Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Игра в Линдберга. Использование постоянного света в студии. Линза Френеля.

Игра в Линдберга

Filmgear использование постоянного света в студии

Многие любят киношный свет. Даже не понимая, зачем он нужен, какие задачи выполняет, какие преимущества он дает, любят его из-за того, что им снимают многие именитые фотографы.

Перефразируя стихотворение Маяковского можно сказать. Я киношным светом снимал бы только за то, что им снимает Линдберг.

Ну, или даже не снимает, а запихивает его как реквизит в кадр. Но это уже не важно. Божественные приборы с громадными линзами Френеля будоражат воображение и заставляют учащаться пульс.

Но нам, любителем цифр и фактов, стоит абстрагироваться от той ауры успеха и недостижимой красоты, которой многие наделяют такое тип оборудования и посмотреть на него более беспристрастно и взвешенно:

Чего мы ждем от этакого оборудования, какие преимущества оно реально дает, на какие трудности нас обрекает.

Но чтобы сразу не кидаться в крайность, подключая многокиловаттные приборы, которые мы видим на заднем плане фотографий многих признанных фотографов и которые наблюдаем на съемочных киноплощадках, чтобы не выбрасывать на это деньги, силы, и киловатты электроэнергии, не обжигать пальцы и обезопасить себя от множества других необдуманных поступков, мы решили попробовать такой вариант «лайт» – я взял два прибора на 300 и 650 Ватт, довольно компактные и легкие. Чтобы на их примере убедиться, насколько оправдан переход на такие приборы и если да, то на какой уровень мощности сразу надо рассчитывать.

Вот уж воистину получилась «Игра в Линдберга Light». Такой легкий вариант нашего нелегкого труда. Ведь жизненный опыт и логика поведения подсказывает надо сначала пробовать, прежде чем кидать все финансовые средства в новую, порой потом совершенно невостребованную игрушку.

Но сначала давайте порассуждаем.

Зачем вообще фотографам постоянный свет? Ведь имея в своем распоряжении импульсные источники, позволяющие снимать с запредельной мощностью света, казалось бы, надо навсегда забыть про постоянный свет.

Много общаясь с фотографами, я выделил три главных мотива:

1. Такой свет покупается для того, чтобы полностью видеть световую картину, которую вы снимаете. Ведь мало того, что у импульсных приборов надо подстраивать отдельно пилот, по которому ставится свет, и импульс, который реально работает в кадре, так еще и рисунок импульса и постоянного света в следствие разных конструкций ламп различаются.

2. Нежелание фотографа заморачиваться с настройками камеры. Особенно это касается тех ситуаций, когда съемка производится в интерьерах, на улице. Сложные алгоритмы согласования импульсного и постоянного света превращаются для многих фотографов в неразрешимую головоломку, и они предпочитают тупо использовать режим приоритета диафрагмы для получения предсказуемых кадров.

3. Некие магические свойства света, светового пятна, теней, распределения света, его окраски, словом красоты постоянного света, которым многие фотографы его наделяют.

Мы и оттолкнемся от этих 3-х вопросов в обзоре имеющегося у нас оборудования, подтверждая обозначенные истины, либо полностью опровергая, разрушая картину мироздания многих как только пришедших на эту стезю, так и давно в ней работающих фотографов.

Давайте теперь познакомимся с тем, что у нас есть.

Два прибора Filmgear Tungsten Fresnel 300W Junior и Filmgear Tungsten Fresnel 650W Junior.

Оба прибора выполнены в довольно компактных корпусах и построены с использование линзы Френеля:

Первый имеет галогенную лампу мощность 300 Ватт с цветовой температурой 3200К, линзу Френеля диаметром 80 миллиметров, вес 2.3 килограмма. Второй оснащен лампой 650 Ватт той же цветовой температуры и имеет диметр линзы Френеля 112 миллиметров, а вес 3 килограмма.

Различия в характеристиках несущественны, поэтому я буду рассказывать о старшем приборе, вносе корректировки если в чем-то младшая модель уступает старшей.

Итак, по порядку:

 

ВНЕШНИЙ ВИД

Очень красивый, опрятный прибор. Диаметр 650 ваттного – около 20 см, длина тоже около 20. 300-ваттный прибор чуть меньше, диаметр – 18 см, длина 16. И хотя он не внушает такого трепета, как 5 киловатнный прибор, но в студии свое место займет не в дальнем углу. Пару приборов на переднем плане явно украсят собой студию и увеличат ваш вес в глазах потенциального заказчика. Легко разбирается, имеет приятные и надежные фиксаторы, легко надеваемые шторки, легкий, удобный – на вид вполне самостоятельный и уверенный игрок на студийном просторе. Впрочем, что нам внешний вид, мы ждем вполне понятных характеристик: в кадре виден будет не он, а тот свет, который он производит.

 

УПРАВЛЕНИЕ

Так как у галогенных лам не бывает регуляторов мощности, то и данный прибор не имеет регулятора мощности. Почему так, вы уже понимаете: при изменении мощности галогенной лампы резко изменяется его цветовая температура. Поэтому профессиональные экземпляры лишены таковых и регулировка мощности у них происходит не так, как мы привыкли видеть на студийных приборах. На задней стенке имеется регулятор, который управляет сфокусированностью светового пучка. На проводе приятный тумблер, включающий и выключающий прибор – вот пожалуй ив се управление данным прибором.

Так как данные приборы не имеют регуляторов мощности, при их эксплуатации приходится прибегать к другим способам их регулировки. Какие они? Например расстояние до объекта, или, например, фокусировка светового поля. Но есть еще один дополнительный инструмент – это металлические сетки, которые кстати можно приобрести в комплекте с эти прибором. Так как применение фильтров здесь невозможно (по крайней мере вплотную к линзе) из-за высоких температур, то их функцию успешно выполняют металлические сетки, которые частично отсекают лучи и не сгорают при колоссальных температурах, в которых работают.

Однако скорее уже посмотрим световой рисунок:

 

РИСУНОК СВЕТА

Характер света, получаемого при использовании этого прибора, существенно отличается при различных регулировках «сфокусированности». Однако давайте сначала посмотрим, как выглядит световое пятно в среднем положении регулятора.

Filmgear использование постоянного света в студии

Вы видите довольно жесткий свет. Иного не должно получиться, ведь наружный диаметр светоформирующей насадки ( в данном случае это линза Френеля) – всего 11 сантиметров. Большинство студийных рефлекторов намного шире. Однако надо сразу понимать, что и при использовании более мощных, а значит и более массивных и имеющих больший диаметр линзы приборов, мягкость света возрастет незначительно. Самый мощный, 24киловаттный прибор имеет линзу 60 см – размер небольшого софтбокса. Но маловероятно, что этот, способный при своем включении вырубить пробки не только в студии, но и во всем здании прибор, вы будете использовать в своей студии. Скорее всего максимум – это 5 киловатт (и то это огромная мощность, которая не только ослепит модель, но и как мощный обогреватель поднимет температуру в студии до нерабочего состояния. Но и здесь линза Френеля всего 30 см. Как у большого рефлектора. Так что если мы говорим о классе такого оборудования, то это – жесткий свет.

Второе, что сразу на себя обращает внимание – это хорошо растушеванные, проработанные тени. Вы знаете, что при использовании рефлекторов в студии, первое, с чем мы сталкиваемся – это неряшливые, ступенчатые тени, которые приходится растушевывать с помощью диффузных фильтров, обрекая себя на необходимость повторно собирать свет, и мириться с колоссальными потерями мощности света, которые уже при это возникают. Как я уже писал, сымитировать такую растушевку теней с помощью рефлектора можно, вопрос в потерях мощности. Здесь мы получаем это просто с открытой линзой Френеля, она спроектирована и создана с такими характеристиками, чтобы делать такую «растушевку» за счет оптических свойств, а не за счет применения диффузных фильтров или других материалов.

Наконец, третье, это форма светового пятна. Вы видите ограниченное, хорошо очерченное поле, имеющее хоть резкую, но хорошо проработанную, растушеванную границу. Вы видите заметный фокус, превышающий на пару ступеней периферийную часть. Как можно прочитать в моих предыдущих статьях, такую форму светового пучка можно сымитировать с помощью рефлектора, сот и диффузного фильтра, однако здесь речь идет уже о колоссальных потерях, с которыми можно смириться при использовании импульсного света, но совершенно недопустимы при использовании постоянного.

Однако давайте попробуем покрутить регулятор и посмотрим, что получится.

 

РЕГУЛИРОВКА СВЕТОВОГО ПУЧКА

Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии

Вы видите насколько разные по своим характеристикам получается рисунок светового пятна при разных положениях регулятора. В одном крайнем положении – это очень сфокусированный, имеющий всего 2-3 десятка сантиметров пятно. В другом свет равномерно распределяется по площади около полутора метров, сохраняя при этом резкую очерченность этого пятна.

Причем разница яркости в центре светового пятна при этом меняется на 2 1/3 ступни – свидетельство того, что данный прибор не просто отсекает лишние лучи (как делают например соты), а именно собирают их в пучок, тем самым резко увеличивая силу света в одном месте.

Здесь важно понять, что все характеристики, которые мы видим, достигаются не за счет рассеивания, отсечения или других манипуляций со светом, резко снижающие его интенсивность. А производится за счет свойств линзы Френеля, которая делает это без световых потерь, донося до объекта всю мощь, которая имеется у данного прибора.

Однако, давайте взглянем еще на одну опцию, которую дает на этот прибор - использование штор.

 

РЕГУЛИРОВКА ШТОРКАМИ

Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии

Посмотрите, какой четкий, очерченный прямоугольник света можно получить с помощью данного прибора: хорошо сформированное пятно, резкие, аккуратные границы. И заметьте, мы сделали это с помощью штор, которые располагаются всего в десятке сантиметров от внешней поверхности линзы. Тут уж действительно уникальные свойства, чтобы сделать такое с помощью более привычного студийного оборудования мне придется нагородить целый лес масок, фильтров и сот, когда можно говорить о том, что до объекта «дойдут» считанные проценты изначальной мощности лампы.

Однако, хватит теории, скорее в студию, в условия реальной, боевой эксплуатации.

 

МОЩНОСТЬ

Давайте начнем с мощности. Что вообще мы модем получить с помощью этого красивого, компактного, но не внушающего трепета мощностью своей ламы прибора.

При использовании 650-ваттного прибора на расстоянии 1 метра при 1/200 секундной выдержке и ISO 100 я получаю:

Сфокусированное положение – 6.3 диафрагму
Расфокусированное положение – 2.8 диафрагму

Много это или мало?

Много.

Поднимите ISO до 400, совершенно нормальная величина для современных камер, не вносящая абсолютно никаких помех и шумов в кадр) и вы получите – 12 и 5.6 диафрагмы. Укоротите выдержку до 1/100 секунды и эти цифры превратятся во внушительные 18 и 8.0 диафрагмы. Вот уж величины, которые уже составляют конкуренцию импульсному свету.

И ведь мы говорим о самых младших приборах, и если решиться на использование 2, 3, 5 киловаттных ламп, то эти мощности вырасту еще на пару-тройку ступеней.

Но даже, согласитесь 8.0 диафрагма – это решение большинства задач в студии особенно при использовании 35-миллиметровой камеры.

Теперь давайте взглянем на цветовую температуру.

 

ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА

Ведь не секрет, что отказ от использования постоянно света в студии часто связан не только с недостатком мощности, но и со сложностями, которые возникают с использованием лам, имеющих разные оттенки, цветовую температуру, которые еще более значительно изменяются при изменении яркости постоянного света.

В этом приборе нет регулятора мощности, потому что один из главных проблем, с который фотограф сталкивается при использовании постоянного света – изменение (и весьма существенное) цветовой температуре при изменении мощности света.

Поэтому их здесь просто нет.

Специализированная лампа, имеющую точную, фиксированную цветовую температуру должна не отличаться от других приборов, которые использованы в этой световой съеме. Однако давайте сравним ее с импульсным светом, имеющую температуру около 5600 градусов.

На левом снимке вы видите открытые источники света. Правое пятно, сформированное нашим прибором намного теплее левого, образованного с помощью импульса.

Filmgear использование постоянного света в студии

Однако посмотрите, насколько сдвигается цветовая температура и насколько четко она попадает в цветовую температуру импульса, вне зависимости по какому пути мы идем – надеваем холодный фильтр на наш источник света, либо теплый на импульсный..

Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии

 

СЪЕМКА

Ну все, хвать разглагольствований, пора в условиях настоящей студийной съемке посмотреть эти приборы в настоящей работе!

Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии
Filmgear использование постоянного света в студии Filmgear использование постоянного света в студии

Первый вывод, который я сделал – это то, что давно не тренировался снимать на коротких выдержках. Тяжелая, сотрясающая сама себя работой затвора и зеркала среднеформатная камера сделала половину кадров нерезкими. Скорее сказать, руки, в которых находилась эта камера, сделали их нерезкими. Все снимки делались в довольно комфортном диапазоне от 1/30 до 1/80 секунды и было время, когда коэффициент нерезких фотографий при таких выдержках стремился к нулю.

Съемка велась на уровне ISO 200 и будь у меня 35мм камера, то я задрал бы ISO до 800 или 1600 и забыл бы что такое шевеленка.

Однако даже при таких значениях ISO и выдержке, значение диафрагмы было в диапазоне 4.0-5.6, иногда доходя даже до 7.1. И это при том, что я не светил на какой-то отдельный участок модели и не »фокусировал» прибор на слишком узкое световое пятно.

Второй вывод – красиво. Сколько бы не стояло кавычек вокруг заголовка в этой статье поработать с таким светом – одной удовольствие. Ты получаешь очень характерный рисунок, который либо невозможно, либо довольно сложно достичь каким-то другими способами. Картинка сразу приобретает такой киношный, ретро-оттенок. Учитывая сложный, необычный рисунок хочется рисующим прибором светить не только на модель, но и на фон, совмещая получаемые вокруг модели тени в замысловатые композиционные решения.

Сразу чувствуешь себя не просто фотографом, а оператором, великим режиссером, властителем света и хозяином съемочной площадки.

Однако энтузиазм начинает иссякать, когда через полчаса съемки понимаешь, что фотографии получаются уж больно одинаковыми. Необычный рисунок столь неординарен, что уже вы являетесь заложником его стиля. Когда-же с помощью такого света пытаешься сделать что-то более обычное, традиционное, то сразу появляются масса ограничений. То пятно не широкое, то мощность слабовата, то жесткость высока. То сам прибор становится настолько горячим, что и двигать его в очередной раз становится сложно.

 

ЦЕНА

Теперь посмотрим, по каким ценам можно приобрести такую технику.

650 Ватт
Сам прибор - 17 800 рублей.
Комплект – прибор, тубус, набор сеток (4 штуки), лампа, сумка и держатель фильтров. 26 750 рублей.

300 ватт
Сам прибор - 16 400 рублей.
Комплект – прибор, тубус, набор сеток (4 штуки), лампа, сумка и держатель фильтров. 23 130 рублей.

 

ИТАК, СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:

В наши руках оказался довольно уникальный (не для киношников, а для нас, фотографов) набор оборудования. Его уникальные свойства, основанные на применении линзы Френеля позволяют получать нам необычные, похожий на кино, даже «ретрокино» стиль.

При использовании этих приборов можно добиться вполне сносных параметров съемки: у 35-мм камеры, допускающей съемки на высоком ISO, вполне можно добиться значения 8-11 диафрагмы при 1/100-1/200 выдержке.

Такие приборы можно компоновать с импульсным светом, так как при применении стандартных конверсионных фильтров, измененная цветовая температура полностью совпадает с импульсной.

Особое наслаждение получаешь от того, что на 100% видишь то, что получается в кадре. Это влияет и на скорость съемки, и на точную установку света. Да и модель начинает чувствовать свет.

Однако за пределами этого узкого коридора применение таких источников становится мало оправдано: излишне жесткие, не очень мощные, тяжелые, массивные и главное очень горячие во время эксплуатации, они не позволят широко и эффективно использовать их для решения других задач.

Поэтому, если вы увлекаетесь таким стилем съемки, если вам нравится драматичный, жесткий, сфокусированный рисунок света и вы готовы мириться с другими трудностями ради удовольствия получения такого рисунка, то пара-тройка таких приборов безусловно не помешают вам в студии.

Однако рассматривать их, как полноценную или даже частичную замену импульсному света со всеми имеющимися в его распоряжении мощностями, светоформирующими насадками и другими удобствами не приходится.

Я бы пожалуй и сам бы оказался счастливым обладателем такого набора, однако прогнозируя, что через некоторое время они превратится в красивый реквизит в кадре (что видимо и произошло с заигравшимся в киношный свет Линдбергом ☺), подожду пока в поле зрения не попадется стильный винтажный набор, который в этом амплуа и займет почетное место в моей студии.

А вам совет, возьмите на прокат пару таких источников (это могут быть совсем небольшие деньги) и поснимайте ими. Думаю, даже пары часов съемки могут дать вам ответ на этот вопрос: Надо ли вам это? И может для пути достижения славы Линдберга есть какие-то другие пути?

Удачи!

Комментарии: 7   Просмотры: 22072    

Комментарии:

   5 Декабря 2013, 12:29
Интересно.
Вопрос, а пятно круглое с ровными краями можно получить? 
Насадка какая нибудь нужна наверное.
alexanderbaluev   5 Декабря 2013, 12:50
Круглое пятно в ровными резкими краями даст даже такой фонарик
http://www.ebay.com/itm/CREE-XM-L-T6-2000Lm-LED-Zoomable
-Flashlight-Torch-Zoom-Lamp-18650-Car-AC-Charger/141041248743?
_trksid=p2047675.m2109&_trkparms=aid%3D555003%26algo%
3DPW.CAT%26ao%3D1%26asc%3D18775%26meid%
3D3179300518078422198%26pid%3D100010
%26prg%3D8532%26rk%3D1%26rkt%3D15%26sd
%3D370810694645%26
 
Все дело в линзе.
Oleg Tityaev   5 Декабря 2013, 13:27
Круглое пятно модно получить с помощью маски: это может быть внешняя маска, которая расположена на некотором расстоянии от рефлектора, либо маска Гобо, вставленная в линзовую насадку.
yurail   5 Декабря 2013, 14:41
Олег, я помню как ты у меня в студии, увидев Dedolight, очень "нехорошо" отозвался о постоянном свете ) А вот таки сам и пришел к этому. Учитывая, что ты видимо еще не изучил рынок, могу сказать, что уже как три месяца продаются приборы Dedolight из серии LED, которые сооовсем не греются и по размеру чуть больше фонарика. Более того - умеют переключаться с температуры 3200 на 5500 ) Так что и никакие фильтры не понадобятся.
Линдберг кстати снимает приборами Arri и Kinoflo. Причем Аришки у него стоят киловатные, так что спокойно можно снимать и на исо 200.
А вообще мои поздравления! И велком ту клаб!
Dashua   5 Декабря 2013, 18:59
Разве Олег "пришел" к постоянному свету? Мне кажется, он просто определил приборы как очень специфические, но любопытные. 
Oleg Tityaev   5 Декабря 2013, 21:07
Да, моя оценка скорее такая. :-)
Александр Варыханов   5 Декабря 2013, 19:12
Интересная статья, и коментарии - о ЛЭД дедолайтах я еще нигде не слышал и не читал , новая информация. Теперь практически- в Волгограде нет такого осветительного оборудования, поэтому изобретают кто что может. Я приобрел линзу Френеля , и уже убедился, что с этой насадкой желательно иметь точечный источник света- иначе от лампы накаливания появлется изображение  спирали в лампе, когда она в фокусе - и это напрягает. Имитация дедолайта, или киношного осветителя - диапроектор , дает ровное световое пятно с использованием габо. Одна проблемма- мало света , чтобы снять что то динамичное . И слишком резкие края светового пятна . Чем понравилась линза Френеля- она как и в примерах Олега, дает мягкие края , что мне очень нравится для съемок в стиле "Театр". В общеми как следует из статьи Олега- хорошо бы пробовать разный свет при съемках, для разных образов 
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация