Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Съемка на location. Подготовка.

Олег Титяев. Съемка на LOCATION. Глава 2. Подготовка.

Перед тем как переходить к практическим аспектам съемки, я бы хотел немного поговорить об организационных, подготовительных, правовых и технических вопросах.

 

ПЕРВОЕ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Выход на локэйшн - это всегда расходы. Финансовые, человеческие, технические. Если я готовлюсь к съемке на локэйшн, то в первую очередь стараюсь ответить себе на вопрос: "А зачем это вообще надо?".

Как правило, затраты на проведение съемок на улице не сопоставимы с таковыми в студии: как мы уже говорили и будем еще говорить, для выездной сессии требуется дополнительное, часто нестандартное оборудование, а также дополнительные люди, без которых провести съемку очень сложно. Нужно нанимать транспорт, который будет все это перевозить, организовывать в неприспособленных местах мэйкап модели, ее переодевания, хранение одежды, помещать модель в очень сложные условия работы на солнце, холоде, ветру, да еще и под пристальным вниманием любопытных людей. Т.е. делая это, мы должны четко понимать - зачем.

Поэтому здесь я попробую обозначить те моменты, о которых я думаю, взвешивая, стоит ли прикладывать ли все эти усилия и выходить на локэйшн.

Начнем с того, что если ко мне приходит частный клиент, то я его всеми силами буду отговаривать от уличной съемки. Даже если будет великолепная погода, а для съемки будет выбран приятный для прогулки и другого времяпровождения парк. Частному заказчику нужен результат, ему (чаще ей) нужен набор фотографий, на которых она представлена в лучшем "свете", раскрепощена, меняет много одежды, разных причесок и мэйкапов, да еще и фотографии должны быть разными, правда в той степени, которая соответствует широте "эстетического диапазона" заказчика. Ни одно из этих условий я выполнить не смогу, так как съемка будет медленной, переодеваться будет негде, за другим мэйкапом надо ехать куда-то или делать его здесь же на скамейке, свет будет в большинстве случаев "неправильным", модель вряд ли сможет работать в спокойных, комфортных условиях…

Т.е. за многочасовую, довольно утомительную для меня и для модели съемку я сделаю несколько фотографий, ценность которых для меня (намного, правда, более критично относящегося к результатам своей работы, чем частный заказчик) будет сомнительна. С другой стороны в неторопливых, "тепличных" студийных условиях, где есть возможность контролировать все нюансы, я смогу реализовать все, на что способен.

Да, я буду отговаривать частного заказчика всеми силами, и за всю мою фотографическую карьеру я сделал всего 2-3 съемки на улице. Здесь я имею в виду частные заказы, а не коммерческие и не свои творческие съемки. Если же заказчица меня все-таки уговорит, то я поставлю условия - увеличить бюджет на работу ассистента, продумать вопросы с транспортом и местами подготовки и переодеваний, а также заключить некий договор, снимающий с меня ответственность за то, что модель "вот как-то не так выглядит в этом свете". Кроме того, я возьму предоплату - на случай плохой погоды. Я ценю свое время, и переносить съемку несколько раз из-за дождя мне не очень интересно.

Современное развитие фотографии и особенно ее обработки позволяет довольно просто и быстро "шлепать" для частных заказчиков фотографии «на локэйшн» у себя в студии. Обзаведитесь набором файлов с красивыми пейзажами, и вы в мгновение ока, поставив модель перед хромакеем и выставив соответствующий пейзажу свет, переместите модель в весенний Париж, заснеженные Альпы или лазурные тропические атоллы. Ничего нет проще.  Это эффективнее, дешевле и надежнее, а часто даже красивее, чем в реальных условиях, ваши модели будут довольны, благодарные зрители взорвутся сотнями комментов на Фотосайте, а главное довольно быстро вы обзаведетесь клиентурой, желающей таким образом пополнить свой домашний альбом фотографий.
Если вы на этих снимках еще будете немного удлинять ноги и увеличивать бюст, то вас будут буквально раздирать жаждущие "великолепных" фотографий клиенты.

Другое дело, если приходит коммерческий заказчик. Как правило, тогда location - не просто желание "пощелкать" красивых карточек на улице и приукрасить их надоевшими всем городскими видами. Это, скорее всего, концепция, а против концепции не попрешь, да и не надо. К тому же довольно часто этот локэйшн находится в другом городе, иногда даже за границей, и этот заказ уже превращается в целый грандиозный проект, воодушевляющий и вдохновляющий неизведанными и незнакомыми далями. Т.е. здесь ожиданием будет не набор картинок, а погружение модели (или моделей) в среду, где они станут частью истории, начнут взаимодействовать окружающей реальностью и даже играть в ней какие-то роли. Обычно бюджеты в подобных заказах другие, съемка проводится уже не первая, и заказчик имеет представления о том, с каким количеством хлопот и проблем он столкнется. Поэтому все, что мне понадобится в процессе подготовки самой съемки и последующего постпродакшена, будет отражаться новыми строчками в смете, которую я представлю: переодеваний в туалете кафе не будет, за сникерсами ассистент в ларек не побежит, а подруги или друзья заказчика не буду мучиться, сворачивая отражатель. Будут внесены разумные ограничения - по количеству луков, комплектов одежды, количеству переездов. Все это будет организовано мной (это в условиях кризиса, а до него, и я надеюсь после того, как кризис закончится, специально нанятыми продакшн компанией или продюсером), оплачено не мной, и сильно-сильно мною ограничено.

Наконец, что касается моих творческих съемок. Поясню еще раз, что я вкладываю в понятие «творческая съемка»: я делаю фотографии для своего проекта; съемку для журнала, либо потенциальную съемку для журнала; отрабатываю какие-то новые технологии съемки или пробую новое оборудование; "пристреливаю" новые места для съемки; снимаю новых моделей или пытаюсь сделать какую-то яркую необычную фотографию, способную занять подобающее место в моем портфолио и удивить, в итоге, потенциального заказчика. Еще одна возможная цель такой сессии - сделать заготовки под последующие коммерческие съемки, этакие образцы, которые я буду перелистывать перед заказчиком, демонстрируя потенциальные варианты реализации заказа, может быть, подсказывающие дальнейший ход мыслей команде, формирующей идеи для съемки.

Т.е. все то, что не дает сиюминутной "выгоды", но как раз и делает из нас квалифицированных, узнаваемых, и главное "успешных" фотографов. Это такие съемки, которые влекут за собой неадекватные на первый взгляд физические, временные и финансовые затраты, но в дальнейшем превращаются в "прекрасные" заказы, с лихвой окупающие все вложения в них. Вообще, конечно, я неоднократно заявлял, что в подавляющем количестве случаев коммерческие и частные съемки, представляют собою довольно скучные мероприятия, загнанные в жесткие рамки техзадания и эстетического мировоззрения клиента, и не представляющие для меня никакого, кроме, финансового интереса. Но это так, лирическое отступление…)

Когда дело касается моих творческих съемок: я пойду "на локейшн", как только почувствую в этом необходимость – если мне нужна яркость истории, которую могут обеспечить те или иные места; возможность дать модели играть и импровизировать в реалистичной обстановке, дать ей (модели) возможность большего позирования - диапазона движений, эмоций, настроений, необычайный выбор композиционных решений, наконец, просто за некоторой непредсказуемостью, широкой платформой для вдохновения, появляющейся в меняющейся обстановке.

Итак, для частных заказчиков я буду отказываться, как могу, от съемки на локэйшн.
От коммерческих заказчиков буду добиваться максимального повышения бюджета, ответственности и вовлеченности, с лихвой окупая возросшее техническое и физическое напряжение на съемке новыми строками в бюджете.
А для своих, "творческих" съемок буду руководствоваться только одним принципом: "надо - значит надо", забывая иногда про длительную подготовку, финансовые вложения и непредсказуемость процесса.

 

ВТОРОЕ - ПОДГОТОВКА

Если вы гуляете с девушкой и "случайно" захватили камеру (хотя я и не рекомендую ее захватывать), то можете себе позволить без подготовки расслабленно пройтись по летним московским (или не только) улицам, наслаждаясь милыми пейзажами, общением с прекрасной девушкой и привнося некоторую смысловую завершенность тратам ее времени и сил. В этом случае, вы явно не руководствуетесь страстным желанием делать "шедевры" один за другим.

Но если вы понимаете важность конечного результата, будь то несколько фотографий для домашнего альбома обеспеченного заказчика, съемка каталога или даже смутные устремления выразить в красивых картинках свой хлещущий наружу творческий потенциал, вы должны четко знать, что, где, во сколько, и как будете делать.  

Я точно знаю, что чем больше потрачу времени на подготовку, тем более качественный и предсказуемый результат получу.

Отдельно нужно сказать пару слов о "предсказуемости". За время моих занятий фотографией я сделал парадоксальный вывод о том, что чем более "слепо" следуешь обдуманному плану съемки, чем меньше ты меняешь "стратегическую линию" и меньше думаешь в процессе съемки над возможностью сказать что-то новое и удивительное, а больше времени уделяешь деталям, тем более качественный результат ты получишь. Я очень творческий человек, и часто вижу в процессе съемки что-то новое, пытаюсь привнести какие-то драматические изменения в сюжет или применяемые световые решения. Иногда, даже просто постоянное сомнение в качестве проводимой съемки заставляет искать новый подход, стремишься удивить, "драматизировать" и т.д. проводимую съемку. Однако более спокойные заказчики давали мне хорошие уроки, настаивая на том, чтобы четко следовать заданному направлению съемки, и я, сопротивляясь в начале, но сдаваясь на определенном этапе, вдруг обнаруживал в итоге, при ретуши съемки, при сдаче работы, результат, гораздо лучший, чем ожидал. Метания, сомнения, окрыленность, излишняя импровизация довольно вредны во время съемки, и хотя они и влияют благоприятно на формирование вашего эстетического фона, в процессе конечной реализации идей эти факторы только мешают.

Выходя на локэйшн, я имею продуманный, четкий план, с возможностью каких-то запасных решений в случае изменения погодных условий, с уже обследованными местами, и пониманием, где и "какое" будет солнце, затем провожу четкий инструктаж всего персонала, объясняя что, от кого, когда и где будет нужно – все это залог успешной съемки. Не "прибежим на локэйшн и наделаем много-много классных фоточек", а "тихонько спустимся и сделаем все, что надо". Ну, в общем, вы знаете…

Мне вспоминается рассказ одного фотографа о съемке Патрика Демаршелье, которая проводилась в Питере для западного глянцевого журнала. Исходя из готовой концепции, питерской команде, поддерживающей съемку на месте, было дано задание заранее отснять все соответствующие истории места. Было сделано колоссальное количество кадров. Через некоторое время пришел список мест, которые утверждены известным фотографом в качестве конечных для реализации истории и просьба отснять как можно больше ракурсов утвержденных мест, с указанием положения солнца и точного времени. Третьим этапом было утверждение "финальных ракурсов" и времени съемки, а также просьба сделать окончательную схему мест в определенное время суток с указанием всех существующих параметров по экспозиции, планами и т.д. Каково было изумление "наших", когда "их" команда приехала с готовыми схемами расстановки оборудования, поз и положений модели, наконец, технических параметров. В процессе съемки никто не переставлял свет по 20 раз, фотограф не бегал, восхищенно махая руками и меняя схему в угоду увиденному красивому домику или открывшейся "вдруг" перспективе. Все работали четко, каждый знал свое место, работа проходила быстро и эффективно.

Рассказывая несколько раз эту поучительную историю на мастер-классах, я порой сталкивался с интересной позицией многих фотографов, говорящих: где "огонь", где полет мысли, где буйство творческой фантазии, эмоциональный взрыв, волнующее напряжение, таинство момента.

Все это было, но только не в момент самой съемки, когда ценится каждая минута, а во время подготовки. Я считаю (и нахожу этому подтверждение у многих признанных мэтров фотографии) что такая непредсказуемость, муки творчества и оставленная "частичка души" именно на этапе подготовки, говорят о профессионализме. Профессионал как можно меньше оставляет неопределенностей на момент начала самой работы, он как проектировщик четко и по деталям разрисовывает весь процесс, оставляя для финального этапа лишь точные, уверенные, завершающиеся предсказуемым результатом действия.

Я стараюсь делать именно так (стараюсь, но, грешен, не всегда следую этому правилу)… Чем больше я занимаюсь фотографией, чем больше становлюсь профессионалом, тем в большей степени руководствуюсь этими правилами. Вообще, здесь мы сталкиваемся с проблемами нашего образования, или его отсутствия. Мне кажется, что западная схема обучения, в том числе обучения фотографа, это обучение навыкам построения алгоритма действия, поведения, взаимодействия с другими людьми; четким схемам действия в сложных ситуациях. Наша система образования больше напоминает напичкивание знаниями, с которыми потом ученик попросту не знает что делать в дальнейшем. Принцип "начнем, а потом посмотрим, что получится" еще очень силен среди фотографов и надо выдавливать его из себя вместе с "рабством" по капле, ставя, обдумывая и разрешая как можно больше вопросов до начала съемки.

ИТАК, я обязательно должен заранее пройдись по "локэйшн". Должны это сделать и вы. Не поленившись взять с собой блокнот, экспонометр и какую-нибудь цифромыльницу - таскать тяжелую сумку с основной камерой здесь совершенно не обязательно.

Первое - определиться с местами. Если это коммерческая съемка каталога, где надо снять неимоверное количество одежды и не будет возможности переезжать с места на место, съемочные места будут где-то рядом, а возможно, и вообще это будет одна точка положения модели, просто будут меняться ракурсы, позы и свет… Если это какая-то длинная история, более реалистичная, то конечные места съемки модели могут быть на довольно внушительном расстоянии друг от друга. Но в том, и в другом случае, нужно четко знать где, что и в каком ракурсе мы снимаем.

Второе - надо сделать снимок предполагаемого места, причем с тем фокусным расстоянием, с которым вы планируете делать финальный кадр. Я снимаю на фикс-объективы, поэтому у меня есть четкое представление, каким объективом я буду делать кадр - каждый мой объектив - это совершенно иное измерение, ощущение пространства, расположения модели в кадре. Поэтому мне важно как впишется модель. Я знаю фокусное расстояние своего мобильного телефона и, с определенной погрешностью (он не так, к сожалению широк, как мой 35 mm объектив), могу представить как будет выглядеть финальный кадр при разных фокусных расстояниях. Потом я буду видеть эти фотографии перед собой в момент подготовки, и мои мысли по поводу предстоящей съемки будут опираться на готовые композиционные решения, во многом продиктованные существующим настроением и особенностями выбранного "локэйшн". Я буду привязан к ним, и мне намного проще будет привносить "конкретику" в сложившийся сюжет, чем думать о "глобальном и вечном и чего бы там наснимать такого-растакого". К тому же эти фотографии будут разосланы всем участникам вашей команды, что сильно упростит задачи в подготовке и составлении плана стилистам, визажистам, ассистентам.

Третье - вы должны сделать "план" съемки. Определить где находится солнце или где оно будет находиться в предполагаемое время суток. В Нью-Йорке, который построен по сетке, это вообще легко делать, я знаю, во сколько под каким углом солнце находится по отношению к конкретным streets и avenues. В Москве немного сложнее, но сделайте на карте обозначения, во сколько и под каким углом светит солнце и вы с большой долей вероятности, взглянув на карту, сможете определить предполагаемое положение. Не лишним будет замерить экспозицию - эта информация важна для установки света, всевозможных аксессуаров, понимания какое оборудование нужно привезти на место.

Четвертое - определить для себя некий диапазон вероятностей: что если вдруг будет пасмурно или в самый решающий момент грандиозную "даль" закроет туристический автобус, что будет, если вы столкнетесь с непониманием блюстителей порядка. Наконец, отдавая должное гениальным возможностям великих фотографов в их возможности вот так прийти на локейшн, раздать всем задания и сделать фотографию (ну или их набор) с одним и тем же самым положением модели и ракурсом, мы все же оставляем за собой (и я увы так делаю) некоторый диапазон возможностей, почву для "пульсирующего внутри чувства прекрасного, не позволяющего вот просто так прийти сделать один кадр и потом поехать дальше". Все равно, я в любом кадре стараюсь сделать "базовую" работу, где с определенной долей консерватизма отработаю то, что задумано, и "творческую" часть, попробовав хоть на несколько кадров, на несколько перемещений света отойти от заданной схемы, получив более непредсказуемые результаты, выходящие за грань ожидаемых ограничений. Увы, грешен…

Поверьте, если вы выполните все четыре условия, то подготовка к съемке превратится из "мук творчества" в грамотный, приятный, а самое главное высокоэффективный процесс. Вы не будете думать о "вечном", вы будете думать о деталях, вы будете думать о правильном, красивом, эффектном воплощении придуманной вами или кем-то еще истории.

 

ТРЕТЬЕ - СЪЕМКА

Наконец, наступил долгожданные день съемки. Долгожданный и волнительный, потому что если это не так, вы не волнуетесь и вы не находите себе места в ожидании предстоящей съемки, вам надо подумать о том, чтобы сменить профессию. Я как-то слышал такую фразу, что актеры волнуются перед каждым выходом на сцену к зрителям, и состоявшиеся, именитые актеры рассказывают в своих интервью, что робеют как дети, с ужасом отсчитывая минуты перед предстоящим выходом на сцену. Считается, что актер перестает существовать, когда сиживает это чувство. Вернее здесь по другому: это чувство вдруг проходит, когда актер перестает быть Актером: человеком творческим, ищущим, сомневающимся, взволнованным, переживающим… Совершенно иным, каким он предстает нам уже в соей сценической ипостаси, первоплтившимся в другого человеком, реализующим кем-то написанным и четко осознаваимым и понимаемым им сюжетом.

Вот мне и кажется, что фотографе должен быть также: мучаться, переживать, искать, сомневаться, отказываться от чего-то, находить, терять, переворачивать, в момент подготовки, в момент ожидания. И быть толковым, грамотным, организованным реаниматором всего этого пережитого, "написанного им самим или кем-то другим спектакля" на съемочной площадке.

Благо, когда есть продюсер, который берет на себя глобальные вопросы подготовки: транспорт, еда, гримерки, все согласования, какие-то детали предстоящей съемки. Это всегда благо, но в любом случае на фотографе остается огромное количество вопросов, и по тому как грамотно он будет их решать зависит успех.

Во первых все должны четко знать, что, как и во сколько должен делать. Если это переезд с одного места на другое, то вы должны знать сколько времени у вас будет на "развертывание оборудования и его настройку", таким образом визажисты, стилисты будут знать сколько у них времени. Например, у меня бул случай, что снимая большой календал для страховой компании, мы выбрали одним из мест съемок Московский Университет - место, накодящееся под довольно пристальным вниманием органов правопорядка. Причем та помпа с которой передвигалась наша съемочная бригада (у нас было четыре модели - а наши модели меньше, чем на "Лексусах" и "Мерседесах" не ездят) привлекла сразу же внимание милиции, и довольно неприметная машина, стоящая в темноте под деревьями вдруг разразилась истошным воем милицейской сирены, и пузатый вальяжный московский милиционер настойчиво поинтересовался, что мы тут собираемся делать. Причем словосочетание "хотим тут пофотаца" я вно не было среди предполагаемых ответов. Благо, наши очаровательные модели, выпорхнув из своих не менее очаровательных автомобилей, начали улыбаться блюстителю порядка, умоляя его разрешить сделать несколько, "ну всего парочку кадров" для домашнего альбома. То ли смущенный их очарованием, то ли поверивший их рассказу, а на самом деле, видимо, имеющий некий "лимит терпимости", вызванный своей "правовой неправотой" (никто ж не запрещает) буркнул "У вас 5 минут" и после этого уже с выключенной сиреной ретировался и с первоначального места своей дислокации с ленивым любопытством начал наболюдать зха происходящим. 

Но время пошло, и мы должны действовать четко: здесь свет, здесь модели ( а модели с мотоциклами, а мотоциклисты привезли все это мотоциклы в обмен на обещание быть с ними сфотографированными). Поэтому пока модели переодеваются, им поправлят прически, мэйкап, я делаю пристрелку ракурса, двигая мотоциклистов, их мотоциклы, меняя точки съемки. Наконец, свет готов, все работает подключено, (постарались ассистенты), я уже под готовые значении выдержки и диафрагмы (выставленной по заднему плану - в данном случае Университету, начинаю давать команды увеличить или уменьшить свет (а мы использовали всего два больших зонта). Наконец команда "Модели вместо мотоциклистов" - и на уже готовую площадку встают модели, которые четко знают, что и как делать, им уже до того много раз рассказывали, как они должны себя вести, что делать, а главное что не делать). 3 минуты съемки, минута на сборы, все - мы едем дальше…

Такое выстраивание съемки, где каждый знает что ему делать, но каждый действует в рамках общего плана и не должен отступать от него, больше конечно характерно для западного подхода к фотографическому процессу. С каким умилением я часто наблюдал в Нью-Йорке за работой слаженного механизма, именуемого съемочной командой. В голову приходят аллегории типа "шестеренки большого механизма", и это так, у нас совсем по другому, и потому, насколько я могу взвинтить темп съемки, насколько я смогу раздать четкие, понятные задания всем участникам моей команды, я приближаюсь к понятию "идеальная съемка". Иногда слышишь такие мнения, что, дескать, съемка, это творческий процесс, и излишнее "омеханизирование" вредит… Я часто наблюдаю за съемками, которые проводятся в Москве, и наряду с прекрасными образцами организованной, последовательной, продуманной съемки, большинство наших съемок - это такой неторопливый, расхлябанные процесс, где часто многие даже и не знают целей, задач, необходимого результата. Все кивают друг на друга, часто с той целью, чтобы в итоге на оказаться виноватым (или виноватой) за провал.

Поэтому, старайтесь сразу сделать план съемки. Расписать количество образов, их распределение по времени, понять сколько времени у вас потребуется на каждый образ: а это переезд с места на места (а мы говорим о съемке на локейшн), это время подготовки моделей (мэйкап, волосы, одежда), развертывание оборудование (работа ассистентов), это проведение самой съемки (а время на съемочной площадке, увы, бежит быстрее, чем в реальной жизни). Я взял за правило просить ассистента вести хронометраж: есть план, лимит времени для каждого образа. И мне постоянно говорят: осталось полчаса, осталось 15 минут, осталось 5 минут, все!!!

Я помню, как на заре своей фотографической карьеры я должен был снимать коллекцию свадебных платьев, и для этого на целый день было получено разрешение на съемку в загородном отеле. Платьев было около 25 и сложно представить. что меня подвигло снимать первое платье 3 часа. Я носился по всему отелю, по окружающим его лужайкам, страстно желая найти то уникальное, восхитительное место, которое украсит собой фотографию. Второе платье я снимал уже 1 час. Последние мы снимали в 1 час ночи, по 5 минут на каждое, все были вымотаны, и только дисциплинированность моделей, воспитанная и закаленная ранее работой за границей, позволили нам довести ее до конца, а не произнести сакраментальное: "Ну не успели сегодня, ну не получилось…" Это было на заре, и сейчас я не хочу, и не советую повторять таких ошибок: еще раз повторим - четкий план, ясные понятные задачи, понимание конечной цели, дисциплина - вот далеко неполная, но очень важная часть составляющей успеха фотосессии.

Но часто одного желания мало, надо тренировать свою команду. Каждая съемка - это для меня "учения" для предстоящей, я выявляю слабые стороны, провожу "разбор полетов". К следующей съемке накладок должно быть меньше, и если они возникают, винить вы должны прежде всего самого себя, а не свою команду.

Ну, теперь, когда мы провели такую подготовку, провели тренинг своей команды, сами осознали важность задачи и свою ответственность в ее реализации, мы, наконец, можем обсудить уже детали...

 

Продолжение следует...

Предыдущие главы из этой книги:

Глава 1. Введение.

Комментарии: 4   Просмотры: 31109    

Комментарии:

Аркадий Курта   30 Мая 2012, 21:31
Олег,не совсем понял следующую фразу
 
"Обзаведитесь набором файлов с красивыми пейзажами, и вы в мгновение ока, поставив модель перед хромакеем и выставив соответствующий пейзажу свет, переместите модель в весенний Париж"
 
Что означает набор файлов с красивыми пейзажами?
Это что вместо фона подставлять в фотошопе какую то картинку?
Если я конечно правильно понял,ничего подобного кстати в твоих работах я не видел.
Если не затруднит,отвечай на "ТЫ",ты сам предложил это на МК ;))
Oleg Tityaev   30 Мая 2012, 22:54
ОК. Я же пишу об этом как о пути наименьшего сопротивления. Который, кстати, иногда приносит хороший результат. Я так конечно не снимаю, но несколько раз видел такую прекрасную реализацию, что не мог понять рельная это фотография или нет! Так что у каждого свой путь!
   16 Июня 2012, 17:13
Посмотрите работы Joel Grimes, он практикует такую технику и довольно успешно.
romanstriga   14 Ноября 2013, 14:37
Олег, отличная статья, спасибо.
(попросите редакторов подправить грамматические ошибки - их много)
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация