Тилт-шифт объектив
Среди объективов помимо «зумов» и «фиксов» существуют объективы так называемого специального назначения – тилт-шифт объективы.
Tilt-shift дословно переводится на русский как «наклон и сдвиг». Объективы этого типа имеют дополнительные степени свободы. Сдвиг дает возможность фотографу менять положение изображения, формируемого объективом, относительно сенсора камеры, изменяя тем самым перспективу и резкость в кадре.
Canon и Nikon выпускают подобные объективы с фокусными расстояниями 24 мм, 28 мм, 35 мм, 45 мм и 90 мм – все они не «автофокусные», управление только ручное.
Теперь рассмотрим обе функции, «сдвиг» и «наклон», подробно.
Nikon Canon
Шифт (сдвиг - англ.) – эта функция позволяет сдвигать оптическую ось объектива, управляя тем самым перспективными искажениями.
В основном используется в архитектурной съемке, где нужно обеспечить параллельность линий зданий, исключив перспективные искажения (покосившиеся стены). Для таких съемок используются объективы с фокусными расстояниями 24 мм, 28 мм, 35 мм и 45 мм.
Снимая большой объект вблизи, например, здание, мы изменяем наклон камеры, снимая его снизу, и неизбежно получаем картинку как на рис.1.
Рис.1
Как видно, на снимке есть искажение перспективы. Фактически параллельные линии не параллельны друг другу на снимке – уходят ввысь. В профессиональной архитектурной съемке таких искажений быть не должно.
Для того чтобы параллельные линии оставались параллельными друг другу, необходимо, чтобы плоскость сенсора матрицы оставалась параллельна плоскости снимаемого объекта. Но в этом случае объект попадет в кадр не полностью.
Рис.2
Что делать в таком случае?
Есть два варианта. Отойти дальше и снимать на длинном фокусе, если есть такая возможность, либо воспользоваться шифт-объективом.
Конструкция таких объективов позволяет сдвинуть его оптическую ось, изменяя положение изображения, относительно сенсора камеры.
Рис.3
В результате мы имеем объект, находящийся целиком в кадре и имеющий линии, которые параллельны друг другу. То есть без перспективных искажений.
Тильт (наклон - англ.) – функция объектива, которая позволяет управлять резкостью в кадре, изменяя наклон оптической оси объектива.
Основное применение – предметная съемка. Также актуальна для получения художественных портретов, реже в пейзажной съемке.
В основном используются объективы 85 мм, 90 мм.
При фокусировке на объекте, который расположен под углом к фотографу, на большинстве диафрагм резкой может быть только часть этого объекта. Например, при съемке «макро» проблематично добиться необходимой глубины резкости даже на сильно закрытых диафрагмах.
Снимая предметы для каталога, необходимо получить резкое изображение по всему полю кадра, чтобы у потенциального покупателя было максимально точное представление о предмете. Дальний край объекта уходит за пределы резкости, если там есть важный элемент, то разглядеть его будет довольно сложно. Это особенно становится проблематично, снимая под обтравку. Обтравить такую картинку будет непросто.
Для получения резкого изображения по всему полю кадра используют функцию «Shift».
В основе этой функции лежит правило Шаймпфлюга – резкость в кадре зависит от расположения трех плоскостей: плоскости кадра (сенсора), плоскости оптического центра линзы (далее плоскость объектива) и плоскости резкости. Наклон плоскости объектива приводит к наклону плоскости снимаемого предмета относительно плоскости кадра. В результате плоскость кадра, плоскость объектива и плоскость резкости будут пересекаться в одной точке, на одной прямой. При этом ГРИП приобретает клинообразную форму, расширяющуюся в направлении от камеры. И тогда предмет, непараллельный плоскости кадра, можно сфотографировать целиком резким.
Иными словами, наклоняя плоскость объектива к плоскости объекта, стремясь привести их к параллельности, можно найти такой уклон объектива, когда объект в кадре будет изображен полностью резким, как если бы его фотографировали «в профиль».
Такую фотографию обтравить будет совсем несложно. И у потенциального покупателя будет четкое представление о том, как выглядит предмет целиком.
Пример использовния тилт-шифт объектива для создания художественных эффектов:
Алина Лебедева. Рекламная кампания St.Bessarion
Таня Руденко.Violet roses
Комментарии:
Ну раз уж вы такой дотошный, присмотритесь по-лучше: на картинке слева, проекция попадает не целиком в кадр, а выходит за него!! Красная линия, меньше, чем на двух других, а пунктирная подходит к красной уже за кадром.
Можете взять линейку померить :))))))
предполагал возможность такого ответа. тогда опять неверно. нужно пунктиром продлить вниз линию плоскости кадра/матрицы/задней стенки фотоаппарата, чтобы показать, где именно проекция пятиэтажки пересекает эту плоскость. таковы правила геометрии, насколько я их помню. иначе можно посчитать, что у вас просто линейка соскользнула.
но, по-мойму, гораздо логичней и наглядней в данном случае показать, что именно три "этажа" попадают в поле зрения объектива, проецируются на матрицу и попадают в кадр.
вы же пошли каким-то сложным путем, если пунктиром решили обозначить вместо угла зрения объектива (как обычно делается во многих статьях при объяснении различия между стеклами с разными ФР: http://photoindustria.ru/upload/image/angle_of_view_580_(3).jpg ) проекцию дома на заднюю плоскость камеры, при этом отчетливо не показав, что часть этой проекции действительно выходит за границы матрицы (соответственно, кадра)
даже если продлить все линии, как следует, всё равно не будет четко видно, три этажа окажутся в кадре или все четыре (вышеупомянутая линейка подсказывает, что три с половиной:)
вобщем, мое предложение - обозначить пунктиром на втором рисунке именно угол зрения объектива, в который попадают лишь три этажа:)
А какая разница где именно пунктир соприкасается с плоскостью, если это вне кадра?? Такой термин как УСЛОВНОСТЬ вам знаком?? В этих примерах объект, показан УСЛОВНО ЗДАНИЕМ. А расчерчен сеткой, не обозначающей конкретные этажи, а чтобы было нагляднее видно искажение перспективы!!
Может вы еще рисунки сравните с примерами снимков, на предмет отличий?? :)))(специально для вас, скажу: изображенный на рисунке объект это не то же здание, что на снимке :))) )
Давайте не будем доводить до маразма, который, вам присущ. Вы прочитали статью, и принцип работы объектива вам остался не понятен?? Тогда сочувствую..
А если понятен, то к чему все ваши сентенции??
хочется улучшать журнал, но из-за таких вот упертых авторов он и дальше будет изобиловать неточностями, описками и ошибками (логическими, смысловыми). к большому сожалению
Все ваши комментарии в этом журнале, носят исключительно негативный, придирчивый характер. Какова ваша цель?? Показать что вы лучше других?? Поссориться с большинством авторов, в целях дешевого пиара?? Или вы, таким извращенным образом, пытаетесь сделать журнал лучше?? Что вообще вы сделали??
И на будущее, Иван, запомните: Не ошибается только тот, кто ничего не делает!!
- Да, Иван, это приблизительная схема, поэтому она не точна
____________________________________________________
"ахахаха:))))))))))) "
"блеснете своими потрясающими знаниями?"
"такой дотошный"
"Тяжелый случай"
"Давайте не будем доводить до маразма, который, вам присущ. "
"принцип работы объектива вам остался не понятен?? Тогда сочувствую.."
"Все ваши комментарии в этом журнале, носят исключительно негативный, придирчивый характер"
"дотошный бред, граничащий с маразмом "
"таким извращенным образом, пытаетесь сделать журнал лучше?? "
"Другим людям статья вполне понятна. :))"
______________________________________________________________________
Статья понятна. В схеме №_2 ошибка. Зачем же так резко реагировать на здравую критику, берите пример с Олега Титяева, будьте уважительны к читателям и умейте признавать свои ошибки.
P.S. Не надо мне отвечать: я представляю что сейчас извращенным маразматиком окажусь и я тоже... : ))
Либо нужно нарисовать еще одну проекцию здания на матрицу - а это осложнит чертеж до невозможности. С уважением : ))
Здания, с этажами в примерах нет, это я могу заявить авторитетно, как архитектор :)) Есть условный объект, рассеченный сеткой, чтобы лучше были видны искажения перспективы. Вот и все :)
А Иван, это отдельная история.. Рекция вызвана тем, что,как вы правильно заметили, просто ДОСТАЛ всех.