Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Тонкая настройка цветовой температуры

Тонкая настройка цветовой температуры

Один из самых часто задаваемых вопросов, которые задают мне по поводу фильтров - это такой: На упаковке обозначено, что 204 фильтр меняет цветовую температуру из 6500 K в 3200 К. Если я буду использовать ее с моей студийной вспышкой, имеющей 5600 K, то по логике получу 2300 K? Верно? А мне нужен этот фильтр, чтобы сконвертировать свет до цветовой температуры постоянного галогенного света, имеющего примерно 2800-3000 K. 

Мой ответ: Нет, не верно! Это не так!

Давайте обсудим, почему не верно. Как разобраться со значениями изменения цветовой температуры. А заодно решим и два параллельных вопроса: как добиться точного соответствия цветовых температур постоянного и импульсного источников света и как использовать тонкие подстроечные фильтры, если с помощью основных это по каким-то причинам невозможно сделать.

Но вначале давайте разберемся с базовым понятием. Как меняется цветовая температура.

Главная особенность шкалы цветовых температур в Кельвинах, которую мы используем  в своей работе – это то, что она не линейна на разных значениях. Например, сдвиг цветовой температуры из 6500 в 5600 соответствует сдвигу цветовой температуры из 3200 K в 2950 K. Т.е. чем выше по шкале, тем один и тот же физический сдвиг цветовой температуры соответствует большей разнице в цифрах. Так заданная разница цветовых температур между 2000 K и 2100 K соответствует такой же разнице между 7500 K и 10000 K. Т.е. один и тот же фильтр будет менять цветовую температуру в значениях К на различные величины на разных диапазонах шкалы.

Более точно разобраться с тем как меняется цветовая температура вам поможет этот калькулятор цветовых температур. http://www.leefilters.com/lighting/mired-shift-calculator.html

Фильтр из набора MegaPack

Не будем разбираться, почему так происходит, примем данную информацию как факт. И разберем эту ситуацию на примере 204 фильтра.

Фильтр из набора MegaPack

 Не смотря на то, что на упаковке фильтров написано, что 204 фильтр сдвигает цветовую температуру из 6500 K в 3200 K, при применении этого фильтры со студийной вспышкой, имеющей  цветовую температуру в 5600 K, мы получим 2950 K. Как раз такую цветовую температуру, которую чаще всего имеет лампа постоянной галогенного света.

Почему я употребил термин «чаще всего»? Давайте здесь разберем второй вопрос, который я обозначил в этой статье.

Дело в том, что температура галогенного источника света сильно меняется в зависимости от мощности. Так значение цветовой температуру галогенной лампы на максимальной мощности будет соответствовать примерно 3200 K, тогда как на минимальном значении она может опуститься до 2400-2500.

Но это происходит тогда, когда мы говорим об эталонных лампах, используемых в оборудовании ведущих производителей. Применение более дешевых аналогов, а тем более замена ламп постоянного света на noname лампы, купленные случайно на рынке, приведет к тому, что и этот диапазон значений не будет соблюдаться. Цветовая температура уже будет «скакать» не только на разных мощностях, но и от прибора к прибору, в зависимости от того, какой мощности, какого производителя (а зачатую, на каком рынка купленные) лампы вы используете в своем оборудовании.

Как быть в таких случаях, когда даже надев нужный фильтр, рассчитанный по таблице, вы видите, что разница между постоянным и импульсными источниками света остается. А вам так необходимо точное соответствие! (Как я уже неоднократно писал, разница меньше 100 K практически неразличима на фотографии. Однако, теперь надо добавить, если эта разница находится в верхней части шкалы цветовой температуры). Как быть?

Существует два пути по тонкой подстройке цветовой температуры. Изменение мощности галогенной лампы и применение подстроечных фильтров.

Давайте начнем в первого.

Как я уже говорил, галогенная лампа имеет различные цветовые температуры в зависимости от мощности. Чем больше мощность, тем свет холоднее, имеет большие значения цветовой температуры, чем мощность меньше, тем наоборот свет становится теплее, а значения цветовой температуры становятся ниже.
Конечно, в своей работе, я использую уже проверенные лампы, в которых уверен, и которые точно соответствуют тем характеристикам, которые я ожидаю. Однако часто приходится работать на чужом оборудовании, в других студиях.

Поэтому в тех ситуациях, когда я не уверен в точности характеристик оборудования, а мне необходимо точное соответствие цветовых температур, я начинаю «подгонку» с того, что выбираю мощность галогенной лампы на 40-50% ниже от максимума. Сделав снимок я сразу вижу, в какую сторону «отклоняется» лампа и какие изменения мощности нужно сделать, чтобы она полностью соответствовала по цветовой температуре импульсной лампе. Обычно после 1-2 попыток удается найти значение, полностью соответствующее вашим ожиданиям. Естественно изменяя мощность постоянного света, вам нужно будет корректировать как настройки камеры (диафрагма, ISO) так и значение мощности импульсного света. Однако, это можно смело делать, так как мы знаем, что цветовая температура импульсных источников света меняется по всему диапазону мощностей настолько незначительно, что этим можно просто пренебречь. По крайней мере, опять таки, у оборудования ведущих производителей.

Однако, если вам по каким-то причинам нельзя менять мощность импульсного источника параллельно с изменением мощности постоянного (а такие ситуации могут возникать, например, в ситуациях, когда вы «уперлись» в пределы регулировок, или, например, когда вам нельзя по каким-то причинам менять значение диафрагмы), то на помощь придут нейтрально-серый фильтры. Как следует из их названия они нейтральны по цвету и не будут придавать свету никаких оттенков. Надевая их либо на источник постоянно, либо импульсного света, вы сможете подгонять их мощность более точно и эффективно. Такие фильтры как 209, 210, 211 изменяют свет на 1,2 и 3 ступени соответственно. Существуют и более тонкие, изменяющие на 1/2 и 1/3 ступени, но они не получили большого применения в фотографии.

Фильтр из набора MegaPack

Фильтр из набора MegaPack

Фильтр из набора MegaPack

Но как быть, если  лампа постоянного света настолько не соответствует по характеристикам вашим ожиданиями, когда вы не можете добиться ее соответствия цветовой температуре импульсной лампы с помощью простого изменения мощности. Замечу, такое часто случается. Например теплый пайрексный колпак на импульсной лампе может существенно сдвинуть ее цветовую температуру. Да и импульсные лампы сами по себе не всегда идеальны и не всегда выдают эталонные 5600. Да и довольно часты ситуации, когда вы не можете использовать постоянный свет на полную мощность. А импульсный свет понизить до такого предела, чтобы он соответствовал по мощности слабому постоянному свету. Что делать в таких случаях?

Использовать подстроечные фильтры. Такие фильтры, которые меняют цветовую температуру лишь незначительно, меняя его на какую-то заданную небольшую величину. Такие как 202, 203, 204, 205.

Фильтр из набора MegaPack

Фильтр из набора MegaPack

Фильтр из набора MegaPack

Фильтр из набора MegaPack

Причем, как мы теперь знаем, эта величина будет различна на малых и больших значениях цветовой температуру. Так 205 фильтр, по характеристика меняющий цветовую температуру с 6500 до 4600, лампу с цветовой температурой 3000 K превратит уже только в примерно в 2600 K.

Так, надевая такие фильтры на источник постоянного, либо наоборот импульсного света, можно добиться более существенной подстройки цветовой температуры. Однако, чтобы добиться точного, идеального соответствия цветовых температур (опять таки, если вам это необходимо), то в любом случае надо будет делать дополнительную тонкую подстройку с изменением мощности лампы постоянного света. Однако, делать это нужно будет уже совершенно в другом, более комфортном для вашей работы, диапазоне.

Дерзайте и все у вам получится.

Удачи!

P.S.

Ну а для тех читателей, которые хотели бы увлекательно провести время (а заодно и подтянуть свой английский), разбираясь с замысловатым графиком по конвертации различных истоников света, я предоставляю им такую возможность! Наслаждайтесь! )

Таблица фильтры

Комментарии: 0   Просмотры: 21846    

Комментарии:

Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация