Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Глава 3. Съемка на location без применения технических средств.

Олег Титяев. Глава 3. Съемка на LOCATION без применения технических средств.

Итак, обсудив подготовку, эстетику, общую организацию, приступим теперь к решению практических вопросов, т.е. уже к проведению самой съемки на location.

Как я уже писал, основное отличие съемок на location без применения светового оборудование от всех остальных заключается в том, что вы понимаете, что будет большое количество брака, каждая фотография потребует значительной постобработки, в каждом конкретном случае вы будете очень сильно стеснены условиями света, количество ракурсов будет сужаться до обидно малого количества. С другой стороны, мы получаем динамику съемки, возможность очень быстрого перемещения из одного места в другое, отсутствие необходимости приглашать ассистента, таскать с собой большое количество света и аксессуаров. И именно эти преимущества позволяют нам порой сделать живую, искреннюю фотографию в отличие от ухода в постановочность, которую мы получаем в других, технически более сложных, видах съемки.Для меня, не привыкшего ловить эмоцию и позы модели, а скорее их формировать, находить эту необходимую эмоцию в несчетном количестве отснятых кадров, имеющего некоторый ресур оборудования и людей, безвозмедно в любой момент готовых мне помогать, такой вид съемки практически не рассматривается. Самый простой в организации, но самый сложный в реализации. И готовясь к коммерческой съемке или даже просто ответственной съемке "для себя", я конечно проработаю все технические и организационные вопросы.

Однако, настроения каждого фотографа постоянно трансформируются, и вот я в поиске более естественных, более живых фотографий, уже начинаю подумывать о том, чтобы провести несколько съемок в таком стиле: солнце, я и модель. Ну да, еще камера, как же я забыл :-) Увы, предварительно пригласив на постпродакшн хорошего специалиста.

Разобьем рассказ о съемке без применения дополнительных технических средств на несколько пунктов: солнце, тень, пасмурная погода, дополнительные источники света, нетривиальные световые схемы.

СОЛНЦЕ

Давайте сначала поговорим о солнце. Об открытом солнце. И давайте сразу поговорим о тех проблемах, который мы получим от этого  самого солнца.

1. О том, что "идеальный" свет находится на 45 градусов выше и на столько же в стороне не знает только "ленивый" фотограф. И если мы говорим о яркой солнечной погоде, и ждем именно таких теней по отношению к "плоскости лица модели" (прекрасное выражение - плоскость лица модели), то мы будем понимать, что мы получаем его процентах в 20-30 дневного времени суток, и процентах в 10 ракурсов. Т.е. из возможного времени, которое мы может провести на пленэре в солнечное время, совсем немногое время нам подходит. 

2. О том что солнце слепит и изнуряет своей жарой, а также сжигает кожу своим излучением мы забываем только на пляже вблиз теплого моря под зонтом. На локейшн эти приятные, дающие жизнь всему живому на Земле, свойства превращаются в бедствие для фотографа и модели. Мало того, что стоять на солнцепеке - это возможность получить солнечный удар, и невозможность для модели не жмуриться - я знаю всего несколько исключений - моделей, способных на солнце совершенно не жмуриться. (Секрет - пусть модель все время стоит с закрытыми глазами и открывает их по вашей команде за мгновения до срабатывания затвора). Так солнце еще заставляет модель потеть, а с этим получать соответствующей кондиции кожу, прическу, мэйкап. И если кепка или панамка - это средство в арсенале фотографа, то модель стоит как правило "один на одни с солнем, без доспехов" и часто именно ее терпение и энергия иссякают первыми.

3. Громадный динамический диапазон, не укладывающийся в динамический диапазон камеры. Пересвеченные участки, проваленные тени - все это следствие съемки под открытым солнцем. Как только мы выставляем экспозицию по солнечным участкам кожи, то получаем черные, неэстетические, лишенные каких бы то ни было деталей, тени. Наоборот, стоит нам пожелать увидеть эти детали, и мы получаем совершенно "пережженную" кожу на освещенную прямыми лучами Солнца участках кожи модели.

Олег Титяев. съемка на улице

Пример фотографии, когда в качестве рисующего света используются прямые солнечные лучи. Фотография сделана под палящими дневными лучами в майском Нью-Йорке. Я помню как модели было трудно работать в таких условиях, лучи напрямую падали на нее, и помимо жары, которую они несли, давали очень яркий свет, работать не зажмурившить при которых было невозможно. Поэтому на счет “три-четыре” модель открывала глаза, а я пытался сделать снимок. Но после нескольких попыток даже опытная, а главное мотивированная на результат, модель сдалась: глаза слезились, и работать дальше было просто невозможно.

Данные снимка:
Locatin: Lincoln Center for the Performing Arts, New York
Модель: Maria, Marilyn Modeling Agency, New York
Осветительное оборудование: Без дополнительного оборудования.
Камера: Hasselblad H3DII
Объектив: Hasselblad 80 mm 4.0
Фокусное расстояние: 80 mm (65 mm в пересчете на 35 mm камеру)
Диафрагма: f/7.0
Выдержка: 1/800 секунды
ISO: 100

Т.е. все вышеперечисленное делает съемку на Солнце совершенно неприемлемой. Да да, вы, Солнце и модель - это не самое желаемое практическими фотографами сочетание. Но в нас жив дух соперничества, и мы решаем, не взирая на предстоящие трудности, все же изнурять себя и модель такого рода съемкой. 

Что ж, тому могут быть многие причины: отсутствие какой бы то ни было тени (пустыня), представленную на короткое время возможность поснимать какую-то модель, наконец целесообразное помещение модели (а заодно и себя) в такие сложные условия с желанием наиболее реалистично передать ощущение "расплавляющей" жары потенциальному зрителю.

И хотя лучший способ съемки в солнечную погоду - это не снимать на этом самом Солнце, я все же попытаюсь дать несколько руководящих советов, позволяющих с максимальной эффективностью и "приятностью" провести отведенное для съемки время.

Первое - организация процесса: находитесь на солнце ровно столько сколько нужно, работайте максимально эффективно, время проведенное на солнце обратно пропорционально настроению модели и ее желанию работать.

Второе - не используйте автоматического режима съемки. Только М. На ярком солнце экспозиция не меняется довольно продолжительное время, мы четко знаем , какая нам нужна экспозиция, причем в подавляющем случае нам надо правильно проэкспонировать освещенные участки кожи модели: этот вариант однозначно побеждает в борьбе с желанием вытащить тени - пересвеченная в "0" (вернее в "256" ) кожа кажется безобразной и неэстетичной практически на любой фотографии. Тогда как автоматическая экспозиция, к тому же установленная по всему полю кадра, будет вам давать практически непредстказуемый вариант. Соотношения теневой и освещенной поверхности модели, яркий или темный фон будет давать все время совершенно неожиданный результат, который будет выпадать из диапазона, корректируемого RAW-конвертером.

Третье- выбирайте такие места, где вокруг много светлых строений, поверхностей, они уже сами по себе являются отражателями и способны помочь Вам "загнать" динамический диапазон картинки в таковой же вашей камеры. 

Четвертое - просите модель все время стоять с закрытыми глазами, если даже вам сейчас кажется, что она расслаблена, на фотографиях дома вы заметите красные, слезящиеся гласа, окаймленные напряженной мимической мускулаторой. Модель иногда просто не успевает среагировать, и если по вашей команде энергично откроет глаза, что на мгновение вы можете получить расслабленные глаза. Главное, чтобы модель (да и вы) была готова, заранее приняла позу, выражения лица, поняла направление взгляда. 

Пятое - как можно скорее "завязывать" с этим видом съемки и искать другие решения: тень, рефлексы, погода, облака  другие варианты.

ТЕНЬ

Часто перевод модели в тень с площадки, освещенной солнцем, дарит фотографу возможность снимать модель в мягком свете, в неконтрасной среде, в пространстве, укладывающимся в динамический диапазон камеры.

Однако вместе с этим о получает сразу неколько сложностей, которые накладывают весьма существенный отпечаток на создаваемые фотографии.

Пересвеченный задник. Как правило, сила света в тени на несколько ступеней меньше чем, на солнце, поэтому автоматически мы получаем пересвеченный на эти же несколько ступеней задник, если он конечно освещен солнцем. Такой же эффект мы получаем, когда используем рассеиватель, чтобы смягчить солнечные лучи: он прекрасно справляется с этой задачей, однако, степень "прекрасности” прямо пропорционален количеству ступеней, на которые он уменьшает экспозицию на модели. И даже иногда фотографы, чтобы восстановить картинку, ставят параллельно солнцу рефлектор, и возвращают суммарную экспозицию (солнце плюс вспышка) к первоначальному значению, получив мягкий, красивый свет на моделе, и резкий солнечный на освещенном вокруг пространстве.

Мы лишены в данном случае каких-либо технических средств, поэтому нам приходится с чем-то мириться, а с чем-то бороться.

Мирится с пересвеченным задником в принципе можно: широкое применение рассеивателей уже создало такой стиль фотографии, когда хорошо проэкспонированные модели с прекрасным светом на них представют на фоне весьма пересвеченного задника. Это уже превратилось в стиль, и почти белый задник с угадывающимися силуэтами зданий, деревьев вполне эстетичен, акцентирует внимание на моделях.

Однако иногда приходится и бороться: не всегда это соответствует нашим замыслам, мы получаем пятна освещенных и неосвещенных участков на заднем и переднем плане, которые не всегда эстетичны и композиционно выверены.

Поэтому нам приходится выбирать такие участки фона, которые не освещены солнцем (что, кстати, довольно часто легко получается при длиннофокусном объективе), “загонять” все съемочную площадку  в тень (что не всегда получается), а иногда просто ждать легкого (а иногда и не только легкого) облачка, которое закроет тенью интересующий нас задний план. 

Другая проблема с которой мы сталкиваемся в тени - свет идет не оттуда, откуда на надо. Если модель стоим в тени домов на узкой улице, или в аллее среди высоких деревьев, то свет будет падать сверху. Мы получим мягкий свет, но его направление будет вертикально светху вниз, и это будет похоже на большой софтбокс, подвешенный прямо над головой модели. Не очень эстетично!

С другой стороны, мы столкнемся с массой отражений. Все поверхности предметов, стены домов, листья деревьев, буду являться отражателями весьма существенно влияюшими на световой рисунок. Кроме того, все они могут вносить еще и “специфическую” окраску” фотографии. И мы можем получить уже свет снизу, сбоку, а иногда и несколько отражений, создающих “световую кашу”.

Поэтому, надо сразу определить источник, направление света. В жизни мы часто не замечаем “неправильный свет”, модель все время двигается, поэтому наш мозг получаеи некую результирующую всех положений модели, и как и с цветовой температурой не видим явных нарушений светового рисунка, переодя непривычные световые схему в понятные и приятние нам. На фотографии он сразу вылазит: когда мы рассматриваем застывшее изображение, то любая ошибка света, некрасивый свет, имеющий какие-то оттенки, сразу привлекает внимание, затмевая общую эстетику модели.

Поэтому если на солнце все более очевидно, есть направление света, оно видно, понятно, а самое главное, видно на лице модели, то в тени свет надо “искать”. И часто лучше всего - это огляделься вокруг, понять откуда идет свет, чем он сформирован, какие отражение вмешивются в световой рисунок. Ведь часто шаг-два в сторону, и свет на модели меняется радикально, хотя мы не меняем композиции рисунка, двигаясь с моделью. Далее, надо чаще смотреть на превьюшку камеры, это тот случай, когда это окупится: часто мы не видим как падает свет, (иногда то, что превалирует нижний свет над верхним можно понять только с помощью-того, что верхнияя часть носогубной склаки освещена сильнее нижней), и более часто, чем обычно, просмотр сделанных фотографий позволить нам более тщательно подбирать возможные решения при съемке модели в тени.

Олег Титяев

Пример

Данные снимка:
Location: улица Петровка, галерея перед торговым центром, Москва
Осветительное оборудование: Без дополнительного оборудования.
Камера: Canon 5D
Объектив: Canon 70-200 2.8
Фокусное расстояние: 200 mm
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200 секунды
ISO: 320

Наконец, все отражающие поверхности можно заставить работать на себя. Например, часто блики от окон на пару ступеней сильнеее, чем остальной свет в тени, и поставить модель в такой блик - это и выровнять экспозицию, и получить интересный блик (в зависимости от размера окна) на моделе. Часто стены, ворота, витрины, вывески являются источниками прикрасного, хорошо ложащегося на модель света.

Олег Титяев

Пример

Данные снимка:
Location: Мост над Третьм Траспортным Кольцов в районе Ленинградского проспекта, Москва
Осветительное оборудование: Без дополнительного оборудования. Модель освещена мягким светом, рассянным остеклением надземного перехода.
Камера: Canon 5D
Объектив: Canon 70-200 2.8
Фокусное расстояние: 200 mm
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1600 секунды
ISO: 250

Олег Титяев

Пример 

style="font-size: 10px; "> Данные снимка:
Location: улица Неглинная, напротив отеля “Метрополь”, Москва
Осветительное оборудование: Без дополнительного оборудования. Модель освещена мягким отраженным от стены светом.
Камера: Canon 5D
Объектив: Canon 70-200 2.8
Фокусное расстояние: 70 mm
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250 секунды
ISO: 100

ПАСМУРНАЯ ПОГОДА

Если нам “посчастливилось”, и мы проводим свою съемку в пасмурную (но будем надеяться, недождливую) погоду, то перед нами появляется громадное преимущество перед предыдущими видами съемки: мы получаем мягкоосвещенное, ровноосвещенное, имеющую близкую экспозицию по свему полю, пространство. И пусть фотография несколько жухнет, становится унылее и уже не привлекает такого внимания со стороны зрителей, но с точки зрения техники все идеально. 

Однако, первое с чем мы сталкивается - это облака выступают как большой рассеиватель, который обращен перпендикулярно земле и свет падает сверху. Чем более пасмурная погода, тем явнее этот эффект, свет теряет направление, связанное с солнцем, а становится похож на громадный софтбокс, расположенный над головой модели. Вроде бы и мягкий свет, но его расположение некрасиво, лицо становится фактурно, чрезмерно объемно, глаза провалены. И часто очень трудно найти приемлемое решение, во всех местах съемочной площадки над нами все тот же громадный софтбокс.

Другая проблема, это отсутствие объема фотографии. Все предметы, дома, люди освещены плоским мягким светом, все предметы лишены объема, яркости. Такая фотография вяглядит не очень ярко, эстетично, привлекательно, если, конечно этого мы не добиваемся умышленно, привнося в свою фотографии такой унылый, тоскливый вид.

В пасмурную погоду не поможешь ничем, ни отражателями, ни поиском положения модели, поэтому многие фотографы избегают такого рода съемок.

Олег Титяев

Пример

Данные снимка:
Location: Крымский мост, Москва
Осветительное оборудование: Без дополнительного оборудования.
Камера: Canon 5D
Объектив: Canon 70-200 2.8
Фокусное расстояние: 98 mm
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/500 секунды
ISO: 500

Предыдущие главы
Олег Титяев. Съемка на location. Глава 1. Введение.
Олег Титяев. Съемка на location. Глава 2. Подготовка.

Комментарии: 5   Просмотры: 40375    

Комментарии:

   6 Июня 2012, 14:50
Доброго времени суток! вчера был вторник с нетерпением ждем продолжения! с уважением Александр
fotojoy   2 Августа 2012, 19:50
Добрый день Олег.... а для чего поднимал ИСО если можно было выдержку сделать немного подлинее ведь это позволяло освещение ? какая цель ИСО была ?
Oleg Tityaev   6 Августа 2012, 03:22
Желание снимать на коротких выдержках. Объектив без стабилизатора и есть правило, что надо снимать на таких значениях выдержки, которые соответствуют значению фокусного расстояния объектива. При использовании длиннофокусного объектива шевеленка намного заметнее. Здесь самый длинный фокус 200 поэтому и выдержка должна быть короче 200. В данном случае да - можно было снизить немного ISO -  до 200. Выдержка была бы соответственно 1/200
fotojoy   6 Августа 2012, 21:05
то есть ради резкозти ? а после есть обработка шумадавами в данных случаях ? тоже пользуюсь 5д шумы видны когда исо использую, думаю какой шумадав подобрать чтоб работал с минимальными потерями
Oleg Tityaev   14 Сентября 2012, 20:25
Последний раз я использовал шумодав, когда снимал на Canon 5D. Давно это было. После этого даже забыл, как он выглядит! :-)
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация