Многогранность творчества Динара Хаирова - музыкант, певица, вокальный тренер, композитор и фотограф из Санкт-Петербурга.
Многогранность творчества
Динара Хаирова - музыкант, певица, вокальный тренер, композитор и фотограф из Санкт-Петербурга.
Её голос я впервые услышала на церемонии вручения премии Попова, своим выступлением она представляла Петербургскую радиостанцию “Эрмитаж”. Я влюбилась в этот бархатный голос, и с того самого концерта 2009 года по сей день остаюсь поклонницей многогранного творчества Динары.
Она не перестаёт работать и развивать свои таланты не только в области музыки, но и в фотографии. Своим примером Динара показывает, что можно быть профессионалом в нескольких областях и получать от этого удовольствие.
Мы встретились и поговорили о том, каково это - быть женщиной-профессионалом в нескольких творческих профессиях, как это воспринимают окружающие, сложно ли совмещать и приходится ли чем-то жертвовать.
:Давай сначала поговорим о музыке. Расскажи, с чего началась твоя сценическая карьера. Ты всегда мечтала быть певицей?
Собственно, выступление на параде радиостанций я и считаю началом своей карьеры певицы на сцене. До этого были какие-то несуразные попытки найти себя, но счастливый случай позволил мне по-настоящему раскрыть себя на сцене лишь в 2009-м. Я начала заниматься голосом еще в 12 лет. С этого времени я прошла путь от классики к джазу, и в конечном итоге пришла к жанрам рок и поп-рок.
:А что с твоей карьерой преподавателя?
Это моя любовь на самом деле. Успехи учеников стали гораздо важнее, чем собственный успех на сцене. Взрослею. (пр.автора: смеется)
Вся моя работа на сцене тесно связана с преподавательской деятельностью. Ты не можешь быть хорошим теоретиком, если не понимаешь, как всё происходит на практике, это моё мнение. Пока ты не понимаешь, что ты делаешь и как ты это делаешь, ты не можешь преподавать. Понимание приходит не ко всем. Тем более не каждый готов делиться своими секретами с учениками. Это большая тема для отдельного разговора.
:Как ты нашла себя в фотографии, с чего всё начиналось? Почему фото, а не рисование, например?
В моей семье изобразительное искусство всегда ценилось. Мой дядя, скульптор Александр Ратьковский, ещё когда я была маленькой, говорил, что у меня есть талант, но родители выбрали музыку, а рисование оставили как увлечение.
Я всегда замечала, что прежде всего воспринимаю визуальные образы, даже ноты я всегда запоминаю по картинке, как они расположены на листе бумаги.
В детстве я действительно много рисовала, мне это очень нравилось, но не более. Зато я всегда с восхищением смотрела на фотографов и мечтала научиться фотомастерству, хотя долгое время находилась по другую сторону камеры, особенно будучи на сцене.
На съёмках в студиях мне было интересно наблюдать за работой фотографов, особенно запомнились фотосессии с Андреем Кеззиным. Это один из немногих фотографов, который показывает тебя с неожиданно лучшей стороны, что исключает страх и закрепощенность, потому что ты начинаешь доверять фотографу, появляется готовность к экспериментам. Я до сих пор могу свой образ доверить лишь нескольким людям, и Андрей один из них.
: Расскажешь про первые опыты в фотографии?
Конечно! Моя первая камера - привет из 60-х. Это была “Чайка”, шкальный полуформатный фотоаппарат. Она была абсолютно лишена какой-либо автоматизации, поэтому весь процесс, от построения кадра, примерного замера расстояния, настройки диафрагмы и до спуска затвора, зависел полностью от меня. Из стандартных 36 кадров я получала все 72, что мне очень нравилось, конечно же.
Я могла часами бродить по городу и снимать все, что мне казалось интересным. Тогда я думала, что делаю какие-то шедевральные картинки. Сейчас я с улыбкой просматриваю старые фотографии, воспринимая их как часть моей личной истории.
:Когда ты поняла, что хочешь серьёзно заниматься фотографией?
Изменилось всё со знакомства с Павлом Косенко, а в последствии с посещения его МК, что открыло мои глаза как на восприятие цвета в цифровой фотографии (на тот момент я уже пробовала свои силы в “цифре”), так и вовлекло заново в мир плёночной фотографии. Я начала больше изучать работы знаменитых фотографов, открывать для себя новые имена, внимательно разглядывать и анализировать увиденное, подмечать какие-то интересные моменты, чтобы потом попытаться это повторить. Здесь как в музыке: чем больше ты слушаешь разной качественной музыки, тем больше твой музыкальный багаж, тем лучше ты понимаешь музыку, и тем больше ты можешь рассказать слушателю своим творчеством. Наслушанность, насмотренность - это опыт, который ты принимаешь или нет, не важно, но этот опыт определенно оставляет отпечаток в дальнейшем восприятии тобой окружающего мира. Ты делаешь какие-то выводы, чему-то учишься. Без этого никак.
: Кого бы ты выделила из известных тебе фотографов?
Никого бы не выделяла, потому что в конечном итоге это приведет к оценке творчества. А в самом творчестве нет места оценкам, нет хорошего или плохого. Есть зритель, который понимает задумку автора или совершенно в отрыве от его идеи. Я всегда предпочитаю думать, что я ещё чего-то не знаю или не понимаю, если вижу то, что не вписывается в мои рамки прекрасного и интересного. И дальше уже работает мой выбор: я ищу и узнаю что-то новое для себя, приобщаюсь к новому для себя течению искусства, либо просто прохожу мимо, увлечённая другими идеями.
: Что для тебя важно в фотографии?
Найти и показать красоту. Если передо мной человек, мне важно поймать его с такой стороны, которая будет показывать его лучшие проявления. Если передо мной предмет, я обязательно должна найти нужный ракурс, при котором этот предмет станет частью целого в кадре. Еще важно сохранить момент, которого уже никогда не будет.
:Как тебя воспринимают? Как музыканта или фотографа?
Это сложный для меня вопрос, на самом деле. Чаще всего я сама выбираю, как меня должен воспринимать тот или иной человек. Так сложилось, что людям проще клеить ярлыки, чем действительно узнавать человека. Поэтому для кого-то я просто певица, для кого-то вокальный тренер, для кого-то звукорежиссер и композитор, для кого-то фотограф. Если человеку я интересна как личность, он обязательно узнает о других сторонах моей творческой деятельности.
:Мешает ли тебе быть девочкой в какой-либо из твоих творческих реализаций?
Я бы сказала так о звукорежиссуре, например. За микшерным пультом принято видеть мальчиков, такое у меня сложилось впечатление. Когда я проходила обучение, я действительно была единственной девочкой на курсе, и нередко во время объяснений технической части звучали вопросы: “Ну как там, девочкам вообще интересно то, что я сейчас объясняю?” Когда я показываю свои треки, люди не верят, что я сама сделала аранжировку, всё записала и свела. Если я показываю видео-клип своей группы, о том, что весь пост-продакшн могла сделать я, тоже думают в последнюю очередь. В фотографии такого меньше, потому что есть Энни Лейбовиц, как пример: фотограф мирового уровня, которая показала, как круто может творить девочка. Это женщины, на которых смотришь с восхищением, к высотам которых хочется стремиться.
Мне лично всё равно, кто по половому признаку делает фото или музыку. Другой вопрос, зацепило это меня или нет, вдохновляет ли меня.
: Что бы ты посоветовала девушкам, выбирающим мужские профессии?
Будьте смелее, будьте усидчивы и настойчивы, постоянно развивайте свои навыки обучением и практикой, обретайте профессионализм в сфере своей деятельности. Вы должны быть на голову выше своих коллег-мужчин, чтобы завоевать себе имя и занять свою нишу.
: Где ты черпаешь вдохновение?
Везде. Вокруг столько всего интересного, яркого, стоит лишь внимательней смотреть. Ты знаешь, я взяла за правило “включать туриста” (так я это называю), когда иду на прогулку по городу, который уже знаю, казалось бы, вдоль и поперёк. И моя камера (или две) всегда со мной в такие моменты. Даже если я не сделаю ни единого кадра, я всё равно уйду с уловом, отметив про себя новые для моего взгляда места, куда интересно вернуться или даже устроить съёмку.
: Ты любишь спонтанные фотосъёмки?
И да, и нет. Если это трэвел фотография, здесь спонтанность - твой постоянный спутник. В данном случае я даже люблю загонять себя в какие-то сложные условия, чтобы находить способ выйти из этих условий с наилучшим результатом. Мы понимаем, что эти съёмки чаще всего носят некоммерческий характер.
Но если это коммерческий заказ на съёмку в определённом месте, я обязательно должна заранее посмотреть это место, прицелиться, посмотреть на освещение, на возможности локации. Иначе это кот в мешке. С выступлениями ведь так же: ты приезжаешь на саундчек, привыкаешь с звуку, к этой конкретной сцене, к этому залу, чтобы через несколько часов показать публике всё в лучшем виде, с энергией и без какого-либо страха. Не все так делают, конечно, но мне так спокойней, потому что я ощущаю личную ответственность за результат, который я покажу.
: Ты вообще увлекающийся человек?
Да, конечно! Причем, раньше я стеснялась этого, потому что со стороны родных были какие-то беспочвенные упрёки в том, что невозможно быть профессионалом в нескольких областях. Похоже, я доказала обратное. Сейчас я рада своей увлекающейся натуре, потому что это желание всё познать, оно заставляет меня двигаться вперёд, искать какие-то новые возможности реализации. Почему нет?
: Я знаю, что ты занимаешься обучением не только вокальному, но и фото мастерству. Расскажи про свой мастер-класс по фотографии. Для кого он, чему ты обучаешь, почему ты начала преподавать?
Мой мастер-класс рассчитана на новичков в фотографии, которые предпринимают первые шаги к мастерству. Я сама потратила очень много драгоценного времени, чтобы понять, что к чему. Долго путалась в цифрах и обозначениях, не понимала взаимосвязь. Мне помог справиться со всем этим мой коллега, талантливый фотограф Дмитрий Пьянков. Мы просто сели в кафе, достали свои камеры и он простыми словами объяснил совершенно простые вещи, которые я уже знала, но подходила к ним с какой-то другой, сложной стороны.
Я хочу, чтобы мой мк помогал новичкам справляться с потоком новой для них информации, помогал упорядочивать ее, упрощать для понимания. Я нарочно избегаю каких-то глубоких погружений в теорию, чтобы ученики могли как можно быстрее приступить к практике, которая бывает гораздо важнее нагромождений цифр и терминов.
На моих МК ученики узнают, чем отличается съёмка на плёнку от цифровой фотографии, какие преимущества и недостатки есть в обоих случаях, можно ли прийти к плёночной картинке, снимая на современные цифровые фотокамеры.
: Ты счастливый человек?
Да! Абсолютно! И большая заслуга в этом моего мужа, который своей любовью и поддержкой дает мне возможность реализовывать мои задумки, в которых сам порою принимает активное участие.