Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Работа с маской в студии. Тонкости работы со световым и студийным оборудованием

Работа с маской и световым оборудованием в студии

Работа с маской в студии, световое оборудование, рефлектор

В арсенале современного фотографа довольно много инструментов, которые он использует в студии. И, безусловно, среди них маска - один из самых простых, но и один из самых интересных и эффективных инструменов.

Давайте сначала посмотрим на ту маску, которую я изготовил.

Я использовал самое дешевое и простое решение - маска вырезанная на черном бумажном фоне размером 122 на 122 сантиметров, которая с помощью зажимов закреплена на фростраме, которая в свою очередь зафиксирована на стойке с помощью грипа Manfrotto D200. Это одно из самых быстрых, а главное надежных решений.Однако, при эффективной работе в студии требуется не одна маска, а целый набор и для создания своего уникального набора можно использовать специальный черный матовый фильтр под номером 500. Он как раз и создан для создания флагов, масок, он прочен, термостоек и при многократном скручивании и раскручивании не будет ломаться, рваться, терять форму.

Из одного рулона длиной 7, 5 метров и шириной 1.22 метра получится 6 полноразмерных маски 1,22 на 1,22. Жалюзи, круг, окно, прямоугольник, узкая линия, пятна света - вот стандартный набор, о наличии которого вы будете с радостью вспоминать, когда вам потребуется создание сложной световой схемы. Однако принципы работы со всеми одинаковые и я на примере уже показанной маски покажу принципы работы с ней, чтобы вы на моем примере понимали, как работать и с другими масками.

Я выбрал в качестве примера маску, которая состоит из пары десятков отверстий диаметром несколько сантиметров в диаметре каждое. Это широко используемое решение и в кино, и в фотографии. Есть даже специальные готовые маски в таком стиле, которые обязательно находятся в комплекте осветительного оборудования у киношников.

Сразу оговорюсь, что маски в том виде, как они представлены в этой статье, нужны в первую очередь не для создания пятна с резкими, жесткими тенями. За такими решениями вам надо обращаться к линзовым насадкам типа Profot Spot Small. Используя ее с масками Гобо можно получить резкий световой рисунок - круг, овал, жалюзи. Но это совсем другая история. Работа с маской и рефлектором, которую я представляю в этой статье, не дает резких теней. Ведь, рефлектор это не абсолютно жесткий источник света, когда свет исходит из одной точки. Это прибор со светом средней жесткости, и как вы знаете, его жесткость будет зависеть от расстояния до освещаемого объекта. Так, забегая вперед скажу, для того, чтобы с помощью рефлектора размером 20 см получить сопоставимый с Spot Small и масками Гобо по жесткости свет, надо его отодвинуть на расстояние в 10 и более метров, что делает такое решение малопригодным для большинства студий. Однако маска - это не инструмент для получения резкого теневого рисунка, - это прежде всего игра с размерами светового пятна, мягкостью границ, это возможность создания уникального, неповторимого рисунка.

Итак, начнем.

На первом снимке я установил открытый рефлектор на расстоянии примерно полутора метров от маски.

Работа с маской в студии, световое и студийное оборудование

Вы видите, что получился не очень контрастный рисунок с резкими световыми пятнами. Резкость пятен, их границ обусловлена жесткостью света. Вы знаете, что рефлектор - это не абсолютно жесткий свет и его относительная жесткость обусловлена расстоянием от источника света до освещаемого объекта. Чем оно больше, тем свет жестче. 

Второе, что обращает на себя внимание. - это странный рисунок каждого светового пятна. Каждое отверстие маски работает как маленький проектор, перенося свое изображение рефлектора на стену. Присмотритесь к каждому пятну света - видно основной акцент в середине (импульсная лампа) и световой кант (стенки рефлектора).

И наконец третье, контраст - световой рисунок получаемый на картинке имеет слабую разницу между освещенной и теневой частями. Как мы уже отметили, сказывается широкое световое поле, получаемое от рефлектора, а также наличие светлой студии ( к которой я всегда стремлюсь), а значит многочисленные рефлексы, получаемые от стен и пола (тоже светлого) этой студии.

Итак, давайте начнем изменять (а иногда и даже улучшать!!!) полученные характеристики света.

Жесткость света я не трогаю, я уже определился с тем, что я буду скорее смягчать, чем "ужесточать" свет, поэтому на эту характеристику я пока не обращаю внимание.

А кот с контрастом я разберусь сразу, надев на рефлектор соты. Ведь для того, чтобы получить контрастный световой рисунок на стене, мне не нужны никакие посторонние рефлексы от стен и окружающих предметов. Это главная причина, почему я надел соты. Световое поле, получаемое от рефлектора с сотами, практически ограничено площадью маски - свет попадает только на нее. Небольшое количество света, которое проникает за эти границы, присутствует на фотографии (вы видите его вокруг тени от маски), но практически не вносит никаких изменений на контраст основного рисунка - оно ничтожно мало по сравнению с ним. Однако, еще раз взглянем на форму и характер каждого светового пятна. Они неравномерны, ступенчаты, мы уже обсудили это выше.

Световой рисунок фрострамы с маской

Я бы назвал такое рисунок "неопрятным". Здесь сразу видно присутствие маски, видно наличие рефлектора, неравномерный световой рисунок. И если можно согласиться, что в некоторых случаях именно такой рисунок и будет уместен в конкретной фотографии, то все же приходится констатировать - в большинстве фотографий, это брак. Это брак, который выдает неумение пользоваться масками и обнажает дилетантизм автора, который такую свою фотографию показывает. С эти надо что-то делать. И первое, что я делаю, это надеваю диффузный фильтр на рефлектор. Посмотрите , как изменился характер световых пятен по всему световому полю:

Работа с маской и студийным оборудованием в студии

Не изменился ни размер, ни резкость границы. Изменилась растушеванность: более мягкие границы пятен, равномерное распределение света по световому пятну. Это еще раз наглядно иллюстрирует тот тезис, что диффузный фильтр на рефлекторе не изменяет жесткости света, он только растушевывает границы светового пятна и тени, которые формирует. Именно в таком виде чаще всего и применяется рефлектор при работе с маской. Ведь это возможность получения красивого рисунка, а не «рваных» пятен, сгруппированных вместе. Обратите внимание, что рисунок стал снова менее контрастным - диффузный фильтр растянул общее световое поле и оно вышло за пределы маски, надетой на фростраму. Соответственно мы получили дополнительные отражения от стен и от пола, что несколько и снизило контрастность изображения. Теперь начнем придвигать рефлектор с надетым на него диффузным фильтром ближе к маске:

Урок по работе с маской в студии, студийное оборудование, рефлектор, диффузный фильтр

Посмотрите на рисунок сверху. Общее световое пятно расширилось и отдельные пучки света смягчились и увеличились. С увеличением светового пятна все в общем-то понятно, это вполне предсказуемый и логичный эффект. А вот по поводу смягчения границ хочется немного задержаться. Здесь хорошо иллюстрируется тезис того, что чем ближе источник света, тем он мягче - общая светящая поверхность рефлектора не изменяется, но с каждым шагом становится все выше коэффициент площади к расстоянию, отражающий относительную жесткость света (а другой и не бывает!!!) и свет становится мягче. Подробнее об этом можно почитать в моей же статье, посвященной жесткости света.

Приблизив источник света еще ближе, получаем следующее:

Студийное оборудование: маска, рефлектор, диффузный фильтр, фрострама

Вы видите, что отдельные пучки света уже едва различимы (следствие большого смягчения света), а общее световое поле еще больше увеличилось. Таким образом вы видите, что при приближении источника света общее световое пятно увеличивается, а границы отдельных его элементов растушевываются, постепенно сливаясь друг с другом.

А теперь попробуем растушевать пятна не изменяя размера светового пятна. Что для этого надо сделать? Надо добавить дополнительную раму с диффузным фильтром (или если у вас нет дополнительной фрострамы, то просто диффузный фильтр, свисающий с держателя отражателей, как я сделал на представленных рисунках). Но до этого я отодвинул рефлектор дальше от маски, чем это было в начале, для того чтобы сделать пятна, получаемые от отверстий маски более четкими, выраженными и резкими. Сначала придвинем диффузный фильтр вплотную к рефлектору.

Урок по работе с маской в студии, световой рисунок

Вы видите четкие, резкие, но хорошо растушеванные пятна. Теперь я буду отодвигать диффузный фильтр от рефлектора, приближая его к маске. Соты формируют довольно узкий световой пучок и отнесение диффузного фильтра от рефлектора не сильно будет расширять размер светового поля. Только растушевывать его и границы теней любых предметов, которые в него попадают. Посмотрите, что произойдет если я отодвину диффузный фильтр на 10 см от рефлектора:

Маска в студии, студийное оборудование

Общая площадь светового пятна не изменилась, но вот отдельные пятна света стали чуть мягче, растушеванней.

Теперь еще отодвинем диффузный фильтр. Посмотрите на снимок:

Урок по работе с маской в студии, студийное оборудование, рефлектор

Отдельные пятна света уже едва угадываются, но общий размер светового поля не изменился. Теперь отодвинем диффузный фильтр на 1 метр от рефлектора. Результат ниже.

Урок по работе с маской в студии, студийное оборудование

Отдельные пучки света практически не видны, получается неоднородное световое поле, которое не изменило своего размера по сравнению с первоначальным вариантом.

И, наконец придвинем диффузный фильтр к самой маске. Световое поле стало практически равномерным, каждое отдельное световое пятно, получаемое от отверстий в маске, стало настолько мягким и растушеванным, что слившись с соседними, составил единое световое поле, которое сохранил свои общие размеры.

студийное оборудование, фрострама, маска, диффузный фильтр

Таки образом, как вы увидели из представленных примеров, мы можете легко управлять размером пятен, их резкостью, растушеванностью границ. Я привел в качестве примера только одну маску, однако все правила, которые я показал в этом уроки действуют для всех масок и вы теперь уверенно можете делать не только резкие пятна, но и плавные, едва уловимые пучки света, имитирующие множество эффектов естественного освещения, а также создающие ваш неповторимый стиль, которые будет удивлять зрителей и привлекать заказчиков!

Напомню, что для большего увеличения жесткости пятен, резкости их границ, необходимо отнесение источника света на существенное расстояние. Однако, здесь есть несколько ограничений: размеры студии, когда физически существуют ограничения по возможности далеко отодвинуть источник света, неизбежные потери мощности света, отнесенного на большое расстояние, паразитные рефлексы, которые будут присутствовать в кадре. И при таком решении практически невозможно добиться чрезвычайно резкого, солнечного характера таких пятен. Здесь на помощь придут линзовые насадки, однако со своими недостатками – стоимость, перегрев, невысокая относительная мощность, хроматические аберрации, которые присутствует на границах пятен, узость светового пятна и необходимости отнесения источника света на большие расстояния. Однако это самый действенный способ получения более резких, жестких пятен на световом поле. О применении таких приборов вы можете прочитать в статье, им посвященной.

Удачи в освоении тонкостей работы со световым оборудованием!

Комментарии: 5   Просмотры: 32439    

Комментарии:

Александр Варыханов   23 Июня 2013, 07:43
 Для маски я использую черный спанбол- можно купить в любом хозмаге, или в магазинах Дачник, ткань используется для дачных дел, для укрывания роз на зиму. Очень дешевая, резать не жалко.  
Oleg Tityaev   27 Марта 2015, 15:59
Лучше всего с этой целью использовать специальный черный матовый фильтр. Номер 500. Очень прочный, одного рулона зватит на несколько масок, которые потом не сомнутся и не порвутся. 
   30 Мая 2015, 14:40
еще одна отличная и крайне полезная статья!
 
теперь я понял, как можно на уличной съемке эти знания применить. давно мучил вопрос, как меняется жесткость света от расстояния между рассеивателем и моделью. исходя из статьи, если солнце - это стоящий на месте рефлектор, а рассеиватель = диффузный фильтр, то чем он дальше от модели, тем свет на ней жестче.
 
я и ранее знал из ваших же статей (и не раз применял знания на практике) о том, что увеличение расстояния от источника до объекта ведет к усилению жесткости света. но сомневался, применимо ли это к связке солнце+рассеиватель, ведь солнце мы не двигаем:) а эта статья расставила всё на свои места.
 
таким образом, связку солнце+рассеиватель можно рассматривать как студийный софтбокс. соответственно, принцип тот же.
 
далее по аналогии со студийными насадками: зная, что меньший источник дает более жесткий свет (октобокс vs малый софтбокс vs рефлектор), можно догадаться, что и размер рассеивателя имеет важное значение.
 
например, получим более мягкий свет при использовании полутораметрового рассеивателя, нежели 50 сантиметрового (на одном и том же расстоянии от модели).
 
p.s. у меня получилась новая статья по уличной съемке:) осталось добавить примеров)))
   30 Мая 2015, 15:19
меня также интересует тема, затронутая в последнем абзаце - получение резких границ. как мы знаем, жесткость зависит и от расстояния до объекта, и от размера источника (насадки). в другой статье вы писали, что рефлектор можно закрыть трафаретом с узкой прорезью.
 
можно также попробовать тубус, в том числе самодельный, сделав длинную узкую трубку. об этом писали тут: http://club.foto.ru/forum/17/298797
 
поставьте себе задачу заменить дорогую технику подобным бюджетным вариантом, а мы с удовольствием почитаем новую полезную статью про жесткий свет:)
Anna90   13 Мая 2016, 16:19
Отличная статья, столько нюансов описано.
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация