на одном месте и под одним углом к модели: мы не двигаем стойку и не регулируем её высоту, а только меняем на ней приборы и насадки.

Profoto Standard Zoom Reflector в положении 4:

ZoomReflector_4_D1 ZoomReflector_4_D1Dome ZoomReflector_4_ProHead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Profoto Standard Zoom Reflector в положении 8:

ZoomReflector_8_D1 ZoomReflector_8_D1Dome ZoomReflector_8_ProHead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Profoto WideZoom Reflector в положении 4:

WideZoom_4_D1 WideZoom_4_D1Dome WideZoom_4_ProHead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Profoto WideZoom Reflector в положении 8:

WideZoom_8_D1 WideZoom_8_D1Dome WideZoom_8_ProHead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Profoto Magnum Reflector в положении 4:

Magnum_4_D1 Magnum_4_D1Dome Magnum_4_ProHead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Profoto Magnum Reflector в положении 8:

Magnum_8_D1 Magnum_8_D1Dome Magnum_8_ProHead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Profoto White Softlight «Beauty Dish» Reflector со стандартным дефлектором:

BeautyDish_Plate_D1 BeautyDish_Plate_D1Dome BeautyDish_Plate_Prohead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Profoto White Softlight «Beauty Dish» Reflector со стеклянным матовым диффузором:

BeautyDish_Glass_D1 BeautyDish_Glass_D1Dome BeautyDish_Glass_Prohead
D1 / D1 Dome Glass / ProHead

Держу пари, в случае с любой насадкой никто из скептиков не сможет уверенно определить источник света, если не будет видеть три снимка рядом, а будет разглядывать их по отдельности.

И, наконец, стрип – еще одна насадка, постоянно упоминаемая в интернете как неадекватно работающая без пайрекса. Вооружимся флешметром и проведем тест. У меня под рукой оказался только относительно небольшой Profoto RFi Softbox 1х4 (30х120 см). Для пущей убедительности можно было взять что-нибудь более длинное, но и этого, как мне кажется, будет достаточно.

Для начала поставим его на головку ProHead:

RFi on ProHead ProHead Center ProHead Edge

Перепад между центром и нижним краем стрипа (замер производился у самой кромки) составляет всего треть ступени, что действительно впечатляет! Теперь попробуем на моноблоке без пайрекса:

RFi on D1 D1 Center D1 Edge

Да, уже не так чудесно, перепад увеличился до целой ступени. Но поможет ли пайрекс? Проверим:

RFi on D1 with Dome D1_Dome Center D1_Dome Edge

А вот это и для меня стало сюрпризом. Признаюсь, я ожидал увидеть хоть и совсем незначительное, но улучшение. Однако перепад – всё та же одна ступень! Только значения при ISO100 (моноблок 500Дж на 4.0) изменились с 13-9 до 11-8. То есть пайрекс всего лишь «съел» яркость (примерно 1/3 ступени), практически не повлияв на светотеневой рисунок! Выходит, не зря Беллусо твердил мне: «Колпак ведь не выносит лампу за пределы прибора, а потому не дает ощутимой разницы при работе с софтбоксом».

Всем тем, кому перепад в одну ступень кажется катастрофическим, хочу напомнить, что стрип, как и любой другой софт-бокс, в принципе не может обеспечить абсолютную равномерность. Именно по этой причине и существуют такие светоформирующие насадки как, например, Profoto ProBox. Причем даже в ProBox небольшого размера, всего 20х30 см, инженеры Profoto задействовали сложную систему зеркал и толстое матовое стекло, чтобы обеспечить высокую равномерность свечения всей передней поверхности (да-да, это не просто «обувная коробка с диффузором» – там внутри настоящие зеркала).

Перейдем к выводам. Практически все светоформирующие насадки Profoto, как и утверждает производитель, прекрасно функционируют с Profoto D1/B1, причем без колпаков-пайрексов (Glass Dome). При создании встроенного рефлектора этот вопрос был всесторонне изучен. В результате инженерам Profoto удалось спроектировать рефлектор так, что практически весь доступный ассортимент насадок продолжает радовать нас отличным светом. С некоторыми насадками результат практически неотличим от получаемого на головке ProHead, с другими – разница в рисунке есть, и чтобы приблизиться к рисунку ProHead, действительно, нужен пайрекс. Но и без него свет, ни в коем случае, нельзя назвать плохим, он просто немного другой, поскольку возможность такой работы, подчеркну это еще раз, производителем предусматривалась! А в случае с зумируемыми насадками на B1/D1 мы имеем лишь ограничение диапазона зума, при отличных характеристиках света в пределах доступных на моноблоках значений – как с пайрексом, так и без него. И лишь несколько самых экзотических светоформирующих насадок из более чем 120 доступных в продаже, например, Profoto HardBox, в силу своей конструкции вообще не работают на приборах D1/B1, причем пайрекс никак не может помочь в решении этой проблемы.

backstage

Текст и фото: Официальный тренер Profoto в России, Кирилл Михирев. Преподаватель школы Photoindustria.
Модель: Евгения Шитова (Z'S Models)
Визажист: Екатерина Аникина
Студия «Фотофабрика»

Комментарии: 0   Просмотры: 6055    

Комментарии:

Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация