Вход на сайт




Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Портрет в высоком ключе. Что такое высокий ключ и как его использовать в студии.
Последние комментарии

ОЛЕГ ТИТЯЕВ. УРОК СТУДИЙНОЙ СЪЕМКИ. ПОРТРЕТ В ВЫСОКОМ КЛЮЧЕ

Выкладываю очередной урок по студийному свету.

В предыдущем уроке я показал, как сделать красивый портрет в низком ключе – на темном фоне, довольно контрастный, с использованием жесткого света.

Сейчас я покажу, как делается его полная противоположность – портрет в высоком ключе, когда нам надо хорошо осветить модель, не оставив затемненных участков, но сохранив объем фотографии.

Но вначале, как всегда, небольшая предыстория. Многие фотографы, начинающие работать в студии, пытаются решить проблему хорошо освещенной фотографии в высоком ключе, до бесконечности наращивая количество источников света. Видя недостаточное освещение некоторых участков, они «кидают в бой» дополнительные отражатели, софтбоксы, зонты...

В то же время, аксиома хорошего портрета проста:
– каждый источник света должен стоять на своем точном, единственно необходимом месте;
– этих источников должно быть ровно столько, сколько нужно для выполнения вашей задачи.

А свою задачу я попробую усложнить – и заодно покажу вам пример полноценного и точного использования всех возможностей, которые дарит нам квалифицированное владение студийным светом. Я буду делать портрет с помощью жестких источников, чуть отступив от этого правила только с рисующим светом. Там я использую тарелку, хотя она тоже не самый мягкий источник.

Итак, будем разбираться по порядку.

Я начинаю с не самого привычного решения. Ставлю два рефлектора по сторонам от модели – для того, чтобы осветить белый фон и получить от него необходимые отражения:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Это будут два фоновых и два контровых источника света одновременно. Для того чтобы получить «уверенные рефлексы», я должен пересветить фон – однако, учитывая то, что он белый, вы видите не пересветы, а просто белую поверхность. Но фон пересвечен на 2-3 ступени по сравнению с показаниями флэшметра. Это позволяет получить два контровых отражения, которые создают с каждой стороны головы модели красивую подсветку.

Добавлю еще, что студия у меня белая, и я получил много паразитных рефлексов от стен. Благодаря этому, слегка осветилось и лицо модели.

Обычно я начинаю именно с этих источников света, чтобы понять, какую мощность смогу получить в данных конкретных условиях. Я ставлю их сразу на максимальную мощность, понимая, что именно они будут определять, насколько я смогу «закрыться». И, приняв этот уровень за базовый, я буду подгонять остальные источники света под него.

В данном случае у меня получились следующие параметры: при ISO 100 и выдержке 1/200 секунды, значение диафрагмы – 11.0.

Чтобы получить такой рисунок, мне пришлось подвинуть модель довольно близко к фону. Здесь очень важно найти такое положение модели относительно фона, и самих источников – относительно фона и модели, чтобы картина была максимально эстетичной.

Что я вкладываю в это понятие? Мне нужны тонкие, узкие линии, которые хорошо прорисуют форму скул, но не зайдут на лицо модели, не будут освещать нос.

Здесь важно понять, что контровой свет можно сделать жестче, если отодвинуть модель от фона, а источники света к нему придвинуть. Контровым светом можно широко осветить лицо, если поставить модель ближе к фону, а источники развести друг от друга. Надо искать, экспериментировать, менять высоту, направления, оставляя главным лишь одно правило: прямой свет от этих источников не должен попадать на модель – только на фон, от которого мы и получим нужные нам отражения.

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Посмотрите: здесь я опустил рефлекторы вниз – и, соответственно, контровые рефлексы тоже опустились, Но как при этом исказился свет на модели: прекрасные скулы превратились в надутые щеки, а световой акцент на нижней части носа визуально его увеличил.

Поэтому я возвратил источники света на прежнюю высоту, но слегка – на полступени – уменьшил их мощность. Пусть у меня будет запас регулировки, если она вдруг потребуется в дальнейшем. Еще я сдвинул источники немного ближе друг к другу, и свет от них на модели стал чуть уже:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Теперь самое время ставить рисующий свет.

Это явно фронтальная, симметричная схема, поэтому я даже не буду пытаться экспериментировать с боковым светом. Ставлю тарелку перед моделью – в полуметре от нее, чуть выше уровня глаз, – настолько, чтобы она не заслонила нижним краем поле съемки. Не стоит в данном случае задирать тарелку высоко: появятся глубокие тени, которые мы не сможем убрать никаким способом.

Посмотрите, что получилось:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Все хорошо: в глазах модели красивый круглый блик, и рисующий источник в сочетании с двумя контровыми создает ровное, но объемное освещение.

Однако хотелось бы чуть уменьшить тень под подбородком. Вообще, тени не должны пугать фотографа. Они создают объем, они нужны, и если вы обратите внимание, то на самых «глянцевых» журнальных beauty портретах можно встретить чуть ли не до черноты проваленные участки.

Но сейчас мы делаем фотографию в высоком ключе, поэтому давайте пойдем до конца. Итак, я располагаю круглый отражатель горизонтально, чуть ниже плеч модели. Он выдает себя небольшой точкой в нижней части радужки глаз:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Вы видите, что тень под подбородком высветилась меньше, чем хотелось бы. Расположение тарелки и фокус ее света не позволили нам получить желаемый эффект, поэтому я решаюсь добавить еще один источник. Он стоит надо мной, на него надеты соты, и он направлен прямо в отражатель.

Посмотрите на снимок: теперь зона под подбородком освещена больше, а точка на радужке стала ярче:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Соты на рефлектор надеты для того, чтобы свет от него попадал только на отражатель. В противном случае, учитывая широкое световое поле рефлектора, прямой жесткий свет затронул бы и лицо модели. Соты позволяют нам отдельно регулировать верхний и нижний свет. Иной раз для того, чтобы показать всю красоту модели, приходится делать нижний свет даже ярче верхнего. Однако в нашей ситуации меня все устраивает, и мы вместе с вами двигаемся дальше.

Я попробую немного поработать с ракурсом модели. Посмотрите на следующую фотографию:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Такое положение головы мне кажется более изящным, уверенный взгляд модели делает фотографию сильнее и привлекательнее.

Вообще, напомню, что любая схема, любая поза – это лишь базис. Мы отталкиваемся от него, пытаясь достичь совершенства в каждом конкретном случае, с каждым лицом, с каждым набором света. Иногда все радикально меняется от перестановки или изменения высоты на какие-то сантиметры. Поэтому, даже получив «идеальную картинку», мы стараемся сделать ее лучше – а как, если не перебором всех возможных решений, можно этого достичь?

Давайте посмотрим, как будет выглядеть фотография, если немного уменьшить яркость фоновых (они же контровые) источников.

Вот я снизил их яркость на одну ступень:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

А вот еще на полступени:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Вы видите, что линии по сторонам головы модели становятся меньше, лицо – объемнее. А если их совсем выключить?

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Теперь белый фон превратился в серый, а линии света с двух сторон исчезли.

Я даю эти последние варианты для того, чтобы вы увидели, как радикально влияет изменение яркости тех или иных источников света на стиль и восприятие картинки. Мощность источников, их расположение относительно модели и друг друга – все это дарит бездну возможностей по управлению световым рисунком. Добавим работу с моделью, стремление «выжать максимум» из ее красоты, позирования, нужных фотографу эмоций... В этом и есть залог создания успешной фотографии.

Но все-таки мне нравится наш первоначальный вариант с чуть пересвеченными линиями. На нем и остановлюсь:

портрет, высокий ключ, фотография, студия

 

Красивая, хорошо освещенная фотография, снятая с помощью только жестких источников света и подчеркивающая неописуемую красоту модели. То, что нам и было нужно.

А световая схема выглядела так.

портрет, высокий ключ, фотография, студия

Думаю, описание в тексте позволит вам разобраться, где какой источник находится.

This article High-key portrait in English.

Комментарии: 5   Просмотры: 46281    

Комментарии:

7vlad7   29 Октября 2013, 19:56
 Замечательная статья,спасибо огромное!Интересно узнать как в полноростовой  фотографии сделать такое же что бы фон за моделью и та часть фона на которой модель стоит ногами были идеально выбиты в белый цвет и  обувь на ногах не пересвечивалась? )))Буду призателен если ответите ) искал в google но во всех статьях как и в вашей речь идет о портретах
Oleg Tityaev   24 Ноября 2013, 13:10
Это тема отдельной статьи, напишу как-нибудь.
Ekaterina   25 Декабря 2013, 16:09
Спасибо!
Igor2015   13 Января 2016, 10:10
Супер!!!
Ни на этом сайте, ни поиском в Гугле не нашёл "предыдущий урок в низком ключе" 
Oleg Tityaev   13 Января 2016, 17:26
Вот ссылка http://www.photoindustria.ru/?mod=content&id=2081
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация