Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Олег Титяев. Жесткий свет

Жесткий свет

Жесткий свет в этой классификации – это такой свет, при которой мы видим довольно резкие границы теней, однако они уже не превращаются в невидимую глазу нить, а довольно широки и растушеваны. Тень четно повторяет форму объекта, от которой происходит, однако уже мелкие детали не видны, они пропадают в несколько растушеванной границе теней.
Такой свет мы можем получить как с помощью традиционных жестких источников света, таких как стандартный рефлектор, рефлектор увеличенного размера, типа Magnum или аналогичных приборов, так и с помощью портретной тарелки, маленького зонта или софтбокса, если отнести его хотя бы на полтора-два метра от модели. Наконец обычный софтбокс, отнесенный на несколько метров даст относительно жесткий свет. Посмотрите на эти три фотографии: 

Жесткий свет  Жесткий свет  Жесткий свет

Первый снимок я получил используя стандартный рефлектор. Относительно большой размер тени возник из-за того, что для того, чтобы получить жесткий свет, я придвинул рефлектор вплотную к «модели». Слишком большое, даже в несколько метров, расстояние превратила бы его в супержесткий, с резкой, превращающейся в тонкие линии границей теней. Однако на двух других снимках жесткий свет получен совсем не обычным образом. На среднем снимке софтбокс, который я отнес на расстояние 6 метров, а вот на последнем, третьем снимке, сопоставимый по жесткости свет получился вообще на отражении от стены, правда придвинут был рефлектор довольно близко к стене (площадь отражения резко уменьшалась), а в качестве отражателя была выбрана такая стена, которая отступала от прибора на те же 6 метров.
Посмотрите, если не учитывать относительный размер тени, то жесткость практически одинаковая, хотя насколько разных по своему типу и первоначальной ожидаемой жесткости мы получили.
Но все же чаще всего мы получаем такой свет от открытых источников и самым частым прибором, который для этого используется, является стандартный рефлектор. Однако, я здесь хотел бы вам предостеречь от одной из самых частых ошибок, которые делают фотографы, работая с рефлектором. Дело в том, что рефлектор имеет как бы два источника света – прямой свет от самой импульсной лампы и отражения, которые идут от внутренней поверхности рефлектора. Они неравноценны, и часто при их микшировании получаются неровные границы, они ступенчаты, неряшливы и неэстетичны и многие фотографы перестают снимать жестким светом, видя такие небрежные, как будто плохо прорисованные границы.
Задача решается очень легко. Посмотрите вот на эти фотографии:

Жесткий свет  Жесткий свет

Они не отличаются ничем, только степенью растушеванности, т.е. плавности перехода на границе теней. Не ее шириной (что и определяет жесткость света), а именно плавностью границы теней. На левом снимке вы видите заметные ступеньки, справа граница имеет ту же ширину, однако она плавная, без видимых ступенек.
Все дело в том, что левый снимок сделан открытым рефлектором, а вот на снимке справа на рефлектор надет диффузный фильтр. Вы видите, что он никак не вмешался в жесткость света (вопреки весьма расхожему заблуждению), однако очень существенно вмешался в растушеванность границ, сделав их плавными, опрятными и эстетичными.
Жесткий свет нужен тогда, когда нужна драматичность в фотографии с выраженными тенями, которые однако не давили бы своей предельной жесткостью и четкостью. Жесткий свет нужен для того, чтобы лучше передать и обозначить форму снимаемых предметов, будь то натюрморт или лицо прекрасной модели. Жесткий свет нужен тогда, когда мы создаем контрастные, эффектные фотографии, в которых надо контролировать каждый участков освещаемой поверхности. Можно много перечислять области применения, однако проще сказать так – жесткий свет нужен тогда, когда мы видим тени, используем их и обращает весь тот объем, драматизм, красоту, которую они дарят на свою сторону, подчеркивая ими красоту модели, придавая фотографии объем и подчеркивая фактуру всех поверхностей, которые попадают в кадр.
Такого света обычно боятся новички, но любят профессионалы. Особенно много ими снимаю те, кто хочет передать красоту модели (если правда есть, что передавать). Именно такой свет обрекает фотографа на большие сложности, потому что требует очень скрупулёзного управления им с учетом множества факторов, но в то же время дает ему незаменимый инструмент, по своему эстетическому влиянию мало сопоставимый с каким-то другим типом света.
Посмотрите на те фотографии, которые я подобрал в качестве иллюстрации применении жесткого света:

Жесткий свет Жесткий свет Жесткий свет
Жесткий свет Жесткий свет
Жесткий свет Жесткий свет Жесткий свет

Вы видите, что в каждой их них жесткий свет помимо того, что создает контрастный, драматичный рисунок, еще весомо присутствует в кадре в виде жестких, хорошо прорисованных теней, которые придают яркий подчерк и стиль фотографии.

В следующей статье мы поговорим про мягкий свет.

Комментарии: 2   Просмотры: 24797    

Комментарии:

Александр Варыханов   20 Декабря 2013, 21:51
 очень красиво- потрясающий свет особенно на 7-м кадре портрета !!!Девушка выглядит загадочной, уютной, оторванной от лишнего окружения ! 
Igoris Petinas Fotografas   22 Марта 2014, 10:49
Доступно и просто изложено. Отличная статья
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация