Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Студийный портрет жестким светом. Световая схема

Олег Титяев. Урок студийной съемки. Портрет жестким светом.

Самое сложное в фотографии - это выработать свой алгоритм поведения во время съемки. Ведь учат всех одному и тому же, но результат получается разный. И получается он разным в первую очередь из-за различных решений, которые принимаются разными людьми, помещенными в одинаковые условия.

Я считаю, что главная ценность любого фотографа - это не просто набор знаний, а набор знаний, которым он может правильно распорядиться.

На мастер-классах, которые я провожу, меня часто спрашивают: почему я выбрал именно это направление света, почему именно этот источник света, почему именно эту мощность, почему такую жесткость света. На большинство вопросов я отвечаю: не знаю. Это подсказывает мне сделать интуиция, а интуиция - это есть набор знаний, систематизированный внутри человека. И все! Пробуйте, ищите, спорьте с собой и находите те уникальные решения и алгоритмы, которые будут делать вашу фотографию, тот продукт, который вы отдаете заказчику и зрителю, лучше и лучше.

Алгоритм невозможно где-то сразу получить, его нужно собирать, накапливать, формировать длительное время. 

Поэтому, движимый идеей дать вам возможность это сделать, я начинаю серию уроков, которые будут очень понятны и доходчивы, но в которых я постараюсь не просто дать вам информацию, как это сделано, а попробую вам дать в своем повествовании именно последовательность принятия решении, т.е. свой собственный алгоритм.

Итак, начнем с простого студийного портрета. Я не устаю писать, что самое большое удовольствие я испытываю, когда снимаю портрет жестким светом. Возможность наслаждаться формами, вытаскивать и усиливать красоту, создавать поистине объемные и эффектные фотографии - все это дарит использование жесткого света...

РИСУЮЩИЙ СВЕТ

Итак, я взял рефлектор и направил его на модель. Получилось вот что:

Студийный портрет жестким светом, схема, студия, урок

Вы видите очень контрастный рисунок, совершенно проваленные тени, черный фон вокруг модели. Я использовал рефлектор с сотами и диффузным фильтром, который расположил на расстоянии чуть больше полуметра от модели. Поэтому, даже если не следовать главному принципу построения световой схемы в студийном портрете (рисующий свет не должен освещать фон), при таком решении вы получите очень контрастный рисунок, ведь пучок света не попадает ни на что, кроме модели. Однако, вы помните из моих предыдущих уроков, что если бы я начал отодвигать этот рефлектор от модели, заменил или совсем убрал соты, то через какое-то время я получил бы менее контрастный рисунок - свет от рефлектора попадал бы и на фон, отражался от стен и пола, и не смотря на то, что жесткость света росла бы с каждым сантиметром, рисунок бы становился менее контрастным, более "мягким", как сказал бы сторонний наблюдатель. Однако, нам это не нужно. Свою задачу, сформировать основной рисунок, рефлектор выполнил, поэтому сразу переходим к решению других вопросов.

ФОНОВЫЙ СВЕТ

В студии мы не можем использовать ГРИП (глубину резкости изображаемого пространства), в подавляющем случае размывать нечего - за моделью серый или белый фон. Снимай хоть на диафрагме 1.2, рисунок не изменится, только на модели такое решение оставит непростительно мало резких деталей. В студии обычно мы формируем объем светом, в первую очередь освещением фона, вот почему я столь трепетно и скрупулезно отношусь к освещению фона. Это и объем, это и композиционная завершенность, это просто ваша эстетика. Учитывая довольно драматичный характер предполагаемой картинки, мне кажется, что здесь необходимо пятно света за моделью, но не за головой, а немного ниже, на уровне шеи, в том месте, где меньше всего световых пятен, которые формирует рисующий свет. Примерно вот так:

Студийный портрет жестким светом, свтовая схема

Месторасположение светового пятна выбрано верно, но вот количества света не достаточно. Фоновый свет едва виден и на фоне довольно яркого света на моделе просто теряется. Поэтому, увеличиваем его мощность:

Студийный портрет жестким светом, световая схема, фото

Однако здесь фонового света уже много, за счет своей мощности пятно не только стало ярче, но и увеличилось в размере. Фоновый свет уже начинает доминировать, переносит внимание на себя, делает фотографи. более светлой, чем она задумавалясь. Поэтому должен быть промежуточный вариант. Наверное, как здесь:

Студийный портрет жестким светом, схема, фото, студия, урок

Да, идеальный баланс между рисующим и фоновым светом для того стиля фотографии, который я выбрал.

ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ

Практически во всех случаях, кроме разве что совсем радикальных, когда нужны только абсолютно черные и светлые участки,  в студийной фотографии используется заполняющий свет. Его задача - это немного вытащить детали на фотографии, осветив теневые участки. Ни в коем случае не пересветить, а именно немного дать информацию в тенях. Когда случается ситуация, что заполняющий свет становится мощнее рисующего, то можно говорить, что они поменялись местами, теперь бывший заполняющий наносит основной рисунок, тогда как бывший рисующий лишь немного освещает детали в тенях. Я использую в качестве заполняющего света рефлектор, направленный в стену за моей спиной. Это хороший способ получить мягкий свет, идущий от объектива камеры - самое лучшее его свойство и расположение.

Студийный портрет жестким светом, схема, фото, студия, урок

На рисунке, расположенном выше, заполняющий прибор работает на уровне -3 ступени от максимума. Вы видите, что его присутствие едва заметно - рисунок почти не изменился. Однако это "почти" весьма существенно отличается от того, что было на рисунке без использования заполнения. Теперь мы имеем хоть небольшую, но информацию в тенях, что весьма благосклонно отразится на возможностях последующего постпроцессинга фотографии - теперь в тенях не просто черные пятна, а информация - детали, фактура, световые переходы. Однако мне такого количества света для того снимка, который я хочу сделать - мало. 

Студийный портрет жестким светом, схема, фото, студия, урок

Прибор работает на -2 ступени от максимума. Вы видите, что при сохранении общего драматизма и контраста тени стали немного светлее.

Студийный портрет моделижестким светом, схема, фото, студия, урок

Еще светлее - 1 от максимума. 

Студийный портрет модели жестким светом, схема, фото, студия, урок

И наконец, максимальное значение заполняющего света. Фотография стала похожа на снимок, сделанный в высоком ключе. Здесь уже не идет речи о драматизме - заполняющий свет по своей мощности приблизился к рисующему, световой рисунок которого уже едва различим. Еще немного, и он совсем исчезнет, относительная мощность заполняющего света сравняется с относительной мощностью рисующего. Не лишним стоит напомнить, что перед вами образец фотографии, сделанной только жесткими источниками света, однако посмотрите, какой объемный и проработанный снимок получился - сразу и не скажешь что он сделан только рефлекторами. Однако по своему соотношению рисующего и заполняющего света это несколько больше моих ожиданий. 

Студийный портрет модели жестким светом, схема, студия, урок

Я останавливаю свой выбор на значении между 6 и 7. - 1.5 от максимума заполнения. Именно отакое значение стоит на снимаке, кторый вы видите выше. Однако еще раз повторюсь, что мой выбор был обусловлен не какими-то правилами, а просто теми ожиданиями от этой фотографии, которые присутсвуют у меня - мне нужна драматичная картинка с проработанными тенями.

ФИЛЬТР НА РИСУЮЩИЙ ИСТОЧНИК

Теперь давайте сделаем фотографию немного более теплой. Мне не очень нравится, когда нейтральный фон контрастирует с телесным оттенком кожи модели. И я хочу его сделать немного теплее. Кроме того, не лишним будет сделать немного теплее и заполняющий свет - более теплый оттенок сделает фотографию более насыщенной, позволит получить более естественный оттенки в тенях при последующей обработке.  Однако мне надо сделать это очень деликатно, мне нужны едва уловимые изменения. Для этого я использую несколько необычное решение - я надеваю 203 холодный конверсионный фильтр на рисующий свет. Это очень слабый конверсионный фильтр, который создан для тонкой корреции цветовой температуры. Однако в данном случае - это то, что нам нужно!

Студийный портрет модели, жесткий свет, схема, фотография, студия, урокВы видите, что оттенок кожи в тех местах, где ее освещает рисующий источник стал немного холоднее - ожидаемый эффект, который мы обратим в нашу пользу.

Я сдвигаю цветовую температуру в raw-конвертере с 5600K до 6200K, примерно на ту разницу, чтобы компенсировать применение холодного фильтра на рисующем источнике света. Надо понимать, что и все остальные, открытые источники света, сразу станут теплее.

Студийный портрет модели жестким светом, схема, фото, студия, урок

Посмотрите на снимок выше. Он показан уже с коррекцией цветовой температуры до 6200K. Теперь кожа модели выглядит также, как и раньше, а вот фон и тени стали заметно теплее - эффект, который я ожидал и столь легко использовал в своей фотографии.

КОНТРОВЫЙ ОТРАЖАТЕЛЬ

Теперь давайте добавим отражатель. Здесь я использую отражатель не как источник заполняющего света (в виде чего его чаще всего используют начинающие фотографы), а как источник контрового света. Я всегда располагаю отражатель немного за моделью, пытаясь поймать такие отражения от рисующего света, чтобы придать объем теневой стороне. Вообще,  применение отражателя - это не обязательное условие хорошего студийного портрета. Более того, в большинстве случаев он даже больше портит, чем помогает. И каждый фотограф должен решать в каждом снимке - а нужен ли он здесь вообще. Ведь не всегда то, что мы вытаскиваем отражателем, улучшает снимок - иногда там лучше просто оставить тени. 

Студийный портрет модели жестким светом, схема, фото, студия, урок

Посмотрите на снимок выше. Совсем нет объема. Тут не видно рисунка света от отражателя, он больше работает как дополнительное заполнение, чем контровый источник света. 

Студийный портрет модели жестким светом, схема, фото, студия, урок

Смещаю отражатель назад, чтобы сделать его контровым источником, но при этом его мощность упала настолько, что он едва заметен. Напомню, что я использую рефлектор с сотами, который расположен довольно близко к лицу модели - не самый лучший вариант, для того чтобы он эффективно работал в паре с отражателем.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК СВЕТА

Для того, чтобы справиться с этой ситуацией,  добавляю четвертый рефлектор с сотами в свою схему. От будет светить только на отражатель и буквально развяжет мне руки - теперь я смогу выбирать его месторасположение и мощность так, как хочу.

Студийный портрет жестким светом, схема, фото, студия, урок

На снимке выше вы видите, что относительная мощность этого источника света просто чрезмерна - мы сделали не просто изящную линию на теневой стороне лица модели, а положили мощное, сильное, режущее глаз, и отвлекающее внимание от основного объема световое пятно.

Студийный портрет жестким светом, схема, фото, студия, урок

Немного повозившись с мощностью этого источника. я останавливаюсь на этом значении. То, как он работает на этом снимке, мне кажется идеальным и я останавливаюсь на этом.

СЪЕМКА

Ну а теперь начинаем набивать кадры. Сколько бы ты не поставил правильно свет, сколь бы не провозился с настройками каждого источника света, сколько бы ты не понимал, что "жесткие" схемы "разлетаются" даже от незначительного поворота головы модели - не надо забывать, что любая фотография - это движение.

Я всегда делаю три этапа в потрете: первый, когда я прошу модель немного подвигаться в том диапазоне, который я определил для данного положения источником света,

Второй, когда я даю модели выйти за рамки "правильности" - часто такое умышленное нарушение собственных же границ - это возможность получить необычное световое решение.

И наконец третий, когда я еще больше даю модели возможность двигаться, но уже начинаю с ней двигать приборы, стараясь найти идеальное решение в каждом ее положении. Именно на этой стадии скорее всего и получится та идеальная фотография, которую вы отдадите модели и положите себе в портфолио.

Иногда получается так, что остановившись в новом положении, ты начинаешь все снова, и порой не один раз. Бывает, я набиваю по паре-тройке сотен снимков только на одной световой схеме.

Посмотрите на фотографии ниже, здесь движения модели не приводит к чему-то интересному, в каждом снимке вылезает множество недостатков и я возвращаюсь к прежднему решению, тому положению головы модели, с которого начал построение световой схемы.

Студийный портрет жестким светом, студия, урок

Наклон головы вниз. Провалились глаза, надо перестраивать рисующий свет.

Студийный портрет жестким светом, схема, фото, студия, урок

Поворот головы в нашу сторону. Не лучший ее ракурс, хотя если немного переставить рисующий свет и снизить количество контрового, либо совсем его убрать, может получиться что-то интересное.

Студийный портрет жестким светом, схема, фото, студия, урок

Все таки, это лучший ее ракурс. Естественно, вы видите совершенно неотретушированную фотографию. Но еще раз напомню: она сделана жесткими источниками света, она драматична, но все детали на ней проработаны. И я думаю, это вполне достойный результат для последующего постпроцессинга. Но это уже совсем другая история.

Удачи!!!

Комментарии: 14   Просмотры: 70453    

Комментарии:

Andrey Le   13 Июня 2013, 01:32
Спасибо за урок! очень полезно.....никогда еще не  снимал  с  рефлекторами  именнов таком  ключе, все больше  софтбоксами
Oleg Tityaev   13 Июня 2013, 01:38
You are welcome! Лучший совет: хотите понимать студийный свет, снимайте рефлекторами!
Александр Варыханов   13 Июня 2013, 06:53
вопрос по отражателям: самый популярный набор отражателей- 5:1.  Что даст например для этого фото, применение серебрянного или золотого отражателя? помимо изменения цветовой температуры они дают более направленный свет, чем белый, который рассеивает свет гораздо шире. И свет на фон: любой источник дает ровный свет на определенной площади- а если пустить свет отраженный от фольги- она даст световые неравномерные пятна и фон будет чуточку интереснее, объемнее? 
Oleg Tityaev   13 Июня 2013, 10:29
Я использовал здесь серебристый отражатель. Я всегда его использую, так как у него гораздо выше отражающая способность и можно справиться в работе с ним без дополнительного источника. Золотой отражатель не изменит цветовой температуры, он изменит оттенок, который вначале будет выглядеть эффектно, но потом при обработке вы не будуте знать куда от него деться.
По поводу освещение фона. Мне нужно было пятно и я его сделал. Существует масса други интересных и эффектных способов освещения фона, но это уже совсем другая история.
tishkov   6 Октября 2013, 18:53
ради эксперимента попробовал золотой отражатель, получилось вот что:
http://www.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=718776
обработка полностью отсутсвует
Вадим Ефремов   8 Июля 2013, 22:39
Спасибо, Олег!
Очень полезная статья, доступная для понимания, все детали разложены по полочкам, и реальная в применении.
Читая ваши статьи я перешёл на съёмку рефлекторами, кое что вроде получается:
http://vk.com/photo3407472_306132636
http://vk.com/efremov_vadim?z=photo3407472_304211043%2Falbum3407472_171278503%2Frev
http://vk.com/efremov_vadim?z=photo3407472_300033439%2Fwall3407472_407
Yan   28 Апреля 2014, 20:55
Воруют статейки-то: http://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1535_jestkiy_svet_syemka_portreta_v_studii
Oleg Tityaev   24 Сентября 2014, 07:24
Воруют, воруют! Спасибо за ссылку, разбираюсь!
Вадим Ефремов   4 Февраля 2015, 18:08
Перечитал ещё раз, освежил так сказать))
 
http://www.fotograf-nn.com/#!Гламурный портрет фото 3.jpg/zoom/cvqc/i015gt
lilyabrig   13 Марта 2015, 13:15
Я вообще дилетант в фотографии, но статья захватывающая, все понятно и наглядно, спасибо) Буду учиться!
n1917   13 Февраля 2017, 18:46
Спасибо за Ваш труд. Статья просто замечательная.
Igor2015   28 Мая 2017, 21:27
Спасибо! 
Anatolii   4 Ноября 2017, 19:29
Зравствуйте Олег. Спасибо большое за хороший и познавательный урок. Я начинающий фотограф. По этому, знанием всех тонкостей  управления своей камерой я пока еще не имею. По этому задаю вопрос: - Вы пишете, что сдвигаете цветовую температуру в raw-конвертере с 5600K до 6200K. Я так понимаю что изначально, при выборе баланса белого на камере, у Вас на камере был выбран не значек вспышка или солнце (как это часто рекомендуют при съемке в студии), а значение цветовой температуры 5600. И Вы ее просто поднимаете. Или Вы переносите вначале изображение в raw-конвертер (ACR или Ligtroom  и т.п.) и там уже это дело поднимаете? Я за ранее прошу прощенья, если Вам покажется этот вопрос глупым. Но кто, как не вы научит тех, кто делает первые шаги, в этот увлекательный мир под названием Фотография. Буду очень признателен, за пояснение.
Andrius   30 Апреля 2019, 12:03
Удивительно как модель так долго сохраняет неподвижность...
В чем разница диффузора и софтбокса?
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация