Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Съемка на location

Съемка на LOCATION

Когда вы работаете в студии, то всегда контролируете ситуацию и в любой момент можете поменять мощность любого источника света, а также его удаленность от модели. На улице же с естественным освещением такой контроль невозможен. Разве что частично вы можете применять свет, используя отражатели, рассеиватели или различные флаги. Но выход есть всегда, а именно использование дополнительного искусственного освещения. В этом случае появляется много преимуществ, хотя и в тоже время недостатков, но первые с головой компенсируют последние. Из плюсов хотелось бы отметить то, что благодаря дополнительному источнику, даже одному, вы можете дорисовать или перерисовать свет. Сделать картинку более объемной, добавить контровой свет и расширить динамический диапазон фотографии, а это так важно в яркую солнечную погоду, когда приходится выбирать между задним и передним планом в экспозиции. Если говорить о минусах, то вам придется таскать дополнительное оборудование, а это значит лишний вес, и, скорее всего, использование услуг ассистента или даже целой команды и транспорта.

 

Виды света

При съемке на улице могут применяться разные виды света. Условно свет можно поделить на два типа: импульсный и постоянный. Отличаются они характеристиками, такими как мощность, цветовая температура, длина импульса, а если говорить о габаритах самого оборудования – вес, мощность, длительность работы, удобство, цена.

Под импульсным светом подразумевается любой вид вспышек, начиная от накамерных и заканчивая батарейными генераторами и студийными моноблоками, которые можно использовать на улице, подключив их к источнику питания, например, с помощью бензинового генератора или инвертора. Импульсный свет имеет цветовую температуру 5600 K, практически, как и солнечный (расхождение в 100K для нас не так важно, если оно постоянно).

Постоянный свет подразумевает любой источник постоянного света, от простого накамерного и до профессионального кинооборудования. Цветовая температура у начальных моделей чаще всего 2800-3800K, в то время как у профессионального света 2800-7000K в зависимости от модели и области применения. Отличие данных видов света в том, что у них разный принцип работы. У импульса за короткое мгновение вырабатывается достаточное количество энергии, чтобы осветить необходимый участок даже на сильно закрытой диафрагме, начиная от F16 до F22. У постоянного света для получения такого эквивалентного количества энергии необходимо больше затрат и мощностей оборудования. Работая с постоянным светом, мы сразу видим, как он ложится на модель, а при использовании импульсного света мы должны примерно представлять, как он будет это делать, и контролировать положение и расстояние по тестовым снимкам, также нужно не забывать пользоваться флешметром. Мощности оборудования измеряются в джоулях (J), ведущих числах и люмен/Вт (l/w) для постоянного света.

 

Разновидности постоянного света

Постоянный свет, как и импульсный, применяется и на младших накамерных моделях, и на профессиональном студийном оборудование. У постоянного света множество решений, для того чтобы можно было комфортно снимать в любом месте, ведь фотосъемки часто требуют работать на location. Питание приборов возможно через аккумуляторные блоки или бензиновые генераторы. Постоянный свет может быть галогеновым, люминесцентным и, сравнительно новое решение, светодиодным (LED). Основные марки на сегодняшний день:

- Dedo Light

- Arri

- Lowel

- Sachtler

- Logocam

В среднем мощность колеблется от 125W до 20kW (студийное оборудование). Мобильное решение у каждого производителя свое, но в основном это диапазон мощностей от 125 до 1200W. Так у Arri для работы на location для этого есть Electronic Battery Ballasts, позволяющий подключать portable daylight systems мощностью до 1200W. Dedo Light, Lowel, Logocam предлагают нам обширный ряд моделей. Различные накамерные приборы с внешним питанием. Аксессуары для дополнительного питания, такие как пояс с аккумуляторными батареями емкостью 60WH (вват/часы) производства Dedo Light или большой батарейный блок Dedolight Big Pack 1 NHMB. У всех моделей есть аналоги среди других производителей. Это позволяет выбрать себе подходящее по цене и качеству. Все же постоянный свет целесообразнее использовать по его прямому назначению ­– в видеосъемке. Так как для фото требуется больше мощностей и другие параметры экспозиции, при фотосъемке потребуют больше технических затрат для решения задачи, нежели при использовании импульсного света.

 

Разновидности импульсного света

Импульсный свет бывает двух видов: накамерные вспышки и battery pack. Первые характеризуются ведущим числом (GN). Вторые мощностью в джоулях (J) или ступенях (f-stops). Накамерные вспышки бывают с ведущим числом от 28 до 250. Ведущее число вспышек понятие относительное, все зависит от zoom-рефлектора и объектива. Мощность Battery Pack может быть от 600 до 1200J. В среднем количество вспышек на полной мощности в нормальную погоду (в холодную погоду аккумулятор разряжается быстрее) до 250. Есть еще комбинированные решения, вроде инверторов, которые позволяют подключать обычные моноблоки от бортового питания автомобиля, или инвертор в варианте на аккумуляторах, для двух обычных студийных моноблоков, которые генерируют сетевое напряжение 220V.Такой вариант есть у Profoto– External power supply.

Накамерные вспышки:

- Canon

Macro Twin Lite MT-24 EX

Speedlight 430EX II

Speedlite 270EX

Speedlite 430EX

Speedlite 580EX II

- Nikon

Speedlight SB-900

Speedlight SB-800

Speedlight SB-700

Speedlight SB-600

Speedlight SB-400

Speedlight SB-R200

- Sigma 

EF 530 DG ST

EF 530 DG SUPER

EM-140 DG Ring Light Flash

- Metz 

Mecablitz 58 AF-2 digital

Mecablitz 50 AF-1 digital

Mecablitz 44 AF-1 digital

Mecablitz 36 AF-5 digital

Mecablitz 36 AF-4 digital

Mecablitz 24 AF-1 digital

Mecablitz 76 MZ-5 digital

Mecablitz 45 CL-4 digital

Mecablitz 54 MZ-4i digital

- Sunpack 

PZ42X

RD 2000

PF30X

PF20XD

Auto 16R pro

Auto DX-12R

PZ40X

PZ5000AF

 

Battery Pack:

- Hensel

Porty L 600

Porty L 1200

Porty Premium 1200

- Pro Foto

Pro-7b 1200

AcuteB2 600 AirS

Pro-B3 1200 AirS

- Broncolor

Mobil A2R 1200 J

VersoA2/A4 with Powerdock

- Bowens

Explorer 1500

- Elinchrom

Ranger RX

Ranger RX Speed

Ranger Quadra RX

 

Синхронизация

Для согласования вспышек с камерой можно использовать два способа. Первый, самый бюджетный, – это синхрокабель, но его минус в том, что подключить таким способом можно одну накамерную вспышку или один батарейный генератор. Второй, менее бюджетный, но самый надежный, — радиосинхронизатор. Этот способ позволит разбить свет на группы и спокойной работать даже на значительном удалении от приемника.Также некоторые  модели позволяют работать на очень коротких выдержках. Основные производители радиосинхронизаторов:

- Pocket Wizard

- Cactus

- Falcon Eyes

- Yongnuo

- Hensel

- Elinchrom

Многие производители импульсного оборудования предлагают свои радиосинхронизаторы, благодаря которым можно, помимо их прямого назначения, управлять пилотным и импульсным светом. В battery pack приемник уже встроен по умолчанию. Также все популярнее становится такой ход, как поддержка сторонних моделей синхронизаторов. А значит, вы можете работать с родного трансмиттера или же купить, к примеру, Pocket Wizard, и использовать его. У Elinchrom есть возможность работать с ноутбука.

 

Выставление экспозиции

Какие наши действия при использовании импульсного света на улице? Как замерять и правильно выставлять экспозицию? Существует правило, согласно которому, сначала мы замеряем дневной свет, а уж только после этого выставляем и замеряем импульсный свет. Есть некоторые нюансы  для 35-миллиметрового формата – максимально короткая выдержка при импульсном свете 1/200 FullFrame, 1/250 CropFrame, для среднеформатных камер и вообще камер с центральным затвором, они могут быть и 1/800 и 1/1600. Поэтому необходимо делать поправку при замере дневного света – выдержка 1/200 для 35 мм.

Алгоритм выставления экспозиции:

- Когда вы снимаете на улице в яркую солнечную погоду, необходимо пользоваться флешметром, поскольку из-за яркого света сложно оценить экспозицию по экрану фотокамеры. Вы должны контролировать солнечный и дополнительный источники света.
- При съемке с источником постоянного света мы визуально можем контролировать положение источника и расстояние до модели, а также его мощность. Но даже при таком визуальном контроле мы должны все дополнительно проверять флешметром. В данном случае экспозиция выставляется экспопарой – выдержкой и диафрагмой. (EV - Exposure value). К примеру, если F8 1/125, то при F4 1/500 будет одинаковая экспозиция.
-  При работе с импульсным источником света, экспозиция регулируется только диафрагмой, тогда как выдержка остается фиксированной.

 - Приведем самый простой пример для вспышки. Модель стоит спиной к солнцу. Мы замеряем значение диафрагмы участка, который освещен солнцем. Не забываем, что при импульсном источнике у нас фиксированное значение выдержки. Выставим 1/200 и замерим освещенный участок, будем считать, что флешметр показал значение F = 16 при 1/200, если бы мы снимали при таких значениях, то неосвещенный участок модели получился бы недоэкспонированным (примерно на одну ступень).

- Далее нам необходимо выставить мощность вспышки, чтобы она была равна полученному значению диафрагмы освещенного участка модели. Таким образом, мы выровняем свет. Если же вы хотите, скажем, затемнить задний план, то необходимо увеличить на одну ступень экспозицию (не забываем, что для импульса мы это делаем только диафрагмой) на камере и вспышке. При значении в 16 освещенного участка солнцем, нам необходимо закрыться до 22 и увеличить мощность вспышки, чтобы правильно проэкспонировать модель.

 

Примеры световых схем

Приведу для вас примеры световых схем с одним и несколькими источниками света. Имея всего один источник, вы можете снимать красивые и техничные фотографии, самое главное понимать, как будет ложиться свет, исходя из погодных условий и положения солнца. По сути, солнце – это тот же рефлектор, ведь чем дальше источник света, тем жестче от него свет. При наличии импульсного источника света с рефлектором или тарелкой можем поступить 3-мя способами.
 

Способ первый. Тарелка светит прямо на модель, солнце находится почти сзади модели, выполняя роль контрового света. Вообще снимая одним источником света, солнце чаще всего приходится  использовать как контровой свет. F18 ISO 100 1/200.

Фотограф Павел Кондратьев

 

Способ второй. Солнце и рефлектор находятся на одной оси. Получается два контровых источника света. При такой схеме чтобы правильно выставить экспозицию, мы сначала замеряем по солнцу, а уже после этого выставляем импульс. F16 ISO 100 1/200.
 

Фотограф Павел Кондратьев
 

Способ третий. Солнце находится сзади модели. Рефлектор находится строго спереди модели и светит под одним и тем же углом, что и солнце (насколько это возможно). Благодаря такой вот световой схеме солнце превращается в звезду. Для того чтобы перебить солнце, я использовал рефлектор. Мощность источника и расстояние были такими, чтобы на F22 нормально проэкспонировалась модель. F22 ISO 100 1/200.

Фотограф Павел Кондратьев
 

Способ четвертый. Снимая в одном из Парижских парков, мне приглянулся задник по свету и цвету, тогда была осень, и деревья выглядели просто шикарно. Уже был вечер, солнце на закате подсвечивало город и парк. Для портретной съемки без света пришлось бы ставить большие значения ISO и сильно открывать диафрагму. Я нашел решение и не ошибся. Взял обычную вспышку подключил к ней радиосинхронизацию. Выставил ее на полную мощность и попросил ассистента держать её за белым рассеивателем. Сначала я выставил экспозицию, для того чтобы проработать задник, а после этого начал выставлять свет. У меня вышли значения 1/60 F3.2 ISO 200.

Фотограф Павел Кондратьев
 

Все эти схемы были показаны для одного источника с минимумом аксессуаров. Но во всех этих случаях я прибегал к услугам ассистента. Он держал стойку в особо ветряную погоду, а иногда работал в качестве журавля, ставя источник света высоко над моделью. Как мы уже поняли солнце – рефлектор, нужно не забывать и использовать это свойство. В следующей статье будут описаны другие необычные схемы, в том числе и для двух источников света.

 

Дополнительные аксессуары: отражатели, рефлекторы, зонты, софтбоксы, рассеиватели

Все то, что мы обычно используем при работе в фотостудии, можно использовать на улице. Все те же насадки, отражатели, софбоксы, флаги и рассеиватели. Только улица диктует нам свои правила, нужно быть как можно мобильнее, поэтому вместо софтов мы будем использовать зонты, так как их проще собрать и разобрать. Скорее всего, вам понадобится отражатель серебристый/белый, рассеиватель. Зонт на просвет и отражение. Рефлектор, портретная тарелка. Стойки и грузы. Грузы необходимы в ветряную погоду, так как зонт будет как парус и может потянуть за собой всё оборудование, тем самым, разбив его. Вместо груза можно использовать батарейный генератор или рюкзак, положив их на стойку. Также не забываем про конверсионные и диффузные фильтры. Они могут понадобиться для сравнения или сдвига цветовой температуры, в случае диффузных смягчить свет, если это необходимо. У меня в кофре всегда лежит минимальный набор для съемки на улице. Импульсный аккумуляторный свет с одним источником, портретная тарелка и рассеиватель к ней, зонтичный рефлектор, зонт на просвет, на отражения двух видов с белым покрытием и серебристым для более жесткого света. Фильтры, как я уже говорил, конверсионные и диффузные. Флешметр.  Радиосинхронизатор. Запасной синхрокабель для форс-мажорных ситуаций на случай выхода из строя радиосинхронизатора. С недавних пор две накамерные вспышки и радиосинхронизаторы к ним.


Заключение

При работе с импульсом вне студии, на улице, вы должны использовать весь свой профессионализм. НеобходИмо иметь определенный багаж знаний, понимание того, как ложится свет, умение использовать имеющиеся, а иногда и быстро меняющиеся погодные условия. Не забывайте про особенности места съемки, ищите необычные решения и всячески старайтесь использовать пространство по максимуму. Идеальный вариант, когда вы заранее видите и знаете point, где будете снимать, а в запасе еще несколько точек съемки, и они предварительно хорошо изучены. Не стоит забывать, что в некоторых парках или местах отдыха требуется разрешение на профессиональную фотосъемку. Об этом лучше позаботиться заранее, чтобы не испортить свои планы.

Комментарии: 5   Просмотры: 29563    

Комментарии:

   16 Мая 2011, 12:45
Полезный материал. Спасибо! Хотелось бы еще узнать более подробно про источники постоянного света. Желательно с примерами световых схем.
   17 Мая 2011, 01:46
Павел, спасибо за материал
Будет очень интересно,если вы расскажете, какая мощность моноблоков достаточна (минимальная, оптимальная) при c'емке в солнечный день. Для одного источника, или двух,например.
   17 Мая 2011, 13:34
Елена по поводу источников постоянного света мы напишем в другой статье.
Световые схемы на мой взгляд такие же как и у импульсного света. Тут даже все проще - так как видно картинку сразу
 
 
Слава почти все генераторы имеют 1200 J на выходе
Этого достаточно чтобы перебить солнце
romarijii   4 Августа 2011, 15:03
Олег начитался и насмотрелся на ващи статьи. Некоторые нравятся очень, остольные чуть меньше. Вот решил проэперементировать импульсным и постоянным только за постоянный взял солнце на рассвете. Вот что получилось http://mamrukroma.blogspot.com/2014/11/blog-post.html 
tishkov   4 Октября 2013, 22:30
Солнце - это источник света , а не рефлектор. Слово рефлектор переводится на русский язык как отражатель. Отражатель и рефлектор одно и тоже.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация