Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Briese

BRIESE - этим сказано все

Свет Briese

Очень многие фотографы, которые только пришли в студийную съемку или, сделав первые шаги, стремятся к творческому прорыву, откладывают большие победы до покупки более качественного, совершенного оборудования.

Упираясь в потолок собственных возможностей, они связывают будущее с переходом на новые, экзотические, пока недоступные виды техники, успокаивая себя и оправдывая свои ошибки неподобающим классом нынешней.

Конечно, приобретение более дорогого оборудования (что часто, хоть и не всегда, является синонимом более качественного) – это безусловный шаг вперед. Только надо ли откладывать достижения на тот период, когда оно у вас появится? А самое главное: что делать, когда оно появилось? Чем тогда оправдывать свои провалы и недоработки?

Такие мысли вертелись у меня в голове, когда я разглядывал сверкающую серебром внутреннюю поверхность почти метровой полусферы – громадного рефлектора системы Briese focus.2 96.

Ее появление в моей студии говорило о том, что, наконец, я достиг тупика на пути вечного стремления к совершенству. Дальше – либо прорыв с выходом в некий фотографический космос... либо грустная констатация факта, что рефлектор стоимостью в несколько десятков тысяч долларов сам по себе не обеспечит фотографию, за которую стыдно будет требовать меньшую сумму.

Да, в моей студии находился Briese. Он стоил в несколько раз дороже подключенного к нему генератора.

Hi End – это, вероятно, скромное определение класса, к которому я прикасался.

Впервые я увидел пару таких рефлекторов в студии известного нью-йоркского фотографа Торкила Гуднасона. Я с удивлением глядел, как ассистенты вытаскивают из причудливых оранжево-черных сумок не менее причудливые оранжево-черные зонты. Едва заметная дрожь в руках, необычайно просветленные лица – все говорило о том, что перед нами не просто вершина технического прогресса, а некое магическое совершенство.

Позже я слышал из уст нескольких фотографов – причем, довольно известных, – что, не имея Briese, заниматься фотографией бессмысленно. Вся твоя жизнь сейчас, – лишь тягостное ожидание той счастливой минуты, когдаон попадет к тебе в руки... После таких отзывов мне оставалось только дождаться появления этого оборудования в Москве – и сделать так, чтобы оно оказалось у меня в студии. Хотя бы на несколько дней...

Да, здесь было, на что посмотреть.

Свет Briese

Свет Briese

Мы вынули из кофра:

сверкающий неистрепанной тканью и необшарпанными деталями большой зонт в форме полусферы;
метровую трубу, на которую накрутили блок с импульсной и пилотной лампами;
адаптеры для соединения этих деталей друг с другом и крепления на стойку;
и несколько мешков с различными аксессуарами.

Все извлеченное на свет добро стоило 555 000 рублей. Но это была, по сути, только импульсная голова. Она требует дополнительного генератора для питания и управления всей системы. Для этого понадобился генератор Hensel Nova D 2400 стоимостью 155 000. Итого – 710 000 рублей. Почти 25 000 долларов! Никогда еще я не держал в руках студийную вспышку за такие деньги. Тем более – не работал с ней.

Здесь надо немного рассказать о линейке оборудования Briese в целом. Начну с того, что гостивший у меня в студии образец – далеко не самое дорогое произведение этого бренда.

Есть, конечно, «младший» и меньший по величине рефлектор Briese 77 (имеющий, соответственно, внешний диаметр диффузора 77 см). Он стоит «всего» 505 000 рублей за комплект. Но следующий шедевр – диаметром 180 см – обойдется вам в 690 000. Заканчивается же линейка внушительным зонтом в 330 см, цена которого так заоблачна, что его решили вовсе не привозить в Москву. Вероятно – чтобы не ввергать в уныние местных фотографов.

Самый маленький рефлектор Briese, всего 44 сантиметра в диаметре, похож на большую портретную тарелку; так его и называют в кругах, продающих это оборудование. Его тоже не показали московским покупателям – думаю, по той причине, что вряд ли кто-то решится платить немалые деньги за столь скромный внешний вид.

Остается добавить, что приведенные здесь цены – это шаг компании к конечному потребителю. Дело в том, что ее основная продукция базируется на собственных галогенных, металло-галогенных, импульсных лампах, мощность которых зачастую превышает 10 000 ватт. Сколько стоит такое оборудование – лучше, наверное, умолчать...

Однако недавно компания Briese, в содружестве с компанией Hensel, выпустила «народный» экземпляр своей техники, адаптировав ее к генераторам обозначенной марки.

Что ж, это несколько удешевило и облегчило конструкцию, которую мы водрузили на стойку. Но все равно стойка понадобилась внушительная. Во-первых, прибор остался довольно тяжелым; во-вторых – он так сбалансирован, что необходимо было застраховать его от падения дополнительными грузами.

Управлять прибором оказалось удобно. Его высота зависит от длины стойки, наклон легко изменять, ослабляя фиксатор и регулируя конструкцию с помощью длинной ручки.

Главное же его таинство заключается в том, что труба, расположенная в центре зонта (хотя язык не поворачивается назвать это зонтом), – подвижная. При ее движении изменяются характеристики света, формирующего пятно. Сама лампа имеет внешний серебристый колпак, который закрывает световое поле от прямых лучей, заставляя работать только внутреннюю поверхность прибора. Когда мы сдвигаем трубу с накрученной на нее лампой к «выходу» из зонта – световое пятно становится широким и равномерным. Смещаем лампу в глубину – и свет заметно фокусируется в центре, оставляя, тем не менее, само пятно довольно большим и освещенным.

Посмотрите на фотографии:

Свет Briese Свет Briese

Вы видите довольно мягкий свет с хорошо растушеванными тенями – притом, что рефлектор стоит на расстоянии полутора метров от «модели». Обычные серебристые зонты почти никогда не дают столь мягко растушеванный свет. Наличие сильно рефлексирующих поверхностей делает большинство таких приборов похожими на совокупность нескольких жестких источников, с рыхлым и ступенчатым светом.

Другое дело – Briese. В «расфокусированном», широком положении свет довольно равномерный, что также нечасто бывает у приборов с использованием отражающих поверхностей. Я бы сказал, что свет в данном положении лампы похож на свет октобокса аналогичного размера, но с небольшим и более ярким пятном в центральной части.

В «сфокусированном» положении это пятно становится более явным. Оно имеет диаметр около метра и ярче периферии примерно на 2 ступени. Аналоги такого светового пятна сложно найти у привычных студийных приборов. Ближе всех, пожалуй, будет октобокс с надетой на него маской или сотами. Однако световое поле в центре (фокус) при использовании октобокса получится немного шире, и периферийная часть будет отсекаться сильнее.

Скорее, работа рефлектора Briese похожа на совместную работу двух приборов: световое пятно, сформированное октобоксом с узкими сотами, – и легкое, мягкое заполнение, которое «вытаскивает» более темную периферийную часть.

Но все же... Говорить о каких-то уникальных свойствах светового пятна не приходится. Получив во втором случае довольно необычный рисунок (в отличие от первого, «расфокусированного» положения), я четко понимаю, что могу сымитировать его и другими, более доступными способами.

Как ни удивительно, этот свет напоминает мне работу линзы Френеля невообразимо огромного диаметра. Да, самым близким аналогом Briese является именно киношный свет. И регулировка, которую допускает наш подопытный рефлектор, и работа без потерь мощности – все роднит его именно с этим оборудованием.

Так вот для чего он предназначен! Стандартные приборы с линзой Френеля имеют максимальный диаметр 60 см, и наш агрегат создан для того, чтобы расширить эту линейку. Он дает возможность получить схожий по свойствам, но более мягкий свет – к тому же, управляемый по хорошо знакомым алгоритмам.

Возьмем пилотную лампу мощностью 650 ватт на расстоянии в полтора метра. В «сфокусированном» положении, на 1/200 секунды и при ISO 100, она даст нам 5.6 диафрагму. В «расфокусированном» – 3.2. Как ни крути, прекрасный результат! Я уж не говорю об импульсном свете: с генератором мощностью 2400 ватт и 90 диафрагма не кажется чем-то, из ряда вон выходящим.

Таким образом, можно сделать предварительные выводы.

A. Прибор сделан для того, чтобы выжать максимум мощности из имеющихся в распоряжении пилотных и импульсных ламп.

B. Прибор сделан для того, чтобы на этом максимуме получить свет с хорошими качественными характеристиками: мягкостью, равномерностью, растушеванностью теней.

C. Прибор сделан для того, чтобы быстро и удобно регулировать форму светового пятна: от точки диаметром около метра до равномерного двух-трехметрового круга, в зависимости от размера прибора и его расстояния до модели.

D. Прибор сделан для того, чтобы избегать потерь, которые неизбежно возникают при использовании масок и сот. Как и типичные киношные приборы с линзой Френеля, он фокусирует свет, а не отсекает периферийные лучи.

Подытожим все вышесказанное. Итак, рефлектор Briese – то самое устройство, которое позволит осветителю максимально использовать мощность установленной лампы. При этом оно дает возможность фокусировать свет, собирая его в центре, и в любом положении делает это с более мягкими характеристиками.

Зачем все это нужно фотографу?

Оставлю в стороне «здоровые понты». Вряд ли ваш заказчик знает, что такое Briese; это и не каждый фотограф знает. И вряд ли ваш статус от обладания этим прибором вырастет настолько, чтобы оправдать затраты.

Надо понимать, зачем вам его покупать.

Покупать его надо, если в вашей студии необходим уникальный прибор, который позволяет работать с постоянным светом на 11-16 диафрагмах при ISO 200 и выдержке 1/100 секунды. И при этом – получать мягкий, качественный свет, и даже регулировать его свойства, внося существенные (но не принципиальные) различия.

Еще сильнее он нужен киношникам, которые поставят на него более мощные лампы (а они есть у производителя, вплоть до умопомрачительных 24-киловаттных) и получат феноменальные свойства, которых невозможно достичь с помощью других приборов, либо возможно – но ценой колоссальных потерь мощности.

Но нужен ли он нам, практикующим фотографам, – настолько, чтобы платить за него стоимость хорошего автомобиля и потом, бормоча определенные словосочетания, таскать многокилограммовый груз по студии и убеждать себя, что деньги потрачены не зря?

Мой ответ – нет.

Все увиденные свойства светового пятна я могу воспроизвести с гораздо (вернее – ГОРАЗДО!!!) более дешевым, легким, удобным оборудованием. И, к тому же, его будет не так жалко в один из осенних (и, как я заметил, непременно дождливых) дней уронить в студии, бесславно окончив карьеру этого никому больше не нужного прибора.

Мне кажется, это так!

Впрочем, предлагаю дать нашему подзащитному еще один шанс. Попробуем снимать настоящую модель. Может быть, именно в практической работе он покажет нам какие-то скрытые до сих пор свойства и заставит иначе на него взглянуть?

Я провел десятиминутную съемку, в ходе которой утомил ассистента необходимостью перетаскивать эту громаду, да еще выявил у нее некоторые особенности управления.

Оказывается, защитный колпак, который закрывает пилотную и импульсную лампы и исключает попадание прямых лучей на световое поле, настолько мал, что вокруг центрального, рабочего пятна есть более яркий ореол. Это та часть, на которую все же попадают прямые лучи от лампы. Подобный эффект вы, вероятно, наблюдали при использовании тарелки. Он может привести к ошибкам: ведь стоит основному полю уйти немного в сторону – и в кадр лезет как раз этот жесткий и более яркий свет, и порой именно его принимаешь за фокус светового пятна, формируемого рефлектором.

Свет Briese

Однако посмотрим на те пробные фотографии, которые получились в ходе съемок.
Вот снимки, сделанные в двух положениях прибора (я не стал утомлять вас менее информативными промежуточными положениями).

Свет Briese Свет Briese

На левом снимке вы видите равномерно освещенное поле с мягко растушеванными тенями, с «хорошими» паразитными рефлексами, возникшими из-за широкого светового пятна. Все. Что еще удивительного в этой картинке?

На правом изображении вы видите уже сфокусированный свет. Все та же мягкость, растушеванные тени, элегантный фокус... Дорого и красиво, не хватает только таблички:
СДЕЛАНО С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРА СТОИМОСТЬЮ 25 000 ДОЛЛАРОВ

На которую я, взяв свой старый полутораметровый октобокс с сотами и еще один прибор с рефлектором, налеплю свою:
СЫМИТИРОВАНО С ПОМОЩЬЮ ДВУХ ПРИБОРОВ ЗА 1000 ДОЛЛАРОВ!

Думаю, добавить нечего. Удачи!


 

Комментарии: 5   Просмотры: 18732    

Комментарии:

denispolikarpov   23 Августа 2013, 12:28
"...не имея Briese, заниматься фотографией бессмысленно..." Олег, вы сами в это верите?)))))))))
Oleg Tityaev   23 Августа 2013, 12:49
Это же своего рода шутка, стеб. Конечно, выводы, которые делаются в статье, совершенно опровергают это мнение.
denispolikarpov   24 Августа 2013, 10:27
Фух, я уж переживать начал))
   14 Сентября 2013, 04:37
Кто бы сравнил Briese с Broncolor Para, исходя из конструкции систем сомнительно, что они принципиально различаются но характеру рисунка света, да несколько иное крепление лампы, но настолько ли это принципиально и настолько ли сама лампа принципиально луче генераторных голов. Если верить молве Briese принципиально лучше, но не очень верится.
Dmitrich   10 Ноября 2014, 21:19
Спасибо!
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация