Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Световая схема фотографии с применение различных светоформирующих насадок и фильтров.

SUMMER

Световая схема с цветными и конверсионными фильтрами

Прежде чем описывать то, как была сделана эта фотография, я хотел бы немного рассказать о том, насколько значима для меня эта работа. Это без преувеличения одна из моих самых любимых работ! Каждый фотограф должен стремиться делать яркие, запоминающиеся фотографии. Мне кажется, что это лучший способ доказать свое мастерство, привлечь внимание к себе и своему творчеству. Я стараюсь все время делать творческие проеты, приглашая известных моделей, опытных визажистов, разрабатывая новые технологии съемки, идеи, образы. Так и эта фотография помимо того что привнесла в мой профессиональный багаж новые знания, технологии и опыт, еще и очень способствовало моему продвижению на рынке. Я сделал несколько крупных рекламных съемок для заказчиков, которые приходили с одной фразой: “Хотим как на той фотографии”.

Но сначала о предыстории. Сделав за пару недель до этого фотографию WINTER, которая сразу зажила своей активной жизнью (а для меня степень активности этой жизни определяется количеством раз, котгда эту фотографию своровали, и я получил массу писем с изображениями этой фотографии в совершенн непредсказуемых местах), я понял, что надо продолжать эту тему, пытаясь изобразить на своих фотографиях образы сезонов года.

Расскажу об образе, который создан замечательной моделью Олей Дубовиковой. Прекрасная команда, которая была приглашена для создания этого образа, сразу энергично включилась в работу, предлагая свои, порой самые провокационные решения. Однако конечно ключевой фигурой здесь была модель. Бриф, короткое описание идеи был очень прост: Мы хотели сделать изображение, где простая крестьянская девушка в поле, в знойный полдень, встречена нами и она настолько прекрасна, что уже превращается в мираж. Она должна быть близка, осязаема, проста, доступна, но при этом оставаться миражом, следствием нашего воспаленного от летнего зноя и жажды мозга. Я жалею, что удалил весь footage, это был настоящий спектакль: Оля производила просто гамму эмоций, пытаясь поймать то настроение, состояние которое от нее требовалось и в которое она вживалась с каждой минутой все больше и больше. Настал даже такой момент, когда я понял, что преступно вмешиваться в этот ее диалог с камерой, со своим образом, и просто развернул экран, на который производилась съемка, в ее сторону и просто наслаждался тем спектаклем, тем диапазоном образов, тем напряжением, волнением, возбуждением, которым она сопровождала свой поиск образов. Воистину, иногда работа с восхительной моделью стоит уже того, чтобы она просто состоялась, даже без результата, уже само наблюдение за ее работой является наслажением, сравнимым с воторгом от игроы актера. В начале у нас важным аксессуаром была ромашка, которую она держала во рту, однако вскоре пришлось отказаться, она никак не вписывалась ни в ее образ, ни в композиционное решение кадра.

Теперь расскажу о тех технических решениях, которые применены в создании этой фотографии. Для начала мне нужно было создать теплую среду. Нельзя просто так тонировать кадр или сдвинуть цветовую температуру всего кадра на несколько тысяч Кельвино “вправо” - визуальное представление жары в кадре дается по-другому: для разных источников света в кадре, заполняющего, фонового, рисующего, моделирующего, должна быть разная цветовая температура - я обычно применяю такое решение: рисующий свет нейтрален, а вот на заполнение, и на все остальные источники я надеваю теплые фильтры. Нейтральный свет, подкрепленный теплым окружением, как нельзя лучше отражает визуальное воплощение жары.

Цветные и конверсионный фильтры

В этой световой схеме изначально предполагалось использование множества источников света, поэтому я использовал другое решение: я надел на рисующий свет холодный фильтр 201 Full CT Blue, сдвигающий в сторону “холодного” его цветовую температуру. Установив затем по этому значению цветовой темперетуры в RAW-конвертере как нейтральную (сдвинув цветовую температуру на несколько тысяч K относительно нейтральных для импусного света 5600K), я сразу создал такую среду, когда все остальные источники, если они используются без фильтров) сразу стали “теплыми” по отношению к рисующему свету.

204 фильтр в наборе

Т.е. наконечном изображении они стали выглядеть так, как будто наряду с рисующим светом без илрра на все отсьальные источники света наеты фильтры 204 Full CT Orange.

Однако, в данном световом рисунке мне не требовался такой существенный сдвиг цветовой температуры, мне хотелось чтобы присутствие “тепла” было более деликатным.

pastedGraphic_2.pdf

Использование фильтра 201 было бы слишком резким, я получил бы не едва теплый свет, а уже яркий оранжевый цвет от всeх истоников света, кроме рисующего.

203 конверсионный фильтр в наборе

Тут уместно было бы применение какого-то промежуточного фильтра, например 202 Half CT Blue или 203 Quarter CT Blue, и небольшой, на 1000-1500 К сдвиг цветовой температуры и обеспечил бы желаемы результат. Однако такого не оказалось в наличии. Конечно, у фотографа всегда должнен находиться необходимый запаз фильтров для всех ситуаций, но тут требовалось решение и их было два. Работать на отражение рефлектором через отражатель, закрывая рефлектор конверсионным фильтром до такой степени, чтобы микс открытой и закрытой рефлектором частей и создавал искомую температуру. Либо делать сам фильтр частично прозрачным и работать уже прямым светом. Я использовал тарелку, хотел получить именно такой свет, поэтому первый вариант исключался: через отражатель свет не получил бы достаточной жесткости и тех характеристик, которые выдает тарелка. 

Поэтому было принято следющее решение: я сделал в 201 фильтре много мелких отверстий, создав таким образом наполовину прозрачный фильр, свет производимый различными участками микшировался, и на поверхности уже не оставалось и следа тех пятнет, которые имелись на фильтре. Такое решение полностью устраивало меня и я приступил к выстраиванию других источников света.

Во-первых, надо было разобраться с ромашками (вернее хризантемами). Они были ближе всего в тарелке, имели яркие белые лепестки и соответственно пересвечивались в кадре, когдаа я на должном уровне экспонировал лицо. Для того, чтобы “снять” с них лишний свет, прямо над ними, сразу за границей кадры был поставлен большой черный флаг, который давал небольшую тень на цветки, и соответственно убирал излишнюю экспозицию и возвращал их в динамический диапазон камеры. К тому же этот флаг полность исключал падение света от рисующего света на фон, а это условие является одним из основополагающих в выстраивании света для подобных кадров.

Далее я поставил с двух сторон сзади от модели два контровых софтбокса. Мне хотелось изобразить игру бликов, которые падают на нее сквозь вооображаемые ветви деревьев, которые окружают модель. Здесь мне не только предстояло эти блики и отражения изобразаить, но и дать и нужный оттенок. Мы часто сталкиваемся в жизни, когда снимая моделей в густой листве, получаем зеленоватый оттенок фотографии, который является следствием отражений света от листьев, окружающих модель. Здесь же мне предстояло это изобразить.

090 цветной фильтр в набор

Я не хотел делать просто “слегка зеленый” оттенок” - мне хотелось бликов, пятен, игры света, поэтому я надел на половину поверхности каждого софтбокса зеленые фильтры 090 Dark Yellow Green, поэтому каждый софтбокс светил как бы двумя частями - бесцветной и цветной. Поэтому хайлайты - блики света на шее, волосах, плечах модели имеют разные оттенки и интенсивность, где-то даже немного пересвеченные, а где-то немного зеленоватые они и созадвали ту игру света, которя требовалась мне для имитации съемки на пленере.

Далее пришла очередь заполняющего света, который бы вытягивал тени на лице модели и создавал иллюзию отраженного от теплой земли, имеющей буйную зеленую растительность. Надо сказать, что это уже не заполняющий свет а моделирующий - он не выполняет функцию простого заполнения светом теней, расширения динамического диапазон, а уже имитирует, моделирует какой-то внешний истоник света: в данном случае свет, отраженный от раскаленной от жары земли.

204 теплый конверсионный фильтр в наборе

Для того чтобы подобрать нужный оттенок, вернее нужное сочетание оттенков, я использовал два рефлектора, которые светят на громадный 2 на 2 метра отражатель который находится у ног модели: на один рефлектор надет 204 Full CT Orange , сдвигающий еще в большее “тепло” свте, тогда ка на другой надет  знакомый уже вам зеленый фильтр 090 Dark Yellow Green, имитирубщий все те же блики от буйной зеленой растительности. Поэтому тени на шее на лице имеют такой приятный тепло-зеленый оттенок. Две точки внизу в зрачках модели как раз выдают присутствие этих двух рефлекторов.

Далее мне необходимо было осветить фон. Я не хотел строить какие-то декорации, добавлять в кадр искуственную или настоящую зелень, не хотел я и портить потом фотографию с доработкой ее в фотошопе. Я делал явно студийную работу, поэтому мне требовался лишь намек на зелень на заднем плане. Я решил, что небольшая пятнистость фона от зеленого в желтому обозначит этот намек и создаст иллюзию объемка, простанста, зелени вокруг, просвечивающей и едва видимой сквозь теплый, раскаленный воздух.

101 цветной фильтр в наборе

Для этого я взял светлозеленый фон и направил на него источник света, надев не него фильтр желтого цвета 101 Yellow. Однако чтобы добитья такой неоднородности света, я решил светить через отражение от фольги. Это очень интересный способ освещения фона: меняя жесткость источника света, его расстояние до фольги и до фона, можно добиться гаммы решений, от едва видимых, растворяющихся друг в друге пятен света, до четко различимых пучков света, иногда превращающихся в пучки ярких линий, причудливо переплетающимися друг с другом. Зеленый фон с едва уловимыми желтыми пятнами как нично лучще реализовывали мои задачи.

Но все рано не хватало объема и я интуитивно добавил спот света еще от оного иточника света с рефлетором и сотами, просто направив его на фон. И даже такое несимметричное его расположение показалось уместным - именно оно предавало некоторую правдивость, жизненность, ведь в реальных условиях достаточно редко встречается “правильное”, “выверенное” расположение источников света, и порой их неправильность, непредсказуемость и создают как раз ту правдивость, естественность картинки. 

В довершение мы подкинунули (вернее подкидывали в каждом кадре) лепестки цветков перед моделью. Эти хаотичные пятна еще больше оживили картинку, добавляя яркие пятна на фон, и превращаясь в блики света на лице и теле модели.

В это световой съеме использовалось 7 источников света, и вы видите по моему рассказу, что присутствие каждого из них было оправдано теми задачами, которые на них возлагались, каждый из них появлялся осмысленно, выполняя важную, нереализуемую другим способом задачу. Я являюсь ярким противником добавления света просто так, ради того, чтобы было “больше” и “ярче”. Каждый раз добавляя в световую съему новый источних, мы должны четко и ясно понимать зачем мы это делаем.

С другой стороны эта схема интересна тем, что только широкое применение цветных и конверсионных фильтров позволили создать такую яркую, правдивую картинку, и это уже то, что невозможно в данном случае сделать другим способом. Без них здесь просто не обойтись! И их грамотное применение и создает такие яркие и необычные произведения.

Световая схема с применением цветных и конверсионных фильтров, 201, 204, 090, 101

Световая схема с применением цветных и конверсионных фильтров

Световая схема с применением цветных и конверсионных фильтров, 201, 204, 090, 101

Световая схема с применением цветных и конверсионных фильтров, 201, 204, 090, 101

Световая схема с применением цветных и конверсионных фильтров, 201, 204, 090, 101

Команда:

Фотограф: Олег Титяев
Модель: Ольга Дубовикова
Мейкап: Татьяна Лосева
Волосы: Юрий Лановлюк
Ассистент фотографа: Владимир Жуков.

Технические данные:

Камера: Hasselblad H3DII-31
Объектив: Hasselblad 4.0 210 mm
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/250 секунды
ISO: 100

Комментарии: 12   Просмотры: 44370    

Комментарии:

Роман Николенко   5 Марта 2012, 18:49
И сново, огромное спасибо Вам за статью!!!!
 Очень познавательно и полезно!!!!!
Ilya Fedorov   5 Марта 2012, 19:50
Спасибо огромное, очень полезно! Уже несколько лет в восторге от этого фото, как впервые в холле Фотофабрики его увидел ) Кстати - на схемах не показан флаг :) Чисто практический вопрос: как "по уму" закреплять флаги и отражатели в студии? Скотчем к чему придется или есть научный подход?
Oleg Tityaev   5 Марта 2012, 19:55
Флаги крепятся на специальные клэмпы. Они есть в продаже. У меня будет статья в ближайшее время, посвященная этому вопросу!
Marinamarsik   5 Марта 2012, 22:01
Спасибо большое за статью!!!
   6 Марта 2012, 00:59
Огромное спасибо, ооочень увлекательно и вдохновляюще )
Timur Tkhagapsu   6 Марта 2012, 13:17
Олег, отличная статья. Времена года, любимые ваши работы :)
Andrew Rafalsky   16 Марта 2012, 03:19
Олег, я бы хотел задать вопрос по фольге.)) После Вашего мастер-класса я несколько раз пытался её использовать, но у меня не вышли действительно заметные, различимые пятна. При работе с фольгой Вы её сильно сминаете? И светите на неё рефлектором, а не какой-нибудь более жёсткой насадкой? У меня была мысль попробовать Spot Small, или, как видно по схеме, достаточно просто отодвинуть подальше рефлектор от фольги для получения более жёсткого света?
Прошу прощения за такой длинный текст и немного сумбурный вопрос, но мне действительно очень интересно получить Ваш ответ.))
Большое спасибо!)
Oleg Tityaev   16 Марта 2012, 08:13
Чтобы получить выраженные пятна, то фольгу наоборот не надо сминать. Я использую жесткую строительную фольгу и когда ее разматываешь из рулона, то она даже от не очень жеского света дает выраженные пятна, а если направить рефлектор или тубус, то получятся резкие пятна, линии и разводы света.
Andrew Rafalsky   17 Марта 2012, 19:00
Большое спасибо, Олег! Буду пробовать дальше.))
Аркадий Курта   20 Марта 2012, 16:38
Спасибо Олег за познавательный материал.
Вопрос к вам следуюющий.
Какой оптимальный набор конверсионных фильтров посоветуете взять для работы в студии?Будут применяться как на рефлекторах так и на софтбоксах.
Я склонясь к этому варианту
http://www.photoindustria.ru/?mod=product&id=23
Oleg Tityaev   28 Марта 2012, 19:07
Ну да, если это предполагается и на софтбоксах, тогда нужно брать Extra Large 122 см на 122 см. Как раз он самый! http://www.photoindustria.ru/?mod=product&id=23
Anna90   16 Мая 2016, 16:34
вау!
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация