Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Интервью с Алексеем Никишиным

Интервью с Алексеем Никишиным

Фотограф Алексей НикишинАлексей Никишин один их самых запоминающихся и узнаваемых мастеров современной черно-белой арт-фотографии. Автор масштабного фотопроекта «В роли себя» – цикла выставок психологических портретов известных российских рок-музыкантов, актёров театра и кино, звезд телевидения и шоу-бизнеса. Он единственный фотограф, который составил уникальную антологию психологических портретов наших современников, представителей российской творческой интеллигенции. Его герои: Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Владимир Спиваков, Кирилл Серебренников, Владимир Этуш, Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Игорь Кваша и многие другие.

В преддверии открытия новой выставки, мы решили встретиться с Алексеем и узнать о его новом проекте «В роли себя. Без правил».


Алексей, 24 мая открывается выставка, на которой Вы представляете свой новый проект. Мы жаждем подробностей, расскажите.
Прошло более трех лет с того момента, когда мной были сняты первые фотографии проекта «В роли себя». Многие ждали продолжения проекта, хотели увидеть новые портреты, по-другому взглянуть на тех, кого они привыкли видеть в газетах, журналах, с экранов телевизоров. Но новая серия «В роли себя. Без правил» –  это не логическое продолжение серии психологических портретов. Это что-то новое. В качестве моделей были выбраны героини самого известного телевизионного реалити-шоу России «Дом-2» – символы современного поколения. Пытаясь снять психологические портреты, стало понятно, что решить эту задачу прежними средствами не под силу. Поэтому я решил вывести героев из их привычной среды и перенести в иную, мою собственную, незнакомую, а может даже, и чуждую им систему координат. Получился конфликт – стиль полностью противоречит исходному содержанию, не дает ему ни малейшего шанса на выживание. Люди на фотографиях такие, какими они не привыкли себя видеть.
Не случайно эта выставка называется «Без правил». В этой новой серии работ я постарался уйти от тех фотографических находок, которые открыл для себя, снимая психологические портреты актеров и музыкантов. Новая серия – противопоставление тем фотографиям. Это первый шаг на пути к поиску нового языка – такого языка, которым возможно было бы описать в портрете наше время, современность.


Получается, изначально Вы планировали сделать фотографии продолжением серии психологических портретов, но у вас это не вышло. А с чем это связано?
Понимаете, участники моего нового проекта – это такие люди, по отношению к которым, язык психологического портрета становится простым и понятным. За цитатами и дубликатами, штампами и клише, следующими друг за другом, сложно найти истину. В системе координат этих новых ценностей язык психологического портрета по понятным причинам начинает «сужаться» и выводит нас всегда к одному и тому же очевидному содержанию. Он лишает высказывание объема и возможности дальнейшей интерпретации. И поэтому пришлось придумать новый ход, новое открытие, чтобы что-то сказать об этих людях.  


Но мне кажется, несколько фотографий, например, с Ксенией Собчак или Ксюшей Бородиной, все-таки можно отнести к психологическим портретам.
Да, вы правы. Наверное, это плохо, что они выбиваются из общей концепции проекта, но так уж получилось. Портрет Ксении Собчак абсолютно точно можно убрать из этой выставки и поместить в другую. Наверное, я так и сделаю.


То есть уже на этой выставке мы фотографию Собчак не увидим?
Увидим. Но в будущем если я буду показывать старые психологические портреты актеров, то, скорее всего, Ксения уже войдет эту коллекцию.


Откройте секрет, как Вам удается раскрепостить модель на съемке?
В основном, конечно, это диалог. Мои фотографии – это студийный репортаж. Это не постановочная фотография. Я не говорю, как должны себя вести мои герои во время съемки. Я снимаю именно то, что предлагают мне сами люди. Я разговариваю с ними и снимаю их. То есть вся съемка состоит из того, что мы беседуем на разные темы. Важно, чтобы люди находились в живом контакте с тобой. И не просто слушали, но и поддерживали диалог. Чтобы для всех потерялось ощущение того, что вы находитесь на съемке.


Среди фотографий для выставки, которые Вы мне показывали, я заметила и цветные. Они также войдут в экспозицию?
В цветной фотографии я не очень себя уверенно чувствую. Иногда снимаю. Но черно-белые чаще. 


А что именно привлекает в черно-белой фотографии?
Лучше сказать, что меня отвлекает в цветной. Это цвет. Если бы не было цвета, было бы гораздо проще.


Ваши фотографии проходят постобработку?
Кардинальных изменений я не вношу. Фотографии проходят через "Фотошоп", поскольку я вынужден сканировать изображения. Что я могу сделать, так только лишь скорректировать тон, так как сканер дает довольно мягкое изображение. Точно могу сказать, что на фотографиях нет никакой ретуши. Я даже не убираю пыль, неровные края эмульсии. Все это есть на моих фотографиях.


Вы всегда довольны конечным результатом?
Я вообще никогда не доволен результатом. Мне кажется, что мог бы и лучше. А когда знаешь, как снимали те, кто давно уже умер – вообще становится грустно за мир вцелом.  Как делают другие люди, делают что-то лучше, то всегда хочется стремиться к этому.


В одном из интервью Вы сказали, человеку, чтобы творить, нужен импульс, толчок. Его что-то должно волновать. А что на данный момент волнует Вас?
Мне бы хотелось снять большой проект про одиночество. Может быть. Это должны быть кадры из кино или какие-то отдельные фотосюжеты из нескольких фотографий или как маленькие короткометражные фильмы, которые бы описывали это состояние. Ведь одиночество тоже может быть многогранным. Известно, что человек и в кругу друзей может оставаться одиноким. И мне кажется, что есть смысл сделать такой проект. Я не первый, кто придумал эту тему. Есть такой американский художник Эдвард Хоппер, так вот все его картины также пронизаны одиночеством, хотя, был он вобщем-то не одиноким человеком. Но эта проблема красной нитью проходит через все его творчество. Мне не хотелось бы так фотографировать, как он рисовал.


Как бы Вы описали свой стиль в нескольких словах?
Я назвал бы его стилем Алексея Никишина. Я считаю, что в моей фотографии кроме визуального языка присутствует еще и смысловой вектор. В каждой моей работе есть то, над чем можно подумать, порассуждать. Очень важно разделять форму и содержание. И я хочу, чтобы зритель, изучая мои работы, не смотрел на форму, так как она для меня совершенно не важна, а обращал внимание именно на то, что стоит за формой – на суть.

Фотограф Алексей Никишин Фотограф Алексей Никишин Фотограф Алексей Никишин Фотограф Алексей Никишин Фотограф Алексей Никишин Фотограф Алексей Никишин


Репортаж. Открытие выставки "В роли себя. Без правил". Фотограф Алексей Никишин
 

Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин Алексей Никишин

 
 

Комментарии: 0   Просмотры: 10191    

Комментарии:

Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация