Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Соотношение Джоулей и ведущего числа у студийной и накамерной вспышки.

Соотношение Джоулей и ведущего числа у студийной и накамерной вспышки.

Мощность источника света - это всегда важная характеристика: снимая в студии, в интерьерах, на локейшн мы периодически сталкиваемся с нехваткой мощности. Необходимость получения закрытой диафрагмы, использование всевозможных фильтров, отражателей, софтбоксов, специфических насадок, сот и т.д. своей “прожорливостью” порой заставляют работать студийные вспышки на пределе возможностей и зачастую требуют от них куда большей мощности, чем они обладают.

Когда у вас есть мощные студийные генераторы, имеющий порою по несколько килоджоулей, их возможности практически перекрывают любые потребности, а студийные моноблоки мощностью 500 Дж - это тот уровень, которого хватает для большинства задач в студии.

А что делать, если у фотографа нет студийного света, который он может использовать для выездов, и он использует накамерные вспышки для того, чтобы получить легкий вариант студийных вспышек при съемках в интерьерах и на локейшн. Разные задачи требуют разной мощности.

Я постарался разобраться в том как ведущее число накамерной вспышки соотносится с мощностью в Джоулях студийных вспышек или батарейных генераторов, которые используются часто на выездах и съемках на локейшн. Это вопрос всегда интересует фотографов, однако четкого ответа я так и не смог нигде найти.

Но вначале надо разобраться с самими понятиями мощности прибора и ведущего числа.

Для того, чтобы радобраться в том, какой мощности нам нужны вспышки, достаточно посмотреть на их характеристики. И здесь то возникает главная сложность. Мощность студийных вспышек определяется в Джоулях, мощность накамерных вспышек (которые мы можем использовать как внешние) измеряются ведущим числом.

Почему так происходит? Мощность в Джоулях - это абсолютная характеристика. Это мощность испульсной лампы, которую она может выдать в конкретном приборе. Когда мы используем этот прибор с определенной светоформирующей насадкой, мы говорим уже об относительной мощности. В зависимости от того, какую светоформирующую насадку вы используете, ту конечную мощность и получите. Рефлектор имеет самую высокую передаточную способность, тогда как такие насадки, как тубусы, софтбоксы, к тому же если на них надеты соты или фильтры, существенно снижают относительную мощность света, которую вы получите. 

Поэтому все производители указывают помимо абсолютной мошности лампы еще относительную мощность самого прибора с которым эта лампа используется. 

Допустим, Генератор Profoto 8a 1200 при использовании его с Magnum Reflector нарасстоянии 2 метров при ISO 100 выдает такую мощность вспышки, при которой флешметр установленный в центральной точке покажет значение диафрагмы 90,3.

Батарейный генератор Profoto Acute 600 с этой же светоформирующей насадкой выдаст диафрагму 64.

Profoto 8a 1200
Guide Number @ 2 meters/ISO 100 with Magnum Reflector  90.3
Profoto Acute 600
Guide Number @ 2 meters/ISO 100 with Magnum Reflector     64

Накамерные вспышки идут уже сразу со встроенной светоформирующей насадкой, которая к тому же часто позволяет менять размер светового пятна, т.е. обладает регулируемыми фокусировочными свойствами. Поэтому производители не указывают мошность лампы, она здесь не имеет никакого значения, так как фотограф теоретически не может поменять светоформирующую насадку, он может только менять ее фокусироваочные свойства. Производители указывают сразу относительную мошность прибора со встроенной светоформирующей насадкой. Причем указывают сразу несколько характеристик с разность степенью фокусировки, от минимального до максимального. 

При этом само ведущее число в данном случае означает на каком расстоянии в метрах от фотовспышки до объекта съемки, при котором обеспечивается получение нормально экспонированного изображения объекта при чувствительности 100 единиц ISO и диафрагме f/1. Это и характеризует максимальную энергию светового импульса данной фотовспышки.

Так вспышка Canon 580 имеет следующие характеристики: 

105 мм - ведущее число 58
50 мм - ведущее число 42
35 мм - ведущее число 36
24 мм - ведущее число 28

Я задался целью выяснить как эти характеристики соизмеряются друг с другом. Нам часто приходится (особенно на локейшн и в интерьерах) использовать эти разные типы светового оборудования. Нам приходится все время расширять спектр оборудования, и нам надо знать какой мощности надо докупать приборы и как они будут соизмеряться с другмим. Наконец иногда надо просто знать предел мощности, подойдет ли этот прибор для решения тех или иных задая или нет.

А для этого надо соразмерить эти две характеритсики - Джоули и Ведущее число.

Для эксперимета я взял накамерную вспышку Canon 580  EX II и батарейный генератор Profoto Acute600 c надетым на него  стандартным рефлектором.

Самая главная сложность с которой мы сталкиваемся - это то, что нам надо не только измерить мощность в центральной точке, а понять размер светового поля, который мы получаем при такой мошности. Хотя крайне редко можно получить равномерное световое поле, все же с определенной погрешностью можно на двух эти приборах сформировать похожее световое пятно (по размеру) и потом вычислитть какие значения мы получили в центральной точке.

Почему это важно! Представтье себе, что мы используем накамерную вспынку в максимально сфокусированном состоянии - 105 мм. Это условное значение, которое показывет, что вспышка, если ее установить на камере, осветит все поле, которое будет видеть камера через объектив с фокусным расстоянием 105 мм. Естественно, это будет узкий световой пучок, и вся мощность вспышки будет направлена на относительно небольшой участок и мы получим высокое значение относительной мощности, в данном случае ведущего числа.

Если мы поставим значение фокусировки света на 28 мм (максимально широкое), то относительная мощность резко упадет, свет будет распределен на значительно более широкое поле, чем с первом случае.

Производители указывают всегда максимально значение ведущего числа, но нам важно знать его характристики во всех режимах.

Поэтому, возможна такая ситация, что взяв значения просто из характеристик приборов, мы можем получить неадекватную их оценку. Накамерная вспышка в максимально сфокусированном режиме и студийная вспышка с таким рефлектором, который расперделять свет на широкое поле, дадут неадекватную оценку по соотношению их мощностей.

Поэтому надо начать с формирования соответствеющего светового пятна.

 

ПРЯМОЙ СВЕТ


Canon 580 24 mm
Диафрагма 13 

Profoto Acute 600 Дж. 
Диафрагма 40

Разница 3 1/3 ступени!!!!!!!

 

ОТРАЖЕННЫЙ СВЕТ


Canon 50 mm
Зонт  
Диафрагма 5.6 

Profoto 
Зонт, положение рефлектора 4
Диафрагма 16 

Разница в 3 ступени

 

Посмотрите на эти две тестовые сравнительные съемки. В каждом случае я стараюсь подобрать такое положение рефлектора у генеретора Profoto и степени фокусировки у вспышки Canon 580, чтобы световое пятно было одинаковым. Прибор стоит на одинаковом расстоянии, поэтому можно говорить о том, что сравнение этих мощностей и даст представление о том, какое соотношение имеют эти приборы.

Мы получили примерно 3 ступени! Конечно эксперимент условен, и я не решусть усверждать, что мы получили предельную точность, до нюансов отражающую их соотношение, но по крайней мере мы имеем порядок, который подтвержден в эти двух сравнительных тестовых съемках. 

Я использовал батерейный генератор мощностью 600 Дж. Если использовать его на 3 ступени меньше, чтобы получить такую же относительную мощность, какую мы получили у вспышки Canon 580, надо использовать его на мошности 75 Дж (600 минус 3 ступени 600-300-150-75). Да, вот та мощность студийного прибора, которая будет соответствовать ведущему числу 58-й накамерной вспышки. 

Можно подсчитать наоборот - 8 вспышек, собранных вместе дадут такую же мощность, которую способен выдать студийный прибор мощностью 600 Дж.

Еще раз повторюсь - это сравнение не точное, но оно позволяет ориентировочно соразмерить мощность приборов и ответить на такой важный вопрос фотографов. Скольким Джоулям соответствует ведущее число, и соответственно множества других, вытекающих отсюда.

Мы получили, что ведущее число 58 примерно соответствует 75 Джоулям студийной вспышки. А какие вы при этом будете использовать светоформирующие насадки, соты, фильтры и т.д. будет влиять на конечную относительную мощность, но сохранять это изначально соотношение мощности друг с другом.

Удачи, попробуйте провести такое сравнение на других приборах и вспышках, с другими мощностями и ведущими числами и если вы получите такие же значение или опровергните полученные мною, мы с радостью разместим ваши мнения на страницах нашего издания.

Комментарии: 12   Просмотры: 52935    

Комментарии:

   11 Апреля 2012, 12:16
Спасибо, интересаня статья

Когда-то сравнивал моноблок мощьностью 200 Дж со стандартным рефлектором со вспышкой Nikon SB-600, правда я не добивался одинакового светового пятна, а лишь одинаковой освещенности некоторого участка.
В итоге при ведущем числе 42 разница с моноблоком составляла примерно полторы ступени, то есть соответсвовало примерно 60-70 Дж, что с поправкой на несовершенство измерений можно скзать дало тот же результат, что и в статье :)
buka   16 Апреля 2012, 08:09
Дж это единица мощности, ведущее число - единица светосилы. Если вместо Canon 580  взять другую вспышку, особенно слабее, соотношение будет совершенно другим. Также это соотношение справедливо лишь для одной дистанции до объекта, максимум 2 метра. "ведущее число 58 примерно соответствует 75 Джоулям студийной вспышки" повторите этот эксперимент при расстоянии от источника до объекта в 5м, потом 10м и 15м. На больших расстояниях будут влиять совсем другие законы. Температура света ламп накамерной вспышки и моноблока всегда различна. Если использовать их совместно, про ББ можно забыть. Не стоит пытаться сравнивать круглое с зеленым.
Да, и мощность в Дж для моноблока это не мощность лампы, а мощность, которую способны обеспечить конденсаторы. Если использовать любую лампу на пределе своей мощности ее разорвет на куски почти сразу.
   18 Апреля 2012, 01:55
вы хотите сказать, что падение яркости при увеличении расстояния для моноблока происходит по законам какой-то другой физики, нежели для вспышки?
 
кстати, Джоуль - это диница энергии, мощность измеряется в Ваттах (Дж/с), говоря что вспышка имеет мощность 500 Ватт, подразумевают Вт*с (как киоловатт-часы на электрических счётчиках:)

а говоря о именно мощности именно ламп, то, скажем у 600 ватного генератора, 600 Дж выделяется за 1/2000 секунды, таким образом работет с мощностью 1 200 000 Вт, то есть больше мегаватта.
такая вот занимательная физика :)
Igor Is   16 Марта 2013, 22:17
Олег , нужен твой совет! Сегодня доставили две фотовспышки что купил по интернету  в Германии у официального дисребьютера марки Jinbei , Spark-400 , да ,китайской. Мощность 300Дж и ведущее число 56 .  Первые пробы меня просто потрясли в негативном смысле . Без насадки на полной мощности даёт значение диафрагмы всего лишь F14 в 2 метрах от лампы  .  Попробовал как ты описал , поставил рефлектор 50º -  даёт F20 . Да у тебя стояла вспышка 600Дж  дала значение F40 , у меня 300Дж - одна диафрагма меньше - те должна  дать F30 с рефлектором а не  F20 . Моя вспышка похоже 150 Дж !  Сравнил с пятном от накамерной вспышки при 24 мм , вроде тоже соответствует . Может дело просто  в отличных по отражению рефлекторах ? Не хочется за 2 тыс км возврат оформлять . Вижу выход в сравнении значениий диафрагмы что даст вспышка без всякой насадки , которые наверное различны . Может ли вспышка 300Дж без насадки дать значение на фотометре F14 на 2 метрах ? У меня 7 дней чтоб решить с возвратом !
Igor Is   17 Марта 2013, 13:57
Буду признателен если кто нибудь имея студийную вспышку в распоряжении снимет показание флашметра на расстоянии 2 метров без насадок на вспышке на полной мощности и даст мне полученный результат и назовёт какую  модель вспышки использована . Я сомневаюсь в своей вспышке и мне не с чем сравнить . Если мощность вашей вспышки отлична от моей - 300 Дж , не страшно , я сделаю нужные подсчёты . Зарание спасибо !
Oleg Tityaev   17 Марта 2013, 20:27
Это, я так понимаю, вспышка накамерная. Правильно? Смущает 2 характеристики, написанные вместе - 300 Дж и ведущее число - 56. Как-то не бьются они друг с другом.
Igor Is   17 Марта 2013, 22:54
Нет , вспышка студийная . На двух метрах даёт значения диафрагмы баз насадок F14 , с рефлектором 50º диафрагма  F20 , и софтбокс 60x60 -  F11. Сравнить с любой другой студийной вспышкой нет возможности а сравнение с накамерной дают результаты которые меня расстроили - выигрыш только одна ступень  . Т.к рефлекторные насадки у каждой фирмы свои мне кажется  более правильным будет сравнить показания флашметра без всяких насадок на моноблоке чтобы исключить их влияние .
Oleg Tityaev   18 Марта 2013, 20:16
Ну примерно соответствует 300 Дж...
Igor Is   18 Марта 2013, 21:28
Спасибо что подтвердили что всё в порядке со вспышкой . Сегодня имел возможность вживую сравнить мою вспышку с Elinchrom D-Lite4 400Дж . Elinchrom установленный не 75% мощности  дал с теми-же насадками практически такие-же результаты что и моя .
Igor Is   17 Марта 2013, 22:24
Нет , вспышка студийная . На двух метрах даёт значения диафрагмы баз насадок F14 , с рефлектором 50º диафрагма  F20 , и софтбокс 60x60 -  F11. Сравнить с любой другой студийной вспышкой нет возможности а сравнение с накамерной дают результаты которые меня расстроили - выигрыш только одна ступень  . Т.к рефлекторные насадки у каждой фирмы свои мне кажется  более правильным будет сравнить показания флашметра без всяких насадок на моноблоке чтобы исключить их влияние .
Андрон   23 Апреля 2013, 11:08
Всем привет))
Не поможите расшифрвать характеристику HENSEL 500 Дж
Управляющая диафрагма, 100 ASA, t 1/60, расстояние 1м, рефлектор 12"  - f 64 7/10
 Мне не понятны значения чисел "t 1/60" и "
7/10"
Заранее спасибо.

Oleg Tityaev   4 Августа 2014, 04:29
f 64 7/10 - это значение диафрагмы на флэшметре, которое получили при использовании 12-дюймового рефлектора на расстоянии 1 метра. 64 - это полное значение, а 7/10 - дробное. Примерно 2/3. Т.е. получили примерно 64 и 2/3 диафрагму
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация