Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Ступень экспозиции

Ступень экспозиции

Азбука фотографа, диафрагменный ряд: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32.
Далее уже, как правило, не важно, хотя знать надо.

Это необходимая информация для владельцев дорогой оптики, средне- и крупноформатных камер, а также для тех, кто покупает мощные генераторы и из любопытства измеряет максимальное количество света, этими самыми генераторами выдаваемое, получая при этом зашкаливающие далеко за сотню цифры на флешметре. Также людям, увлекающимся съемкой предметов. Людям, которые уверены, что точная цветопередача возможна только на предельных значениях мощности, и также всем увлеченным приобретением генераторов с мощностью в несколько киловатт.

Переход на одно значение вверх уменьшает количество света, проходящего сквозь отверстие диафрагмы в два раза. На одно значение вниз увеличивает в два раза.
Между ними – одна ступень (1EV) или один stop («стап» – как бы сказал англоязычный фотограф). Или одна диафрагма – как бы чаще сказал российский фотограф, хотя это больше можно отнести к просторечию, чем к термину.

Между ними лежат несколько промежуточных значений – обычно это трети, хотя это зависит от того, как вы настроите свои камеры и свои флешметры.
И если вы настроили свою камеру так, что она будет делить каждую ступень на трети, то между значениями диафрагмы 2.8 и 4 у вас появятся промежуточные значения 3.2 и 3.5. Это и есть трети. И на каждый легкий щелчок колеса, которым вы изменяете это значение, значение диафрагмы будет изменяться на треть.

В противовес диафрагме на конечную экспозицию влияет также выдержка. Здесь несколько проще, ничего даже не нужно запоминать. Количество света, попадаемое на матрицу и влияющее на экспозицию, будет увеличиваться в два раза при удлинении выдержки в два раза. Так между 1/15 и 1/30 секунды лежит одна ступень. Это означает, что количества света, влияющее на экспозицию, изменилось в два раза.

Если принять значение ISO за константу (например, 100), то эти два значение (диафрагма и выдержка) определяют так называемую экспопару. Изменяя эти значения, мы меняем, а иногда и оставляем, количество попадаемого на матрицу или пленку света.

Итак, установим исходные значения диафрагмы, например, в 8, а выдержку 1/30 секунды. При установке диафрагмы в значение 4 мы увеличим количество света в 4 раза или на 2-й ступени. При установке выдержки в значение 1/250 мы уменьшим количество света на 3-й ступени или в 8 раз. Фотографы не меряют и не считают количество света «в разы», а только ступенями. Поэтому забудем о количестве, будем проводить все вычисления в ступенях.
Однако теперь если мы установим диафрагму в 2.8, а выдержку оставим в значении 1/250, то вернем назад эти три «потерянные» ступени, открыв диафрагму как раз на эти три ступени. То есть вернемся в исходному значению.
То есть 2.8 и 1/250 равны по количеству света, попадамого на матрицу и влияющего на экспозицию, значениям 8 и 1/30 секунды.

Однако в цифровых камерах мы легко можем поменять и значение ISO (впрочем как и в пленочных, однако немного с большими усилиями – для этого надо заменить пленку) и получить еще и третье значение, которое влияет на конечную экспозицию, но уже не на количество света, а на чувствительность матрицы. То есть на то, с какой степенью матрица реагирует на попадаемый свет. При увеличении ISO обычно происходит ухудшение качества снимка, но мы пока не об этом.
Так увеличение ISO в два раза повышает чувствительность в два раза. Таким образом мы уже можем подсчитать, что между ISO 100 и ISO 1600 будет 4 ступени: 200, 400, 800, 1600.

Зачем нам это все знать? Мы условились, что профессиональный фотограф, который стремится контролировать все процессы в камере, обычно снимает в режиме «М». Когда фотограф только осваивает процесс съемки, ему хочется думать обо всем, только не о значениях диафрагмы и выдержки, да к тому же постоянно пересчитывать в уме эти цифры. Но поверьте, после нескольких дней эти элементарные вычисления будут происходить на автомате. Как в автомобиле с механической коробкой передач человек перестает ее замечать через несколько дней езды, хотя поначалу выбор нужной передачи вводит в ступор и приводит к постоянным ошибкам.

Да, вы будете управлять этими значениями на автомате, но этот автомат будет оставаться полностью подконтролен вашим представлениям о том, по какому алгоритму и как он должен работать.

Съемка в студии импульсным светом. Снимаем на диафрагме 8. Видим, что у нас слишком маленький ГРИП, и мы хотим закрыться (увеличить значение диафрагмы). Команда ассистенту увеличить все приборы на 2 ступени, перевод значения диафрагмы в 16. И без остановки, не пересчитывая значения, а лишь взглянув на мгновение на экран проверить работу ассистента (хотя позволить ошибку этот человек может себе крайне редко в работе профессиональной команды), снимаем дальше.

Допустим, мы снимаем с постоянным светом в темном помещении, там достаточно темно и мы не можем (или так и не научились) снимать телеобъективом на значении выдержки 1/30 секунды. Перевод ISO с 100 в значение 800 – и мы можем укоротить выдержку в значение 1/250. И продолжаем без запинки снимать дальше.

Или, снимая на улице, мы вдруг решили, что нам нужна максимально открытая диафрагма. И вот переведя исходное значение d8 в d2.8, а выдержку из 1/30 в 1/250, оставляем значение света, попадаемого на матрицу, в прежнем значении и так же без запинки даже на мгновение продолжаем съемку.

Ну а чтобы понять, внимательно ли вы читали статью, готовы ли вы к дальнейшей энергичной профессиональной технически и эмоционально напряженной работе, попробуем решить задачку.
Были исходные значения диафрагмы 8, выдержки 1/30, ISO 200.
Установив по каким-то только нам известным причинам выдержку в значение 1/125, а ISO в значение 100, снимаем естественно (!) в режиме «М». Теперь нам надо поставить диафрагму в правильное значение, сохранив при этом прежнюю экспозицию. Какое значение будет правильным?
Решение этой маленькой задачки будет означать ваш громадный скачок к профессиональной фотографии.
 

Правильный ответ:

Комментарии: 17   Просмотры: 71789    

Комментарии:

   2 Марта 2011, 14:16
Доступно, коротко и понятно!
   2 Марта 2011, 15:21
Отличная статья! что же она мне раньше не попалась, когда я только начинал. для новичка самое то! 
   2 Марта 2011, 19:28
Наконец-то фотографы начнуть понимать, что они делают :))))
   2 Марта 2011, 21:15
Первый мой фотоаппарат который я взял в руки был ЗЕНИТ Е. Плёнку до сих пор не умею проявлять, так как небыло времени этому научиться, но что такое экспопара и iso мне рассказали сразу. И честно говоря не представляю себе как можно занимаясь серьёзно фотографией не разбираться в этом))
Oleg Tityaev   2 Марта 2011, 23:38
Иван Южный, Я провожу много курсов и мастер-классов и могу уверенно заявить: процент фотографов, которые способны решить данную задачу, примерно 15-20%. И это среди тех, кто не просто пришел узнать, что такое фотография, а люди, которые пришли развивать свое мастерство в студийной съемке. К сожалению, крайне низкий уровень образования...
   3 Марта 2011, 10:30
Олег спасибо за статью. Действительно - доступно, коротко, понятно.
Только одно замечение:
"То есть на то, с какой степенью матрица реагирует на попадаемый свет." -  матрица одинаково реагирует на поподаемый свет. Увелечение ISO - это пост обработка аналоговая/цифровая и выполняется она уже после того как матрица зафиксировала яркости.
P.S. Привет из Челябинска. Спасибо за МК.
Oleg Tityaev   3 Марта 2011, 10:51
Алексей Димов, Вероятнее всего, это так! Я для себя определяю уровень ISO как уровень чувствительности. И именно в этом контексте я и использовал термин "реагирует", пытаясь передать суть понятия "чувствительность", хотя может с точки зрения правильной терминологии это не совсем правильно. Вообще, оказывается, очень трудно выдерживать правильную терминологию, когда пишешь статью, в отличие о того, когда об этом рассказываешь, поэтому иногда просто огромное время приходится тратить, проверяя, везде ли ты употребил термины правильно.
   8 Марта 2011, 18:58
Вероятно здесь опечатка 
( При установке выдержки в значение 1/250 мы уменьшим количество света на 3-й ступени или в 8 раз. )
Наверное следует в 6 раз
Oleg Tityaev   8 Марта 2011, 22:43
Нет, именно в 8 раз. 2 в третей степени - это 8.
   8 Марта 2011, 23:14
а еще в хороших фотоаппаратах есть подсказка и в видоискателе и на табло о правильности выбора экспопары.....и новичкам как мне оч легко сорентироваться либо работаю с корректировкой выдержки либо диафрагмы и притом в какую сторону в плюс или в минус.....:))))))))))))
   9 Марта 2011, 08:09
Спасибо Олег *догнал* )) очень полезная для меня статья,нельзя ли для таких тупых как я ,поконкретнее объяснить как увеличить или уменьшить свет на одну ступеь- моноблока( на примере как в статье)
С уважением Вячеслав.
Oleg Tityaev   9 Марта 2011, 09:53
Чаще всего именно эта величина (ступень), используется в регулировке мощности света в генераторах и большинстве моноблоков. Перевел значение из 6.0 в 8.0, например, и увеличил мощность света на 2 ступени.
   10 Марта 2011, 13:28
Олег Титяев, тогда понятно))
   15 Марта 2011, 20:46
Добрый вечер!
Извините, наверно за то, что спрошу глупость... но ни как не могу понять как между 1/30 и 1/250 три ступени, если между 1/15 и 1/30 одна!
   21 Марта 2011, 12:10
Мария, обратите внимание - в задачке изменилось ISO с 200 до 100. Вот вам и недостающая ступень.
Yasia   29 Мая 2012, 17:13
Спасибо за статью, информация изложена легко и доступно для понимания. Я только начинаю входить в мир фотографии, начинаю с теории. По этому, мой вопрос может показаться вам глупым, но всё же рискну его задать. Объясните пожалуйста где я ошиблась в решении задачи: выдержка уменьшилась на три ступени, чувствительность на 1 ступень, в сумме они дают уменьшение количиства света на 4 ступени, а согласно ответу количесвто света при изменении диафрагмы было увеличено на 3 ступени.
Надеюсь отенесетесь не очень строго ко мне и моему вопросу))
 
 
Yasia   29 Мая 2012, 17:18
Отвечать не нужно. Я внимательнее прочла задание и всё поняла.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация