Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Подводная фотография

Подводная фотография. Cказки про океан.

 

pastedGraphic.pdf

Снимок сделан на глубине 3х метров в погожий солнечный день, в комфортных условиях Красного моря. Под комфортными условиями я подразумеваю отличную видимость до 25 метров и теплую воду в 27 градусов.

Модель фотоаппарата Canon EOS 400D DIGITAL
Режим съёмки Программа AE
Tv (выдержка затвора) 1/200
Av (величина диафрагмы) 6.3
Число ISO 200
Объектив EF20mm f/2.8 USM
Фокусное расстояние 20.0мм
Тип вспышки Внешняя E-TTL
Баланс белого Авто
Камера находится в боксе для подводной съемки «Fantasea F400D» и вооружена двумя вспышками «canon EX580-1″ в режиме ETTL + «INON D2000″ в режиме «slave».

 

Море.
Так сложилось, что одним из наиболее интересных направлений для меня стала подводная фотография. Мои любимые сюжеты и работы всегда связаны с морем, океаном, волнами, водой и фантазией.
Люди — странные существа, они задают вопросы, которые мне кажутся очень наивными и смешными. Я долго размышлял над этим и пришел к выводу, что не стоит смеяться, но стоит поделиться своим мировоззрением и взглядами.
Про подводную фотографию я пишу и рассказываю с удовольствием и всегда буду рад общению на эту тему:
http://vitaly-sokol.livejournal.com/tag/underwater

Возможно все дело в том, что давным-давно перед тем как научиться плавать я научился нырять. Мне было 7 лет и отец отвез меня на Черное море.
Да-да, я заходил по шею в волны, набирал воздуха в легкие и нырял, открыв глаза (все было размыто, но вполне различимо), плыл под водой пока хватало воздуха и снова вставал на ноги. Отмечу еще раз — плавать я НЕ УМЕЛ, боялся заходить глубже, чем по шею, мог только нырять и плыть под водой. По настоящему научился плавать я гораздо позже.

Поэтому…
Самый смешной вопрос, который мне задают чаще всего звучит так: «А как же она там плавает, как модель открывает глаза, вода же… она…»
Отвечаю: «нет она там вовсе не умрет, морская вода это не серная кислота, а довольно комфортная для открытых глаз среда, как ни странно это может звучать. Дело привычки и тренировок».

Впервые, решив заняться подводной фотосъемкой моделей и поиском их, я был в замешательстве, рвал на себе волосы и бегал по Москве, крича в небо «О, кремлевские звезды, неужели в этом городе никто не умеет плавать, никто никогда не слышал про море, это же очень простая вещь, на которую способен даже семилетний ребенок — набрать воздуха в легкие, нырнуть на пару метров и открыть глаза!!!»

Столь долгое отступление нужно для того, чтобы читатель понял — основной упор при съемке моделей под водой надо делать… на саму модель.

Красное море, Израиль, Эйлат, конкурс подводной фотографии «Epson Red Sea 2011 Eilat shoot out».
Модель: Яника Ланд
Фотограф: Виталий Сокол

Т.е. модель должна иметь хорошую физическую форму, уметь нырять, плавать и открывать глаза под водой. Это не из области фантастики, но поверьте, одна из сложнейших тем — найти модель, которая любит и понимает море. Хорошая физическая форма необходима потому, что дублей делается бесчисленное множество, в разы больше, нежели при обычной съемке на суше.Если Вы как раз такая модель — напишите мне, я с удовольствием поработаю с Вами ;)

Кстати, в среднестатистическом бассейне вода гораздо более вредна и некомфортна для глаз из-за хлорки.

Ткань и волосы.
Подводный мир — мир невесомости, мир странный и волшебный, мир снов и фантазий, поэтому длинные волосы и длинные хвосты, длинные ткани призваны подчеркнуть это состояние. Именно поэтому их так много в подводных работах.

По той же причине у меня в подводных работах так много обнаженной натуры, ибо женское тело это самое красивое, что было создано на Земле и в сочетании с состоянием невесомости, чувством полета и сокрыта та самая сверкающая грань, дающая ощущение полной свободы и окрыляющего восторга, ради которых делаются эти снимки.

Техика
Железо, по моему скромному мнению, дело второстепенное — модель важнее ;)

Чем снимать?

На самом деле раздобыть подводную космическую сверхаппаратуру удается не всегда ;)
Вот примеры, снятые разными камерами в разное время и в разных условиях.

Canon 400D

Canon 7D (фото без обработки по условиям конкурса подводной фотографии)

Canon 7D

Выглядит комплект для 7Д так

Canon Ixus60 (это маленькая мыльница, а Willyam Bradberry это мой творческий псевдоним)

Olympus C8080

Иной раз снимки с мыльницы оказываются лучше, ярче, чище, выразительней, чем снимки с крутой зеркалки всего лишь по той причине, что условия для съемки оказались более удачными. И в этом кроется своя маленькая хитрость. Разумеется, чем дороже техника, тем качественней она способна выдавать снимки, но здесь, как и везде действует простое правило — техника должна отвечать поставленным целям и задачам и не всегда крутая (на суше) камера способна их запросто решить. На сегодня для подводной съемки я предпочел взять модель 7д, как наиболее скоростное решение для своей весовой категории.

Не смотря на странную смесь людей, животных и рыб в приведенных примерах, самая главная вещь, которую я хотел бы особо выделить и на которую в первую очередь нужно обращать внимание и тратить силы это не камера, не мегапиксельность, не материал из которого изготавливаются стенки аквабоксов и оптических портов и даже не фокусные расстояния объективов.

Самое главное это СВЕТ.
В любых его проявлениях ;)
Спустя некоторое время я пришел к тому, что снимать под водой динамичные сцены с применением импульсного света лучше всего получается в ручном режиме, но с применением режима ETTL в настройках вспышек.
Сложнее всего справиться под водой с контровым солнечным освещением, но в этом случае снимки получаются очень интересными, насыщенными, живыми и по настоящему подводными.


на этом снимке вспышка работает на треть мощности, что лишь позволило чуть-чуть вытянуть цвет кожи в ФШ


на втором снимке использовались две вспышки, которые сработали на заполнение плюс золотая ткань выдала ярко выраженный металлический блик

Несмотря на то, что на верхнем снимке поза модели оставляет желать лучшего (а попробуйте покомандовать пробулькать под водой что-то вроде «ручку, пожалуйста, чуть подальше назад, пальчики нежнее, пузырей поменьше изо рта и т.п.») сам сюжет и динамика и солнечные лучи почти полностью отражают идею.

Бэкстэйдж. Красное море, ассистент помогает модели поправить свинцовый груз.

Плюс ко всему обычно я снимаю в условиях настоящего живого моря, что хоть и накладывает множество ограничений, все же позволяет мне отобразить именно тот мир, к которому я хотел бы привлечь внимание зрителя — океан как Колыбель жизни, мир сказок, загадок и тайн, где человек может даже летать, словно во сне.

————

Далее в качестве примера я хотел бы продемонстрировать снимки акул, как наиболее наглядных для рассмотрения светового рисунка, который хорошо читается на идеальной форме моих любимых моделей. Импульсный свет здесь используется для заполнения теней и выравнивания спектра, собственно самого освещения. Принципы работы со светом при работе с моделями девушками остаются теми же самыми, но условия гораздо динамичнее и интереснее.



Другие снимки акул я выкладываю у себя в ЖЖ под тэгом «Фиджи»: http://vitaly-sokol.livejournal.com/tag/fiji

На что обратить особое внимание:
В качестве рисующего света чаще всего используется боковой свет Солнца, которое я почти всегда стараюсь загнать недалеко за край кадра (ага, попробуйте это сделать, когда модель стремительно движется туда, куда ей захочется).

Т.е. сначала выставляется экспозиция в ручном режиме для получения хорошо проэкспонированного фона, перед съемкой я выбираю сектор «обстрела», делаю пару тестовых кадров, делаю поправку на диафрагму, а затем уже ведется стрельба по «моделям» =) Вспышки (одна или две) обычно выносятся по бокам как можно дальше от камеры во избежание прямых отражений/засветов от водной взвеси, песка, планктона и прочих ненужных и мешающих съемке радостей. Это как сфотографировать что-либо ночью сквозь падающий крупными хлопьями снег. Если поставить вспышку «в лоб», то получим массу противных блестящих светлых кружочков разного диаметра, которыми будет заполен весь снимок, словно манной кашей. Если в связке используется два источника света, то мощность одной из вспышек делается немного меньше другой (на 1/2 – 1 стопа) для того, чтобы полностью не убить объем.

Световые схемы.
Световые схемы принципиально ничем не отличаются от наземных, с той лишь разницей, что затащить под воду софтбокс и радостно размахивать им не получится — вода о-о-очень сильно сопротивляется. Поэтому импульсный свет обычно маленький, компактный и в результате довольно жесткий, часто дает противные тени от носа ;) и в основном я предпочитаю использовать его лишь для заполнения теней, подчеркивания объема и возвращения снимку нормальных цветов, т.к. под водой красно-оранжевый спектр световых волн очень быстро поглощается, превращая окружающую среду в огромный синий-синий светофильтр.

К превеликому моему сожалению воспользоваться коротковолновыми радиотрансмиттерами под водой не представляется возможным — короткие волны под водой глохнут моментально, а поэтому приходится выкручиваться с помощью световых ловушек, которыми оснащено большинство подводных вспышек либо тянуть провода, что очень и очень неудобно и что в свою очередь накладывает ограничение на расположение источников света, далеко в открытом море не разбежишься, поэтому свет чаще всего закреплен на армах-держателях, связан короткими TTL-кабелями и расположен по бокам камеры на расстоянии 50-60 см. с каждой стороны.

На снимке изображен подводный фотограф Александр Сафонов, демонстрирующий свою фотоаппаратуру — минимальный набор ПРО-фотографа.

Обработка.

Обработка подводных снимков это целая отдельная история и, наверное даже книга, но вкратце, ознакомиться с одним эффективным простым приемом (опять же на примере акул) можно тут:

http://vitaliy-sokol.com/2011/08/14/lightroom-underwater-camera-profile/

В силу особенностей водной среды особое внимание уделено повышению контраста (вода она словно туман, поглощает и скрывает детали) и манипуляциям с изменениями цветового профиля. Среднестатистический подводный снимок представляет собой сине-серую композицию, полностью лишенную ярких цветов и сочных красок. Виной всему автоматика цифровых камер, которая не способна сбалансировать поступающую на матрицу информацию.
В самой камере можно установить пресеты, воспользовавшись редактором профилей, но универсального решения я не нашел.
Поэтому – ручками, ручками…

Можно ли получить хороший подводный снимок не используя дополнительный (и очень дорогой) свет?
Да, вполне. Когда я завел речь про свет я специально оговорился, что «свет во всех его проявлениях». И по этой же причине я обошел длинные и нудные, столь любимые всеми фотодро… технарями, описания тактико-технических характеристик подводных боксов, размеров матрицы, светосилы объективов и тому подобного.

 Снимок сделан мной в Красном море с помощью камеры «кэнон 7Д» (объектив фикс 20mm) в аквабоксе «Ikelite» без дополнительного освещения.

Если снимать неглубоко, можно отлично использовать солнечные лучи и условия окружающей среды для получения неплохого результата.
Можно даже попытаться использвать группу ихтиандров с лайтдисками в руках для создания интересной световой схемы. Правда, как показывает практика — очень тяжело передвигаться под водой таким способом и помимо этого очень трудно согласовать работу таких ассистентов.

Что еще хотелось бы добавить… Очень часто спрашивают «а ради чего все это, зачем, сколько это стоит?» подразумевая, наверное «а что я с этого-таки могу поиметь и сколько?».

Хочется ответить, что и стихи пишутся не с целью наживы или продажи, поэзия существует не только в словах, а в сказки верят не только маленькие дети… Хочется рассказать людям, что Океан это великая загадка, источник молодости, энергии и вдохновения и его нужно беречь и любить.
И может быть тогда он приоткроет хотя бы маленькую часть своих тайн.

Поэтому добро пожаловать и приятных мыслей в процессе созерцания.

Комментарии: 4   Просмотры: 20596    

Комментарии:

Egor   22 Февраля 2012, 01:38
Хорошая статья! Голосовал за Вас на конкурсе. В начале статьи небольшой косячок диафрагма обозначается обычно F а AV приоритет диафрагмы.
Виталий Сокол   22 Февраля 2012, 17:23
Оу, это просто копипаст из exif ;)
Dashua   28 Августа 2013, 22:23
Удивительная статья :) здорово!
Anna90   13 Мая 2016, 16:20
Интересно.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация