Вход на сайт



Войти, как пользователь

Регистрация на сайте







Войти, как пользователь

Сбросить пароль




На вашу почту придет ссылка, перейдя по которой вы сможете изменить пароль на новый
Соты (Honeycomb Grid). Использование в рефлекторами, софтбоксами и другими светоформирующими насадками.

Соты (HONEYCOMB GRID)

Соты (Honeycomb Grid) – решетка, имеющая сотовую структуру и призванная отсекать свет по периметру светового пятна, сужая и структуризируя световой поток. Применяется с рефлекторами, тарелками, софтбоксами, тубусами и другими светоформирующими насадками.

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет

Классифицируются по размеру (углу) формируемого светового пятна. Обычно бывают от 5-10 градусов (узкие) до 30-40 (широкие), при этом на вид различаются шириной ячеек, либо их глубиной: чем больше глубина, и чем уже ячейка, тем соответственно и уже будет световой поток. Именно это свойство и определило их основное применение.

Обычно рисунок, формируемый сотами, сильно отличается при использовании импульсного и постоянного источников света. Особенно если в качестве пилотного (постоянного) света используется галогенная лампа, как правило, намного более жесткая, чем импульсная.

На последующих примерах можно проследить разницу между источниками света с разными светоформирующими насадками с применением различных сот. Слева представлен рисунок, сделанный в постоянном свете, справа – в импульсном. Это очень хорошо иллюстрирует разницу в размерах, структуре, характере светового пятна, формируемого сотами.

Надо сказать, что такие чудесные свойства света проявляются с определенными потерями мощности, это не спот-рефлектор или линза Френеля, которые чаще используют оптические элементы для фокусировки всего света, получаемого от источника. Соты отсекают лишний свет, оставляя только тот, который нужен. Это определяет то, что они работают с большими потерями. Для того чтобы показать, какое падение мощности света происходит при использовании тех или иных источников света с сотами, все снимки сделаны на одном значении диафрагмы.

Тарелка открытая

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет соты

Тарелка с сотами 20°

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет соты

Большой рефлектор открытый

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет соты

Большой рефлектор с сотами 20°

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет соты

Стандартный рефлектор открытый

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет Соты светоформирующие насадки

Стандартный рефлектор с сотами 30°

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет соты

Стандартный рефлектор с сотами 20°

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет Соты светоформирующие насадки

Стандартный рефлектор с сотами 10°

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет соты

Помимо этого соты выполняют другую функцию: они делают свет более направленным, лучи становятся более параллельными. Это особенно заметно на больших источниках мягкого света, например, софтбоксах, на которые надеты соты.

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет соты для софтбокса

Эта функция менее заметна, и только высококвалифицированные фотографы понимают это и используют в своей работе.

Дело в том, что лучи света, которые мы получаем на выходе из софтбокса, совершенно хаотичны. Сначала отражение от блестящих внутренних поверхностей софтбокса, потом совершенно неконтролируемое рассеивание через два слоя диффузоров – мы получаем «кашу», световой хаос. Многие фотографы поэтому и не любят большие софтбоксы, они дают такой рыхлый неструктурированный свет.

Соты (а здесь они уже будут представлять большую решетку, надеваемую на внешний рассеиватель софтбокса) помимо отсекания бокового света в целом еще совершают следующую функцию. Каждая ячейка сот (а тут они крупные) формирует свой отдельный направленный пучок света, и софтбокс как бы представляет из себя набор довольно мягких, но параллельных пучков света. Это и делает свет структурным красивым, хотя он сохраняет свою мягкость. Он уже лучше прорисовывает объем, подчеркивает фактуру, структуру ткани, тела, предметов, и многие известные фотографы надевают соты на софтбокс часто даже не ради сужения общего светового пятна (это иногда проще делать флагами), а именно ради получения такого света. 

Теперь поговорим немного о практическом применении сот. Наличие сот – это своего рода must-have студии любого, даже начального уровня.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет

Наверное, чаще всего используют рефлектор с сотами для создания светового пятна на бумажном или другом фоне, либо выделения какого-либо участка фона. Здесь надо ставить рефлектор как можно ближе к оси объектива, иначе пятно света будет иметь уже не ровную круглую форму, а форму овала, причем граница тени будет с разных сторон овала иметь разный градиент. Для того чтобы пятно света было максимально округло, правильной формы, я использую самые узкие соты, относя рефлектор на большое расстояние от фона. Если в этом случае я вижу, что световое пятно немного узкое и резкое, я надеваю на рефлектор с сотами диффузный гель, он приятно растушевывает границы светового пятна и делает его несколько шире

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет Когда снимаешь не ростовые портреты, то удобно помещать рефлектор за спиной модели. Тогда круг получается идеально ровный – ось рефлектора и плоскость фона перпендикулярны друг другу. Часто в кадр попадает не все световое пятно, и здесь уже пятно на фоне выступает как самостоятельный композиционный элемент. Удачно вписавшись в общий рисунок, он придает объем, композиционную законченность и привлекательность фотографии.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, светОднако иногда в кадре используется даже не все световое пятно, а только его небольшая часть. Надев очень широкие соты и поместив рефлектор на большое расстояние от фона, мы уже используем не все световое пятно, а только его небольшую часть. Очень удачно можно подчеркнуть объем кадра, если использовать «обратные» градиненты. Когда градиент на фоне имеет обратное направление по отношению к свету на модели, такое сочетание создает по-настоящему драматическую картинку: интерес к ней гарантирован! Для этой фотографии я надел на рефлектор с сотами дополнительный цветной гель, чтобы поддержать основное цветовое решение кадра.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, светС другой стороны, иногда рефлектор с сотами целенаправленно ставится сбоку, таким образом мы можем получить интересную линию, овальный пучок света. И чем больше будем приближать ось рефлектора к плоскости фона, тем более причудливый рисунок мы получим. На фотографии сверху, рефлектор стоит практически около фона, и его ось направлена параллельно фону немного вниз.

 

Соты светоформирующие насадкиНо не только для освещения фона используются рефлекторы. Часто это попытка создания резкого драматичного рисунка, напоминающего узкий спот света. На фотографии выше один рефлектор с широкими сотами используется для освещения, как модели, так и фона, создавая иллюзию луча света, упавшего на стену, у которой стоит модель.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет Иногда пучок света используется довольно широкий, и мы получаем помимо жесткого света в кадре еще и приятные, едва уловимые градиенты, ведущие к краям кадра, выгодно добавляя объем и композиционную завершенность фотографии.

 

Соты светоформирующие насадкиЗдесь тоже подобное решение: рефлектор с сотами создает пучок света, придающий дополнительный объем фотографии за счет небольшого затемнение углов снимка, хотя сама модель полностью находится в световом пучке. Дополнительная фрост-рама с диффузным гелем большой степени прозрачности немного смягчает свет, сохраняя при это созданные сотами градиенты.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, светВ то же время иногда пучок света может быть настолько узким, что осветит только маленькую часть кадра, и тогда фон не будет освещен, оставив пятно света только на модели.

 

Соты светоформирующие насадкиВ качестве источника мягкого света с узким световым пучком используется софтбокс с сотами. Это не так часто используемое решение в студиях, хотя я просто не представляю, как можно обходиться без такого набора. Это дает поистине прекрасное решение: драматичный, но мягкий свет. И часто работая только одним источником света, мы можем создавать картинки, напоминающие сложенные из нескольких скрупулезно расставленных источников света.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет На этой фотографии также представлен пример работы с использованием одного софтбокса с сотами. Поставил его довольно «драматично» по отношению к модели. Фон я подсветил таким же источником. Сразу стала видна граница света, создаваемая сотами, разделяющая фон на две части: освещенную слева и неосвещенную справа. Таким образом, я получил «обратные» градиенты – одно из самых эффектных световых решений, которые вы можете применить в своих фотографиях.

 

Соты светоформирующие насадки Кстати, довольно часто соты используются для того, чтобы исключить «рефлексы» в студии, т.е. паразитную засветку. А также для того чтобы оставить фон неосвещенным, и осветить его другими источниками, создавая уже с нуля тот рисунок на фоне, который здесь необходим.

 

Соты светоформирующие насадки Во время создания интересной привлекательной картинки иногда требуется осветить только небольшую часть кадра, выделить маленькую деталь. Например, на этой фотографии, для того чтобы осветить ноги модели помимо остальных источников света, вплотную к фону были поставлены два рефлектора с сотами, которые я отвернул от фона и направил на ноги модели. Две тонкие линии с обеих сторон на ногах – следствие применения такого освещения.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет Иногда нам нужно выделить не только один участок, но целую область кадра, часто с довольно причудливой формой. Для этой цели иногда приходится использовать сразу несколько рефлекторов с сотами. Как, например, на этом снимке, чтобы получить сверкающее, светящееся изнутри платье, я поставил 4 рефлектора с сотами таким образом, чтобы они составляли линию жесткого света, передавая эстафету освещения от одного к другому.

 

соты, сотовые насадки, рефлектор, софтбокс, портретная тарелка, свет Иногда соты с тубусом используются для того, чтобы создать предельно узкий пучок света. И если мы его используем через отражатель, а в виде отражателя применяем какие-нибудь специальные материалы, типа фольги, зеркала, воды, мы можем получить поистине восхитительный результат, который способен поставить в тупик любого эксперта фотографии о природе этого света

Эти примеры отражают лишь малую толику возможностей, которые дает нам применение рефлекторов, и постоянные упражнения с этим инструментом и последующее применение радикально расширят ваши возможности по студийной съемке.

Комментарии: 12   Просмотры: 71027    

Комментарии:

   30 Марта 2011, 16:28
классная статья, спасибо вам Олег огромное
   30 Марта 2011, 16:42
найс)
   30 Марта 2011, 17:42
Очень полезно)) И интересно было читать))
   30 Марта 2011, 19:42
Спасиибо! Вот это шикарно!
   31 Марта 2011, 08:46
Олег, спасибо Вам огромное! )
   31 Марта 2011, 16:23
Отличная статья!
Кажется перепутаны местами фото с импульсным источником, стандартный рефлектор с сотами 30 и 20 градусов.
Oleg Tityaev   31 Марта 2011, 16:38
Точно! Сейчас исправим! :-)
   1 Апреля 2011, 12:43
Полезная статья, спасибо!
Про жесткость пилота - более крутое распределение интенсивности в световом пятне?
   6 Апреля 2011, 09:58
И Вы знаете, Олег, что подкупает? То что не смотря на очень высокий уровень, в Вас осталась человечность : ))  И звездная болезнь обошла Вас стороной... : ))
 
P.S. Статья изумительная, фотографии великолепные, Вы мастер (снимаю шляпу)  : ))
   26 Апреля 2011, 15:56
Спасибо! Очень полезная статья!
Amigo   9 Июля 2012, 15:25
Сбасибо Вам большое! Все понятно и доступно
Александр Варыханов   9 Февраля 2013, 15:37
снова поискал и нашел эту статью - очень хороший эффект дают соты, но найти их вне москвы снова оказалось проблемой . После поиска разных конструкций я создал свою- дешево и сердито! лист бумаги А4 на лазерном принтере перевел в черный цвет, затем разлиновал на полоски по 50 мм вдоль короткой стороны ( ширина может варьировать в большую сторону), и порезал лист на полоски. В итоге с одного листа получилось 6 полосок по 21 см длинной. Степлером я соединил полоску в нахлест так, чтобы образовалось кольцо диаметром 50-60 мм. Затем получившиеся кольца опять же степлером я соединил в цепочку - по 10 колец в цепочке. Далее 10 таких цепочек я соединил параллельно друг с дружкой- в итоге получил соты из 100 колец, размер  60*60 см, как раз для софт-бокса к накамерной вспышке . По периметру все это скрепил липкой малярной лентой для крепости всей конструкции, и к софт боксу прикреплил прищепками. Получилось дешево и быстро, и все работает. 
Для того, чтобы оставить комментарий, нужна авторизация