Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Линза Френеля и ее имитация с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра

Линза Френеля и ее имитация с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра

В распоряжение редакции журнала Photoindustria попал довольно редкий экземпляр фотографического оборудования FresnelSpot от компании Profoto. Понимая, что съемка с применением киношного осветительного оборудования становится достаточно модным явлением, мы решили протестировать этот прибор и заодно ответить на вопрос: существует ли замена такому типу источника света, и каким образом можно сымитировать производимый им свет.

Итак, в нашем распоряжении оказался импульсный световой прибор FresnelSpot, построенный на базе линзы Френеля, диаметром 175 мм.

www.profoto.com/fresnelspot

Profoto Profoto

Для его подключения был выбран генератор Profoto Pro-8a 2400 Air, один из самых современных видов оборудования в линейке продукции компании Profoto.

www.profoto.com/pro-8/pro-8a-2400-air

Линза Френеля. Как имитировать такой свет с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра

Вот он, канонический киношный свет! Среднеразмерная классическая спотовая головка света, предназначенная для съемки натюрмортов, еды, fashion, людей. Создает типичный киношный свет с глубокими тенями и высокой насыщенностью по цветам. При использовании на близком расстоянии позволяет четко оперировать освещенными и теневыми участками кадра, получая великолепный пучок света, столь красивый при съемке натюрморта.

Прибор включает в себя импульсную лампу, что увеличивает его мощность, позволяет четко регулировать световой поток и создает 100%-ный комфорт в работе для моделей. Высококачественная линза Френеля имеет диаметр 175 мм и регулировку угла 10-50 градусов. Легкость и компактность еще больше расширяют сферы его применения.

Настоящий high-end световой прибор с линзой Френеля для самых взыскательных фотографов и световых схем, где требуется предельная точность.

Примерно таким описанием сопровождает свой прибор компания Profoto.

Вот такой прибор и попал нам в руки в комплекте с генератором Profoto Pro-8a 2400 Air. И мы решили, во-первых, протестировать его в различных режимах, а во-вторых, поскольку эта довольно дорогая, тяжелая и требующая весьма аккуратного обращения установка не по карману многим фотографам, попробовать сымитировать такой свет, используя более массовые и дешевые аксессуары.

Но сначала о самом приборе.

Красивый, стильный, основательный. Такой прибор, появившись в студии, сразу будет указывать на состоятельность фотографа, на его успешность, на то, что он весьма трепетно относится к свету, своей технике, совершенствует свои навыки. Это однозначно произведет впечатление на заказчика, если проводить переговоры в студии. И в такой ситуации не лишним будет сообщить, что «я снимаю только на средний формат». А фраза «только киношный свет, никаким другим снимать невозможно» наверняка утвердит заказчика в решении оплатить немного завышенную по его мнению смету.

Дорогой, $ 7132 в B&H(своего рода ориентир по лучшим ценам для мира фотографов). За это вы получаете сам прибор с кабелем длиной 5 метров. К этому прибору, естественно, потребуется и генератор. Так, Profoto Pro-8A 2400 Air Power Pack стоит в том же B&H $ 12344. В качестве аксессуаров: шторки, $ 452, удлинительный 5-метровый кабель (точно потребуется) за $ 249.

Мощный, в комплекте с 240 генератором выдает 64 «диафрагму» на 2 метрах. Куда больше, чем может потребоваться в студии, к тому же это позволяет широко использовать различные рассеивающие фильтры, смягчающие свет, а также освещать большие по площади участки. Да и пилотная лампа в 650 Вт уже выступает как самостоятельный игрок, а поставленная на полную мощность, «как надо» сузит зрачки у модели, что оценят многие портретные и тестовые фотографы.

Компактный. При размере линзы 175 мм имеет внешние размеры 20*25*30 см и практически ничем не отличается от моноблока с большим рефлектором.

Тяжелый, 8 кг. Любые манипуляции с ним уже точно не обойдутся без помощника, а процедура по взгромождению его на журавль потребует уже даже не только нового, более крепкого журавля, но и дополнительных грузов к нему для сбалансированности веса.

Из регулировок: ширина светового пятна, включение-выключение пилотного света, все остальное регулируется с генератора.

Крепление нестандартное. Потребует уже специальных стоек.

Качество света. Мы делали тестовый снимок, каждый раз сдвигая регулировку размера светового пятна примерно на 8 градусов.

Линза Френеля. Как имитировать такой свет с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра Линза Френеля. Как имитировать такой свет с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра Линза Френеля. Как имитировать такой свет с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра Линза Френеля Линза Френеля. Как имитировать такой свет с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра Линза Френеля
10 градусов 18 градусов 26 градусов 34 градуса 42 градуса 50 градусов

Что происходит:

1. С расширением угла площадь равномерно увеличивается. Мы видим площадь основного света, фокус и градиент границы.

Линза Френеля. Как имитировать такой свет с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра

2. Световое пятно имеет довольно выраженный «фокус»: более сильно освещен центр светового пятна. Такой свет имеет можно условно поделить на четыре зоны. Во-первых, более яркое пятно в центре, часто совершенно неправильно называемое фотографами фокусом. Во-вторых, ровно освещенная зона света по всему полю светового пятна. Затем красивый, ровный, достаточно узкий градиент. И, наконец, неосвещенную зону, лежащую за пределами освещенной. 

Линза Френеля

3. Границы светового пятна приятно растушеваны. Плавный градиент. С такой границей приятно работать, ее уже не страшно подать в кадр. Не имеющая ступеней граница будет эстетично смотреться в кадре. Рефлекторный свет же имеет более резкую, обычно рваную, ступенчатую границу, с которой очень сложно работать, когда она видна в кадре. Про портретную тарелку вообще говорить не приходится – у большинства производителей свет пробивается между отражателем и диффузором и делает границу светового пятна тарелки вообще непригодной к существованию.

Линза Френеля

4. Тени хорошо растушеваны. Эта проблема актуальна при жестком рефлекторном свете, особенно при применении светоформирующих насадок дешевого или вообще неизвестного производителя. Тени имеют несколько ступенек, и это особенно заметно, когда тень относится на некоторое расстояние от объекта.

Мы сделали фотографию.

Линза Френеля. Как имитировать такой свет с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра

Здесь прибор использовался на самом узком споте, 10 градусов. Для подсветки фона выбран другой источник света, поэтому здесь свет прибора с линзой Френеля виден только на лице и на плечах модели. Свет довольно жесткий, что обусловлено приличным расстоянием. Однако он очень равномерный, пучок хорошо и внятно сфокусирован, тени имеют ровные растушеванные линии, а границы светового пятна на плечах модели имеют приятный ровный градиент в переходе из света в тень.

Итоги:

За

Красивый прибор, красивый свет, приятные тени и границы светового пятна, возможность регулировать площадь светового пятна, громадный запас по мощности, типичный узнаваемый киношный свет. Реальный инструмент по расширению возможностей, придаст новые нотки вашим снимкам, поможет создать собственный почерк в фотографии. Тем более если у вас уже есть генераторы Profoto. Возможности расширятся с присутствием нескольких таких источников в студии, когда мы уже сможем выстраивать по-настоящему киношные схемы света, используя несколько именно таких осветительных приборов. Вызовет зависть у других фотографов и повысит ваш статус в лице потенциальных заказчиков.

Против

Цена, вес, необходимость приобретения генератора. Стоимость комплекта более $ 20000, и многие могу сделать выбор между покупкой среднеформатной цифровой камеры и этим комплектом не в сторону последнего. Хотя, наверняка найдутся успешные фотографы, которые смогут позволить себе это для расширения возможностей, более точного контроля света, повышения статуса студии, или богатые любители, готовые потратить такие деньги на новую игрушку для своей студии.

Однако мы решили не останавливаться на этом, а попробовать сымитировать такой свет. Для этого мы взяли рефлектор, который надели на стандартную голову для того же генератора, а также соты к нему и диффузные гели, которые надели на фрост-раму.

Рефлектор Wide Zoom Reflector

www.profoto.com/wide-zoom-reflector

рефлектор и линза Френеля

Сотовую насадку Grid Honeycomb 10 degrees

www.profoto.com/grid-honeycomb-10a-0

сотовая насадка для использования с линзой Френеля

Диффузные гели:

Фильтр 216, рефлектор и линза Френеля

White diffusion 1 1/2 stops

Фильтр 251

Quarter white diffusion 1/3 stops

рефлектор, световая схема, киношный свет

Сначала мы надели соты на рефлектор и с помощью небольшого зумирования (а техника Profoto благодаря своему уникальному байонету позволяет это сделать) добились подобного рисунка и площади светового пятна. Посмотрите, он практически соответствует рисунку, полученному на 10 градусах линзы Френеля. Разве что нет такого выраженного «фокуса» в центре светового пятна, однако характер градиента на границе светового пятна практически соответствует тому, что мы получали, используя прибор с линзой Френеля.

Далее, для того чтобы растянуть световое пятно, мы применили диффузные гели. И тут они исполняют свою главную функцию – рассеивать свет, и тем больше будет это рассеивание, чем менее прозрачным будет гель.

рефлектор, световая схема, имитация линзы Френеля

251

Сначала мы применили «четвертной» диффузный фильтр (251), скорректировав падение экспозиции увеличением мощности вспышки. Картину, которую мы получили, примерно соответствует рисунку на 26 градусах линзы Френеля.

рефлектор

216

Далее мы применили ужe «полный» диффузный фильтр, намного менее прозрачный, чем первоначальный. Он напоминает матовое оргстекло и обладает сильными рассеивающими свойствами. В итоге картина соответствует рисунку, получаемому от линзы Френеля примерно на 42 градусах.

И если это не абсолютное соответствие свету, получаемому с использованием линзы Френеля, то, согласитесь, приближенное к нему. Причем настолько, что только в экспериментальных, лабораторных условиях можно уловить незначительные нюансы, но не заметить их в реальной работе.

Теперь подсчитаем, что сколько стоит. Саму головку к генератору в расчет принимать не будем, потому что она не рассматривается как дополнительный аксессуар, а изначально имеется в каждой студии, где применяются генераторы Profoto.

Wide zoom reflector, $ 420, соты, $ 242, диффузные гели (набор нескольких гелей разной прозрачности), около $ 20. В итоге, $ 682. Хорошая альтернатива $ 7200, которые мы могли потратить на прибор.

Вы может сами поэкспериментировать и создать такой комплект в своей студии. Для этого вам нужен большой рефлектор, соты к нему и, соответственно, диффузные гели разной степени рассеивания. Успех будет сопутствовать усердным, и зависеть от качества применяемого оборудования. Как видите, более-менее похожего эффекта сможет достигнуть каждый. И будет у вас в студии свой киношный свет!

Удачи!

Комментарии: 10   Просмотры: 34560    

Комментарии:

   7 Апреля 2011, 12:59
Олег, огромное Вам, человеческое спасибо за Ваш труд! Для меня, как владельца студии оборудованной Profoto данная статья более чем актуальна! Давно рассматриваю вариант применения рефлектора+сот как замены линзе Френеля, теперь определился окончаетельно!
Еще раз большое Вам спасибо!
   11 Апреля 2011, 15:29
Олег,
опечатка в тексте. И тут и в ЖЖ.
"Дорогой, $ 713 в B&H(своего рода ориентир по лучшим ценам для мира фотографов)"
не 713, а 7132
За статью спасибо.
   13 Апреля 2011, 20:40
"Красивый, стильный, основательный. Такой прибор, появившись в студии, сразу будет указывать на состоятельность фотографа, на его успешность, на то, что он весьма трепетно относится к свету, своей технике, совершенствует свои навыки. Это однозначно произведет впечатление на заказчика, если проводить переговоры в студии. И в такой ситуации не лишним будет сообщить, что «я снимаю только на средний формат». А фраза «только киношный свет, никаким другим снимать невозможно» наверняка утвердит заказчика в решении оплатить немного завышенную по его мнению смету.'
Хочется верить, что это все сказано с большим юмором )) 
Oleg Tityaev   13 Апреля 2011, 22:20
Да на самом деле без юмора! :-) То, какое оборудование ц вас в студии в первую очередь характеризует вашу успешность, а значит и желание с вами работать!
   15 Апреля 2011, 17:46
Если без юмора то это грустно.. начнем просто с того что выглядит эта насадка как обычный прибор с линзой френеля.. которые еще делали в СССр. Но не вдаваясь в детали, клиенту реально пофиг что за оборудование у вас стоит.
 
Да, многие РА знают что есть средний формат и этим можно играть.. а про свет.. я снимал и с Броном и с самопальным светом для видео (снимал тв рекламу).. никто никогда ни слова не сказал про свет. Клиенту достаточно что есть приборы какие-то..им до лампочки. Чем больше - тем лучше. И все. Генератор или моноблок - реально до лампочки. Профото, Брон, Хьюндаи -реально клиент этого не видит. Это все только удобство фотографа и качество результата. 
   15 Апреля 2011, 17:48
Олег, очень уважаю Вас как фотографа и експерементатора.. но это абзац "про понты" с этой насадкой меня озадачил ) Жаль что не юмор
Oleg Tityaev   15 Апреля 2011, 18:12
Мне тоже жаль. Увы, в нашей (да и не только) стране это так. Естественно, далеко не каждый заказчик прийдет в неописуемый восторг, увидев в вашей студии такой прибор... Но на знающего впечатление произведет. Что до меня, так большинство своих съемок я делаю на Фотофабрике на Курской с помощью приборов Rekam. Мне достаточно этого в 95% случаев.
Studio
   15 Апреля 2011, 18:14
"То, какое оборудование ц вас в студии в первую очередь характеризует вашу успешность, а значит и желание с вами работать" .. очень и очень спорно
"Вызовет зависть у других фотографов и повысит ваш статус в лице потенциальных заказчиков" <-- это вообще как.. для какой страны статью писали ??
   15 Апреля 2011, 18:36
Добавлю, что в моем случае заказчик знакомится с портфолио , потом со мной.. будь то РА или прямой клиент.. и только на съемке он уже попадает в студию.. Переговоры всегда на териториии РА или заказчика.. ну пусть даже офис наш... вообщем, не ясно когда сверкать прибором перед ним :) Ну и второй момент, что прибор совсем не производит визуального впечатления в виду.. того что описал выше - 50 лет в обед этому внешнему виду и на любой съемке видео-кино такие приборы стояли десятилетиями.
За идею замены через терелку с сотами - спасибо.
   16 Апреля 2011, 07:55
Как любит говорить один мой богатый, весьма успешный друг  "Хороший понт, дороже денег"  : ))   ТАк что тема с "киношным светом" так же отлично сработает, как и с "голливудским"  : ))  : )))
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация