Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Построение световой схемы. Использование рисующего, заполняющего, фонового и моделирующего света. Часть 2

Философия построения световой схемы. Часть 2

Начало статьи. Часть1

 

Ну, а теперь давайте вернемся к самому началу и посмотрим на одно из первых предложений, которое говорит о том, что каждая световая схема - это результат работы одного или взаимодействия нескольких источников света. И если с первой задачей (понять то, какой рисунок создал единственный источник света и каковы его характеристики), вы теперь, вооружившись знаниями, почерпнутыми из первой части этой статьи, сможете справиться уже очень легко, то разобраться со взаимодействием нескольких источников, правильно расположить их друг относительно друга, относительно модели, выбрать правильную светоформирующую насадку, учитывая множество характеристик светового пятна, представляется уже намного более сложной задачей.

Но ведь эта простая формула и определяет наше мастерство. Да, все просто. Поставить в нужное место нужную светоформирующую насадку, развернуть под нужным углом и включить на нужную мощность. Все! И чтобы этот процесс превратился из изнурительных, бессистемных метаний в стройный осознанный процесс, доставляющей наслаждение, я попробую, как и в первой части, максимально систематизировать предоставляемую информацию.

Итак, типов источников по своей функции всего 4. Это не говорит о том, что надо всегда использовать 4 источников. Нет, часто один источник света выполняет сразу несколько функций, а иногда наоборот бывает, что одну функцию выполняют сразу несколько источников света. Однако, есть 4 типа света и от понимания их сути зависит то, насколько уверенно мы сможем создавать свои студийные шедевры.

Это – рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий свет. Давайте шаг за шагом будем обсуждать каждый из них, понимая какое влияние он оказывает на финальную световую картину.

РИСУЮЩИЙ СВЕТ

Основа основ. То, с чего начинается создание световой схемы и то, что создает основной световой рисунок. Можно с пренебрежением относиться к остальным источникам света, где-то дорисовав пятно на фоне, где-то вытащить тени в Фотошопе, заменив этим работу заполняющего света, где-то даже можно с помощью того-же Фотошопа осветлить отдельные участки фотографии, сымитировав работу моделирующего. Чего нельзя сделать – это перерисовать рисующий свет. (Получилось масло масляное, но идею передает:-)).

К рисующему свету каждый для себя предъявляет свои требования, но я обращаю внимание на следующее (я говорю конечно не про 100% случаев, а про подавляющее большинство, исключения есть везде): он должен быть один, он должен быть выше уровня глаз модели, он должен создавать целостную световую картину.

Расшифрую эти требования подробнее.

Один. Уже набившее оскомину фраза «солнце одно» довольно лаконично определяет первоисточник этого требования. И хотя в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что функцию рисующего света выполняет сразу несколько источников света (несколько ламп в комнате, например), все же один из них (или группа, создающее одно направление света) является доминирующим. Поэтому в студийной работе для создания целостной световой картины необходимо использовать один источник света. Причем понятие один условно. Это может быть группа источников света, имеющих одно направление и создающих в целом единый источник света. Главное одно, единый центр, единое направление. Иначе световая картина потеряет свою целостность, превратившись из единого, мощного, внятного, логичного рисунка в набор теней, полутеней и бог весть чего.

Выше глаз модели. Хотя и реальных условиях рисующий свет не всегда светит сверху (например модель находится в рядом с каким-то мощным отражателем, или лампа в помещении расположена на уровне стола, да мало ли какие ситуации), в студийных же условиях не принято опускать свет ниже уровня глаз. Такой свет обезображивает модель. Вернее подавляющую их часть, ведь иногда в поисках идеального света приходится прибегать и к самым радикальным решениям, освещая лицо снизу. Но делая это осмысленно, с пониманием того, что именно такой свет именно этой модели идеален. Таких случав не больше 1%. В остальных 99% - выше! Однозначно выше! Даже не задумываясь. Просто следуя этому правилу. Почему я обращаю на это внимание – потому что фотографы, часто желая более равномерно распределить свет по модели, опускают его очень низко, практически на уровень груди. Они достигают своей локальной цели, но теряют стратегическую – красоту рисунка на ее лице. Кроме того, получают еще неконтролируемые тени на фоне и окружающих объектах.

Поэтому, взяв один источник и расположив его выше уровня глаз модели, мы должны осветить ее так, как нужно (еще желательно и фон как нужно, но об этом далее). Причем иногда перед фотографом может стоять задача равномерного распределения света по всей модели, а иногда наоборот - создание яркого пятна в одном каком-то месте, как правило в области головы. Если со второй задачей справиться довольно легко, просто придвинув источник света ближе к модели, либо надев на светоформирующую насадку соты или маску, то в решении первой задачи даже у опытного фотографа возникают некоторые сложности. Я посвятил отдельную большую статью тому, как это сделать и я думаю, что прочитав ее и потренировавшись, вы будете более уверенно решать данную задачу. Добавлю лишь, что постарайтесь разобраться и освоить данную технику как можно глубже. Не получив правильного, внятного рисующего света, вы не сможет двинуться дальше, а все ваши попытки исправить ситуацию приведут к нарушению первых двух пунктов: вы будете совершенно неоправданно добавлять источники света, расширяя поле рисующего света и вы будете опускать его слишком низко, пытаясь добиться его равномерности.

Теперь нам остается выбрать жесткость источника света. Здесь все определяет задача. Если мы создаем яркую, похожую на солнечную световую картинку, то мы выберем жесткий, даже сверхжесткий источник света. Если хотим получить мягкий спокойный рисунок, то более мягкий, вплоть до сверхмягкого. (О квалификации типов источников света по жесткости вы может еще раз прочитать здесь). Если мы снимаем модель с прекрасными чертами лица, если мы можем и умеем наслаждаться резким, четким рисунком – выбираем жесткий свет. Если перед нами скажем так обычный человек, не обладающий топ-модельными чертами, то выберем мягкий свет – он несколько сгладит черты, сделает им менее выразительными, а значит и бросающимися в глаза.

Впрочем выбор жесткости света – это вопрос эстетики. Кто как любит снимать. Я люблю снимать жестким светом, поэтому у меня в студии для этого должен быть обязательно набор рефлекторов, да не только их, но еще и набор сот, шторок, диффузных фильтров в нему. Но я знаю, что есть множество фотографов, которые обходятся в своей работе вообще без них, и создают прекрасные произведения.

Главное – это видеть, понимать свет, а для этого потренируйтесь с жестким светом, может быть вы поймете, что это не ваше, но сделав несколько тестовых фотосессий, где вы будете использовать в качестве рисующего света только жесткий рефлектор, даст вам такой запас знаний и навыков, что поднимет на новую высоту ваши способности работы со светом.

К вопросу выбора жесткости света добавлю еще то, что жесткий рисунок не определяет контрастность фотографии, это отдается полностью на работу заполняющего света или присутствие мощных отражателей вокруг света. Можно встретить яркую хорошо освещенную фотографию, в которой практически отсутствуют тени и которая может быть сделана с помощью рефлектора. Можно напротив, увидеть очень контрастную фотографию, в которой освещен только небольшой участок фотографии, но сделано это будет каким-нибудь очень мягким громадным софтбоксом.

Впрочем, давайте не будем забегать вперед, а обсудим сейчас другую характеристику нашего источника рисующего света – его положение. Есть всего 3 его положения: фронтальный, боковой, контровый. Все, больше никаких. В каждом из них есть несколько позиции по высоте: высокое положение над уровнем глаз модели, среднее положение, на уровне глаз модели, ниже уровня глаз. Все, больше нет никаких!

Между этими 3 положениями (фронтальный, боковой, контровый) граница как правило условна. Все зависит от множества каких-то условий, деталей, положения головы модели, ее позы, разворота. Но тем не менее, если модель смотрит на нас прямо, то определение границы примерно такое. Ставим источник света перед моделью фронтально на среднюю высоту, получаем маленькую тень над носом модели. Как правило, при таком положении мы получим границу тени под носом, лежащую на середине расстояния между носом и верхней губой. Двигаем источник света в сторону, как только сбоку от носа появилась видимая тень, особенно после того, как она слилась с тенью на щеке, мы говорим о том, что мы получили боковой свет. Двигаем дальше, как только теневая сторона лица стала полностью затемнена – получили контровый, чем больше, тем он будет более выражен. Вернули источник света в первоначальное положение и теперь попробовали менять высоту. Подняли свет выше до уровня, когда тень от носа достала губы – выраженное верхнее положение, выше как правило некуда. Опустили так, чтобы тень исчезла совсем – положение на уровне глаз. Опустили ещё ниже, увидели что световой рисунок на носогубных складках перевернулся (тень от носа здесь не может быть индикатором из-за самой формы носа) – получили выраженный нижний. У каждого свои привычки, свои приоритеты. В моей работе я бы определил соотношение так. 70% фронтальный, 25% боковой, 5% контровый. Что касается высоты: 75% среднее, 20% высокое, 4% на уровне глаз, 1% нижнее.

Вот и все, теперь разбирая какую-то световую схему или создавая собственную, мы будем оперировать четкими понятиями. Например: Один жесткий источник рисующего света с широким светом пятном, равномерно распределённым по модели, расположен на средней высоте в боковом положении. Вот и все. Больше про технические вопросы связанные с рисующим светом не надо знать ничего. Все остальное – это нюансы, эстетика, собственное восприятие и видение именно то, что нас отличает от других и чему невозможно обучить. То, где будет стоять источник рисующего света, какой он, и как он освещает модель – это уже вопрос вашего вкуса, вопрос понимания задачи и умения решать ее согласно своим представлениям о прекрасном.

ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ

Обсуждая рисующий свет, я специально не затронул его контрастность. Чаще всего это задача решается отдельно. Если не нужно резко ее (контрастность) увеличить, то мы ставим вокруг модели черные флаги, исключаем какие-бы то ни было паразитные рефлексы, уменьшаем размер светового пятна так, чтобы оно падало только на модель, не затрагивая никаких окружающих объектов.

Однако чаше всего есть необходимость эту контрастность уменьшить и здесь в работу вступает второй игрок в нашем матче – заполняющий свет.

Какие у него функции? Всего одна. Оставаясь как можно более незаметным уменьшить разницу между освещенными и неосвещенными участками, созданными рисующим светом. Почему как можно более незаметным? Потому что нам не нужен дополнительный рисунок, дополнительные тени. Задача заполняющего света – это только снизить контрастность рисующего. Все, больше никаких!

А для этого он должен быть максимально мягким, он должен как можно больше обволакивать, окружать модель. Т.е. источник света, его формирующий, должен быть как можно более мягким. В другой стороны он должен оставлять как можно меньше теней на модели, поэтому он должен быть как можно ближе к оси объектива камеры. Чем он ближе к этой оси, тем меньше видимых теней. Самый радикальный инструмент – кольцевая вспышка, однако, она все равно оставляет тени вокруг модели, на боковых ее участках. Поэтому надо выбирать комплексное решение. Мягкий свет, идущий от объектива камеры. Для меня самое простое, быстрое решение – это рефлектор который светит в стену, расположенную за моей спиной. В комплексе с рефлексами от пола, потолка и других стен это создает поистине мягкий равномерный свет, идущий от камеры. Однако для этого нужен довольно мощный источник и самое главное – белые стены и потолок в студии. Если вы по каким-то причинам не имеете ни того и ни другого, то с задачей справится либо один большой софтбокс за вашей спиной, либо лучше два, стоящие с двух сторон за вашей спиной и направленные на модель. Такое решение позволит лучше распределить свет по всей поверхности, дав заполняющий свет в том числе и на боковые части модели.

Какова его мощность? Это уже вопрос светового рисунка, не старайтесь запоминать какие-то значение, каждая световая схему уникальна. Просто сделайте несколько снимков, меняя мощность заполнения на одну ступень и выберите ту мощность которая по вашему мнению максимально подходит эстетике вашей фотографии.

Все, здесь можно забыть про рисующий свет и приступить к следующему, фоновому. Итак,

ФОНОВЫЙ СВЕТ

При построении любой световой схемы, один из главных вопросов, на которые отвечает фотограф, это то, как модель связана с фоном тенью. Я уже писал об этом подробно, однако остановлюсь здесь еще раз. То, как модель связана тенью с фоном, это вопрос того, как рисующий свет участвует в освещении фона и окружающих объектов. Поставьте модель вплотную к фону и вы неизбежно осветите его наряду с моделью рисующим светом. Отодвиньте модель на несколько метров от фона, и даже мягкий источник света и широким световым полем совсем не «достанет» до фона.

В другой стороны используя заполняющий источник свет, вы неизбежно дадите какое-то количество света на фон. И только черный фон, либо фон, расположенный на громадном расстоянии от модели не вмешается в световую картину. Однако нам это и не нужно. Как в изобразительном искусстве, где преподаватели не рекомендуют в чистом виде использовать белила и сажу, так и фотографии можно утверждать: полностью черный, 0, 0, 0 фон недопустим. Даже черный фон должен нести информацию, иметь какие-то градиенты, быть темно-темно серым, но не абсолютно черным.

Фоновый свет дорисовывает, завершает световой рисунок, созданный рисующим и заполняющим.

Что он там нарисует? Да не много чего. Он может вообще ничего не рисовать, оставив фон темным (или светлым в зависимости от того как поработали рисующий и заполняющий света). А может нарисовать несколько фигур. Их несколько. Градиент, круг, овал, линия, пятна. Все, больше нет никаких. Конечно, можно возразить, что можно там и квадрат, и параллелепипед какой-нибудь расположить, однако на практике это редко используется. Крайне редко на фоне нам нужен резкий, кричащий рисунок. Крайне редко нам нужно к нему привлекать внимание. Нам нужно им создавать объем, завершать композицию, создавать контрасты с основным рисунком, но не привлекать к нему внимание, отрывая его от главного объекта. Поэтому, как правило это пятно с довольно широкими, плавными, хорошо растушеванными краями.

Если мы создаем пятно, то оно не должно быть асимметричным. Поэтому лучшее положение фонового источника света - ровно за моделью. Если это портрет, то за ее спиной. Если ростовая фотография, то над ее головой. Наклон фона сгладит в последнем случае несимметричность светового пятна, но она и не так заметна в вертикальном направлении. В отличие от этого горизонтальная асимметрия намного заметнее, когда левая и правая части пятна за моделью четко просятся на сравнение, выступая с двух сторон за моделью.

В освещении фона нет понятия жесткости света, потому что перед ним нет объекта освещения, а он сам объект, не отбрасывающий в кадре тени (Это верно, если мы говорим о плоском бумажном фоне, появись там какие-то предметы, ситуация изменится). Поэтому, в освещении фона лучше всего использовать рефлекторы. Они, как никакие другие, позволяют нам эффективно управлять световым пятном. Нужно сделать его уже - придвинули к фону, либо надели соты. Нужно сделать шире, надели на него сильный диффузный фильтр. Он расширит пятно и растушует границы светового поля. Хотите в кадре градиент (как правило вертикальный), направьте рефлектор вниз, и вы получите плавный переход от темного к светлому. Хотите овал или линию, закройте с двух сторон шторки. Хотите резкую линию, сделайте такую маску и поставьте на некотором расстоянии перед рефлектором, чем она дальше от рефлектора, тем линия более резкая. То же самое касается и пятен, сделайте соответствующую маску и ставьте перед рефлектором, чтобы получить когда-то несколько резких ярких пятен, а когда-то едва угадываемые волны света. Все зависит от расстояния маски до рефлектора.

Софтбоксы редко используются в освещение фона, по крайне мере в моей практике. Они громоздки, их невозможно спрятать за моделью, наконец они дают весьма ограниченные возможности в работе с формой светового пятна.

Осветив фон, мы должны вспомнить, что остались еще какие-то мелкие задачи по выделению отдельных участков на модели. С этой задачей справится один или несколько источников моделирующего света.

МОДЕЛИРУЮЩИЙ СВЕТ

Здесь вообще нет никаких правил. Все источники данного типа определяет лишь главный принцип. Это не рисующий, не заполняющий и не фоновый света. Это такой свет, который вы добавили в световую схему, чтобы выделить отдельный участок, придать больший объем фотографии, дать какой-то блик, да мало ли чего. Когда вы ставите позади модели софтбокс для того, чтобы прорисовать тонкую линию, прочерчивающую ее форму и отрывающую ее от фона – это моделирующий свет. Когда вы берете тубус с сотами и направляете пучок света на украшение модели, пытаясь дать на нем акцент – это тоже моделирующий свет. Вешаете рефлектор или софтбокс над головой модели, пытаясь получить блик на ее волосах – и это тоже.

Это такая безграничная группа света, что описывать все случаи применения моделирующего света просто бессмысленно: я все равно не смогу перечислить все эти случаи, у каждого фотографа в арсенале десятки, может сотни решений. Однако я попробую выделить некоторые правила использования моделирующего света, которые позволят сформировать (или скорректировать) ваши собственные навыки.

Итак, первое, моделирующий свет должен дополнять, но не исправлять. Т.е. если вы вводите в игру дополнительный источник света в ситуации, когда вы видите, что рисующий не справился до конца со своей задачей, то это не моделирующий свет. Это просто вы не умеете ставить рисующий. Если вы используете моделирующий свет для того, чтобы дать небольшой акцент на какой-то части кадра, то это уже моделирующий свет.

Второе – моделирующий свет освещает только тот участок, который необходимо, и не вмешивается в те участики, которые трогать не надо. Поэтому чаще всего в качестве моделирующего света работает источник с узким пучком света (рефлектор с сотами, тубус и т.д.). Однако здесь часто возникает сложность: такой свет имеет жесткий характер и такой свет может существенно выделяться на общем световом рисунке, тем более если вы создали его с помощью мягких источников света. Практически невозможно создать очень узкий пучок мягкого света (я делал несколько попыток, но все они проваливались, в теории это должен быть свет от большой параболы, лучи от которой сходятся в точку). Поэтому приходится скрывать жесткий характер света ракурсами этого источника, например, чем он фронтальнее, тем меньше заметна эта жесткость, так как попросту масса теней становится несоизмеримо меньше.

Ну и наконец, третье – он долен быть слабее, чем рисующий источник света. Я говорю об относительной мощности, т.е. той мощности , которая падает на соответствующий участок фотографии. Когда его яркость становится больше, то он уже способен перехватить пальму первенства у рисующего, где бы он ни находился и какую бы роль не выполнял.

Ну а теперь когда мы вооружились теорией о световом пятне, знаниями о том, как пользоваться этой теорией о световом пятне, самое время на конкретных примерах готовых фотографий разобраться о том, как в реальных условиях все это происходит.

(продолжение следует…)

Комментарии: 15   Просмотры: 27139    

Комментарии:

tarasmelnichyk   19 Декабря 2015, 11:05
Очень хорошие статьи, как каталоги со ссылками на подтемы. 
Спасибо. Жду продолжения!!!
Oleg Tityaev   20 Декабря 2015, 00:24
Надеюсь за уикенд дописать и выложить во вторник-среду. 
Vasisliy Kosinov   15 Октября 2016, 01:30
Пожалуй лучшие статьи среди тех, что находил, спасибо!
 
Вышла ли третья часть статьи? Если да, очень интересно узнать где её можно увидеть.
   19 Декабря 2015, 18:30
Здравствуйте!
 
Что-то не пойму, почему контровик примешиваете к рисующему свету. Это абсолютно отдельный самостоятельный пятый тип света. Если уж его куда-то "примешивать", то к моделирующему. Но незачем.
 
Далее, категоричное утверждение "полностью черный фон недопустим" звучит как-то нелепо. Еще как допустим! Особенно в черно-белых фото.
 
Еще момент: статьи без примеров, полагаю, будут весьма сложны для новичков.  Лучше один раз увидеть, как говорится. Принцип наглядности в обучении никто не отменял, он самый действенный.
 
И, как всегда, много опечаток...
Oleg Tityaev   20 Декабря 2015, 00:23
В моем представлении это не совсем так. Вернее, совсем не так. Когда я говорю о контровом свете в этой статье, я подразумеваю контровый рисующий. Т.е. такой рисующий свет, который мы поставили сзади (или существенно сбоку) от модели. Никакого отношения к контровому положению моделирующего света (о которм Вы говорите) этот свет не имеет. 
tarasmelnichyk   20 Декабря 2015, 16:54
На мой взгляд, контровик это не самостоятельный элемент, а местоположение. И какую задачу будет исполнять источник с контровым местоположением в поставленной схеме, зависит от поставленной задачи, либо он рисует, либо моделирует. Как то так.))
Oleg Tityaev   21 Декабря 2015, 15:57
Все верно: иногда контровик может быть рисующим светом, иногда контровик может быть моделирующим светом.
   22 Декабря 2015, 09:22
я же говорил, тяжко без примеров-то. если уж опытные фотографы спорят, то новички совсем запутаются:) жаль, тут в комментариях нельзя картинки добавлять (разве что ссылки).
 
ну, с моделирующим контровиком все понятно. стоит модель с пышной прической, в затылок светит контровик, прическа превращается в светящийся одуванчик.
 
а вот с рисующим контровиком пример хотелось бы узнать. просто чтоб понять эту вашу классификацию, несовпадающую с моей:)
 
вообще в фототерминах и классификациях много неразберихи - "стойка" или "штатив", "рефлектор" или "отражатель"? и т.д.
tarasmelnichyk   23 Декабря 2015, 13:09
Простейший пример, рисующего контрового, силует. Очень часто используют в свадебной сьемке.)))
ilyacosmonaut   29 Декабря 2015, 20:45
Скорее стоит понимать, что рисующий это главный источник света, создающий основное направление света. В английском так и пишут main light- основной свет, или key light- ключевой свет, даже если он расположен в контровом положении.
Oleg Tityaev   30 Декабря 2015, 03:52
Вот пример контрового рисующего https://vk.com/photo86692501_265271530
   9 Января 2016, 12:49
имхо, контровик - это источник, направленный в камеру (под 90 градусов к плоскости кадра). там совсем другое положение.
 
выше писали про силуэт - можно согласиться, если источник единственный. соответственно, он рисует всю картинку и в этом случае впринципе можно его назвать рисующим.
 
но у меня классификация немного другая, сейчас попробую объяснить. рисуем круг, ставим модель в центр круга лицом к камере. полукруг (180 град.) перед ней - зона расположения рисующего света. он может быть фронтальным, прямо в лоб; может быть боковым, под 45-90 град. в полукруге за моделью располагаются моделирующий и контровой. контровой - только под 90 градусов, прямо в камеру. остальная часть - зона моделирующего.
 
и никакой путаницы:)
denis_demin01   11 Октября 2016, 11:14
Спасибо большое за ваши статьи! Однако одно уточнение мне бы не помешало: все, наверно, видели рекламу аромата Blue от Шанель с Гаспаром. Там моделирующий жжет по щеке так, что кажется, он значительно мощнее рисующего. Может такое быть?
frankiesh   20 Ноября 2016, 22:04
Отличная статья.
Есть только вопрос про угол наклона самого оветительного прибора (+ светоформирующая насадка) относительно стойки. Стоит ли придерживаться общепринятых 45 градусов? Или у Вас есть свое мнение (Которое мне очень интнрсно) на это счет?
Вы пишете, что сть всего 3 его положения: фронтальный, боковой, контровый. Все, больше никаких. - здесь все понятно. Еще пишете, что в каждом из них есть несколько позиции по высоте: высокое положение над уровнем глаз модели, среднее положение, на уровне глаз модели, ниже уровня глаз. Все, больше нет никаких! - вот тут то и возникает вопрос про угол вертикального наклона (угол падения светового пятна на модель).
Очень буду признателен за пояснеия...
Igor2015   20 Июля 2017, 11:09
Присоединяюсь к вопросу про угол.
И ещё. Понятна относительная высота при небольшом источнике. А если использую в качестве рисующего, к примеру, окту 140 см, то имеется ввиду центр модификатора?
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация