Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Глава 4. Съемка на location с применением несветового оборудования

Олег Титяев. Глава 4. Съемка на LOCATION с применением несветового оборудования

Ну вот, наконец мы вооружились дополнительным оборудованием, и более того, наши ряды пополнились ассистентами, которые будут помогать нам в течение всей съемки.

Мы договорились, что во втором разделе будем говорить о всех вариантах съемки с использованием дополнительного оборудования и привлечения ассистентов. Всего, кроме студийного, да и не только, света.

Два основных прибора, которые мы можем видеть в руках любезно согласившихся с нами работать ассистенов - это отражатель и рассеиватель, иногда одновременно.

РАССЕИВАТЕЛЬ

Начнем с рассеивателя, в основе которого лежит диффузная (рассеивающая) ткань или гель (термостойкая матовая пленка). Основное назначение - это рассеивать свет, и за счет этого смягчать его. 

Но делать он это может по разному, в следствие нескольких его характеристик:

- Расстояние до объекта: чем ближе к поверхности рассеивателя находится объект съемки (а у нас это модель), тем более мягкий свет на нее падает. Ведь понятие мягкости света - это не что иное, как отношение однородно светящейся поверхности к расстоянию до модели - чем ближе к поверхности, тем отношение площади к поверхности увеличивается, делая свет более мягким,

- Площадь рассеивателя: соответственно, чем выше площадь рассеивателя, которая задействовано в работе, тем свет мягче, иногда чтобы смягчить свет, достаточно просто увеличить размер рассеивателя.

- Плотность диффузной ткани: чем выше эта характеристика, тем свет мягче. Вообще, если разбираться точно, то не совсем так, свет не становится мягче, т.е. площадь то светящейся поверхности осталась прежней. Да и расстояние не изменилось. Скорее изменилось соотношение прямого света, проходящего сквозь диффузную ткань, к рассеянному: едва матовая пленка пропустит большую часть прямого света и лишь рассеет его часть, оставив практически неизменными тени, в то время матовая пленка с низкой прозрачностью рассеет весь свет, доставив на поверхность только рассеянный свет и исключив попадание прямых лучей. 

Однако, получив в свое распоряжение такой прекрасный инструмент, мы вскоре обнаруживаем одно досадное свойство, которое сильно начинает влиять на картинку: это потеря света, чем выше матовость (диффузные свойства) ткани, тем больше она влияет на потери света.  Многие производители указывают потери, которые при это происходят: есть ткани и гели с потерей в 2 ступени, похожие на сильно матовое стекло, есть с потерей в 1/3 ступени, эти напоминают сильно прозрачный полиэтиленовый пакет.

Что в этом плохого? Ставя между солнцем и моделью рассеивающую ткань, мы получаем замечательный, красивый, мягкий свет. Мы даем модели возможность работать в намного более комфортных условиях: она уже не жмурится, и солнце не так припекает голову. Но мы теряем пару ступеней света на модели, и так как мы условились впредь, кроме специфических художественных случаев, экспонироваться по освещенным участкам кожи модели, вынуждены открыть диафрагму на те же пару ступеней (ну или удлинить выдержку), соответственно получив пересвеченный на ту же пару ступеней фон. 

И вот от красивого пейзажа осталось белое небо с едва угадываемыми деталями на горизонте. Конечно, есть определенная эстетика в таких фотографиях, и мы часто можем встертиь в журналах красивые фотографии, выполненные в такой технике. Пережженный фон подчеркивает ощущение обилия света. Он (фон) даже уже работает на композицию, как боке светосильного объектива, отделяет модель от фона. Пересеченный фон - это уже даже больше намек, зритель уже может домысливать. И целая история сделанная в таком стиле - это уже не одна бракованная фотография. 

Конечно, когда у нас нет сильно отступающего от моедли фона, а всю площадь кадра можно закрыть тенью от рассеивается, этот эффект не будет работать. Однако это уж очень узкое применение: надо отдавать себе отчет, что выход на локейшн - это погоня за объемом, пространством, а снимать весь день модель, стоящую у стены, можно и в студии в гораздо более привлекательных для всех условиях.

В то же время, не всегда это уместно: очень часто фон нужен, не всегда намек на него - это хорошо, когда фон работает на историю, намек на него не сильно подходит нам. 

Конечно, как мы неоднократно наблюдали на бэкстейджах, можно добавить немного света, параллельно солнцу. Сняли две ступени рассеивателем, добавили определенное количество импульсым светом (но это совсем другая история).

Второе, что нам также бросится в глаза: рассеиватель не бесконечен и отбарасывает тень. То есть если мы решим слелать ростовую фотографию, то на участке поверхности, на которой стоит модель, мы увидим тень от рассеивается. Она будет тем меньше заметна, чем неоднороднее и фактурнее поверхность (трава, вода и т.д.), однако в любом случае будет видна. Поэтому мы сразу резко сужаем диапазон применения рассеивается: если мы не смогли подобрать такой позы модели, такой композиции, ракурса, поверхности, которой она касается, и если таковая тень от рассеивается не является нашим "фирменным" стилевым изыском, мы должны с сожалением констатировать: ростовые фотографии, а также большинство фотографий, где модель касается поверхности (лежит на ней, облокачивается и т.д.) - исключены.

Итак что-же остается: неростовые фотографии, в которых модель не соприкасается с какими бы то нибыло поверхностями и сильно пересеченным фоном. Не густо… В то же время мы получаем красивый мягкий свет, комфортные условия работы модели.

Вообще надо сказать, что рассеиватели сильно отличаются по своим размерам, удобством обращения. Кроме совершенно безветренной погоды, каждый рассеиватель будет привязывать к себе одного ассистента, иначе работающий как парус, даже при небольшом ветерке будет безвозратно покидать съемочную площадку. Имеющие большую диффузную поверхность рассеиватели сильно громоздки в перевозке, требуют большого времени на сборку-разборку, требуют массивных крепких стоек с мешками песка в качестве утяжелителей. 

Все это делает рассеиватель довольно специфичным инструментом. Можем получить очень красивый, не сравнимый ни с каким другим типом съемки, свет, но в то же время это очень сложный, громоздкий и тяжелый инструмент. Конечно, простейший рассеиватель можно сделать и на основе студийной фрост-рамы ( к тому же если она разборная), однако на практике, если речь идет не о портрете, то для использования с солнечным светом требуются размеры больше, чем метр на метр. Отдельным "игроком" или в комплекте с мощным студийным светом уместнее бы выглядел рассеиватель размером 2 на 2 и более метров в метре-полутора от модели. Мы получим очень мягкий, рассеянный свет, сопоставимый с такого же размера софтбоксом, который было бы немыслимо перевести и собрать на локейшн. 

Кстати, рассеиватели в подавляющем количестве случаев имеют раму, и ткани которые мы можем в них использовать могут быть не только рассеивающие, но и отражающие, и мы, имея в комплекте насколько таких материалов, можем уже превратить громадный рассеиватель, в громадный отражатель. Поговорим про отражатели.

ОТРАЖАТЕЛЬ

Серебристые, золотистые, белые, смешанные, они снискали заслуженную славу у фотографов и являются одним из самых распространенных иструментов в руках ассистентов, помогающих фотографу сделать красивые фотографии. 

Я бы выделил три главных направления, три главных типа света, который может создать отражатель: 

- ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ, когда мы с помощью отражателя создаем подобие заполняющего света, направляя с противоположной от рисующего, чаще солнечного света, или со стороны фотографа, свет на модель или на отдельные участки. Задача здесь - сузить динамический диапазон на модели, подогнать его к возможностям матрицы вашей камеры, вытащить детали в тенях. Как известно главная добродетель заполняющего света - это его незаметность: поэтому тени от него должны быть как можно меньше и как можно мягче.  Поэтому всегда рекомендуется выбирать такое направление для заполняющего света, когда он идет от оси объектива камеры. В этом случае, при таком направлении света тени самые незаметные: максимально приближенный жесткий свет к объективу дает кольцевая вспышка, присмотритесь в таким фотографиям, они практически не имеют теней на моделе. Так же мягкие тени заполняющего света меньше видны и не вступают в конфронтацию с тенями основного, рисующего света.  

Иными словами, чем ближе отражатель к фотографу, и чем площадь отражателя больше, тем лучше. Заметьте, мы говорим сейчас именно об использовании отражателя в качестве заполняющего света. Однако как бы то ни было, фотограф как правило стоит спиной к солнцу и найти идеально положение отражателя, когда бы свет шел от камеры чрезвычайно сложно. Это либо рефлектор лежащий на земле, либо составленный практически параллельно оси камеры около нее. 

Выбрать такое положение и удерживать все время такой свет чрезвычайно сложно, поэтому как правило при боковом солнце наиболле эффективное с точки зрени передачи свет является освещение теневой стороны модели, конечно , чем больше это происходит тем менее заполняющим в классическом его понимании и более моделирующимм становится свет, идущий от отражателя.

В примере ниже справа от модели находится большой отражатель. Он то и "вытаскивает" тени, успешно работая на неконтрасный, однако жесткий световой рисунок солнечного света на модели.

Отражатель и рассеиватель в съемке на улице

 

- МОДЕЛИРУЮЩИЙ СВЕТ, когда мы используем отражатель для создания моделирующего света. Прорисовать контур на теневой стороне лица модели, подсветить волосы, детали одежды - здесь очень широкий диапазон. Самое частое применение здесь: это создание контровой полосы на модели или резкое освещение теневой стороны. Свет становится моделирующим тогда, когда он становится виден. То есть когда мы глядим не фотографию и видим, что здесь помимо солнца присутствует еще и дополнительные источники света, пусть созданные и отражателем, мы говорим уже о моделирующем свете. В принципе, это самое частое применение отражателя, отдают ли себе в этом отчет фотографы или нет.

На примере ниже я показал, как выглядит моделирующий свет. Солнце светит на модели справа. И хотя не первый взгляд кажется, что отражатель, который находится слева работает как заполняющий, однако это не так. Рисунок света, полученного от отражателя, явно виден, он уже выступает как мощный самостоятельный  инструмент, который дает выраженное световое пятно на модели. Однако это тот тонкий пример, который демонстрирует тонкую грань между заполняющим и моделирующим светом. Напомню одну из основных аксиом постановки света, в студии ли это происходит или на локейшн: отражатель, который стоит на теневой стороне модели - это не заполнение, это самостоятельный моделирующий источник света, который уже выступает как отдельный световой элемент.

Отражатель и рассеиватель в съемке на улице

- РИСУЮЩИЙ СВЕТ, когда мы рисуем отраженным светом, ставя модель в тень, спиной к солнцу и т.д. Это самый сложный вариант применения отражателя, обусловлено это тем, что в подавляющем количестве случаев красивый рисующий свет формируется за счет источника света, расположенного выше уровня глаз модели, или хотя бы на ней. И если мы хотим создать красивый рисующий свет, то первое, что мы должны сделать - это поднять отражатель выше глаз модели. А это уже сложно: ассистенту приходится стоять с высоко поднятыми руками, держать в них отражатель и при этом ловить нужные отражения солнечных лучей. Или приходится громоздить сложную конструкцию, которая тоже, как надо поинмать, не придать оперативности и легкости съемки. Те. отражатаель, которым ассистент светит "от живота" - это не рисующий свет. Бывают ситуации, когда такой свет уместен, но по моим представлениям, это не более 2-3% случаев и если вы увидите такой свет без четкого понимания, почему именно "он" здесь, то такой свет будет выглядеть небрежным, "ленивым" и неэстетичным.

Чаще, чтобы создать нужный рисующий свет в условиях яркого солнечного освещения, необязательно использовать большой отражатель. В руках ассистента вполен будет уместен небольшой отражатель, лучше серебристый, потому что он позводлит сохранить экспозиция на лице модели. Применение такого отражателя в качестве рисующего напоминает несколько применение студийного света с той лишь разницей, что здесь мы ловим отражение и связаны массой ограничений по положению источника света, его мощности и жесткости.

В примере ниже я расположил отражатель света немного выше модели справа от нас. Отраженные лучи контрового солнца дают на лице модели интересный рисунок, похожий на работу студийного света, гармонируя с существующим солнечным светом, который тут больше работает как контровый.

отражатель, рассеиватель, схемки на улице

Данные снимка:
Location: Улица Большая Дмитровка, Москва
Осветительное оборудование: Отражатель.
Камера: Canon 5D
Объектив: Canon 70-200 2.8
Фокусное расстояние: 200 mm
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000 секунды
ISO: 200

Продолжение следует...
Предыдущие главы:
Олег Титяев. Съемка на location. Глава 1. Введение.
Олег Титяев. Съемка на location. Глава 2. Подготовка.
Олег Титяев. Съемка на location. Глава 3. Съемка на location без применения технических средств.

Комментарии: 0   Просмотры: 33328    

Комментарии:

Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация