Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Использование фильтров в работе фотографа

Использование фильтров в работе фотографа

Мне постоянно пишут читатели с вопросами по поводу наборов фильтров. Какой выбрать, какие задачи можно выполнить с помощью того или иного набора фильтров, надо ли докупать дополнительные фильтры и множество других.

Понимая, что у пытливого читателя просто нет времени, а порою и сил, чтобы переработать десятки статей, написанных на эту тему и опубликованных на нашем сайте, я нашел время (и силы), чтобы в сжатой, но достаточно доходчивой форме ответить на большинство волнующих наших покупателей вопросы.

Кроме того, я рассматриваю эту статью как некий каталог, где познакомившись с вожделенной функцией, о которой вы ранее только догадывались, вы сможете еще глубже погрузиться в сладостный мир знаний, получив ссылку на соответствующую статью на нашем сайте, подробнее раскрывающую эту тему.

И в качестве набора, на базе которого я буду проливать свет на некоторые темные пятна в системе знаний наших читателей, я безусловно выберу MegaPack. Набор, который как раз и создавался как универсальный, рассчитанные на решение потенциального большинства задач, которые могут возникнуть перед фотографом как в студии, так и вне ее.

Итак, какие задачи помогут решить фильтры, которые входят в состав этого замечательного набора?

Приведение цветовой температуры всех источников света к одному значению.

Такая потребность может возникнуть у фотографа в тех случаях, когда он использует разные по типу источники света. Например любители света Dedolight часто сталкиваются с тем, что им нужен мощный заполняющий свет, и мощность имеющихся постоянных источников света не всегда позволяет это сделать. Да иногда и страсть буквально «облеплять» модель точечными источниками такого света очень быстро опустошает арсенал имеющихся единиц оборудования, заставляя «кидать» в бой другие по типу источники света. Иногда не только легкий, мощный и удобный свет Dedolight может заставить комбинировать импульсные и постоянные источники света, а например увлечение не менее впечатляющим по своим свойствам «киношным» светом. Мощные, но одновременно и громоздкие, энергоемкие и горячие приборы иногда просто не дают возможности использовать из сразу по несколько штук в студии. Нужны дополнительные импульсные источники света.

Если вы не счастливый (и одновременно весьма состоятельный) фотограф, умудрившийся оснастить свою студию «белыми» HMI лампами, то во всех остальных приборах используются галогенные лампы, имеющие цветовую температуру 3200K. Применение фильтров 204 на импульсных источниках света, сделают их имеющими такую же цветовую температуру. В наборе MegaPack есть два таких фильтра. Что делать, если вы используете 3 источника света? Сложите вместе 205 и два 206 фильтра (которые тоже входят в этот набор) и вы получите в сумме как раз еще один 204 фильтр. Как известно ½ + ¼*2 = 1.

Впрочем, не всегда только галоген доставляет определенные хлопоты. Еще часто фотографы используют приборы построенные на флюоресцентных лампах. Вы наверняка видели такие спиралевидные лампы, по несколько штук ввернутые в один прибор. Очень эффективные, не нагревающиеся, имеющие цветовую температуру 5600K, такие лампы имеют один недостаток – они имеют так называемый «green cast» - зеленоватый оттенок, характерные для такого типа ламп. Этот оттенок легко компенсируется движком TINT, который имеется в любом RAW конвертере. Но это возможно только тогда, когда в схеме присутствуют только такие по типу источники. Если вы решили использовать их совместно с импульсными, то вам придется компенсировать этот оттенок. Делать это можно двумя путями: либо надевать на флуоресцентные лампы green minus фильтры, либо наоборот надевать на импульсные green plus, придающие такой же оттенок импульсным, а потом все вместе компенсировать в RAW  конвертере. К сожалению, предугадать степень влияния этого “зеленоватого оттенка” очень сложно, так как не существует точных показателей, которые бы помогали нам четко подобрать такой фильтр. Потому приходится просто экспериментировать, перебирая нужные фильтры (или их комбинации) Благо в наборе таких фильтров много и, как и конверсионные, они присутствуют в виде полных (247 и 244) так и промежуточных (248, 245).

К счастью, один раз подобрав нужную комбинацию, вы за секунды сможете менять оттенок ваших лам, добиваясь максимальной-эффективной работы, на которую они способны.

Другие по типу источники света редко используются в студии, а набирающие популярность светодиодные источники света настолько вариантны в своих характеристиках, что это требует отдельного исследования. Благо, наиболее современные образцы уже практически на 100% имитируют свет от импульсной ламы. 

Съемка смешанным светом

Как известно такая съемка, в которой присутствует одновременно постоянные и импульсные источники света, и на базе этого сочетания позволяющая добиться множества потрясающих эффектов, привлекающих к вашим работам взоры восторженных зрителей и вызывающих зависть собратьев по цеху.

Здесь в схеме присутствует как привило несколько импульсных и постоянных источников света и в подавляющем количестве случаев в качестве постоянных используются просто пилотные лампы импульсных приборов, имеющих у большинства современных приборов достаточную для того мощность.

Как и в предыдущем случае использование «холодных» 201 фильтров на галогенном и «теплых» 204 фильтров на импульсном источнике света позволят привести к их к одному значение, с одним «но». Если галогенная лампа у вас «эталонная» и используется на определенной мощности. Тогда она выдает заявленные 3200K. Если она «левая» (не подобрал ни одного более четко определяющего слова), и если она работает не на полную мощность, то ее цветовая температура далека от желанных значений. Тогда на помощь придут тонкие, подстроечные фильтры (202, 203, 205 и 206) которые позволят максимально точно подогнать их значения.

Имитация различных условий освещения в студии

Киношникам постоянно, а нам не так часто, но все же приходится воспроизводить разные условия освещения, которые возникают в реальных, внестудийных условиях. Хотите воспроизвести ночной лес – вам необходимы 201 или 202 фильтр, они позволят вам имитировать холодный ночной свет. Появилась в кадре какая-то лампа,  как деталь интерьера, появился светильник в руках у модели, появилась в кадре свеча – вам не обойтись без 204, а то и не одного такого фильтра. Именно он позволит имитировать теплый свет, который исходит от таких источников света.
А что говорить о других условиях освещения. Появилась потребность имитировать подводную съемку – на помощь придут 116 и 118 фильтр, их совместная работа позволит создать иллюзию съемки под водой. Появилась необходимость имитации света о костра – здесь уже не обойтись теплым фильтром, чтобы доходчиво донести до зрителя свою задумку потребуется дополнительный оранжевый или красный фильтр.

А если вдруг возникла потребность в имитации утреннего солнечного света или наоборот приятного закатного света. И на эти случаи есть фильтры, которые позволят добиваться поразительных эффектов освещения, создавая невозможные на первый взгляд световые решения в студии. Впрочем, это настолько громадная тема, что я даже хочу написать об этом отдельную статью.

Подстройка цветовой температуры вспышки под условия окружающего света

Вы снимаете в помещении в котором весь свет сформирован лампами накаливания. Хотя для меня это редкая ситуация, с которой я сталкивают на нечастых для меня «съемках в интерьере», для большинства свадебных и репортажных фотографов – это «страшный сон». Вы делаете фотографии, используя в качестве рисующего света свою накамерную вспышку (имеющую как вы знаете 5600К) а все вокруг приобретает оранжевую окраску, потому что освещено лампами накаливания. А если там флуоресцентные лампы, придающие фотографии не только «ненужную» цветовую температуру, но и «ненужный» зеленый оттенок!!! И ведь на них на все не наденешь по фильтру и вот приходится незадачливому фотографу на каждой фотографии фотошопом «вытравливать» оранжевые пятна, тратя на это драгоценное время (и силы). А ведь рецепт был прост! Надеть на вспышку противоположный фильтр (а то и не один) и придать своей импульсной вспышке близкую к окружающей цветовую температуру! А потом скорректировать это в RAW-конвертере все вместе! Не советую вам сразу кидаться использовать эту технологию на ближайшей съемке. Потренируйтесь! После нескольких попыток вы с первого взгляда будет определять необходимый для коррекции фильтр, поднимая уровень свои фотографии на невиданную ранее высоту, что безусловно благоприятно отразится на степени восторга, полученного от вашего клиента, и, опять таки, на степени «отличаемости» ваших фотографий от ближайших конкурентов. Здесь тоже та тем, которая требует отдельного разговора, и уже почти написанная статья появится в самое ближайшее время.

Уменьшение мощности света до минимальных значений

Что отличает генераторы от моноблоков. Помимо множества характеристик, одним из основных отличий является степень регулировки. Тогда как у моноблоков она как привило 5-6 ступеней, генераторы порою поражают возможностью регулировать свет на 12! И позволяют понижать мощность света до таких величин, которые остаются просто недоступны моноблокам.

А зачем это надо? Хотя бы в той ситуации, когда вы решите снять портрет рефлектором на диафрагме 2.0. Моноблок просто не позволит этого сделать на минимальном значении выдав вам например восьмую (8.0) диафрагму. А ведь помимо этой ситуации, возникает множество других, например, тогда, когда вы подносите открытый источник света слишком близко к модели, тогда когда вы используете прямой свет  в качестве заполнения, тогда когда создаете сложные световые схемы с использование технологии смешанного света. Порою вам необходима мощность всего в несколько Джоулей. И с помощью моноблока такой минимальной мощности просто не получить. Если… Если у Вас нет нейтрально серых фильтров. В наборе есть сразу 3 таких фильтра 209, 210 и 211, отсекающие соответственно 1, 2 и 3 ступени. Так как эти фильтры используются намного чаще, чем представляют себе только начинающие работать с фильтрами фотографами в наборе они присутствуют парами.

Создание сложных градиентов

Здесь присутствие нейтрально серых фильтров парами еще важнее, потому что помимо полного притемнения, такие фильтры используются для создания сложных градиентов. Например свет от придвинутого вплотную к модели рефлектора порою так сложно равномерно «растянуть по ней». Прикрытие внешнего отверстия рефлектора такими фильтрами наполовину, а то и лесенкой, позволят очень эффективно растянуть свет по модели. Впрочем я не будет подробно останавливаться здесь на этом, так как достаточно иллюстративно уже описал эту технологию в отдельной статье, с которой и предлагаю Вам ознакомиться.

Изменение рисунка открытых источников света.

Известно, что открытые источники света не блещут идеальностью светового рисунка. Хотя производители бьются над формой рефлекторов, тарелок, тубусов, доводя до идеала их пространственные характеристики, добавляя такие функции как зумирование, расширяя ассортимент до десятков наименований, все же им присущи общие черты. У открытого источника световое поле сформировано из двух составляющих – прямого света от лампы, и отраженного от стенок рефлектора. Это приводит к таким явно видимым недостаткам, как ступенчатость границ теней, резкость границы светового поля, неравномерность распределения света по световому полю. Это легко исправляется диффузными фильтрами, которые не только позволяют ликвидировать эти недостатки, но и весьма существенно вмешиваться в их характеристики, порою значительно расширяя световое поле, что может пригодиться для создания сложных световых схем, при необходимости равномерного, плоского освещения фона, при более равномерном распределении света по всей модели, по всему световому полю. И степень исправления этих недостатков, и степень создание дополнительных эффектов определяется прозрачность фильтров. Например 251 (1/4 от полного) фильтр лишь едва растушует тени, сделает границы светового поля более плавными. А 216 (полный, снижающий мощность света на 1 ступень) уже помимо этого существенно расширит световое поле, создавая световой рисунок с уже новым характеристиками.

Более того, отнесенный на определенное расстояние от источника света диффузный фильтр начнет смягчать счет. Однако, в рамках набора MegaPack, имеющего фильтры размеров 30 на 30 сантиметров, такой эффект будет сложно реализовать и для этого потребуется покупка набора фильтров большего размера, например Large Pack (размеры фильтров 61 на 61 см) или даже Extra Large Pack, представленный в двух видах – 102 на 102 см и 122 на 122 см. Более того это скорее всего потребует приобретения фрост-рам для удобного и надежного крепления таких больших фильтров.

Исправление рисунка, создаваемого рефлектором с сотами.

Каждый продвинутый фотограф, знающий о потрясающих возможностях, привносимых в работу фотографом использованием сот, тем не менее сталкивается с оной их главных недостатков, который присущ этому мощному студийному аксессуару. Если вы используете их с постоянным светом, (а довольно часто это проявляется и с использованием импульсного), то вы будете видеть проекции ячеек сот. Чем жестче лампа в источнике света, тем сильнее этот эффект. Конечно, применение мощного диффузного фильтра, (например 216 или 250) не оставит и следа от этих пятен, однако и вмешается в другие характеристики столько трепетно выстраиваемой фотографом световой картины источника света. На помощь придут фрост-фильтры, например 253. Они сконструированы таким образом, что практически не вмешаются в размер светового поля, в резкость его границы, они только удалят эти пятна, растушуют их, сделают из невидимыми.

Кстати это свойство фрост-фильтров будет весьма полезно, когда надо будет сделать границы теней более растушеванными, убрать из ступенчатость, при этом не вмешиваясь в форму светового поля. Здесь таким фильтрам нет замены.

Регулирование яркости постоянного света.

При работе все с тем же Dedolight, все в с тем же «киношным» светом (в том случае если в их конструкции присутствует диммер), а также с пилотными лампами ваших импульсных источников света, Вы скоро столкнетесь с особенностью, которая несколько омрачит радость съемки постоянным светом. На разным мощностях источники постоянного света имеют разную цветовую температуру. Конечно, когда используете единственный источник света пугаться этого свойства не стоит – последующая коррекция в RAW конвертере позволит получить вам столько обожаемый фотографами идеальный нейтральный свет на серой карте. А если источников несколько и все они работают на разных мощностях (что, согласитесь, не редкость)? Тогда возникнет «разбалансировка» световой картину некоторые участки будут теплее, некоторые холоднее, и серая карта, поставленная в разные места съемочной площадки уже не будет радовать фотографа отсутствием оттенков. Как быть? Включить все источники света на одно значение и регулировать нейтрально-серыми фильтрами, добавляя их на те источники света, мощность которых необходимо снизить. Нейтрально-серые фильтры не будут выполнять никакой функции, кроме изменения относительной яркости источника света.

Усиление телесных оттенков источника света.

Фильтры, имеющие телесные оттенки пришли в фотографию из кино- и телеиндустрии. Именно они, лишенные возможности к полноценной ретуши (которую, к счастью, предоставляет нам застывшая картинка фотографии), повсеместно используют такие фильтры, призванные то усилить оттенок кожи, то наоборот его уменьшить. Однако и в мире фотографии мы с успехом используем такие фильтры. Чаще всего 184 – он наиболее близок к естественному телесному цвету. Это один из немногих фильтров, которые стоит покупать рулонами шириной 124 см, настолько широко их применение. Такой фильтр легко закроет даже крупный софтбокс, тарелку, Он довольно часто используется на рисующем источнике света и наличие фильтра большого размера не заставит вас отказываться от привычных, отработанных схем света.

Однако и тот фильтр 184, который мы заботливо вложили в наш комплект найдет широчайшее применения в вашей работе. Наденьте его на рисующий рефлектор при съемке портрета – и усилите естественный оттенок кожи. Закройте им рефлектор, отвечающий за заполняющий свет – и получите тени, окрашенные в телесный цвет вместо проваленных черных пятен.  Примените при освещении фона – и получите благородные теплую окраску фона, прекрасно гармонирующую с цветом кожи модели. Наконец, добавьте такой фильтр к контровому свету – и вы избавитесь от его самой скверной «фамильной черты», более холодного оттенка относительно рисующего света.

Окраска отдельных участков фотографии.

Здесь просто бездна. Такая бездна, что просто страшно направлять в нее луч знаний, понимая, что ни один луч не достигнет ее дна! Описывать все ситуации, когда фотографу может понадобиться добавлять определенные цвета в свою световую картину – это обрекать себя на написание многотомного труда. Однако просто перечислю вам некоторые ситуации, дополняя их ссылками на соответствующие статьи.

Освещение фона– и хотя наличие таких фильтров не должна заставлять фотографа отказаться от покупки цветных фотов, в каких-то ситуациях изменение цвета фона можно сделать за секунду. Тонирование фотографии– порою окраска теней фотографии совместно с фоном может позволить создавать интересные цветовые решения. Создание ярких цветовых решений, в который яркий цвет может перекликаться с какими-то украшениями, одеждой, а порой и сам по себе являться сильных эффектом. Создание холодной или наоборот теплой атмосферы вокруг модели. Рисование цветом при съемке смешанным светом. Комбинирование противоположных цветов. Да просто бесконечно количество эффектов, где цветные фильтры иногда присутствуют явно, а иногда дишь едва заметноЮ помогая фотографу реализовать слоные задачи в освещении.

В общем, целая бездна возможностей, раскрывающих  вам новые горизонты с новыми вершинами в придачу. И все это в таком компактном наборе, своим названием подтверждающий грандиозность спектра задач - MegaPack.

Дерзайте, и все у вас получится! Удачи!

Mega Pack

Комментарии: 1   Просмотры: 17594    

Комментарии:

Oleg Tityaev   25 Сентября 2014, 22:04
Кстати, задавайте вопросы! Если не сложные - отвечу! :-)
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация