Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Фотография на расстоянии. Кирилл Михирев

Фотография на расстоянии – опыт удаленной съемки по видеосвязи.

Кому и зачем это нужно

Отрицание, гнев, торг, депрессия… съемка по фейстайму. Как известно, всех этих «стадий принятия», так полюбившихся голливудским сценаристам, на самом деле не существует – придумавшая их психолог Кюблер-Росс фальсифицировала своё знаменитое исследование. Но фотографы этой весной что-то подобное, кажется, ощутили. Я тоже сдался, хотя за весь карантин сделал только одну «фейстайм-съемку». Кстати, FaceTime никто уже не использует, есть куда более адекватные приложения, но название прижилось – точно также, как большинство людей называет «отфотошопленными» картинки, подвергшиеся обработке в любом редакторе.

Подавляющее большинство профессионалов категорически отказываются принимать всерьез такой вид фотосессий. В лучшем случае съемки онлайн называют развлечением на время карантина, в худшем – мошенничеством со стороны отчаявшихся фотографов, оставшихся без работы.

Безусловно, многое зависит от жанра и ваших целей. К примеру, если вы занимаетесь арт-фотографией, а основную ценность ваших произведений составляют заложенные в них идеи, способ реализации задумок может быть не так уж важен. Альберт Уотсон, рассуждая о собственном успехе, говорил про одну из самых известных своих работ: «Главное в снимке не то, как он снят. Вероятно, многие могли бы снять обезьяну с пистолетом гораздо лучше меня, но именно я придумал эту идею». Пожалуй, если бы Уотсон снял этот кадр по видеосвязи, идея не потеряла бы свою ценность.

Но в какой мере фотограф, не находящийся в одном помещении с камерой, сможет воплотить своё видение? При съемке людей ключевым фактором, определяющим такую возможность, будет привычная для фотографа манера работы с моделью.

Если вы, подобно Гельмуту Ньютону, воспринимаете свою модель как глину, из которой можно вылепить что угодно, и самостоятельно выстраиваете её позу вплоть до положения каждого пальца, почему бы не делать это по видеосвязи? А если в духе Питера Линдберга стремитесь предоставить ей как можно больше свободы самовыражения, лишь задавая настроение, обойтись без живого контакта будет сложно.
Универсальных решений для разных подходов и жанров, конечно же, не существует. Поэтому дальше я буду говорить исключительно о своей сфере – съемках для брендов одежды.
Карантин заставил пиарщиков, маркетологов и smm-менеджеров по всему миру искать новые источники визуального контента, да еще и в условиях резко сократившихся бюджетов, ведь их компании несут колоссальные убытки. Так что фотографам, журналам и брендам пришлось экстренно изобретать что-то новое. На смену командам из стилистов, визажистов, мастеров по волосами и ассистентов всех этих людей, пришли съемки с соблюдением социальной дистанции.

Начались самые разнообразные эксперименты. Бразильский Vogue выбрал консервативный подход, отправив фотографа в гости к самозилировавшейся модели. Впрочем, для Vogue съемка с одним фотографом, без команды размером с небольшую армию, в настоящей квартире модели – уже целая революция. Некоторые бренды просто присылали моделями вещи из новых коллекций, чтобы те самостоятельно наснимали в них селфи. Похожий подход бренд Gucci выбрал для своей осенней коллекции 2020 – модели сняли её самостоятельно, получив полную свободу действий. А американский Marie Claire для съемки сентябрьского номера отправил профессиональную камеру мужу знаменитости, выбранной для обложки, с просьбой сделать как можно больше снимков в естественных условиях.

Но самым популярным форматом стала именно удаленная съемка по видеосвязи. В самом начале пандемии журнал i-D Magazine напечатал проект под названием «Safe + Sound», в котором приняли участие 19 моделей со всего мира включая топ-моделей Джиджи Хадид и Адут Акеч. Используя FaceTime, известный фотограф Вилли Вандерперре показал, как они адаптировались к жизни в изоляции. Идею тут же подхватили The New York Times, GQ, Marie Claire и другие издания. Через месяц после проекта i-D американский Vogue окончательно «легализовал» эту практику.

А первой большой рекламной кампанией, снятой по видеосвязи, стал весенне-летний кампейн Jacquemus с Беллой Хадид, так и названный «Jacquemus at home». До этого Белла уже сделала не одну подобную съемку, в том числе снялась в нашумевшем эдиториале для майского номера итальянского Vogue. Съемка Jacquemus, ард-директором которой стал сам дизайнер Симон Порт Жакмюс, также происходила в доме модели. Белла закрылась в комнате со своим телефоном, а снимки по FaceTime сделал фотограф Пьер-Анж Карлотти.

Разнообразие подходов

Самый простой способ, используемый многими фотографами, сводится к тому, чтобы делать снимки экрана (скриншоты) во время видеозвонка. Для звонка чаще всего выбирают приложение Zoom. Прелесть этого метода в доступности для всех людей, независимо от имеющихся у них телефонов, планшетов или компьютеров. К примеру, у фотографа может быть ноутбук с ОС Windows или телефон с ОС Android, а у модели iPhone. Очевидный же минус заключается в предельно низком качестве картинки.

Второй вариант, с которым чаще всего и ассоциируются удаленные съемки – использование приложение FaceTime. Оно позволяет сделать не просто скриншот, а полноценную фотографию камерой в телефоне модели. Качество снимков будет существенно выше. Однако минусов все равно очень много. Снимая через FaceTime, вы не получите возможность хотя бы минимально влиять на параметры съемки. Если, к примеру, ваша модель встанет напротив светлого окна, вы даже не сможете скорректировать экспозицию, ткнув пальцем в нужную часть экрана, как это можно было бы сделать, держа телефон в своих руках.

К счастью, существует и более совершенное решение – приложение Clos. Оно позволяет частично управлять камерой и, по сравнению с FaceTime, стало настоящим прорывом. Хотя и оно всё ещё далеко от совершенства. Полноценного контроля параметров (выдержка/диафрагма/iso) там нет. К тому же, как и FaceTime, Clos можно установить только на iPhone или iPad.

В процессе подготовки съемки я придумал множество более сложных вариантов и даже дошел до идеи отправки модели комплекта, включающего мою зеркальную камеру, usb-кабель, штатив и мой MacBook, на которой я мог бы заранее установить программу для дистанционного управления десктопом вроде TeamViewer. Так я получил бы полный доступ ко всем настройкам камеры. А если добавить туда же студийный свет, который также можно отправить с курьером, и объяснить модели, как его поставить, можно было бы получить картинку привычного качества. Позже я узнал, что и такие съемки уже не редкость. Например, так прошла фотосессия Vogue с топ-моделью Дарьей Строкоус. Под руководством фотографа Федерико Моргантини, находящегося в Милане, Дарья выставила свет, превратив свой дом Лос-Анджелесе в целую фотостудию, а затем сделала макияж под руководством визажистки Анастасии Дурасовой, направлявшей её из Нью-Йорка. Однако в нашем случае я все-таки отказался от идеи с отправкой профессиональной камеры и остановился на телефоне модели, решив, что это будет лучше соответствовать задуманной концепции.

Процесс съемки

Целью нашей фотосессии была демонстрация белья из новой коллекции Calvin Klein для размещения в соцсетях российского дистрибьютора бренда и распространения другими способами.

Поскольку речь идет об удобном трикотажном белье, домашняя съемка подходила как нельзя лучше. Сделав акцент на комфорте и работая с моделью, позирующей в собственной квартире, мы автоматически упрощали задачу по стилизации и макияжу – при отсутствии привычной команды это было критически важно. Комплекты белья были отправлены курьером, модель заранее примерила их и сняла селфи, которые и были согласованы бренд-дирекцией. Не требовалось собирать сложные луки, подбирать и досылать аксессуары и т.д. Макияж также требовался достаточно естественный, ведь согласно концепции модель проводит время дома, так что она легко справилась с ним сама.

Осталось решить самый важный вопрос. При удаленной съемке телефон модели можно либо установить на штатив, либо, если модель находится в изоляции не одна, привлечь к процессу помощника. Чаще всего это муж, партнер или любой член семьи, который может взять на себя функцию «живого штатива» и следовать указаниям фотографа. Этот вариант я и выбрал.

На мой взгляд, процесс такой фотосессии очень похож на привычную всем технологию съемки видеоролика. Фотограф, по сути, берет на себя функции оператора-постановщика, который выстраивает картинку, командуя операторами стедикамов и кранов, физически перемещающими камеру в пространстве. Важно, чтобы помощник, который держит в руках телефон, был внимательным и терпеливым. Одна моя приятельница, сделавшая целую серию удаленных съемок, рассказывала душераздирающие истории о бойфрендах моделей, упорно заваливающих горизонт градусов на тридцать и обрезающих половину головы. Мне невероятно повезло – телефон попал в руки 14-летней младшей сестры моей модели, постоянно снимающей себя для Инстаграма и прекрасно понимающей, что от неё требуется. Только после окончания съемки я осознал, какую огромную работу она проделала.

Самое сложное во всем процессе – поймать нужный момент. Дело в том, что съемка происходит с огромной задержкой, так что попасть в нужную фазу движения модели или поймать выразительный взгляд почти невозможно. Приходится либо делать нечто вроде серийной съемки, рассчитывая на удачу, либо просить модель фиксировать позы. И то и другое мне не по вкусу, так что именно этот аспект стал для меня самым эмоционально тяжелым.

И конечно, подобные съемки – настоящий вызов умению устанавливать контакт с моделью и находить с ней общий язык. Если вы планируете впервые попробовать удаленную фотосессию, я настоятельно рекомендую последовать моему примеру и сделать съемку с хорошо знакомой моделью.

Подводные камни и технические нюансы

Снимая на телефон важно помнить, что техническое качество фотографий зависит от света гораздо сильнее, чем при съемке профессиональной камерой с большой матрицей. При хорошем освещении современные смартфоны способны выдавать прекрасное изображение. Настолько хорошее, что если не увеличивать отдельные фрагменты, а целиком загружать фотографию, скажем, в Инстаграм, результат может визуально не уступать снимку с «зеркалки». Но при снижении уровня освещения качество телефонных фотографий стремительно падает.

С погодой мне максимально не повезло – наша съемка пришлась на самый пасмурный день этой весны. Учитывая, что снимали мы со светом от окна, лишь изредка добавляя небольшую лампу, о техническом качестве говорить не приходится. К счастью, в данном случае этот аспект совершенно не волновал ни меня, ни заказчика. Ведь мы хотели подчеркнуть, что это именно съемка на телефон.

Еще один важный момент – почти все смартфоны при использовании стандартного приложения камеры обрабатывают снимки в соответствии с заложенными в них алгоритмами. В большинстве случаев эта функция не отключается никакими настройками, доступными пользователю. За последние годы я не раз слышал жалобы визажистов на то, что на iPhone крайне сложно снять макияж так, чтобы показать текстуру. Казалось бы, прекрасная камера, но текстуру кожи не передает – она её неизменно разглаживает. При хорошем качестве исходного снимка (то есть, когда снимок сделан при достаточно ярком освещении) всё это выглядит вполне адекватно. Однако стоит сделать «шумный» снимок при низком уровне освещения, и работа встроенных алгоритмов начинает бросаться в глаза. Часто лицо модели выглядит гораздо хуже, особенно в плане детализации, чем весь кадр в целом. На которых своих снимках я заметил, что текстура ткани белья выглядит несравнимо лучше, чем кожа модели.

Что дальше?

Мало кто верит, что удаленные фотосессии будут востребованы после окончания пандемии. Известный итальянский фотограф Алессио Алби, который одним из первых начал успешные эксперименты со съемкой через FaceTime еще в марте, в недавнем интервью журналу Insider признался, что не видит смысла подобных съемках после того, как путешествия снова станут возможными. По его словам, «человеческая составляющая слишком важна для фотографии». Другие фотографы также отмечают, что хотя в данный момент сама концепция удаленной работы хорошо соответствует духу времени, они с нетерпением ждут возможности поскорее вернуться в студии.

Сейчас можно лишь утверждать, что удаленные фотосессии, как явление и как модный тренд, оставят заметный след в истории фотографии и повлияют на дальнейшее развитие индустрии.

Рискну предположить, что решившись на такой эксперимент, пусть даже от скуки или из любопытства, многие фотографы откроют для себя что-то новое, и смогут лучше отрефлексировать свой личный опыт традиционных съемок.

Facebook Кирилла Михирева, автора статьи.

Кирилл Михирев. Опыт удаленной съемки по видеосвязи.

Фотография на расстоянии – опыт удаленной съемки по видеосвязи.

Фотография на расстоянии – опыт удаленной съемки по видеосвязи.

Кирилл Михирев. Фотография на расстоянии – опыт удаленной съемки по видеосвязи

Фотография на расстоянии – опыт удаленной съемки по видеосвязи.

Фотография на расстоянии – опыт удаленной съемки по видеосвязи.

Комментарии: 8   Просмотры: 1376    

Комментарии:

Oleg Tityaev   5 Июня 2020, 22:37
Да, всегда мечтал об этом. Надо это еще немного расширить. Ей доставляется комплект светового оборудования и камера на трайпеде, и ты каждый раз говоришь: поставь это сюда, а то туда. И, вуаля, кадр состоялся. :-)
Кирилл Михирев   6 Июня 2020, 00:00
И про это в тексте есть ;)
Oleg Tityaev   6 Июня 2020, 00:45
В общем чудесная коробка с оборудованием приезжает в квартиру модели и ты лишь руководишь процессом. ( Мне кажется, по крайней мере в моей практике, постоянные переноски света утомляют больше всего.) Мне нравятся такие тенденции. 
Ivan   6 Июня 2020, 06:52
хэй, почему ваш аватар отображается, а наш с Олегом - нет?) магия...
Кирилл Михирев   6 Июня 2020, 18:35
Хороший вопрос! Но, как ни странно, скорее к Олегу, а не ко мне )
Oleg Tityaev   7 Июня 2020, 00:27
Исправим )
Ivan   6 Июня 2020, 06:57
вот вы сейчас клиентов научите, что можно и коммерцию на телефон бомбить - вообще платить перестанут. я как-то раз пошел в рестик меню поснимать, владелец с айфончиком стоял рядом и тоже снимал. а потом выдал: "Слушай, так у меня такие же кадры, даже ярче и насыщенней!"
 
уже ведь "умники" в соцсетях за несколько лет всех приучили, что TFP - это халява и можно искать "на условиях тэ-фэ-пэ" дурачков и на рекламную съемку.
Кирилл Михирев   6 Июня 2020, 20:28
Я не думаю, что онлайн съемки будут востребованы, когда появится возможность проводить полноценные. Вот такие заказчики, как в вашей истории, и без онлайна давно отказываются от профессиональной съемки, поручая своему сотруднику, который на зарплате, снять на айфончик. Те же, кто разницу видит, будут продолжать работать нормально. Вообще по моим наблюдениям все попытки сделать онлайн съемку похожей на настоящую закончились крахом. Хорошо получилось у тех, кто не пытался сделать как раньше, а делал именно такой вот специфический проект, чтобы не просто было видно, что это онлайн, а еще и специально это подчеркивал. Такие штуки востребованы только пока они актуальны по идеологическим, скажем так, причинам. И, кстати, творческий поиск новых подходов ведь в любом случае никто не отменял. Я в тексте упомянул кампейн Gucci. Их арт директор говорит, что у него еще до эпидемии была идея отправить вещи моделям, чтобы они селфи нафоткали, чтобы показать взгляд на коллекцию самих людей, которые будут это носить. Тоже ведь интересная идея, к технике и технологиям не имеющая отношения.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация