Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Мягкий свет
Последние комментарии

МЯГКИЙ СВЕТ

Пожалуй, самый применяемый в студии свет. Его характеризует наличие тени, однако эта тень уже не выражена и порой едва угадывается. Граница теней очень широкая, настолько, что уже не только сглаживает все детали, но и превращает саму тень в бесформенное пятно, в котором весьма отдаленно угадывается форма освещаемого объекта.

Здесь важно сделать небольшое отступление. Мягкий свет – это именно такой свет, когда площадь светящейся поверхности прибора является довольно большой относительно самого объекта. Но мягкий свет – это не синоним невысокой контрастности. Т.к. применять термин «мягкий свет» к фотографиям, которые являются неконтрастными неприемлемо. Когда мы говорим о контрастности , то имеем в виду только одну характеристику – отношение заполняющего к рисующему свету. Можно сделать сверхконтрастную фотографию, используя очень мягкий свет, не применяя при этом отражатели, либо наоборот применяя черные флаги. Можно наоборот, создать фотографию очень яркую, неконтрастную, с отсутствием каких-либо теней, используя очень жесткий источник света. Вопрос в использовании отражателей, флагов, стен студии, дополнительных источников света.

С помощью каких приборов получают мягкий свет в студии? Это конечно же софтбокс, зонт, тарелка, поднесенная на небольшое расстояние, это может быть жесткий источник света, смягченный с помощью диффузного фильтра (отнесенного, правда на некоторое расстояние от самого прибора).

Посмотрите на фотографии:

Мягкий свет  Мягкий свет  Мягкий свет

Они сделаны софтбоксом, зонтом и тарелкой соответственно и имеют все отличительные признаки мягкого света: вы видите тень, однако она едва повторяет форму освещаемого прибора и границы тени настолько широкие и растушеванные, что уже не представляются нам четкими и сформированными.

Здесь хочется обратить ваше внимание на неравномерность теней. Если софтбокс отработал «на пятерку», выдав нам аккуратные и плавные границы теней, то в случае с зонтом и тарелкой это не так: тени рыхлые, а граница немного ступенчата. В данном случае такая картина образуется из-за того, что даже не имея тех же проблем, что имеет открытый рефлектор (микс прямого и отраженного света), они имеют другую сложность – неравномерная поверхность отражения. В случае зонта это несколько вогнутых поверхностей, эффект от которых сильнее заметен у серебристого зонта. В случае с тарелкой, это сложная светоотражающая поверхность, уже создающая определенную неравномерность, а также большой круглый колпак в середине, который эту неравномерность еще усиливает. Кстати, именно это чаще всего заставляет фотографов надевать на тарелку белый матовый колпак, а вовсе не «смягчение» света. Помимо изменения формы светового пятна, особенно его границы, он еще прекрасно растушует и границы теней, которые видны в кадре.

Мягкий свет является, пожалуй, самым используемым в студиях. И вопрос здесь не в создании ярких, неконтрастных фотографий. Для этого существуют другие средства, совершенно не относящиеся к мягкости света.

Но при использовании мягкого света можно уже не обращать такого внимания на форму, границы, качество теней. Такой свет будет сильнее прощать ошибки постановки света, он уже не так будет обезображивать модель, как неумелое использование жесткого света. Такой источник света можно смелее относить на большое расстояние, тем самым выравнивая свет по всей модели (если конечно в арсенале фотографа нет других, более изящных навыков).

Однако, с другой стороны, чем мягче свет, тем сложнее оперировать формой светового пятна. Использование флагов, масок уже не даст ожидаемого эффекта. Пучок света сложнее фокусировать, желая осветить только какие-то отдельные участки фотографии. Кроме того, из очевидных минусов можно добавить то, что мягкий свет – это всегда отражатели (внутренняя поверхность софтбокса) и рассеиватели (диффузор софтбокса). Каждый из них сделан из определенного материала, как правило добавляющего световые оттенки, поэтому использование нескольких источников света (тем более разных типов и производителей) неизбежно приведет к «световой какофонии» - разные участки фотографии будут иметь разные оттенки. Наконец, такие приборы просто-напросто громоздки, тяжелы и неудобны в управлении.

Тем не менее, такой свет очень востребован. И в первую очередь в частных, в динамичных съемках, в съемках, где постоянно меняются модели, ракурсы, где не нужен сложный световой рисунок, более того, в тех случаях, где такой рисунок нужно скрывать, делая акцент на самой модели. Т.е. там, где скорость, простота стоят на первом месте, отодвигая необходимость получения, сложного, филигранного светового рисунка на второй план. Наконец, встречаются ситуации, где он незаменим в следствие необходимости в данное время именно таких световых характеристик.

Когда я провожу свои съемки, то перед каждой из них я определяюсь с тем, какие источники света будут в ней превалировать. И если речь идет о коммерческой съемке, в которой крайне редко присутствуют требования по очень сложному световому рисунку, а на первый план выходят история, которую ты рассказываешь, модели, которые работают в кадре, аксессуары, которые в нем присутствуют, я безусловно выберу мягкий свет. Но с другой стороны, если я пытаюсь создать яркую, запоминающуюся, индивидуальную работу, в которой хочу выразить свои вкусы, взгляды, эстетику, я безусловно вернусь к жесткому свету. К такому, который позволит на 100% выжать из света все возможности, на которые способен.

Здесь я подобрал несколько фотографий, сделанных мягким светом. Некоторые будут являть вам характерные примеры его применения, некоторые возможно немного эти представления опровергнут: 

Мягкий свет Фотограф Олег Титяев Мягкий свет Фотограф Олег Титяев Мягкий свет Фотограф Олег Титяев Мягкий свет Фотограф Олег Титяев Мягкий свет Фотограф Олег Титяев

Удачи!

Предыдущие статьи:
Сверхжесткий свет.
Жесткий свет.
Следующая статья - сверхмягкий свет.

Комментарии: 2   Просмотры: 18968    

Комментарии:

Igor   9 Февраля 2014, 23:49
Олег! Правая сторона статьи обрезана ,
вместе с фото.Если возможно,восстановите пжл.
Oleg Tityaev   11 Февраля 2014, 16:32
Странно, у меня все нормально. Проверьте еще раз, пожалуйста.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация