Олег Титяев. Импрессионизм
Как и каждый фотограф, я стараюсь делать как можно более яркие, необычные, запоминающиеся фотографии. Однажды мне пришла в голову идея сделать фотографию, которая бы напоминала собой картину, написанную художником. Конечно, существует масса плагинов в Фотошопе, которые имитируют такую технику, но хотелось создать такой эффект именно с помощью студийных приемов. От этого такая фотография должна многократно повысить свою ценность и значимость, а значит и интерес со стороны зрителей и критиков.
Для первой фотографии я выбрал стиль импрессионистов: хотелось чтобы “картина” была написана крупными, уверенными мазками, имело единую цветовую гамму, и максимально была похожа не на фотографию, а на картину.
Вначале я стал делать фон. Я взял большой кусок белого бумажного фона и несколько раз сложил его “в гармошку”, периодически меняя направление складок. В итоге я получил изрядно мятый фон, имеющий равномерно распределенные по всему полю складки, причем довольно хаотичные.
Затем я направил два жестких источника света на этот фон с двух сторон, причем расположил эти рефлекторы практически на уровне плоскости фона и достаточно далеко друг от друга. Я использовал фильтры двух цветов: синий и красный, в итоге фон получился весь пятнистый, в некоторый местах складки довольно резко были освещены с двух сторон разным цветом, в некоторых же местах освещение создавало градиенты, плавные переходы из одного цвета в другой. Предполагалось, что эти пятна, немного размазанные длинной выдержкой в постоянном свете и сделают первый вклад в восприятие этой фотографии как картины - эти пятна будут похожи на мазки краской.
Лицо я планировал оставить резким, как будто художник сконцентрировал свое внимание на нем, более тщательно прорисовал все детали в этой области. В то же время мне хотелось сохранить стиль, который имеется на фоне, чтобы здесь тоже присутствовали воображаемые мазки краски. Для этого я применил такое решение: я поставил перед моделью стекло, на которое кисточкой нанес мазки густым гелем для волос. То и дело сверяясь с картинокй на мониторе, я наносил мазки, похожие на те, которые наносил бы художник, рисуя картину. Закрытая диафрагма поместила эти мазки в зону резкости, сделав явно видимыми на фотографии.
Далее я поставил портретную тарелку в качестве рисующего света, расположив ее немного справа от себя и таким образом, чтобы она не отражалась в поверхности стекла, которое стоит перед моделью. Мне довольно часто приходится применять стекло в съемках, и формула успеха при его использовании довольно проста - надо немного отворачивать его от рисующего света, тогда этот источник не будет отражаться в нем. Для того, чтобы этот импульсный источник света работал в едином цветовой температуре с источниками постоянного света на него надет теплый конверсионный фильтр 204.
При смешении красного и синего фильтров на фоне в сумме получается фиолетовый, поэтому освещая модель с двух сторон дополнительными источниками постоянного света, я надел фильтры именно фиолетового цвета и получил единый цвет с оттенками, которое имеются на фоне. Теперь красноватые и синеватые пятна на фоне не представляли собой отдельной среды, а были помещены в единую цветовую гамму фотографии.
Камера Hasselblad имеет довольно ограниченный диапазон ISO. Обычно в студийной съемке я редко использую ISO более 200.На больших значениях фотография становится шумной, сильно снижается детализация. Однако здесь высокие шумы были уместны, хотелось стилизации “под холст” и высокое значение ISO на уровне 1600 добавила фотографии требуемой зернистости, еще больше придав ей сходства с картиной. Да и желание получить большую глубину резкости требовало закрытия диафрагмы, а значит в условиях применения довольно насыщенных фильтров, большого расстояния их от объекта съемки и мощности пилотных ламп 300 Ватт требовало существенного повышения ISO.
Далее в процессе съемки я, как и во многих других случаях, двигал камерой во время экспозиции, пытаясь за столь короткую выдержку сделать несколько небольших движений, имитирую мазки краски, производимые художником.
Данные снимка:
Камера: Hasselblad H3DII
Объектив: Hasselblad 4.0 210 mm
Диафрагма: f/14
Выдержка: 0.8 секунды
ISO: 1600