Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Жизнь в путешествии - взгляд изнутри интервью с Алексеем Терентьевым

Жизнь фотографа путешественника - взгляд изнутри

Взгляд обывателя на жизнь трэвел фотографа: путешествуешь, нажимаешь на кнопку, получаешь деньги. Так ли классно заниматься трэвел фотографией в реальности?

Заниматься любой фотографией — классно! Путешествовать — волшебно! Зарабатывать деньги — нормально! Но я бы не стал смешивать все это вместе. Как мы обычно воспринимаем путешествие и попутно фотографию в свое удовольствие — это отдых, а заработок — это работа. Если, например, человек начинает зарабатывать деньги, организовывая путешествия или обучая фотографии, то это становится работой, хоть и любимой. Со всеми вытекающими. Да, бывают ситуации, когда человек без опыта, знаний, затрат собирает группу и едет путешествовать, но это разовый случай, исключение из правил. Еще большее чудо и исключение, если у него все происходит без ненужных приключений и потом все участники довольны. Нужно хорошо понимать, что за любым хорошим фототуром стоит огромная работа, опыт, знания, ответственность, большие затраты времени и денег.

Кстати, люди иногда думают, что водить фототуры – это одни поездки и путешествия. Но это только видимая часть айсберга. А на самом деле 90% работы приходится до начала тура, работа во время тура — это уже результат, крошечная часть всего того, что нужно сделать организатору. Возможно поэтому, видя только результат, люди считают это очень легкой и приятной работой.

 

Что сподвигло заниматься трэвел фотографией, как туда пришел и какое место занимает среди ключевых направлений?

Действительно, прежде, чем выйти с камерой в открытый мир, я снимал долго в студии и только моделей. Но однажды мы поехали отдыхать в Таиланд — страну улыбок — и там я открыл для себя радость улыбаться другим людям. Я улыбался всем, кого встречал: местным, туристам, старикам, молодым, детям. Я делал это искренне и от души, и люди отвечали мне такими же искренними и добрыми улыбками. Это было потрясающее. Мы не знали языка, не разговаривали, не были знакомы, но мы общались, и это общение давало потрясающий заряд радости и положительных эмоций. И в какой-то момент я стал фотографировать. И улыбки остались на этих фотографиях. И рассматривая их после поездки, я с удивлением обнаружил, что все эти чувства сохранились и продолжают жизнь в моих снимках. А самое главное, что это чувствую не только я, но и другие люди, которых там не было, и которые видели только мои карточки. С этого момента границы студии для меня исчезли и остался один целый мир. И снимая в студии или на улице, в поле или в монастыре — мне всегда неизменно интересен человек, его характер, чувства, внутренний мир, а внешние условия, рамки, жанры ушли на второй план.

Купил фотоаппарат — фотограф, купил фотоаппарат и нет денег — свадебный фотограф, купил фотоаппарат и... трэвел фотограф. Кто такой трэвел фотограф?

...Продал камеру, купил телефон, завел блог и отправился путешествовать :) Кто такой трэвел фотограф? Честно говоря, я не знаю. Для меня этот термин загадка. Если человеку интересна настоящая жизнь, то он найдет и увидит её везде, и дома и в путешествии. Возможно, речь идет о людях, которые снимают только когда отправляются раз в году в отпуск? Но тогда речь не идет о фотографах, фотограф не может снимать один или несколько раз в год. Возьмем самые известные имена — Стив Маккари, Себастьян Сальгаду, Сергей Максимишин — все они много ездят по миру и фотографируют — но ни разу я не слышал, чтобы хоть один из них назвал себя трэвел-фотографом. Возможно такое хобби, как фотография в путешествиях, и существует, но если мы говорим именно о фотографии, думаю, это определение как минимум некорректно, а может быть и опасно, так как может задавать начинающим авторам изначально неверный вектор. Поэтому мне было бы более комфортно оперировать такими терминами, как жанровый фотограф, документальный фотограф, пейзажист, стрит фотограф и т. д. У каждого жанра есть свои особенности, к которым человек может проявлять склонность, но выделять жанр фотографии по принципу съемки только в поездках на мой взгляд не совсем верно. Это больше дань моде, которая именно к фотографии прямого отношения не имеет.

Что для тебя значит трэвел фотография. Что в ней находишь?

Для меня это в первую очередь возможность прикоснуться к разным культурам и религиям. Мы варимся в котле своей культуры, своего менталитета, мировоззрения — но мир на самом деле намного шире. В мире есть люди, которые думают иначе, иначе смотрят на одни и те же вещи, по-разному расставляют приоритеты. Для одних важнее внешнее, для других — внутреннее. Одни стремятся к деньгам, другие к просветлению, третьи — просто ловят рыбу, обеспечивая свой сегодняшний день. Только все вместе мы составляем тот единый мир, частью которого являемся все мы. И открывая другие культуры, мы начинаем лучше понимать собственную культуру, самих себя. Когда мы просто ездим, мы часто видим только внешнюю сторону жизни людей, когда мы общаемся и фотографируем, это позволяет заглянуть немного глубже, и не только заглянуть, но и поделиться увиденным с другими людьми. Не случайно говорят, что настоящее путешествие это в первую очередь путешествие к самому себе. И это не пафосные слова, это так и есть в действительности.

На чем зарабатывает трэвел фотограф? Кто клиенты? Как на них выйти?

Вариантов несколько, вот некоторые из них: писать статьи, снимать для фотостоков, вести блог и продавать рекламу, организовывать фототуры и просто туры, проводить мастер-классы и обучать фотографии. Каждый может попробовать себя в любом из этих направлений и даже заработать какие-то деньги. Но чтобы стабильно зарабатывать, окупая затраты, в любом из перечисленных направлений, нужно образование, знания, опыт и долгая работа. Впрочем, как и везде. Это большое заблуждение, что фотографу достаточно купить камеру и окончить короткие курсы, а так называемому трэвел фотографу еще и купить билет на самолет. Чтобы действительно хорошо делать свое дело, нужно долго учиться и потом долго работать, много снимать. Фотография — это не легкий способ заработать деньги, это путь, это большая любовь и большой труд. И только тогда она отвечает взаимностью. И выражается эта взаимность в первую очередь не в денежном эквиваленте. В фотографию однозначно не стоит идти ради денег. Обычно фотограф, это человек, который просто не может не снимать.

Какие сложности и нюансы работы трэвел фотографа: топ 3 радости и топ 3 врагу не пожелаешь.

С радостью все просто: когда видишь, как люди в твоих поездках воспринимают новое, меняются, когда удается не просто показать что-то, но поделиться тем, что считаешь важным, и люди это воспринимают. Когда получается передать свои открытия через фотографии и истории зрителям. И когда чувствуешь собственные изменения, трансформацию, то, как ты меняешься после каждой поездки. Это главное.

Насчет сложностей. Наверное, чего-то особенного здесь нет. И потом, как к ним относиться, к сложностям. Для одного любая сложная ситуация будет источником негатива и проблемой, для другого это наоборот интересная задачка, возможность найти решение, развиваться. В этом плане путешествия дают массу возможностей для развития, так как предвидеть все, все равно невозможно, и различные интересные ситуации происходят постоянно. Просто к этому нужно нормально относиться и тогда все будет хорошо.

Помню, мы с группой путешествовали по Индийскому Тибету. Была очень трудная дорога через два перевала, через горы. В одном месте солнце подтопило ледник и дорогу сильно размыло. В итоге мы не смогли проехать и добраться до поселка, в котором нас ждал отель. Пришлось искать ночлег в горах. Чтобы далеко не возвращаться, я нашел палаточный лагерь прямо между перевалами, в горах, где оказалось несколько свободных палаток. Для кого-то это стало шоком и большой проблемой, которая испортила настроение. Путешествие пошло не так, как мы планировали, и человек не готов был принять изменения. Это стало негативной ситуацией. А другие участники наоборот увидели в этом новые возможности. И действительно, прямо перед закатом мы стали свидетелями очень красивого света в горах, смогли сделать очень красивые фотографии, а потом и встретить рассвет прямо в горах. И при таком отношении это стало большой удачей. Наша жизнь не течет всегда так, как мы себе придумали и запланировали, и только наше отношение определяет, состоит наша жизнь из проблем и несчастий или из череды непрерывных возможностей.

Меняются ли ощущения от путешествий, когда это становится работой? Видели статью, что трэвел блогеры перестают получать удовольствие от путешествий, не успевают наслаждаться красивыми видами, постигла ли тебя такая учесть?

Конечно, меняются. Причем на 100%. Даже если я еду один без группы, но у меняя есть рабочая задача — разработать новый маршрут, собрать информацию, подготовить статью на определенную тему — это все равно работа, и поездка подчинена именно решению рабочих задач. Другой вопрос, что я бы не стал говорить о том, что, выполняя работу, мы перестаем получать удовольствие от процесса. Люди часто уходят в фотографию как раз потому, что хотят заниматься любимым делом. Вообще же любая работа в идеале должна быть любимой и приносить не только деньги, но и удовольствие. Заниматься нелюбимым делом как минимум вредно для здоровья.

Какой минимум по оборудованию, мат. части нужен, чтобы связываться с этим жанром? Какова минимальная стоимость комплекта?

В отличие от, скажем, творческой фотографии, где снимать можно чем угодно, здесь действительно есть свои минимальные требования. Как минимум вы должны иметь возможность предоставить файлы, которые подойдут для печатных СМИ, для выставочного формата. Публикации, выставки — все это важная составляющая работы. Так же нужно иметь камеру с хорошими характеристиками, с высокой скоростью съемки, надежной работой автофокуса — в путешествии некоторые ситуации могут происходить очень быстро и больше не повториться. И здесь нужна быстрая реакция не только со стороны фотографа, но и уверенность в технике. Так же не лишней будет хорошая защищенность и надежность камеры. Остаться в поездке без рабочего инструмента — может обернуться большой проблемой.

Мой минимальный комплект сегодня — это Canon Mark 4 и два объектива — Canon 135 2.0 и Canon 35 1,4.

Как у тебя с ощущением дома, семьи, не становишься ли ты одиноким странником? Кочевнический образ жизни VS семья.

Тут двоякий процесс. С одной стороны, ощущение дома из внешнего переходит во внутреннее. Помните в фильме «Ешь, молись, люби», главная героиня, медитируя в храме в Индии, начинает фантазировать о том, как она откроет у себя дома зал для медитаций и как она его будет украшать и обустраивать. На что ей дают дружеский совет — зал для медитации внутри нас, вот именно о нем и нужно думать, заботиться и украшать. Примерно похожим образом меняется отношение к дому — настоящий дом всегда с нами, там, где мы. Заботиться о том, что внутри нас намного важнее, чем о том месте, где мы сейчас находимся физически. Хотя одно и не исключает другого.

С другой стороны, если говорить о семье, то небольшие расставания и временная разлука любым отношениям идут только на пользу. Начинаешь больше ценить то, что у тебя есть.

Как ты видишь развитие направления в связи с карантином и закрытыми границами? Привнес ли что-то карантин в трэвел фотографию, изменится ли отрасль

Если, как я понимаю, мы говорим в первую очередь про фототуры, то не думаю, что нас ждут сильные изменения. Скорее всего просто передышка. Те, кто серьезно занимался в первую очередь турами, быстро перестроился на внутренний туризм. И тут был напротив всплеск, поскольку у людей отняли другие возможности и заставили сидеть дома. Зарубежные туры пока на паузе, но и тут уже стали открывать границы. Думаю, полное возобновление поездок — вопрос времени. И тут так же будет всплеск отложенного спроса в первое время после открытия. Потом очевидно будет некоторый спад, связанный и со страхами людей, и с ростом цен, и с падением покупательской способности. Но похожие ситуации у нас уже были и ни раз, в том числе связанные с пиками падения рубля, когда все зарубежные поездки в рублевом эквиваленте резко выросли в цене. Поэтому никакой трагедии в произошедшем с точки зрения фототуров я не вижу. Вот по туризму данная ситуация ударила действительно сильно. Но очень важно понимать, что настоящие фототуры организовывают фотографы, а не тургиды и туроператоры — туризм в любой форме и фотография — это два совсем разных вида деятельности.

 

Увидеть головокружительные пейзажи, живые, наполненные эмоциями портреты и узнать о других проектах Алексея можно на сайте автора и в социальных сетях Facebook, Instagram, VKontakte

 

 

 

 

 

Комментарии: 0   Просмотры: 345    

Комментарии:

Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация