Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Raw конвертация и первичная обработка

RAW конвертация и первичная обработка

На своих мастер-классах я не раз говорил о том, что фотограф должен снимать так, чтобы при постобработке вносить минимум изменений в полученную им картинку. Но часто, к сожалению, довольно часто приходится радикально вторгаться в отснятый материал.

Вообще, желание отснять на съемочной площадке (или на location) материал, который будет по максимуму соответствовать финальному, продиктован несколькими соображениями, и я не поленюсь перечислить их вновь:

- получить максимально качественный материал: ошибка даже на 2/3 диафрагмы потребует изменения экспозиции, и последующая коррекция RAW неизбежно приведет к потере качества - это шумы, проваленные и переэкпонированные участки, и т.д.

- получить такой материал, какой вы увидели в видоискателе. Важна правдивость, естественность картинки. Каждый фотограф в той или иной мере обладает навыками создания коллажей, но у единиц эти навыки развиты настолько, что их произведение можно было бы назвать фотографией. Или хотя бы чем-то похожим не фотографию.

Я снимаю на экран. Только такой способ позволяет на 100% отследить входящий материал, контролировать каждый участок фотографии, вносить корректировки сразу во время съемки. Даже на location тащу с собой технику, и ноутбуком здесь не обойдешься. RAW у «Хасселя» весит около 50 Мбайт.

Но вернемся к обработке. Про исправления недостатков я уже говорил – недочетов должно быть как можно меньше. Каждый источник света должен быть проконтролирован по мощности, учтены все композиционные моменты, из кадра убраны все артефакты. Здесь работа не только фотографа, но и ассистента, всего коллектива. Я присутствовал на многих съемках известных фотографов и еще раз расскажу вам, чем занимаются люди на съемочной площадке в Нью-Йорке. Ассистент все время перемеряет экспозицию, поправляет все детали в кадре, отвечает за бесперебойную работу техники. Визажист и парикмахер стоят за кадром, так близко к модели, насколько это возможно, чтобы при первой возможности дотянуться до нее, чтобы что-то там еще подправить, стилист стоит у экрана и смотрит на исходники, чтобы не дай бог не вылезла где-нибудь заколка, прищепка, не появилась ненужная складка, поспродакшн-специалист отслеживает входящий материал и дает рекомендации по всем ошибкам, что появляются в кадре. В России редко где так работают.

Итак, кадр сделан, съемка закончена, ошибок не допущено, и теперь весь отснятый материал идет на постобработку.

Я выбрал в качестве примера фотографию, которую сделал на одном из своих мастер-классов в Москве, где я демонстрировал работу студийного света. Я объяснял, как работает свет, как его правильно ставить, говорил о категориях света – рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновый. До слушателей я стараюсь донести, что жесткий свет – это красиво, не нужно его бояться, это сложно, но это ваш шанс делать красивую, яркую фотографию. 

Здесь больше было вопросов техники, чем эстетики. Но фотография сделана, надо теперь ее еще и подать. Преподнести. Обработать так, чтобы, не меняя сути, настроения, идеи фотографии, сделать ее эффектной!

После того как фотография отобрана (а на это часто уходит громадное количество времени), вся обработка сводится к трем этапам: конвертация, ретушь, художественная обработка. Для меня эти этапы последовательны. В первом разделе я готовлю исходник, иногда их несколько (я сегодня и буду про это рассказывать), во втором разделе – ретушь: артефакты, кожа модели (это самый нудный и самый малоинтересный этап обработки), художественная обработка. Но до этого последнего этапа иногда и не доходишь, когда понимаешь, что настолько выложился на съемочной площадке, что к тому, что сделал, уже нечего добавить.

Но по порядку, сегодня про первый этап. Хотя в подавляющем количестве случаем при конвертации из RAW мы получаем один TIFF(почему мы получаем TIFF, да еще 16-битный, а не JPEG, я думаю, пояснять излишне), иногда возникают случаи, когда необходимо делать два или даже больше TIFF. Все - таки RAW ничем не заменишь – даже TIFF-16 не дает таких возможностей по коррекции изображения. И когда снимаешь на улице, в интерьерах, иногда и в студии в очень быстром темпе с разными стилями света, то понимаешь, что надо будет делать коррекцию, вытаскивать по 2-3 TIFF. Но здесь необходимость делать две экспозиции продиктована эстетическими соображениями, хотелось сделать яркую глянцевую фотографию с мощной подачей.

Исходник был таким. Это исходник на 100%: wb баланс на 5600, экспозиция «0», кривая – «прямая», контраст – «0». Фотография мягкая, неконтрастная, она не передает того, что увидел в студии, хотя она удачно проработана, довольно хорошо иллюстрирует широкий диапазон Хасселя и правильно выставленный свет.

Фотограф Олег Титяев

Хотелось красоты, яркой, контрастной, но проработанной фотографии, поэтому я решил сделать это через 2 экспозиции.

Первая – это основная фотография, здесь я смотрю на общую контрастность, но лицо, правую (если смотреть от модели) руку. Здесь я совершенно не обращаю внимания на теневые, проваленные после такой обработки участки.

Фотограф Олег Титяев

Вторая – я сдвигаю экспозиции на 1,5 ступени вверх, увеличиваю еще контрастность. Задача этого TIFFa– проработать детали в тенях, выровнять экспозицию.

Фотограф Олег Титяев

Далее в «Фотошопе» склеиваем два слоя и «протираем» на пересвеченном слое те участи, которые нужны.

Получаем вот такую фотографию. Сохраняем в TIFF-16 и получаем некий цифровой исходник, «негатив», тот материал, который мы будем в следующих уроках ретушировать и делать художественную обработку.

Фотограф Олег Титяев

P.S. Конечно, можно упростить процесс и не делать две экспозиции, а просто сделать новый слой, внести корректировку и протереть нужные участки. Но я стараюсь сохранить качество материала. Даже в TIFF-16 при сдвиге почти на 2 экспозиции будут заметны искажения, на картинке для Интернета 400 на 600 точек никто этого не увидит, но попробуйте распечатать 100 на 70 см и все это «полезет». Кроме того, то как корректно RAW - конвертер делает обработку контраста и экспозиции, «Фотошоп» никогда не сделает, он работает уже с готовым TIFF, и неизбежно при такой большой степени коррекции вылезают всякие некрасивые штуки.

Комментарии: 9   Просмотры: 63689    

Комментарии:

   13 Мая 2011, 16:06
А можно использовать Smart Object в последних версиях Photoshop
Oleg Tityaev   15 Мая 2011, 10:18
Photoshop не поддерживает формат файлов камеры Hasselblad. По крайней мере пока. Но даже когда и будет поддерживать, все равно не буду пользоваться, потому что родной Phocus намного корректнее!
   17 Мая 2011, 14:14
Thanks for lesson:0
   19 Июня 2011, 16:26
Не с целью критики: Почему бы для этой операции (выравнивание провалов без потери контраста) не воспользоваться кривыми в LR, тем более что они там теперь великолепно настраиваются на нужны диапазон?  Уверен что в вашем редакторе есть сходная функция, которая позволяет работать с заитемненными участками локально, без воздействия на весь снимок.
Пояснюсь: "протирка" слоев  - лично для меня это колосальная потеря по времени...  : ))
Oleg Tityaev   19 Июня 2011, 16:37
Все дело в том, что ручная обработка не сравнится с любой самой совершенной "автоматической". Я не призываю делать это всегда, но если вы хотите по настоящему качественную фотографию, имеете для этого желание, и, самое важное, время, то только аккуратная, вдумчивая, творческая, и, к сожалению, длительная работа над своей фотографией позволит вам получить действительно качественный результат.
levvlasov   27 Июля 2011, 12:15
Спасибо за статью - мне пригодилась и очень понравилось. 
Олег, интернет кишит предложениями по различным курсам студийной съемки, но зачастую после просмотра портфолио таких учителей все желание пропадает. В основном приходится заниматься самообразованием. Но где можно получить информацию о всем процессе съемки, от рождения идеи до постобработке. Узнать стандарты, которых следует придерживаться и т.д.
Как это делается на Западе? Понимаю, что невозможно на все это ответить, но буду рад любой информации. Спасибо!
William Rast   15 Февраля 2012, 02:05
Доброго времени суток Олег.
Очень интересно каким монитором вы пользуетесь при конвертации RAW и цветокоррекции.Столкнулся с покупкой монитора на IPS, оказалось очень много нюансов с отображением цветов, контраста и зрительно в целом.
Было бы здорово- пост от вас и ваших ребят, но я рад любому ответу!Заранее спасибо!
Oleg Tityaev   15 Февраля 2012, 07:18
Я обычно использую iMac 27 дюймов - наиболее универсальеное средство.
XandrIgri   17 Февраля 2013, 12:10
Спасибо большое за урок! 
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация